Рабочая программа по учебному предмету "Хореография" 5-9 класс
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Данная рабочая программа учебного предмета «Хореография» разработана на основе и с учетом ФГОС ООО требований к общей общеобразовательной программе внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897.
Учебный предмет «Хореография» направлен на возрождение российской светской бальной культуры, эстетическое воспитание и образование школьников средствами хореографии, бесед и демонстрация освоения данного предмета в проведении школьных балов.
Внедрение данной программы в образовательную программу МБОУ лицея «Эврика» способствует разностороннему развитию учащихся, реализации экспериментальной деятельности ОУ по темам: «Параллельно-раздельное обучение и воспитание как условие социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста» (договор № 1от 01.09.2010); « Гендерная модель реализации ФГОС нового поколения» (2011-2016 гг.) (приказ МОиН РХ № 100-178 от 31.05.2011)через:
1. Дифференцированный подбор репертуара в зависимости от гендерной принадлежности группы учащихся (либо смешанных групп)
2. Формирование подгрупп по индивидуальным способностям
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Учебный предмет «Хореография» является одним из предметов внеурочной деятельности школьников. Его направление реализует как духовно-нравственное, так и оздоровительное воспитание. Этот предмет помогает учащимся не только развивать навыки и умения, но получать социальные и общекультурные знания.
Цель изучения дисциплины: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся, на основе приобретенных комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций, воспитание гармонично развитой личности ребенка с помощью танцевального искусства.
Структура дисциплины.
5 класс
Исторический бальный танец XVI – XVII веков. Массовый танец.
6 класс
Исторический бальный танец XVIII века. Массовый танец.
7 класс
Исторический бальный танец XVIII– XIX веков. Массовый танец.
8 класс
Исторический бальный танец в России (XVII-XIX веков). Массовый танец.
9 класс
Историческая характеристика танцевальной культуры XIX века. Массовый танец.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_5-9_kl.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании координационно-аналитического центра «Поиск» Протокол № ____ от «___» ________ 20__ г. | Принято на педагогическом совете Протокол № ____ от «___» _____________ 20__ г. |
Утверждаю Приказ № _____ от «___» __________ 20__ г. ______________ А.Г. Вахтель |
Рабочая программа
по учебному предмету
внеурочной деятельности
«Хореография»
5-9 классы
(Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования)
Преподаватель
Туганашева Г.В.
МБОУ Лицей «Эврика»
п. Черемушки
2011 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Хореография» разработана на основе и с учетом ФГОС ООО требований к общей общеобразовательной программе внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897.
Учебный предмет «Хореография» направлен на возрождение российской светской бальной культуры, эстетическое воспитание и образование школьников средствами хореографии, бесед и демонстрация освоения данного предмета в проведении школьных балов.
Танцевальное искусство учит детей красоте и выразительности движений, ориентировано на развитие физических данных, на формирование необходимых технических навыков, знакомит с достижениями мировой и российской культуры.
Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу общеобразовательного учреждения лицея «Эврика», с учетом СанПин 2.4.2.2821-10.
Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.
Учебный предмет изучается с учетом системного и последовательного освоения теоретических знаний, подкрепленных практическими занятиями и показательными выступлениями.
Цель программы: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся, на основе приобретенных комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций, воспитание гармонично развитой личности ребенка с помощью танцевального искусства.
Задачи программы:
- Ознакомление с историческим развитием танца;
- Изучение танцевальной культуры XVI-XIX веков;
- Ознакомление с наиболее типичными формами исторического танца, его элементами и манерой исполнения;
- Овладение учащимися основными элементами танцев, стилем и манерой исполнения, а также примерами композиций танцев XVI-XIX веков;
- Воспитание музыкального слуха учащихся на лучших образцах музыки прошлых веков;
- Развивать моторико-двигательную и логическую память;
- Формировать художественно-эстетический вкус, культуру эмпатического общения;
- Развивать чувство ансамбля (чувство партнерства), двигательно-танцевальные способности, артистизм;
- Приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичного выступления;
- Обучать детей танцевальному искусству, основываясь на программных движениях.
