Идейная мастерская
план-конспект занятия на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
идейная мастерская | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Идейная мастерская»
Цель – обучение методикам генерации идей.
Задачи: познакомить с методиками генерации идей,
проверить их в ходе выполнения практических упражнений.
Что такое креативность в вашем понимании?
- Загадки.
Креативность – это способность мозга выдавать не стандартное решение, необычную идею.
Тест на креативность
Что дает подобный тест на креативность нам? Мы понимаем, можем ли мы генерировать интересные мысли, в каком объеме (у вас закончился листок, а мыслей по поводу того, что можно отобразить еще полно). Помимо всего этого вы сможете понять, как быстро вам дается создавать интересные решения.
Этот тест вы можете использовать в качестве тренировочного материала с целью развить креативность. Берите чистый лист, ставьте таймер и пытайтесь придумать новые изображения, которых не было еще. После заполнения листа отметьте время, которое вам понадобилось на его заполнение, проведите анализ полученного. На следующий день повторите все эти действия и сравните полученное время.
Ошибочно думать, что все наши творческие способности - только врожденные. Как же развить креативность? Креативность развивается при обучении и занятиях творческой работой.
Расскажем вам о нескольких мифах о креативности:
- Миф первый. Креативность – удел креативных людей Любой мыслящий человек способен выполнять творческую работу. Креативность зависит от ряда таких факторов как опыт, талант, умение думать по-новому и способность пробиться сквозь барьеры «привычного». Человек, вдохновленный своей работой, относится к повседневным делам более творчески.
- Миф второй. Креативность питается недостатком времени Люди наименее склонны к творческим проявлениям в ситуациях, когда им приходится вступать в схватку со временем и не могут в полной мере углубиться в свою работу и начать генерировать идеи. При этом избыток времени также вреден для креативности, он подталкивает к бездействию.
- Миф третий. Страх приводит к новым открытиям Многие считают, что неблагоприятное психологическое состояние стимулирует творческие способности. Оказалось наоборот. Когда люди счастливы, они выдвигают и реализовывают новые идеи.
4.Миф четвертый. Соревновательность способствует творчеству. В коллективах, где сотрудники соревнуются, вместо сотрудничества, креативность идет на убыль, так как они перестают обмениваться информацией. В результате чего ни один сотрудник в организации не обладает полной информацией.
Для повышения креативности, прежде всего необходимо устранить внешние препятствия, а так же уделить повышенное внимание свободе творчества, созданию атмосферы сотрудничества, справедливой системе оценок, четкой постановке целей.
Иногда вы бываете так истощены умственно, что не можете выдать ни одной стоящей мысли.
Как научиться генерировать идеи? Вам могут помочь несколько советов.
1. Уберитесь. Уборка хорошо помогает привести мысли в порядок. Во-первых, она отвлечет вас от работы, разгонит застой в мыслях. Кроме того, психологами доказано, что внешний кавардак сносит смуту и во внутренний мир, мозг в захламленном помещении находится в состоянии, напоминающем стресс. Уберитесь - это очистит голову.
2. Установите сроки. Сроки - это не идеальное решение, и некоторые идеи даже вовсе не терпят цейтнота, но все же этот метод иногда бывает действенным. Самое главное преимущество этого метода - он заставляет вас сосредоточиться непосредственно на цели, а не отвлекаться на мелочи, уводящие вас в сторону.
3. Отдохните. Когда вы не можете ничего придумать, естественно, вы волнуетесь. И от этого еще больше запутываетесь. Проветритесь, успокойтесь, займитесь дыхательной гимнастикой. Дыхательную гимнастику, кстати, в таких случаях считают незаменимой психологи: здесь работает механизм, переносящий уверенность с одного объекта на другой - мы думаем, что, если мы можем контролировать свое дыхание, то и всю остальную деятельность мы можем контролировать тоже. Это вселяет в нас уверенность и настраивает на рабочий лад.
