Рабочая образовательная программа по природоведению 5 класс
рабочая программа (биология, 5 класс) по теме
Рабочая образовательная программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта , Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса автора А.А. Плешакова. Данная программа предусматривает обучение природоведения в обеме 2 часов в неделю. В рабочую образовательную программу включены практические работы, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_prirodov._5_kl..docx | 42.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО зам. директора по УПР Директор РГСУВУЗТ
протокол №________ _______ / С.А. Григорьева/ « Убеевская общеобразовательная школа»
МО и МП ЧР
« __» ___________ 2011 г. « __» _________ 2011 г. ________ / Б.Ф.Соколов/
«___» _____________ 2011 год
Рабочая образовательная программа
по природоведению
на 2011-2012 учебный год
Класс 5
Учитель: Яковлева Надежда Валентиновна
Количество часов: всего 68часов; в неделю 2 часа
Тематическое планирование составила ___ (Н.В.Яковлева)
Рабочая образовательная программа по природоведению
5 класс
Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса автора А.А. Плешакова // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. –М.: Дрофа, 2006. – 138с.//
Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая образовательная программа для 5 класса предусматривает обучение природоведения в объеме 2 часов в неделю.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей. А также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание обучения.
(68 часов, 2 часа в неделю)
Глава 1. Изучение природы (2 ч).
Изучение природы человеком. Естественные науки. Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований.
Практические работы.
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Глава 2. Вселенная (11 ч).
Представление о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю, Птолемею. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
Практические работы.
Наблюдение суточного движения солнца и звезд.
Глава 3. Земля (21 ч.)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение. Внутренне строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической Земной коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода.
Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Практические работы.
Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра.
Глава 4. Жизнь на Земле (18 ч).
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно –воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков.
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Практические работы.
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации.
Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.
Глава 5. Человек на Земле (14 ч).
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный.
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких Земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов, защита планеты от всех видов загрязнений.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию рабочей программы: Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по природоведению, Примерной программы основного (общего) образования по природоведению.
Комплект учебников и учебно – методических пособий, обеспечивающих процесс образования по природоведению по данной рабочей программе:
- Плешаков А.А. « Природоведение» 5 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М. : Дрофа, 2006. – 176 с.;
- Парфилова Л.Д. «Контрольные и проверочные работы по природоведению» / к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 95 с.
Электронные пособия:
- Природоведение 5 класс. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
- Интернет – ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.
Расписание учебного времени:
№ п.п. | Тема | Количество часов | В том числе | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1 | Глава 1. Изучение природы | 2 | 1 | - |
2 | Глава 2. Вселенная | 11 | 1 | 1 |
3 | Глава 3. Земля | 21 | 2 | 1 |
4 | Глава 4. Жизнь на Земле | 18 | 3 | 1 |
5 | Глава 5.Человек на Земле | 16 | - | 2 |
Итого | 68 | 7 | 5 |
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс
В результате изучения природоведения ученик должен:
Знать / понимать
- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли;
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека;
- важнейшие экологические проблемы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
Уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животные своей местности;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Земли и Солнца в Солнечной системе;
- описывать собственные наблюдения и опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса или местных признаков;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде.
№ | Содержание учебного материала (раздел, тема урока) | Кол –во часов | Тип урока | Цели и задачи темы | |||||||||||||
Глава 1. Изучение природы (2 ч.) | |||||||||||||||||
1 | Изучение природы. Что такое природоведение? | 1 | Комбинированный урок | Знать определения понятий «природа, человек, экология, среда обитания», методы изучения природы. | |||||||||||||
2 | Методы изучения природы. | 1 | Комбинированный урок | Уметь вести наблюдение за изменениями в природе | |||||||||||||
Глава 2. Вселенная (11ч). | |||||||||||||||||
3 | Как древние люди представляли себе Вселенную? | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать определение понятия «вселенная» Уметь проводить сравнение | |||||||||||||
4 | От Коперника до наших дней. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать развитие представлений о Вселенной | |||||||||||||
5 | Соседи солнца. | 1 | Комбинированный урок | Знать определения понятий « небесные тела, солнечная система, астрономия» Называть планеты солнечной системы Характеризовать планеты земной группы ( Венера, Марс, Меркурий, Земля) | |||||||||||||
6 | Луна – естественный спутник Земли. | 1 | Комбинированный урок | Знать определение понятия « лунные фазы» Характеризовать естественный спутник Земли –Луну. | |||||||||||||