Помимо образовательных задач, которые определяются для каждого года обучения, программа решает ряд воспитательных задач, не теряющих своей актуальности для любого года обучения:
- формировать навыки здорового образа жизни, коммуникативные навыки и культуру поведения;
- стимулировать интерес к творческим видам деятельности;
- воспитывать внимательность, инициативность, стремление к саморазвитию.
Общая характеристика внеурочной деятельности по предмету «Хореография»
Рабочая программа учебного предмета «Хореография» направлена на выявление и развитие творческих способностей каждого ученика приходящего на уроки хореографии. Необходимость знаний, заложенных в программе, обусловлена тем, что первостепенной задачей педагога в процессе обучения стоят воспитательные функции, формирующие интерес к занятиям танцем как потребность воспитания красоты и грациозности фигуры, как условия комфортности общения. Используемые танцевальные движения оказывают положительное влияние на здоровье детей. Воздействуя на мышечную систему, упражнения повышают двигательную активность, улучшается подвижность суставов, происходит восстановление после стрессовых ситуаций.
Учебный предмет изучается с учетом системного и последовательного освоения теоретических знаний, закрепленных практическими занятиями, изучением танцевальных композиций и публичного выступления.
В школе проводится ежегодный Лицейский бал, где учащиеся принимают активное участие и с большим воодушевлением пытаются передать красоту танца, его стиль, эпоху.
Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности по учебному предмету «Хореография»
Данная программа ориентирована на такие важные компоненты как воспитание ценностных духовно-нравственных качеств личности :
- Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
- Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
- Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
- Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Место учебного предмета «Хореография» в образовательном процессе
Учебный предмет «Хореография» является одним из предметов внеурочной деятельности школьников. Его направление реализует как духовно-нравственное, так и оздоровительное воспитание. Этот предмет помогает учащимся не только развивать навыки и умения, но получать социальные и общекультурные знания.
Содержание предмета взаимосвязано с содержанием предметов «История», «МХК», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Театральная деятельность». Данный предмет содержит основы изучения танцевальной культуры XVI-XIX веков, ознакомление учащихся с наиболее важными событиями данных эпох, с костюмами и украшениями того времени, а также со стилевыми особенностями танцев. Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манеры и т.д.
Современное образование рекомендует использовать современное техническое оснащение для получения углубленных знаний у учащихся. Поэтому учебный предмет дополнен современным материалом, дающим возможность расширить знания в области хореографии и совершенствовать исполнение танцевальных движений, композиций.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5-9 классов и составлена на 5 лет обучения. Основной формой обучения является урок продолжительностью 40-45 минут. Урок проводится один раз в неделю по одному академическому часу.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета внеурочной деятельности «Хореография».
Класс/количество часов | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Количество часов (общее на 5 лет) | 165 | ||||
Количество часов (на год) | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Недельная нагрузка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения учебного предмета «Хореография» являются:
- развитие художественно-эстетическое вкуса, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству; (Л-1)
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения танцевальных образов; (Л-2)
- позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей. (Л-3)
У учащихся формируются умения:
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни; (Л-4)
- решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях школы; (Л-5)
- проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в художественно-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, концерты). (Л-6)
Метапредметными результатами:
- являются способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; (М-1)
- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства; (М-2)
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; (М-3)
-умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач. (М-4)
У учащихся формируются умения:
- наблюдать за разнообразными явлениями жизни, искусства и оценивать их; (М-5)
- выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.); (М-6)
- находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других видов искусства; (М-7)
- передавать свои впечатления в устной и письменной форме. (М-8)
Предметными результатами являются:
- устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности, понимание значения танца в жизни человека;
- освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений;
- знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
У учащихся формируются умения:
- понимать роль хореографии в жизни человека; различать лирические , эпические, драматические образы в танце; определять по характерным признакам хореографических композиций к соответствующему танцевальному направлению и стилю- танец классический, народный, эстрадный, современный;
- эмоционально воспринимать и оценивать танец; размышлять о знакомых танцевальных поставочных работах; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- понимать специфику хореографического языка, получать представление о средствах танцевальной выразительности;
- исполнять изученные танцевальные комбинации, участвовать в публичных выступлениях класса, школы.