4. Закройте глаза. Иногда этот простейших метод бывает очень эффективным. Он помогает вам сфокусироваться. Просто закройте глаза и несколько минут посидите спокойно.
5. Идите спать. Возможно, вы слишком перегружены. Лягте и постарайтесь вздремнуть. Увидите, даже полчаса сна принесут вам отличные результаты.
6. Включите музыку. Музыка, как известно, помогает вам не реагировать не внешние раздражители, а также вдохновляет вас делает вашу работу легкой. К тому же музыка способствует возникновению в нашей голове различных образов, которые вы можете использовать как основу для ваших идей.
7. Труд. Как верно заметил Эйнштейн, "Гениальные решения - это 99% труда и только 1% вдохновения". Так что, может, вы слишком долго ждете вдохновения? Может, вам нужно просто взяться за дело? Заставьте себя работать, и вы постепенно втянетесь. А следом придет и вдохновение.
8. Фиксируйте все идеи. Лучший способ увеличить количество идей - избегать их потери. Не позволяйте уйти идее, посетившей вас. Всякий раз, когда к вам в голову придет идея, тут же фиксируйте ее.
9. Не фильтруйте ваши идеи. По определению, фильтрация ваших идей приводит к сокращению их количества. Даже если идея кажется вам не очень хорошей, не отбрасывайте ее сразу. Попробуйте посмотреть на нее под другим углом. Отказаться от нее вы всегда успеете.
10. Игнорируйте всех. Чем оригинальнее ваша идея, тем меньше хороших советов вам могут дать. Вы не можете знать насколько креативна ваша идея в тот момент, когда она появляется. Хорошие идеи всегда сталкиваются с сопротивлением.
11.Идея должна быть вашей. Та независимость, которую порождают ваши идеи, вдохновит намного больше людей, чем ее содержание. Идея не должна быть значимой, она должна просто быть вашей. Чем больше в ней личного, тем она удивительнее.
12.Вкладывайте свое время. Стоящее дело можно делать вечно. 90% того, что отличает успешных от неудачников — время, усилия и стойкость. Чтобы стало больше времени, нужно учиться им управлять.
13.Каждый рождается креативным. У каждого периодически появляется желание сделать что-то. Идите вперед и делайте что-нибудь. Что-нибудь по-настоящему особенное для вас. Никто не скажет вам насколько хорошо, значимо и ценно то, что вы делаете.
14.Делайте это для себя. Каждый слишком занят свой жизнью, чтобы интересоваться твоей книгой, картиной, сценарием. Наводить много шума вокруг своих творений — путь к погибели. Лучший способ получить одобрение — перестать в нем нуждаться.
Бывает, что следуя всем этим советам, остается ощущение, будто что-то мешает вам создать гениальную идею. Вот список из наиболее распространенных препятствий, которые мешают нашей естественной креативности, на случай, если вы зашли тупик. Он помогает мне понять, что барьеры на пути к хорошей идее на самом деле существуют лишь у меня в голове.
1. Логическое мышление Реальная жизнь не только неоднозначна, но и зачастую до безумия нелогична. В то время, как навыки критического мышления, основанного на логике, являются одной из наших главных сильных сторон при оценке жизнеспособности какой-либо креативной идеи, они часто выступают в роли основных врагов по-настоящему инновационных идей. Образное мышление является одним из лучших способов выйти за рамки своего логического разума.
2. Правила креативного мышление можно рассматривать и как разрушающую силу. Вы разрушаете эти — зачастую произвольные правила, которые определили для вас другие, и спрашиваете «Почему?» или «Почему бы и нет?» каждый раз, когда ваши поступки расходятся с тем, как «поступают все». Но сказать легче, чем сделать, так как люди нередко защищают правила, которым они следуют, даже когда им демонстрируют доказательство того, что правило не работает.
