3. Познание как форма духовной жизни человека.
опыты и эксперименты по теме
Познание как форма духовной жизни человека.
СОЗНАНИЕ в философском аспекте понимается как системное понятие, включающее активное сознание, неосознаваемое и коллективное бессознательное (по теории К. Юнга).
Активное сознание – это духовная сущность человека, в которой весь мир отражается и осмысливается в образах и понятиях. Именно в этой сущности от рождения человека заложено духовное начало личности и формируются все ее личностные установки и качества. По последним данным ученых она составляет 5-9% сознания.
Неосознаваемое – автоматический механизм памяти, куда заносятся все индивидуальные впечатления и информация, получаемые человеком в процессе его жизни. Этим личным архивом можно воспользоваться при определенных методах. А после смерти – всё, накопленное при жизни индивидуальным духом, «возвратится к Богу, Который и дал его» человеку (Еккл. 12:7).
Коллективное бессознательное - это та область сознания, которая вбирает в себя духовную историю всего человечества. Обычный человек не может проникнуть в эту закрытую сферу. Бог создал человека с открытым сознанием, но после грехопадения, Он оградил активную часть сознания, достаточную для обеспечения полноценной, в сложившихся условиях, жизни. Не трудно догадаться, что случилось бы с Землей и всем человечеством, если бы греховная природа человека обзавелась мощным 100% интеллектом. В закрытой части сознания непонятным образом сохраняется этот потенциал. Иначе, чем объяснить все непонятные случаи, когда, после травмы мозга (она может быть разной), у обычного человека открываются невероятные таланты в какой-то сфере деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznanie_.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании». Фалес.
Учитель любого предмета может спросить учеников: «Зачем они пришли на этот урок?». Первый ответ стереотипный: учиться. Но потом может развернуться интересная дискуссия. Учитель, опираясь на образное мышление подростков, создает на доске рисунок, отражающий процесс познания. В начале объяснения темы – это ответ на первый заданный вопрос: ставится на доске точка, означающая незнание по обозначенной проблеме. Далее – линия как движение к «знанию» на этом уроке, она заканчивается стрелкой, так как процесс познания – бесконечен. Здесь почти всегда дети сами выводят определение понятий «познание» и «знание».
ПОЗНАНИЕ – интеллектуальное движение от незнания к знанию.
ЗНАНИЕ – цель и результат познавательной деятельности человека.
После этого мы вместе воспроизводим поэтапный процесс познания: рисуем на доске котелок – символ мозга, где осуществляется переработка информации. Все атрибуты рисунка вносятся по мере коллективного осознания этих этапов
- ИНФОРМАЦИЯ – сведения об окружающем мире и о происходящих в нем процессах. Информация это еще не знание.
Информация из мира поступает в «сознание» (надпись наверху «котла») тремя путями (две линии идут из-под «котла» от «информации», а третья линия-«интуиция» - опускается сверху):
1. Через пять органов чувств. Чувственное познание.
2. Через слово (устно и письменно). Рациональное познание.
3. Через интуицию. Интуитивное познание.
ИНТУИЦИЯ – способность человека получать информацию сверхъестественным путем, без логического обоснования, через веру – духовный канал связи с Богом.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью». Л. Толстой.
- МЫШЛЕНИЕ - происходящий в сознании человека процесс переработки информации и получения нового знания (этот термин написан над «котелком»).
Инструментом мышления является интеллект (на рисунке его символизирует погруженная в «мышление» поварешка с аббревиатурой вдоль черенка: КГБ ШОП – качества интеллекта). Аббревиатуры – хороший мнемонический прием запоминания.
ИНТЕЛЛЕКТ – это дарованная человеку от рождения способность мыслить и говорить. Эффективность мышления зависит от развития важнейших качеств интеллекта/ума:
КРИТИЧНОСТИ, ГИБКОСТИ, БЫСТРОТЫ, ШИРОТЫ, ОРИГИНАЛЬНОСТИ, ПЫТЛИВОСТИ.
Учителя активно используют в обучении основные операции мышления:
КЛАССИФИКАЦИЯ, АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ, АБСТРАГИРОВАНИЕ (аббревиатура «касса» пишется в котелке над словом «мышление»).
Родителям тоже полезно знать об этих качествах ума, чтобы ненавязчиво развивать интеллект ребенка. И хорошо бы понимать, какие действия совершаются в процессе мышления. Сейчас издается много детских пособий с развивающими играми, в газетах и журналах часто публикуются такие страницы для детей.
«Образованность – это то, что остается, когда выученное уже забыто». А. Эйнштейн.
- САМОКОНТРОЛЬ уровня познания. Многих конфликтов в обучении, в профессиональной деятельности, да и в житейских ситуациях можно было бы избежать, если бы мы осознавали, что наши знания оцениваются по уровням их усвоения (аббревиатура УВП ПТУ):
6 – убеждение
5 – творчество
4 – применение
3 – понимание
2 – воспроизведение
1 – узнавание
Надо ли доверять всему, что говорят и чему учат? И что есть истина?
ИСТИНА – то, что есть на самом деле, хотим мы этого или не хотим. Истина существует вне сознания человека, хотя от рождения в человеке и заложено стремление к поиску истины, но он только приближается к ней. Надо различать следующие понятия:
АБСОЛЮТНАЯ истина – полное, безусловное знание. Она у Бога.
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ знание (не истина!) – неполное знание, зависящее от обстоятельств. Мы все обречены, видеть «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, как я познан. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится». 1 Коринфянам, 13:9-12.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ - это незнание истины.
ОБМАН – это сознательное искажение истины.
В поисках истины стоит учитывать признанные мыслителями критерии истины:
1. Личный опыт: сам видел, ощущал, испытал.
2. Авторитетное мнение: источник информации заслуживает доверия.
3. Здравый смысл: логическое обоснование, научное доказательство.
4. Исторический факт: так было всегда при данных условиях.
УБЕЖДЕНИЕ – это уверенность в своих знаниях и оценках реальной действительности. В отличие от внушения, убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке.
Вы будете ближе к истине, если в поиске ее все критерии истины совпадут. Именно так я искала ответ на значимые для меня вопросы бытия: есть ли Бог и как возник мир. В будничных вопросах мы чаще обходимся меньшими комбинациями критериев.
«Образованный человек тем и отличается от необразованного,
что продолжает считать свое образование незаконченным». К. Симонов.
ТАК ВСЕ-ТАКИ, РОЖДАЕТСЯ ЛИ В СПОРЕ ИСТИНА?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература и ее роль в духовной жизни человека
Презентация к вводному уроку литературы, 9 класс...
конспект по теме: "Познание и знание в жизни человека"
конспект для 10 класса...
ПЛАН – КОНСПЕК УРОКА.Обществознание 9 класс. Тема: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
Цели урокаОбразовательная: Создание условий для формирования у учащихся системы знаний о духовной жизни человека, освоение понятий (духовная жизнь, убеждения, право на свободу ...
Духовная жизнь человека
Рассматриваются вопросы: Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение. Самосознание индивида и его социальное поведение....
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека
Урок начинается с традиционной разминки, цель которой -разграничение языковых средств художественной выразительности в поэтическом произведении. Большое внимание уделяется знакомству с учебником. Анал...
Литература и её роль в духовной жизни человека
Урок № 1 по методическому пособию Н. В. Беляевой "Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки"...
Литература и ее роль в духовной жизни человека (9 класс)
Это первый урок в программе по литературе для 9 класса....