Формирование универсальных учебных действий
1.Формирование личностных УУД.
Учебный предмет «Хореография» прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание искусство хореографии как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися танцевального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Виды заданий:
- высказывание своего отношения к музыкальному сопровождению танца с аргументацией;
2) анализ характеров героев танца на основе личностного восприятия.
2.Формирование регулятивных УУД.
Задания и вопросы по хореографическому творчеству, ориентированные на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направленные на развитие регулятивных УУД.
Виды заданий:
1) выполнять действия в качестве слушателя;
2) выполнять действия в качестве правильного исполнения движений;
3) выполнять действия в качестве помощника постановщика;
4) ставить новые учебные задачи вместе с педагогом.
3.Формирование познавательных УУД.
В области развития общепознавательных действий изучение хореографического творчества будет способствовать формированию замещения и моделирования.
Виды заданий:
1) поиск и выделение необходимой информации;
2) формулировать учебную задачу;
3) ориентация в способах решения задачи.
4.Формирование коммуникативных УУД.
Виды заданий:
1) подготовка танцевальной импровизации в паре, в ансамбле;
2) инсценирование на заданную тему;
3) умение работать в паре, в ансамбле;
4) умение взаимодействовать при достижении единого результата.
Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности
Структура учебной программы
Учебный материал программы предмета состоит из 3-х разделов:
- теоретический раздел – формирует систему знаний об истории развития танцевального творчества различных эпох;
- практический раздел (практические занятия) – закрепляет полученные теоретические знания, позволяя освоить навыки учебных этюдов и танцевальных композиций на материале исторических танцев XVI-XIX веков, умение применять их на практике в исполнительской деятельности, добиваясь техничного исполнения, основываясь на музыкальное сопровождение;
- контрольный раздел, цель которого – объективное выявление знаний и навыков учащихся по результатам их учебной и практической деятельности.
Содержание 1 года обучения (5-ый класс)
№ | Наименование раздела/ темы | Количество часов | ||
теория | практика | Всего | ||
1 | Исторический бальный танец XVI – XVII веков. | 1 | 12 | 13 |
2 | Массовый танец. | 1 | 15 | 16 |
3 | Контрольный урок, выступление. |
| 4 | 4 |
Итого: | 2 | 31 | 33 |
Тема 1. Исторический бальный танец XVI-XVII веков.
Краткая характеристика эпохи. Возрастание роли исторического танца в жизни общества. Балы и театрализованные представления. Бранль: простой, двойной, крестьянский. Большой танец. Павана. Вольта. Вальс, как самый распространенный бальный танец.
Тема 2. Массовый танец.
Изучение элементов и комбинаций массового танца. Ритмика. Танцевальная азбука. Изучение и закрепление массового танца. Работа над качеством выполнения движений танца.
Тема 3. Контрольный урок, выступление.
Проверка знаний и умений в конце каждой четверти, выступление на школьных мероприятиях.
Содержание 2 года обучения (6-ый класс)
№ | Наименование раздела/ темы | Количество часов | ||
теория | практика | Всего | ||
1 | Исторический бальный танец XVIII века. | 1 | 12 | 13 |
2 | Массовый танец. | 1 | 15 | 16 |
3 | Контрольный урок, выступление. |
| 4 | 4 |
Итого: | 2 | 31 | 33 |
Тема 1. Исторический бальный танец XVIII века.
Краткая характеристика эпохи. Дальнейшее развитие придворного бального танца с использованием и переработкой народных бытовых танцев. Изменение костюмов. Появление выворотности в ногах. Появление мелких движений, низких прыжков, усложнение движений рук. Основание «Академии танца в Париже», ее роль в развитии исторического танца. Реверансы и поклоны. Менуэт. Гавот. Жига. Полонез, как танец следующей эпохи.