3. Я «серьезный» человек. Большинство из того, что делает нас цивилизованными, сводится к подчинению, постоянству, общим ценностям и, конечно, мышлению как все. И это не обязательно неправильно, но если вы осознаете и примите то, что общество функционирует практически лишь на основе группового мышления, то дадите самому себе разрешение на то, чтобы перевернуть все принятое с ног на голову и вытряхнуть иллюзии. Все лидеры — от египетских фараонов до китайских императоров и европейских королей — советовались с глупцами или придворными шутами, когда перед ними вставали тяжелые задачи. Образ дурака позволял сказать правду, которая могла быть воспринята как богохульство или вызов принятым общественным традициям. Разрешите себе стать глупцом и увидеть вещи такими, какие они есть.
5. Ошибаться плохо. Мы очень не любим ошибаться, тем не менее, большинство полезного опыта мы получаем, как правило, из ошибок. Томас Эдисон ошибался 1 800 раз, прежде чем лампочка заработала. Его сила в том, что он не боялся ошибаться. Наши ошибки позволяют нам учиться, но мы должны освободить себя, прежде чем сможем их допускать. Просто пробуйте свои идеи, и смотрите что получится. Делайте выводы, получайте знания, и пробуйте что-то другое. Спросите себя, каков будет худший результат, если я неправ? Вполне может быть, что польза от ошибки намного превзойдет ее последствия.
8. Я не творческая личность. Отрицать свою креативность — это то же самое, что отрицать, что вы человек. Мы все обладаем безграничной креативностью, которая раскрывается только тогда, когда мы понимаем, что сами создаем препятствия посредством образа своего мышления. Если будете говорить себе, что вы не творческая личность, это станет правдой. Прекратите.
В этом смысле пробуждение творческого начала подобно тому пути, про который говорят люди, ищущие духовного просветления. Вы уже просветлены, так же, как и креативны, но чтобы увидеть это, необходимо отбросить все иллюзии. Признайте, что вы творческая личность по сути, а затем начните избавляться и от других препятствий, которые вы позволили создать в своем разуме.
Несколько популярных методик генерации идей
Основным способом решения творческих вопросов является поиск новых идей. Для их поиска порой затрачивается неимоверное количество ресурсов, однако найти верное решение удается не всегда. Представленные техники от известных авторов помогут вам лучше ориентироваться в потоке мыслей и довести до логического изъяснения заветную идею.
- Отдаленные ассоциации (Падающая – актер – пыль)
Тест Медника
- Метод фокальных объектов
Автор — Чарльз Вайтинг. На нем мы остановимся поподробнее.
Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.
Цель метода Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.
Суть метода Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.
План действий. Из условий задачи выделить объект, подлежащий усовершенствованию.
Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.
Результат. Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.
Объяснение на примере.
- Мозговой штурм
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Правила Мозгового Штурма:
- Постановка проблемы
- Генерация идей (накидывание идей)
- Максимальное количество идей
- Не делать ограничений по количеству и качеству идей
- Полный запрет на любую критику
- Можно и нужно предлагать необычные и даже абсурдные идеи
- В конце происходит группировка, отбор и оценка идей. По результатам голосования оставляем лучшие. И затем остается одна, и она становится главной идеей (названием, темой).
- Шесть шляп мышления
Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.
Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).
Дополнительная информация:
Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
До 90% ошибок в мышлении (в нетехнических областях) - это ошибки восприятия. Логические ошибки очень редки.
Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. однако если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.
- Тест Е. Торренса «Дорисуй контур»
- Морфологический анализ
Автор — Фриц Цвикки.
Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько
существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.
- Непрямые стратегии
Авторы — Брайан Эно и Питер Шмидт.
Берется колода карт, на которых записан набор команд (например, «дай волю злости», «укради решение» и др.). Во время создания новой идеи нужно вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.
- Расшифровка
Берется непонятная надпись на чужом языке — скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.
- Придумай хозяина.
Интересно, а как вы лично могли бы объяснить, почему одни люди
делают открытия и изобретают совершенно новое, а другие – этого не делают?
Сегодня мы можем прочитать множество страниц исследований
именно об этом.