7 | Планеты – гиганты и маленький Плутон. | 1 | Комбинированный урок | Уметь перечислять планеты –гиганты Характеризовать планеты – гиганты. | |||||||||||||
8 | Астероиды. Кометы. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать астероиды, кометы, метеоры, метеориты. | |||||||||||||
9 | Мир звезд. Солнце. | 1 | Комбинированный урок | Знать определение понятия «звезды», классификацию звезд Характеризовать ближайшую к Земле звезду – Солнце. | |||||||||||||
10 | Созвездия. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать созвездия. Знать определение понятия «полярная звезда». | |||||||||||||
11 | Галактики. | 1 | Комбинированный урок | Знать определения понятий «Галактика, Световой год» Характеризовать Галактику. | |||||||||||||
12 | Обобщение и систематизация знаний по теме « Вселенная» | 1 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний | Обобщить знания по теме : « Вселенная » | |||||||||||||
13 | Контрольная работа по теме «Вселенная» | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Тестирование о теме «Вселенная» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки) | |||||||||||||
| Глава 3: Земля (21 ч). | ||||||||||||||||
14 | Как возникла Земля | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Характеризовать гипотезы возникновения Земли. Уметь сравнивать гипотезы Бюффона и Джинса, Канта и Лапласа, Канта и Шмидта. | |||||||||||||
15 | Внутреннее строение Земли. | 1 | Комбинированный урок | Называть внешние оболочки Земли Знать о строении Земли | |||||||||||||
16 | Горные породы и минералы | 1 | Комбинированный урок | Знать определения понятий : «горные породы, минералы», классификацию горных пород | |||||||||||||
17 | Разрушение горных пор | 1 | Комбинированный урок | Знать о причинах, вызывающих разрушение горных пород. Знать определение понятия выветривание. | |||||||||||||
18 | Образование почв и их разнообразие | 1 | Комбинированный урок | Знать определения понятий : « почва, почвоведение, гумус», о типах почв. | |||||||||||||
19 | Полезные ископаемые. Металлы. | 1 | Комбинированный урок | Знать определения понятий: «полезные ископаемые, руда, металлы», классификацию полезных ископаемых. | |||||||||||||
20 | Природные явления. Землетрясения. | 1 | Комбинированный урок | Раскрыть закономерность между строением земной коры и некоторыми природными явлениями. Знать определение понятия « землетрясение» Уметь работать с картой | |||||||||||||
21 | Вулканы и гейзеры. | 1 | Комбинированный урок | Раскрыть закономерность между строением земной коры и природными явлениями. Знать определения понятий: «вулкан, лава, магма». | |||||||||||||
22 | Суша планеты. | 1 | Комбинированный урок | Знать о формах поверхности земли. Знать определения понятий « материк, остров, архипелаг». Уметь работать с картой. | |||||||||||||
23 | Рельеф суши. Горы. Равнины. | 1 | Комбинированный урок | Знать о формах рельефа. Знать определения понятий: «равнины, горы». | |||||||||||||
24 | Характеристика материков. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать материки. Уметь работать с текстом учебника. | |||||||||||||
25 | Обобщающий урок по теме: Строение Земли. | 1 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний | Обобщить знания по теме : Строение Земли. | |||||||||||||
26 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать о составе и значении Атмосферы, о мерах по защите озонового слоя. | |||||||||||||
27 | Свойства воздуха. | 1 | Комбинированный урок | Знать о свойствах воздуха | |||||||||||||
28 | Движение воздуха. Ветер. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать зависимость между температурой, давлением, силой и направлением ветра Знать определения понятий: «Бриз. Муссон. Ураган. Смерч. Флюгер.» | |||||||||||||
29 | Осадки. Погода. Климат. | 1 | Комбинированный урок | Знать определения понятий: « климат, погода, метеорология». Характеризовать виды облаков, круговорот воды в природе. | |||||||||||||
30 | Что такое гидросфера? Свойства воды. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать о свойствах воды, о переходе воды из одного состояния в другое. Знать определения понятий : « гидросфера, море, океан» | |||||||||||||
31 | Воды суши. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать воды суши. Классифицировать реки. Знать определения понятий : « реки, озера, болото, подземные воды, айсберг, ледник». | |||||||||||||
32 | Неповторимая планета | 1 | Комбинированный урок | Уметь объяснять причины неповторимости планеты Земля. | |||||||||||||
33 | Обобщение и систематизация знаний по теме : «Земля» | 1 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний | Обобщить знания по теме : «Земля» | |||||||||||||
34 | Контрольная работа по теме : « Земля». | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Тестирование о теме «Земля » (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки) | |||||||||||||
Глава 4: Жизнь на Земле (18 ч) | |||||||||||||||||
35 | Развитие жизни на Земле. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Характеризовать этапы развития жизни на Земле. Знать определения понятий: « эволюция, биосфера». | |||||||||||||
36 | Доказательства эволюции. | 1 | Комбинированный урок | Знать определение понятия «эволюция», доказательства эволюции. | |||||||||||||
37 | Живые клетки. Методы их изучения. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Называть и характеризовать органоиды клетки. | |||||||||||||
38 | Увеличительные приборы. | 1 | Комбинированный урок | Научиться работать с микроскопом. | |||||||||||||
39 | Строение растительной клетки. | 1 | Комбинированный урок | Знать об органоидах растительной клетки (оболочке, цитоплазме, ядре, митохондрии, лизосоме, вакуоли, пластидах, хлоропластах). | |||||||||||||
40 | Организм и его свойства. | 1 | Комбинированный урок | Называть свойства, представителей царств, одноклеточных и многоклеточных живых организмов Характеризовать царства живых организмов | |||||||||||||
41 | Одноклеточные организмы. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать строение одноклеточных организмов. | |||||||||||||
