Рабочая программа учебной дисциплины театра-студии "Самоцветы"
рабочая программа по теме

Горстка Валентина Евгеньевна

В учебно-тематический план включено занятие по развитию сценической речи: массаж речевого аппарата (вибрационный и гигиенический), дыхательные упражнения для развития правильного диафрагмально-реберного дыхания, тренинг речевого аппарата, упражнения постановки голоса.

В программу внесена тема, связанная с подготовкой и участием воспитанников театра в мероприятиях Детско-юношеского центра.

Данная программа развивает творческие способности школьников и наполняет активно-деятельным, эмоциональным содержанием свободное время личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детско-юношский центр г. Ейска

муниципальное образование Ейский район

Согласовано                                                                Утверждаю

С педсоветом №                                                              Директор

«__»_________2013 г.                                           _______________ Е.В. Горбик

«__»____________ 2013 г.

Программа учебной дисциплины

______«Самоцветы»_______

наименование  объединения

________театральная-студия__________

наименование учебной дисциплины

_______________3 года_____________

срок реализации программы

______модифицированная____

вид программы

____________8-16 лет____________

возраст обучающихся

Горстка Валентина Евгеньевна

Ф.И.О, преподавателя

г.Ейск

2013 г.

Пояснительная записка

Театр – искусство синтетическое, объединяющие искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.

Привлечение школьников – кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Занятия в театральной студии приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывают чувство коллективизма, чувство прекрасного.

В учебно-тематический план включено занятие по развитию сценической речи: массаж речевого аппарата (вибрационный и гигиенический), дыхательные упражнения для развития правильного диафрагмально-реберного дыхания, тренинг речевого аппарата, упражнения постановки голоса.

В программу внесена тема, связанная с подготовкой и участием воспитанников театра в мероприятиях Детско-юношеского центра.

Данная программа развивает творческие способности школьников и наполняет активно-деятельным, эмоциональным содержанием свободное время личности.

В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:

  • принцип гуманизации;
  • принцип природосообразности и культуросообразности;
  • принцип самоценности личности;
  • принцип увлекательности; 
  • принцип креативности.
  • способствовать реализации потребностей детей и подростков в общении.

Цель программы:

Развитие  творчески   активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

  • обучить воспитанников  основам театральной деятельности;
  • сформировать навыки актёрского мастерства;
  • развивать творческие артистические способности детей;
  •  развить коммуникативные и организаторские способности воспитанника;
  • сформировать художественно-эстетический вкус;
  • воспитывать социальную активность личности воспитанника;
  • организовывать регулярные занятия по развитию сценической речи;
  • развивать в студийцах фантазию и творческое видение;
  • работать над сценическим движением;
  • создать атмосферу доброжелательности в студии.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

  1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета;  интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания,  развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастер-класс профессиональных артистов. Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.
  2. Настоящая программа, являясь альтернативой типовой, составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования. 
  3. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту в специализированных (театральных) учебных заведениях.
  4. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника  индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).
  5. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника.        
    Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.

Характеристика программы

Программа предназначена для работы с детьми и подростками (8-16 лет), рассчитана на трехгодичный срок реализации, в объёме 432 часов.
1-й год- 144часа, 2-й год 216 часов, 3-й год 216 часов, 4-й год 288 часа.
Режим занятий.
На учебный курс театра «Самоцветы» выделяется 72 занятия, 144 часа.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате реализации программы каждый воспитанник должен:

  • Знать:
  • о театре и театральной деятельности;
  •  теоретические основы актёрского мастерства;
  • этапы работы над спектаклем;
  • законы сценического действия;
  • теоретические основы сценической речи;
  •  этикет и манеры поведения в разные эпохи;
  • что такое ритм и темп;
  • что такое сценическое движение.

  • Уметь:
  • воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
  • представлять движения в воображении и мыслить образами;
  • находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
  •  создавать точные и убедительные образы;
  • выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
  • осуществлять сценические падения,
  •  двигаться в ритм музыки;
  • говорить речитативом.

  • Владеть:
  • элементами внутренней и внешней техники актёра;
  •  приёмами аутотренинга и релаксации;
  • словесным действием в спектакле;
  •  трюковой техникой;
  •  сценической пластикой;
  • Первоначальными вокальными навыками;
  • речевым общением;

По окончанию  курса обучения у воспитанников должно быть сформировано умение  самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности;  быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы.
       В результате реализации программы обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками  школьной самодеятельности, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих.

Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих способностей; характеристику уровня творческой активности воспитанника. Приложения. 

Основными формами подведения итогов по программе  является участие воспитанников театра-студии в театральных конкурсах, смотрах, фестивалях местного, регионального, российского уровня, международного уровня.

В театральной студии «Самоцветы», рассчитанной на 3 года обучения усложнения работы по годам определяется не расширением программы, не внесением в нее новых разделов, требующих воспитания каких-либо дополнительных качеств и умений учащихся, а естественное повышение требований в работе над собой и над ролью каждого воспитанника, усложнением произведения.

Учебно-тематический план 1 года обучения.