Тема 2. Массовый танец. Изучение элементов и комбинаций массового танца. Ритмика. Танцевальная азбука. Фигурная маршировка. Рисунок танца. Изучение и закрепление изученной танцевальной композиции. Работа над техникой исполнения танцевальных движений.
Тема 3. Контрольный урок, выступление.
Проверка знаний и умений в конце каждой четверти, выступление на школьных мероприятиях.
Содержание 3 года обучения (7-ый класс)
№ | Наименование раздела/ темы | Количество часов | ||
теория | практика | Всего | ||
1 | Исторический бальный танец XVIII– XIX веков. | 1 | 13 | 14 |
2 | Массовый танец. | 1 | 14 | 15 |
3 | Контрольный урок, выступление |
| 4 | 4 |
Итого: | 2 | 31 | 33 |
Тема 1. Исторический бальный танец XVIII-XIX веков.
Краткая характеристика эпохи. Рассвет придворного бального танца. Связь бытовой хореографии и сценической. Их схожесть в данный период. Изменение в костюме. Появление сложных прыжковых элементов, быстрый темп, Впервые поднятые наверх руки и их разнообразные положения. Реверансы и поклоны. Полонез. Бальная мазурка. Вальс.
Тема 2. Массовый танец. Изучение элементов и комбинаций массового танца. Изучение и закрепление танцевальной композиции. Работа над качеством исполнения изученного материала.
Тема 3. Контрольный урок, выступление.
Проверка знаний и умений в конце каждой четверти, выступление на школьных мероприятиях.
Содержание 4 года обучения (8-ый класс)
№ | Наименование раздела/ темы | Количество часов | ||
теория | практика | Всего | ||
1 | Исторический бальный танец в России (XVII-XIX веков) | 3 | 12 | 15 |
2 | Массовый танец. |
| 14 | 14 |
3 | Контрольный урок, выступление |
| 4 | 4 |
Итого: | 2 | 31 | 33 |
Тема 1. Исторический бальный танец России XVII-XIX веков.
Своеобразие возникновение и развитие бального танца в России. Реформы Петра I . Успешное приобщение русского аристократического общества к исполнению образцов бального танца. Все виды вальса.
Тема 2. Массовый танец. Изучение элементов и комбинаций массового танца. Соло в парах. Закрепление и повторение изученного материала.
Тема 3. Контрольный урок, выступление.
Проверка знаний и умений в конце каждой четверти, выступление на школьных мероприятиях.
Содержание 5 года обучения (9-ый класс)
№ | Наименование раздела/ темы | Количество часов | ||
теория | практика | Всего | ||
1 | Историческая характеристика танцевальной культуры XIX века. | 3 | 12 | 15 |
2 | Массовый танец. |
| 14 | 14 |
3 | Контрольный урок, выступление |
| 4 | 4 |
Итого: | 31 | 33 |
Тема 1. Историческая характеристика танцевальной культуры XIX века.
Развитие массовых танцев. Общественные балы. Широкое распространение танцевального направления для обучения бальному танцу. Русский бальный танец. Русский лирический танец. Сударушка. Фигурный вальс.
Тема 2. Массовый танец. Изучение элементов и комбинаций массового танца. Работа над техникой исполнения танцевальных движений. Изучения танца «Фигурный вальс» в парах и ансамбле. Закрепление и повторение изученного материала.
Тема 3. Контрольный урок, выступление.
Проверка знаний и умений в конце каждой четверти, выступление на школьных мероприятиях, на Выпускном бале.