42 | Многоклеточные организмы( грибы, растения) | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать грибы( шляпочные и паразиты), растения. | |||||||||||||
43 | Среды обитания организмов. | 1 | Комбинированный урок | Знать определения понятий: « среда обитания, экологические факторы» Называть среды обитания организмов. Экологические факторы среды. | |||||||||||||
44 | Организмы разных сред обитания. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать особенности строения организмов разных сред обитания, приспособления к среде обитания. | |||||||||||||
45 | Жизнь на разных материках. | 1 | Комбинированный урок | Уметь выявлять черты приспособленности к среде обитания. | |||||||||||||
46 | Природные зоны Земли | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать природные зоны Земли. Уметь устанавливать взаимосвязь между условиями среды и внешним строением организмов. | |||||||||||||
47 | Жизнь в морях и океанах | 1 | Комбинированный урок | Уметь устанавливать причинно –следственные связи, объясняя приспособленность к среде обитания. | |||||||||||||
48 | Науки о природе | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать основные науки о природе. Уметь работать с текстом учебника | |||||||||||||
49 | Связи живого и неживого. | 1 | Комбинированный урок | Уметь составлять цепи питания | |||||||||||||
50 | Сезонные явления в природе | 1 | Комбинированный урок | Уметь описывать состояние погоды, растительный и животный мир своей местности. | |||||||||||||
51 | Обобщение и систематизация знаний по теме: « Жизнь на Земле». | 1 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний | Обобщить знания по теме : «Жизнь на Земле». | |||||||||||||
52 | Контрольная работа по теме: « Жизнь на Земле». | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Тестирование по теме «Жизнь на Земле» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки) | |||||||||||||
Глава 5: Человек на Земле (16 ч). | |||||||||||||||||
53 | Человек – часть биосферы. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Определять место человека в системе живых организмов | |||||||||||||
54 | Как человек появился на Земле. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать этапы эволюции человека. | |||||||||||||
55 | Человек – общественное существо. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать социальную сущность человека | |||||||||||||
56 | История географических открытий | 1 | Комбинированный урок | Рассказывать историю открытия материков | |||||||||||||
57 | Великие путешественники. | 1 | Комбинированный урок | Знать о путешественниках, внесших вклад в изучение нашей планеты. | |||||||||||||
58 | Как человек изменил Землю. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать изменения в природе, вызванные деятельностью человека. | |||||||||||||
59 | Глобальные экологические проблемы современности. | 1 | Комбинированный урок | Знать определение понятия « экологические проблемы» Характеризовать причины экологических проблем и пути их решения | |||||||||||||
60 | Жизнь под угрозой | 1 | Комбинированный урок | Знать определения понятий : « красная книга, заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки» Знать о способах охраны редких и исчезающих видов растений и животных | |||||||||||||
61 | Они не должны исчезнуть. | 1 | Комбинированный урок | Формировать рациональное природопользование, бережное отношение к природе. | |||||||||||||
62 | Не станет ли Земля пустыней? | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать причины и пути решения проблемы опустынивания | |||||||||||||
63 | Обобщение и систематизация знаний по теме : « Человек на Земле». | 1 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний | Обобщить знания по теме : « Человек на Земле» | |||||||||||||
64 | Контрольная работа по теме : « Человек на Земле» | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Тестирование о теме «Человек на Земле» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки) | |||||||||||||
65-66 | Обобщение материала | 1 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний | Обобщение материала по всему курсу природоведения | |||||||||||||
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Тестирование по всему курсу природоведения (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки) | |||||||||||||
68 | Анализ результатов итоговой контрольной работы. Распределение летних заданий. | 1 | |||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа по геометрии. 7 класс.
Данная рабочая программа полезна для учителей, работающих по учебнику "Геометрия 7-9 А.В. Погорелов" ...
Рабочая образовательная программа по геометрии. 8 класс.
Программа составлена из расчета 2 часа в неделю. Она может быть полезна тем, кто работает по учебнику "Геометрия 7-9. А.В. Погорелов"...
Рабочая образовательная программа по геометрии. 9 класс.
Программа состоит из пояснительной записки, основного содержания курса геометрии, календарно - тематического планирования из расчета 2 часа в неделю. Полезна тем кто работает по учебнику "Геометрия 7-...
Рабочая образовательная программа по биологии 6 класс
Данная рабочая образовательная программа по биологии составлена на основе Федерального государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по биологии. Программа предус...
Рабочие образовательные программы по алгебре 8,9 классы по учебникам Ю.Н Макарычева, математика 5, 6 классы по учебникам Н.Я Виленкин.
Рабочие программы по математике для 5 и 6 классов составлены на основе федерального компонента основного общего образования и программы основного общего образования по математике.Цели обучения м...
Рабочая образовательная программа история 10 класс (базовый уровень 70 часов)
Учебная программа разработана на основе Федеральной Примерной программы среднего образования по истории России 2004 г. Эта программа предназначена для преподавания для 10 –х классах и охватывает...
Рабочая программа по физике по новым образовательным программам 7-9 класс
Рабочая программа по физике по новым образовательным программам 7-9 класс...