История развития русской математической школы
рабочая программа (5 класс) по теме
Авторская программа факультативного курса по математике для учащихся 5-6 классов, расчитана на 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
История развития русской математической школы | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.ВЛАДИМИРА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»
факультативных занятий
История развития русской математической школы
Составила учитель первой квалификационной категории Самсонова Т.В.
Пояснительная записка
Основным видом внеклассной работы по математике в школе являются математические кружки и факультативы. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки и факультативы способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки учащихся.
Курс «История развития русской математической школы» состоит из 34 занятий и представляет собой использование элементов истории в преподавании математики. В школьной программе нет конкретных указаний на то, какие сведения по истории математики следует сообщать учащимся, в каких классах и в каком объёме и по каким разделам школьной математики. Одно сообщение сведений по истории математики не способствует расширению умственного кругозора учащихся, и если ограничится сообщением имён математиков и хронологических дат, что легко осуществимо на уроках, то для учеников это скорее интересно, чем полезно.
Использование историко-научного материала в образовательном процессе, а в частности при проведении уроков и внеклассных мероприятий по математике, является одним из наиболее перспективных направлений гуманитаризации преподаваемого предмета и основой зарождения интереса у школьников к самому предмету.
Факультативный курс «История развития русской математической школы» призван восполнить пробел в знаниях учеников по истории математики. На занятиях происходит знакомство с фактами из истории математики на Руси в виде рассказов, бесед, разбираются старинные задачи, взятые из «Арифметики» Л.Ф.Магницкого. Происходит знакомство со старинной системой мер и сравнение с метрической системой мер. Решаются логические задачи, математические фокусы, игры.
Занятия проводятся в занимательной форме, где проходят дидактические игры, исторические экскурсы. Заключительным мероприятием является экскурсия в Детский Музейный Центр в старорусскую школу, где дети могут окунуться в атмосферу старорусской школы и старорусского урока арифметики. На занятиях учащиеся получают творческие задания, готовят мини-сообщения, что приучает детей к самостоятельной работе с дополнительной литературой.
Цели и задачи
- Обеспечить знакомство учащихся с историей возникновения математики и истории развития математики в Росси.
- Обеспечить знакомство учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся математиков России.
- Привитие интереса к отечественной истории.
- Отрабатывать навыки нестандартных задач.
- Воспитание патриотизма, положительного отношения к знаниям, уважение к русской культуре и науке.
- Развитие математического мышления, смекалки, математической логики.
- Развитие и повышение вычислительной культуры учащихся, используя исторический материал.
- Развитие кругозора учащихся и повышение их общей культуры.
- Развитие у учащихся умений действовать самостоятельно (работа с сообщением, рефератом, выполнение творческих заданий).
- Создать своеобразную базу для творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Формы и методы проведения занятий
Изложение теоретического материала факультативных занятий может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного оборудования.
Во время занятий целесообразно проводить дискуссии, ученики должны выполнять индивидуальные задания, готовить сообщения и доклады.
Ведущее место при проведении занятий должно быть уделено задачам, развивающим познавательную и творческую активность учащихся. Изложение материала может осуществляться с использованием активных методов обучения.
Продолжительность проведения предлагаемых занятий может быть неодинаковой, возможно увеличение количества часов за счёт часов остальных тем. Каждая тема предусматривает ознакомление с теоретическими сведениями, поэтому подготовку к занятиям целесообразно начинать с рекомендуемой литературы и методических рекомендаций.
Некоторые вопросы факультативных занятий можно изучить глубже, обратившись к рекомендуемой литературе.
Важным условием правильной организации процесса обучения на факультативных занятиях является выбор учителем рациональной системы форм и методов обучения, её оптимизация с учётом возрастных особенностей учащихся, уровня математической подготовки, а также специфики образовательных и воспитательных задач.
Содержание
Первые сведения о развитии математики.
Рассказать о целях и задачах курса, о содержании программы курса. Рассказать о легенде др. Греции, счёт на пальцах (Миклухо-Маклай и папирусы), история появления слова «бирка» и что оно означает, необходимость введения числовых знаков; числа начинают получать имена, числа в пословицах и поговорках, в русских народных сказках. Решение старинных занимательных задач.
Первые цифры.
Первые цифры у разных народов (Египет, остров Крит, римская нумерация, нумерация народов Майя). Познакомить со старинной русской нумерацией. Запись чисел с помощью старинной нумерации. Преимущество арабской нумерации. Египетский способ умножения, который применялся русскими крестьянами. Решение старинных занимательных задач.
Как измеряли в древности.
Зачем человеку нужны измерения. Первые единицы длины (шаг, миля, переход, трубки, сигара, лошадиный башмак, стрела) у народов разных стран. Старорусские единицы длины. Необходимость измерения площадей при земледелии. Единицы измерения площадей в других странах. История измерения площади в рассказе Л.Н.Толстого «Много ли человеку земли нужно?». Пословицы и поговорки с использованием старых русских мер длины. Малые старинные меры, большие меры длины. Меры площадей используемые в старину. Основные весовые единицы Руси (фунт и пуд). Происхождение слов «фунт» и «пуд». Весовые единицы Новгорода, Киевской Руси. Виды весов на Руси. Решение старинных занимательных задач.
Метрическая система мер.
Развал старой системы мер и необходимость введения метрической системы мер. Во внедрении этой системы мер в практику большую роль сыграли русские учёные. Эталонные (архивные) меры. Решение старинных занимательных задач.
Денежные расчёты на Руси.
Денежные единицы Киевской Руси. Виды денег на Руси (меховые, кожаные). История слова «деньга», «рубль»; «копейные» и «мечевые» деньги. Решение старинных занимательных задач.