Тематическое планирование
№ | Тема | Содержание (дидактические единицы) | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты |
1-ый год обучения | ||||
1. | Исторический бальный танец XVI – XVII веков. Краткая характеристика эпохи. Возрастание роли исторического танца в жизни общества. Балы и театрализованные представления. Бранль: простой, двойной, крестьянский. Большой танец. Павана. Вольта. Вальс, как самый распространенный бальный танец. | Характеристика эпохи XVI-XVII веков. Роль исторического танца в жизни общества. Значение балов и театрализованных представлений. Изучение основных элементов танцев данной эпохи. Знакомство с танцем «Вальс». | Просмотр видеоматериалов по данной теме, их анализ и сравнение с современными направлениями танцевальной культуры. Ознакомление с наиболее типичными формами исторического танца данной эпохи, его элементами и манерой исполнения. Коллективное прослушивание музыкальных произведений данной эпохи. | М-2, М-3, М-4, М-5, М-6,М-8, Л-1, Л-2, Л-4, Л-5 |
2. | Массовый танец. Изучение элементов и комбинаций массового танца. Ритмика. Танцевальная азбука. Изучение и закрепление массового танца. Работа над качеством выполнения движений танца. | Ритмические упражнения и движения. Основные движения бытового танца. Поклоны. Элементы исторического танца. Основные положения рук. Положение головы, корпуса. Учебная комбинация. Подготовка репертуара. | Овладение учащимися основными элементами танцев, стилем и манерой исполнения, а также примерами композиций танцев.
| М-2, М-3, М-4, М-7, Л-1, Л-3, Л-6 |
2-ой год обучения | ||||
1. | Исторический бальный танец XVIII века. Краткая характеристика эпохи. Дальнейшее развитие придворного бального танца с использованием и переработкой народных бытовых танцев. Изменение костюмов. Появление выворотности в ногах. Появление мелких движений, низких прыжков, усложнение движений рук. Основание «Академии танца в Париже», ее роль в развитии исторического танца. Реверансы и поклоны. Менуэт. Гавот. Жига. Полонез, как танец следующей эпохи. | Характеристика эпохи XVII века. Бытовой и придворный танец. Развитие придворного танца. Роль костюма в танце. Что такое выворотность? Как меняются танцевальные движения в данной эпохе. «Академия танца в Париже». Изучение основных элементов танца XVIII века. Полонез. | Просмотр видеоматериалов по данной теме, их анализ и сравнение с изученными придворными танцами, манеры исполнения, стиль. Коллективное прослушивание музыкальных произведений данной эпохи. Находить материал о развитии танцевального костюма. Ознакомление и изучение танцевальных движений в ансамбле. | М-2, М-3, М-4, М-5,М-6, М-8, Л-1, Л-2, Л-4, Л-5 |
2. | Массовый танец. Изучение элементов и комбинаций массового танца. Ритмика. Танцевальная азбука. Фигурная маршировка. Рисунок танца. Изучение и закрепление изученной танцевальной композиции. Работа над техникой исполнения танцевальных движений. | Повторение пройденного материала за предыдущий год. Эпоха и танец. Костюм и украшения. Элементы танца. Учебная комбинация. Подготовка репертуара. Ритмические упражнения и движения. | Овладение учащимися основными элементами танцев, стилем и манерой исполнения, а также примерами композиций танцев. Работа над качеством исполнения танцевальных движений индивидуальная и мелкогрупповая.
