Выбор оптимальных методических форм повышения готовности педагогов к организации исследовательской деятельности обучающихся.
статья по теме

Зуб Елена Николаевна

В статье указаны оптимальные методические формы повышения готовности педагогов к организации исследовательской деятельности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выбор оптимальных методических форм повышения готовности педагогов к организации исследовательской деятельности обучающихся.

Зуб Елена Николаевна,

методист

Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей»

Искитимского района Новосибирской области

В системе дополнительного образования  сегодня происходят существенные изменения в содержании, формах, методах обучения и воспитания детей. Обучение должно ориентироваться на формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Это возможно только в условиях опоры на исследовательское поведение ребёнка.

Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

Качество образования, как известно, во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя.

В 2011 году в Искитимском районе впервые был проведен фестиваль – конкурс ученических проектов,  а так же в Новосибирской области проходит областная конференция исследовательских работ учреждений дополнительного образования «Горизонты открытий». В 2012 году в конференции приняли участие 39 детей из разных районов области, но в их числе не оказалось Искитимского района. Это объясняется тем, что педагоги нашего центра дополнительного образования детей не занимались с учащимися научно – исследовательской работой.

     В связи с этим  было принято решение найти такие  методические формы, которые бы помогли  повысить  готовность педагогов к организации исследовательской деятельности обучающихся.

В условиях большой удаленности школ от районного центра особую роль играет такая форма обучения сельских учителей, когда необходимо поднять на более качественный уровень педагогического мастерства  не отдельного педагога, а весь педагогический коллектив.

В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (активные, пассивные).

Пассивные формы работы методической службы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.

Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.

Наиболее эффективными формами совершенствования профессионального мастерства педагогов на современном этапе развития являются:  теоретический семинар, семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, дни науки, методический фестиваль, методический мост, методическая мозаика, дискуссия, методический ринг, деловая игра, педагогический КВН, мозговой штурм, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, лекторий, профессиональная выставка, защита проекта, тематический педагогический совет, открытый урок.

Формы организации и проведения заседаний методического объединения  могут быть следующими: лекция, теоретический семинар, семинар-практикум,  конференция, экскурсия, творческая дискуссия, творческий диалог, гостиная, час коллективного творчества, методический фестиваль (по итогам методической работы за год), деловая игра, методический КВН, ярмарка методических идей, методический тренинг, встреча за круглым столом, педагогическая  мастерская.

Первоначально, нужно определить уровень готовности педагогов к организации исследовательской деятельности обучающихся.

По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, готовность - это настрой личности на определенное поведение, установка на активные действия, приспособление личности для успешных действий в данный момент, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности.

Было проведено анкетирование, направленное на изучение готовности педагогов к организации исследовательской деятельности обучающихся. Результат показал, что 80% педагогов не готовы использовать в своей работе исследовательскую деятельность, так как недостаточно знают об этом направлении работы с детьми.

Далее, составлен перспективный план методической работы на 2013-2014 учебный год, используя материалы курсов повышения квалификации НИПК и ПРО кафедры педагогики и психологии.

Перспективный план методической работы

 на 2013- 2014 учебный год.

Цель: повышение квалификации педагогов МКОУ ДОД «ЦДОД» Искитимского района,  повышения готовности педагогов к организации исследовательской деятельности обучающихся.

срок

форма

тема

ответственные

сентябрь

семинар

«Исследовательская деятельность обучающихся: техника организации в образовательном учреждении» (по материалам Лапковской С. А., преподавателя кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО)

Зуб Е.Н., методист МКОУ ДОД «ЦДОД» Искитимского района

октябрь

семинар

«Организация исследовательского обучения: содержание, принципы,  методы и технологии» (по материалам Боровикова Л. И., кандидата педагогических наук, профессора кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО)

Горбунова А. М., методист МКОУ ДОД «ЦДОД» Искитимского района

ноябрь

деловая игра

«Основные исследовательские методы»

Василовская Л. А. педагог дополнительного образования

т/о «Юный дизайнер»

декабрь

 семинар

«Одаренность в детском возрасте: общая характеристика и психолого – педагогическая диагностика» (по материалам Сампайу Антера да Круш, кандидата педагогических наук, преподавателя кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО)

Зуб Е.Н., методист МКОУ ДОД «ЦДОД» Искитимского района

январь

семинар - практикум

«Исследовательский проект как инструмент развития творческих способностей обучающихся» (по материалам Коган М. С., преподавателя кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО)

Горбунова А. М., методист МКОУ ДОД «ЦДОД» Искитимского района

Исаченко Л. В. педагог дополнительного образования, т/о «Мир игрушки»  

февраль

мастер - класс

«Структура и содержание исследовательской работы: типичные ошибки и упущенные возможности» (по материалам Захаровой Т.Н., начальника учебно – методического отдела Регионального ресурсного центра дистанционного обучения)

Зуб Е.Н., методист МКОУ ДОД «ЦДОД» Искитимского района

март

мастер - класс

«Технология развития критического мышления» (по материалам Мандриковой Г. М., доктора филологических наук профессора кафедры филологии НГТУ)

Горбунова А. М., методист МКОУ ДОД «ЦДОД» Искитимского района

апрель

круглый стол

«Проектно – исследовательская деятельность в условиях дополнительного образования»

Зуб Е.Н., методист МКОУ ДОД «ЦДОД» Искитимского района

май

методический фестиваль (по итогам методической работы за год)

«Педагогика творчества: практические методы и приемы развития фантазии, воображения, творческого мышления»

Зуб Е.Н., Горбунова А. М., методисты МКОУ ДОД «ЦДОД» Искитимского района

В процессе работы с педагогами планируется разработка методических рекомендаций, методических пособий и т.д., разработка положения и проведение конкурса исследовательских работ среди обучающихся МКОУ ДОД «ЦДОД» Искитимского район Новосибирской области.

В результате успешной реализации данного плана педагогические работники ОУ повысят педагогическую компетентность;

будут способны применять на практике знание основ организации научно-исследовательской деятельности учащихся;

спланируют собственную деятельность и сумеют организовать научно-исследовательскую работу учащихся.

Список литературы:

  1. Зверева В.И. Диагностика педагогической деятельности учителя. – М., Новая школа, 1995.
  2. Иванов Г. Готовим юных исследователей//Народное образование. - № 6. - 1999.
  3. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Я. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. – М.; Айрис – пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии

В презентации по теме "Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии" представлены основные положения, этапы и результаты организации исследовательской деятельности о...

Организация исследовательской деятельности обучающихся

Методическое пособие составлено с целью оказания методической помощи педагогам в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающихся.В методическое пособие вошли о...

организация исследовательской деятельности обучающихся с применением дистанционных технологий.

В данной статье раскрываются основные методы организации исследовательской деятельности с обучающими с применением дистанционных технологий, к статье прилагается презентация выступления....

Управление психологической готовностью педагогов к организации внеурочной деятельности.

Всё большее число руководителей современных российских организаций уделяет сегодня своё внимание поиску наиболее эффективных способов подготовки внутри орган...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...

Методические указания по организации исследовательской деятельности обучающихся

Данные указания призваны помочь обучающимся при проведении исследовательской деятельности. Изложены вопросы, связанные с терминологией, этапами работы, методами исследования, видами ученических и...