Литература и ее роль в духовной жизни человека (9 класс)
презентация урока для интерактивной доски по литературе (9 класс) на тему

Дубовицкая Екатерина Алексеевна

Это первый урок в программе по литературе для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литература и её роль в духовной жизни человека

Слайд 2

Словесность как вид искусства существует на Земле столько же, сколько существует на ней человечество. На протяжении тысячелетий люди создавали культурные ценности, среди которых важное место занимали разные виды искусства. Может показаться, что развитие человеческой культуры сходно с постепенным восхождением на высокую гору: от примитивных орудий труда люди шли к высоким технологиям, языческие обряды сменялись созданием театральных действ, на месте холодных землянок появлялись удобные дома… Менялись представления людей об окружающем мире, менялось и искусство.

Слайд 3

Внутри каждой цивилизации действует своя закономерность культурного развития, своя национальная традиция, имеются свои стадии развития. Поступательное развитие литературы внутри цивилизации называется литературным процессом .

Слайд 4

Фольклор – устное народное творчество, возникшее в долитературный период, оказавшее значительное влияние на формирование литературы. Устное народное творчество

Слайд 5

Фольклор Эпос Лирика Драма Жанры: трагедия, рассказ, лирическая песня, былина, пословица, комедия, лирическое стихотворение, сказка, роман, историческая песня, загадка. - Распределите жанры в таблице

Слайд 6

фольклор эпос лирика драма лирическая песня рассказ лирическое стихотворение трагедия былина роман комедия пословица сказка Историческая песня загадка Проверь себя

Слайд 7

- Какие фольклорные жанры сегодня являются архаичными, а какие – живые? - Из каких жанров устного народного творчества сформировались отдельные литературные жанры? Установите возможные параллели.

Слайд 8

1. Размах и величие изображаемых событий, гиперболизация образов, характеров (в сказках и былинах). 2. Поэтика повтора (повторение тем, сюжетов, эпизодов, реплик, речевых оборотов), экспрессивная тавтология («думу думать»). 3. Наличие постоянных эпитетов. 4. Использование традиционных сравнений и символов, психологический параллелизм. Поэтика фольклора

Слайд 9

В прошлом существовали древнекитайская, древнеегипетская, античная литературы, но они развивались сами по себе, не образуя единого художественного процесса. Внутри каждой из этих литератур появлялись подлинные художественные шедевры, которыми по праву гордится всё человечество, но эти шедевры остаются достоянием отдельных национальных литератур. Мировая литература начала складываться лишь тогда, когда стали появляться произведения, выходящие за пределы своей национальной традиции, оказывающие влияние на читателей и писателей народов, говорящих на другом языке.

Слайд 10

* Что из себя представляет данное произведение? * Почему, в каких условиях возникло? * Каким потребностям общества отвечало? * Как соотносится с творческим путем писателя, с движением литературы в целом? * Какое значение для общества и литературы имело и имеет? - На какие основные вопросы отвечает история литературы?

Слайд 11

- Почему для понимания каждого значительного произведения литературы важно знать имя автора и дату написания?

Слайд 12

* Былина «Садко» * «После бала» Л.Н. Толстого *»Бородино» М.Ю. Лермонтова * «Повесть о Петре и Февронии Муромских» * «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина * «Песня о Соколе» М. Горького Расположите в хронологическом порядке следующие произведения:

Слайд 13

1. Былина «Садко» 2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» 3. «Песнь о В ещем Олеге» А.С. Пушкина 4. «Бородино» М.Ю. Лермонтова 5. «После бала» Л. Н. Толстого 6. «Песня о Соколе» М. Горького Проверьте себя

Слайд 14

Говоря об истории русской литературы, мы приобщаемся к главному национальному богатству, так как великие произведения прошлого и настоящего, словно зеркало, отразили в себе исторический путь народа, становление его самосознания. Обратимся к учебнику: литература -9, стр.4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература и ее роль в духовной жизни человека

Презентация к вводному уроку литературы, 9 класс...

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

Урок начинается с традиционной разминки, цель которой -разграничение языковых средств художественной выразительности в поэтическом произведении. Большое внимание уделяется знакомству с учебником. Анал...

Литература и её роль в духовной жизни человека

Урок № 1  по методическому пособию Н. В. Беляевой "Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки"...

Литература и ее роль в духовной жизни человека (9 класс)

Это первый урок в программе по литературе для 9 класса....

Конспект урока литературы в 9 классе: «Литература и ее роль в духовной жизни человека»

Автор УМК: «Литература». 9 кл.Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2016 г.Уровень обучения: базовыйТема урока: Введение. «...

Конспект урока литературы в 9 классе «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека».

Цели урока:-выявить уровень литературного развития учащихся;-познакомить учащихся с учебной программой и задачами курса литературы в 9 классе.-углубить представления учащихся о литературе как искусств...

«9 класс Урок №1. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека»

laquo;9 класс Урок №1. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека»Периоды развития русской литературы в ее жанровом и стилевом многообразии.Ознакомительный урок....