| М-2, М-3, М-4, М-7, Л-1, Л-3, Л-6 |
3-ий год обучения | ||||
1. | Исторический бальный танец XVIII– XIX веков. Краткая характеристика эпохи. Рассвет придворного бального танца. Связь бытовой хореографии и сценической. Их схожесть в данный период. Изменение в костюме. Появление сложных прыжковых элементов, быстрый темп. Впервые поднятые наверх руки и их разнообразные положения. Реверансы и поклоны. Полонез. Бальная мазурка. Вальс. | Характеристика эпохи XVIII – XIX веков. Бальный танец данной эпохи и его значение. Что такое сценическая хореография? Чем отличается бытовая хореография от сценической? Чем повлияло появление сценической хореографии на костюм танца? Придворный танец усложняется. Реверансы и поклоны. Изучение танца «Полонез». | Просмотр видеоматериалов по данной теме, их анализ и сравнение в изменении исполнения бальных танцев, их совершенствование. Коллективное прослушивание музыкальных произведений данной эпохи. Находить материал об изменении танцевального костюма. Ознакомление и изучение танцевальных движений в ансамбле, в парах. | М-2, М-3, М-4, М-5, М-6,М-8, Л-1, Л-2, Л-4, Л-5 |
2. | Массовый танец. Изучение элементов и комбинаций массового танца. Изучение и закрепление танцевальной композиции. Работа над качеством исполнения изученного материала. | Повторение пройденного материала за предыдущий год. Эпоха и танец. Костюм и аксессуары. Элементы танца. Учебная комбинация. Подготовка репертуара. | Овладение учащимися основными элементами танцев, стилем и манерой исполнения, а также примерами композиций танцев. Работа над качеством исполнения танцевальных движений индивидуальная и мелкогрупповая.
| М-2, М-3, М-4, М-7, Л-1, Л-3, Л-6 |
4-ый год обучения | ||||
1. | Исторический бальный танец в России (XVII-XIX веков). Своеобразие возникновение и развитие бального танца в России. Реформы Петра I. Успешное приобщение русского аристократического общества к исполнению образцов бального танца. Все виды вальса. | Исторический обзор о возникновении и развитии бального танца в России. Исторические факты танцевальной отечественной культуры. Аристократическое общество и бальный танец. Ознакомление с разновидностями танца «Вальс». Его изучение. | Просмотр видеоматериалов по данной теме, их анализ и сравнение западного и отечественного бального танца. Ознакомление и изучение танцевальных движений в ансамбле, в парах. Прослушивание и анализ музыкальных произведений. Работа в парах. | М-2, М-3, М-4, М-5, М-8, Л-1, Л-2, Л-4, Л-5 |
2. | Массовый танец. Изучение элементов и комбинаций массового танца. Соло в парах. Закрепление и повторение изученного материала. | Повторение пройденного материала за предыдущий год. Элементы танца. Основные положения рук в парах. Основные движения. Учебная комбинация. Подготовка репертуара. | Овладение учащимися основными элементами танцев, стилем и манерой исполнения, а также примерами композиций танцев. Работа над качеством исполнения танцевальных движений индивидуальная и мелкогрупповая.
| М-2, М-3, М-4, М-7, Л-1, Л-3, Л-6 |
5-ый год обучения | ||||
1. | Историческая характеристика танцевальной культуры XIX века. Развитие массовых танцев. Общественные балы. Широкое распространение танцевального направления для обучения бальному танцу. Русский бальный танец. Русский лирический танец. Сударушка. Фигурный вальс. | Функциональная характеристика танцевальной культуры XIX века. Роль массового бального танца в жизни. Место русского танца в бальном направлении. Виды русского бального танца. Движения фигурного вальса. | Просмотр видеоматериалов по данной теме, их анализ и сравнение. Ознакомление и изучение танцевальных движений в ансамбле, в парах. | М-2, М-3, М-4, М-5, М-8, Л-1, Л-2, Л-4, Л-5 |
2. | Массовый танец. Изучение элементов и комбинаций массового танца. Работа над техникой исполнения танцевальных движений. Изучения танца «Фигурный вальс» в парах и ансамбле. Закрепление и повторение изученного материала. | Повторение пройденного материала. Элементы танца. Основные положения рук. Основные движения. Учебная комбинация. Подготовка репертуара. | Овладение учащимися основными элементами танцев, стилем и манерой исполнения, а также примерами композиций танцев. Работа над качеством исполнения танцевальных движений индивидуальная и мелкогрупповая.
| М-2, М-3, М-4, М-7Л-1, Л-3, Л-6 |
Учебно-методическое обеспечение
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы дисциплины «Мастерство историко-бытового танца» федерального компонента цикла СД ГОС ВПО второго поколения по специальности «Хореографическое искусство». Рекомендовано учебно-методическим объединением по образованию в области хореографического искусства.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями показательных выступлений, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Рекомендуемая литература (основная)
- Бальные танцы. – М.: Мин. Культуры РСФСР. Центр. Дом народного творчества им. Н. К. Крупской, 1960.