Некоторые приёмы быстрого счёта.
Умножение чисел на 11, на 111. Быстрое возведение в квадрат двузначных чисел оканчивающихся цифрой 5. Признак деления на 8, на 7. Упражнения на быстрое сложение, числовые упражнения на тренировку внимания.
Л.Ф.Магницкий. «Арифметика» Магницкого.
Краткая биография Л.Ф.Магницкого. Первый учебник по математике (арифметике) в России. Решение задач из «Арифметики». Математические забавы Магницкого: угадывание дня недели, сколько лет человеку, быстрое сложение. Решение старинных занимательных задач.
Задачи Л.Н.Толстого.
Решение старинных занимательных задач.
Математические задачи в произведениях русских писателей.
Задача из повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома». Задачи, требующие логического мышления.
Юные математики.
Знакомство с интересными фактами из жизни Б. Паскаля, К. Гаусса, Л. Паше. Решение задач, которые решали эти математики в школьные годы. Великие русские математики в детстве.
Десятичные дроби.
История возникновения десятичных дробей, различные старинные способы записи десятичных дробей. Название дробей на Руси, противники дробных чисел. Обозначение десятичных дробей на Руси. Способ записи десятичных дробей Симоном Стевином. Решение старинных занимательных задач.
Леонард Эйлер и его задачи.
Краткая биография Леонарда Эйлера. Решение задач с использованием графов (головоломка Сэма Ллойда и другие задачи на графы).
Математика у народов нашей страны.
Математикой занимались и древние армяне, и народы Средней Азии.
Решение занимательных задач.
Решение логических задач. Задачи на затруднительные ситуации («Волк, коза и капуста», «Разделить квас поровну», «Двоичная хитрость», «Разделить бочки и мёд»). Решение занимательных задач из сборников, изданных в VIII веке.
Старинные математические игры и фокусы.
Игра «Ним», «Башня из колец», «Игры с предметами». Числовые фокусы, фокусы показывающие «красоту» и «стройность» математики.
Латинские квадраты.
Древнекитайская легенда об императоре Ню. Квадрат 3*3; 4*4; n*n; «шестнадцать офицеров». Примеры и задачи на заполнение латинских (магических) квадратов.
Урок-игра «Путешествие на ярмарку».
Экскурсия в Детский Музейный Центр.
Урок счёта в старорусской школе.
Ожидаемые результаты
В результате изучения факультативных занятий «История развития русской математической школы» у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики; улучшатся вычислительные навыки и навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой.
Исторический материал позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей и даёт возможность выявить одарённых и талантливых учащихся.
Предлагаемые факультативные занятия, отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, усилят прикладную направленность преподавания математики.
Таким образом, программа факультативных занятий «История развития русской математической школы», отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, имея большую информационную насыщенность, даёт возможность познакомить учащихся с интересным занимательным математическим материалом, который окажется полезным не только для расширения их знаний по математике, но и для развития познавательных интересов и творческой активности. Факультативный курс «История развития русской математической школы» имеет и пропедевтическую направленность, его изучение позволит учащимся сформировать представления о своих возможностях в области математики.
Литература
- Учебник «Математика 5 класс», автор Виленкин Н.Я.
- Учебник «Математика 6 класс», автор Виленкин Н.Я.
- Я.Н.Перельман. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел. (Серия «Занимательная наука».) – М.: Русанова, 1994. – 207 с.
- Депман И.Я.,Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 287 с.
- Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. – 2-е изд., испр. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1988. – 160 с.
- Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 288 с.
- Глейзер Г.И. История математики в школе IV – VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Название темы | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Первые сведения о развитии математики | 2 | ||
2 | Первые сведения о развитии математики | |||
3 | Первые цифры | 2 | ||
4 | Первые цифры | |||
5 | Как измеряли в древности | 4 | ||
6 | Как измеряли в древности | |||
7 | Как измеряли в древности | |||
8 | Как измеряли в древности | |||
9 | Метрическая система мер | 1 | ||
10 | Денежные расчёты на Руси | 2 | ||
11 | Денежные расчёты на Руси | |||
12 | Некоторые приёмы быстрого счёта | 1 | ||
13 | Л.Ф.Магницкий. «Арифметика» Магницкого | 3 | ||
14 | Л.Ф.Магницкий. «Арифметика» Магницкого | |||
15 | Л.Ф.Магницкий. «Арифметика» Магницкого | |||
16 | Задачи Л.Н.Толстого | 1 | ||
17 | Математические задачи в произведениях русских писателей | 1 | ||
18 | Юные математики | 2 | ||
19 | Юные математики | |||
20 | Десятичные дроби | |||
21 | Десятичные дроби | |||
22 | Леонард Эйлер и его задачи | 2 | ||
23 | Леонард Эйлер и его задачи | |||
24 | Математика у народов нашей страны | 1 | ||
25 | Решение занимательных задач | 4 | ||
26 | Решение занимательных задач | |||
27 | Решение занимательных задач | |||
28 | Решение занимательных задач | |||
29 | Старинные математические игры и фокусы | 3 | ||
30 | Старинные математические игры и фокусы | |||
31 | Старинные математические игры и фокусы | |||
32 | Латинские квадраты | 1 | ||
33 | Урок-игра «Путешествие на ярмарку» | 1 | ||
34 | Экскурсия в Детский Музейный Центр | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История математических школ
Неделя математики в рамках проведения предметных недель...
Презентация на тему "История развития русского языка"
Эта презентация была использована на научно-практической конференции ....
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...
История развития русского языка
Заполнение таблицы, используя интернет ресурсы...
История развития русской народной песни
История развития русской народной песни...
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Конспект урока русского языка в 10 классе...
История развития русского языка
История развития русского языка...