Признанная на сегодня версия выглядит так:
Наше мышление устроено таким образом, чтобы создавать мыслительные шаблоны. Например, когда звонит телефон, мы не задумываясь отвечаем «Алло».
Шаблоны нам необходимы для того, чтобы быстро находить решения, тем самым – сохраняя нашу жизнь. Шаблоны создаются быстро и прочно. И помогают при решении повседневных задач. Достаточно один раз уколоться о стебель цветка, чтобы научиться брать цветок осторожно.
Шаблоны не предполагают креативность. И человек, мыслящий шаблонами, не может создать ничего оригинального.
Ученые утверждают: если у вас есть мозг, то вы можете научиться мыслить нестандартно.
Вот пять правил Эдварда де Боно, британского психолога и писателя, о том, как уйти от клише и установившихся моделей мышления:
- сомневаться в допускаемом (почему клиенты должны покупать, а продавцы – продавать? Может, наоборот? Допустим это, люди придумали магазины самообслуживания),
- обобщать альтернативы (вариантов решения задачи всегда несколько, надо просто рассмотреть их все, и сделать это «пристально»),
- хвататься за новые идеи и смотреть, что получится (а кто сказал, что не получится? Решение есть всегда! Творческие люди рискуют каждый день),
- находить новые точки входа, от которых можно оттолкнуться (если воду в реке загородить плотиной, вода вынуждена будет найти другой путь).
Несколько советов:
1. «Кормите» мозг: читайте, обсуждайте и анализируйте хорошую литературу по фантастике. Оказывается, Г. А. Альтшуллер подсчитал, что из 108 идей-прогнозов Ж. Верна реализовано 99 (90 %).
2. Тренируйтесь: не давайте мозгу «застояться». Бросайте себе вызов. Полученные в том числе и на нашем мастер-классе навыки позволят Вам находить творческие решения в любой ситуации.
3. Используйте любую свободную минуту, чтобы найти необычное в обычном.
4. Не останавливайтесь: решение нестандартных задач — процесс сложный, только при систематической и продолжительной работе над собой можно достичь желаемого результата.
5. Возьмите за правило — придумывать новые идеи. К примеру, по пять в день. Фиксируйте даже самые бредовые идеи, которые совсем не креативные и за реализацию которых никогда не возьметесь.
6. Сохраняйте идеи: со временем, проглядывая те, что показались интересными, но вы не захотели за них браться, вы можете изменить точку зрения или придумать несколько свежих идей на основе имеющейся.
7. Будьте уверены: каждый творческий человек нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение.
Тест Гилфорда (модифицированный)
В конце хотелось бы посоветовать, дорогие друзья, задуматься над вопросом развития своей креативности. Пусть в каждом из вас поселится маленький гений с большими амбициями. По себе же могу сказать – вам только стоит начать думать креативно, как вы возьмете это в привычку и будете постоянно пытаться из обычного сделать сложное или, наоборот, в общем, преобразовать что-то во что-то другое, более полезное.
Желаю вам удачи! Будьте креативны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль природы в идейном содержании поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
Цель урока: рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях....
Исследование. Небесные образы – символы в идейно – художественной структуре романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»
Целью данной работы является идея исследования романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» с точки зрения небесной символики, определение роли небесных образов - символов в идейно - ...
Идейное содержание рассказа А. В. Костюнина "Рукавичка"
Конспект урока внеклассного чтения....
Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Урок в восьмом классе, итоговый по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"....
Идейно – художественное переосмысление И.А.Крыловым басни Эзопа.
Урок проводится по авторской программе и методике профессора Б.С. Дыхановой...
Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя « Ревизор». "Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Финал комедии и его идейно – композиционное значение."
Заключительный урок по комедии Гоголя "Ревизор". Анализ ключевых сцен комедии, подведение итогов по всему произведению....
Николай Васильевич Гоголь. Творческая история «Мертвых душ». Композиция. Жанр. Роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя.
Цели урока: 1. напомнить учащимся о важнейших событиях в...