№        №

п/п

Тема

Кол.часов

всего

теория

прак-ка

1

Вводное занятие

2

2

2

Сценическая речь, сценическое движение

16

16

3

Читка пьесы, инсценировок, сценок. Переписка слов

4

4

4

Работа за столом над текстом

6

6

5

Словесное действие

6

4

2

6

Общение, взаимодействие, импровизация

6

2

4

7

Мизансценирование

20

2

18

8

Работа в выгородках

36

1

35

9

Работа над первоначальными навыками вокала

8

8

10

Прогонные репетиции

14

14

11

Технические репетиции

4

4

12

Генеральная репетиция. Сдача спектакля.

2

2

13

Показ спектакля

6

6

14

Анализ выступления

4

4

15

Участие в мероприятиях ДЮЦ и участие в конкурсах, фестивалях

8

8

16

Итоговое занятие

2

2

Итого

144

21

123

Учебно-тематический план 2 года обучения.

№        №

п/п

Тема

Кол.часов

всего

теория

прак-ка

1

Вводное занятие

2

2

2

Сценическая речь, сценическое движение

12

12

3

Читка пьесы, инсценировок, сценок. Переписка слов

2

2

4

Работа за столом над текстом

4

4

5

Словесное действие

10

2

8

6

Общение, взаимодействие, импровизация

10

2

8

7

Мизансценирование

20

20

8

Работа в выгородках

36

36

9

Работа над первоначальными навыками вокала

8

8

10

Прогонные репетиции

12

12

11

Технические репетиции

4

4

12

Генеральная репетиция. Сдача спектакля.

2

2

13

Показ спектакля

8

8

14

Анализ выступления

2

2

15

Участие в мероприятиях ДЮЦ и участие в конкурсах, фестивалях

10

10

16

Итоговое занятие

2

2

Итого

144

12

132

№        №

п/п

Тема

Кол.часов

всего

теория

прак-ка

1

Вводное занятие

2

2

2

Сценическая речь, сценическое движение

10

10

3

Читка пьесы, инсценировок, сценок. Переписка слов

2

2

4

Работа за столом над текстом

2

2

5

Словесное действие

8

8

6

Общение, взаимодействие, импровизация

12

12

7

Мизансценирование

16

16

8

Работа в выгородках

36

36

9

Работа над первоначальными навыками вокала

8

8

10

Прогонные репетиции

10

10

11

Технические репетиции

4

4

12

Генеральная репетиция. Сдача спектакля.

2

2

13

Показ спектакля

12

12

14

Анализ выступления

2

2

15

Участие в мероприятиях ДЮЦ и участие в конкурсах, фестивалях

16

16

16

Итоговое занятие

2

2

Итого

144

6

138

Содержание программы

Тема 1.

  • Вводное занятие.
  • Знакомство с кружковцами.
  • Выявление стартовых возможностей для распределения ролей (голос, дикция, внешние данные).
  • Беседа о занятиях в театральной студии.
  • Беседа «Что такое театр?».
  • Ежемесячная беседа по технике безопасности.
  • Беседа о правилах поведения в ДЮЦ.

По данной теме ожидаются следующие результаты обучения:

Учащиеся получат сведения о театре и приобретут навыки поведения в учреждениях дополнительного образования.

Контроль данной темы будет проводится в форме викторины об особенностях занятий в ДЮЦ.

Сценическая речь и сценическое движение.

Выполнение упражнений для развития правильного диафрагмально-реберного дыхания (пружинка, крылышки, машина, муха, утюг, шарики-насосики).

Работа над артикуляцией:

  • Упражнения для языка (укол, трубочка, ковш, машина, качели, маятник).
  • Упражнения для губ (чередование сжали губы в трубочку на и распустили, губы трубочкой круговые движения вправо и влево, рыба зевает, тебе капает).
  • Для челюсти (взад, вперед, вправо, влево).
  • Скороговорки.

Упражнения для развития сценического движения:

  • Работа над походкой в образе.
  • Походка под музыку.
  • Походка под хлопки.
  • Сценическое падение.

По данной теме ожидаются следующие результаты обучения:

дети овладевают правильным диафрагмально-реберным дыханием, артикуляционным тренингом, развивается поставленный сценический голос, вырабатывается походка, исчезает мышечная зажатость.

Контроль данной темы будет проводится в форме открытых уроков по сценической речи и сценическому движению.

Тема 3.

Читка  пьесы.

Разбор пьесы. Обсуждение. Выявление идеи, определение сверхзадачи
(во имя чего ставить спектакль). Разбор по событиям: встреча, столкновение, примирение и т.д.

Определение главных и второстепенных событий. Анализ поступков и поведения действующих лиц.

Данная тема предполагает получение подростками теоретических знаний об идее спектакля, о главных и второстепенных событиях спектакля, о необходимости анализа поступков и поведения действующих лиц. Тема предполагает также получение учащимися знаний о речевом тренинге.

По данной теме ожидаются следующие результаты обучения: воспитанники научатся анализировать спектакль и поступки действующих лиц, и получат знания по технике речи.

Контроль данной темы будет проводится в форме проведения самими учащимися тренинга.

Тема 4.

Работа за столом над текстом.

Активное отношение к тексту.

Определение текста предлагаемыми обстоятельствами, в которых действуют персонажи. Анализ взаимоотношений действующих лиц (чего добиваются друг от друга, как оценивают друг друга)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочая программа учебной дисциплины "Иностранный язык (английский)" по программам подготовки квалифицированных рабочих, 2015

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины "Английский язык" для профессиональных образовательных организаций, Москва, "Академия", 2015...

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»  в пределах ППССЗ  по спе...

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...