- Васильева-Рождественская М.Историко-бытовой танец. – 1963.
- Воронина И. Историко-бытовой танец. М., 1980.
- Дог Г., Дассвиль М. Все танцы. – Л., 1980.
- Ивановский Н. Бальный танец 16-19 веков. – Л.; М., 1948.
- Киреева Е. История костюма. – М., 1976
Рекомендуемая литература(дополнительная)
- Бальные танцы: репертуарный аннотированный список. – М., 1965.
2. Гавликовский Н. А. Руководство для изучения танцевю – СПб., 1899.
3. Де-Колиньярю Практический самоучитель бальных танцев для обоего пола. – М., 1896.
4. Барышникова Т. «Азбука хореографии»,М, искусство 1999.
5. Васильева Т.К. «Секрет танца».
6. Зуев Е.И. «Волшебная сила растяжки», М, 1990.
- Захаров Р. «Работа балетмейстера с исполнителями».
- Костровицкая В. «Школа современного танца».
- Станиславский К. «Моя жизнь в искусстве».
10.ЗахаровР. Беседы о танце. – М., 1937.
11. КраковскаяВ. М. Западноевропейский балетный театрю Очерки истории: в 4 т., т. 1. – Искусство, 1979.
12. Максин А. Изучение бальных танцев. – М., 1839.
Интернет-ресурсы:
- www.detmir.ru
- http://ds76.home.nov.ru/
- http://www.kindereducation.com/
- http://www.dovosp.ru/
- 5http://children.diwo.net/
Материально-техническое обеспечение:
Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Минимально необходимый для реализации программы «Хореография» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- балетные классы (залы) площадью не менее 40 кв.м. (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м на 2м на одной стене;
- наличие музыкального инструмента, компьютера, музыкальной технической аппаратуры, партерные коврики;
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, видеоэкран);
- костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
- раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
Система оценки планируемых результатов
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения. Формами педагогического контроля являются контрольные уроки, выступления, конкурсы, которые также способствуют поддержанию интереса к работе, нацеливают детей на достижение положительного результата. В познавательной части занятия обязательно отмечается инициативность и творческое сочинение танцевальных комбинаций учащихся, показанные ими в ходе урока, анализа своего выступления и поиска решения предложенных проблемных ситуаций.
Оценивая результат практической работы, а именно выступления учащихся, опираются на такие критерии: качественное исполнение танцевальных этюдов и танцев, общий эстетический вид исполнения, творческие находки и самостоятельность сочиненных комбинаций.
Чтобы убедиться в прочности знаний и умений, эффективности обучения по данной образовательной программе проводится контроль:
- промежуточный – контрольный урок в конце четверти,
- итоговый - показательные выступления, участие в концертах и конкурсах.
Итоговая уровневая оценка осуществляется по следующим направлениям:
Высокий уровень | выполнение всех показателей и заданий, соответствующих данному возрасту |
Средний уровень | недостаточно четкое выполнение показателей или заданий, соответс- твующих данному возрасту |
Низкий уровень | невыполнение показателей и заданий данного возраста |
Показатели для определения уровня хореографического развития :
№ | Параметры | ФИО ребенка | Начало года | Середина года | Конец года |
1 | Интерес, потребность в хореографии | ||||
2 | Музыкальность | ||||
3 | Выразительность исполнения | ||||
4 | Способность к импровизации | ||||
5 | Развитие двигательных навыков (освоение разнообразных видов движений в соответствии с программным содержанием) | ||||
6 | Формирование двигательных качеств (координации, техничности, пластичности) | ||||
7 | Подвижность, лабильность нервных процессов(умение переключаться с одного движения на другое в соответствии с музыкой. Менять направление движения, перестраиваться. | ||||
8 | Формирование правильной осанки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...