Этикет и его роль в общении
методическая разработка (9 класс) по теме
Конспект данного классного часа позволяет познакомить учащихся с правилами поведения в разных жизненных ситуациях в тестовой форме. Даются элементарные этические правила поведения в обществе, рассказывается об истории возникновения этикета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_klassnogo_chasa.docx | 369.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Людовик XVI
Русское хлебосольство
Дейл Карнеги
Ситуации на улице и в общественном транспорте
Преподнесение подарков
Конспект классного часа на тему «Этикет и его роль в общении».
- Туканенков Владимир Аркадьевич
- ГБОУ СОШ «Школа здоровья» №404
- Цель: сформировать у школьников этическую культуру; способствовать повышению культуры общения; воспитывать уважение и чуткость по отношению к другим людям.
- Эпиграф: «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований» (Р. Эмерсон)
- План-конспект классного часа.
- Вступительное слово учителя.
Современный этикет вобрал в себя обычаи и традиции всех времен и народов. Слово «этикет» французского происхождения. Однажды, во время пышного приема во дворце у короля Людовика XVI, по прозвищу Король-солнце, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово этикет. Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди.
Каждая нация, обладая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям.
Русские люди испокон веков отличались хлебосольством. Все лучшее – гостю. Мы говорим просто: «Здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.
- Первый этап.
(Учитель раздает каждой паре карточки с этикетными ситуациями)
- Каковы правила рукопожатия между юношей и девушкой?
- первой руку подает девушка;
- первым руку подает юноша;
- лучше ограничиться кивком головы;
- лучше ограничиться словесным приветствием.
2. Кто первым подает руку при знакомстве?
- младший – старшему;
- старший – младшему;
- начальник – подчиненному;
- подчиненный – начальнику.
3. Каким должно быть рукопожатие при знакомстве?
- крепким и продолжительным;
- слабым и непродолжительным;
- крепко сжать руку нового знакомого и несколько секунд ее потрясти, как бы скрепляя союз;
- рукопожатие должно быть дружелюбным, но не долгим.
4. Можно ли вместо руки протянуть для рукопожатия несколько пальцев?
- конечно, можно, особенно девушке;
- это всегда выглядит очень деликатно;
- это недопустимо, для приветствия протягивают всю руку
5. Нужно ли, здороваясь, смотреть человеку в глаза?
- обязательно, все ваше внимание должно быть сосредоточено на собеседнике;
- совсем не обязательно – прямым взглядом можно смутить человека;
- подавая для приветствия правую руку, лучше глядеть чуть левее головы собеседника – это поможет вам бом избежать смущения.
6. Нужно ли улыбаться во время приветствия?
- конечно, нет – это несерьезно;
- смотря по настроению
- доброжелательная улыбка желательна всегда.
7. Может ли юноша здороваться с сигаретой во рту?
- может, особенно если сигарета импортная и дорогая;
- во время приветствия сигарету изо рта лучше вынуть, а затем, уже с сигаретой, продолжить беседу;
- приветствие и беседа с сигаретой во рту недопустимы.
8. Может ли юноша подать руку для рукопожатия в перчатке?
- может, если он обменивается рукопожатием с ровесником;
- не может;
- может – в сильный мороз.
9. Должна ли девушка, здороваясь, снимать перчатку?
- совсем не должна;
- должна, если хочет проявить уважение к тому, с кем здоровается, особенно если этот человек старше по возрасту;
- может не снимать , если температура воздуха ниже -5о
10. Сколько раз в день можно здороваться с одним и тем же человеком?
- только раз – при первой встрече;
- каждый раз при встрече;
- несколько раз, если встречи разделяет более или менее значительный промежуток времени.
11. В помещение, где находятся двое юношей, входит девушка. Кто здоровается первым?
- юноши (желательно одновременно, хором);
- девушка;
- более вежливый и проворный из юношей.
Учащиеся выбирают правильный ответ.
После этого учитель подводит итоги и зачитывает советы американского психолога Д. Карнеги:
- Высказывайте свое одобрение людям.
- Улыбайтесь!
- Придерживайтесь дружелюбного тона.
- Помните, что имя человека – самый сладостный для него звук.
- Третий этап.
Человек живет в обществе и жить без общества не может.
Человек – социальное существо, постоянно вступает во взаимодействие с другими людьми: представляется сам или представляет других, знакомится.
(Учитель раздает каждой паре карточки с этикетными ситуациями)
1. Можно ли познакомить двух людей, просто подведя их друг к другу и, не называя имен, предложить им самим себя друг другу назвать?
- это вполне возможно и удобно для знакомящихся;
- человек, знакомящий между собой двух других, обязан назвать их имена;
- человек, знакомящий двух других, может поступить по своему усмотрению.
2. Всегда ли в процессе представления и знакомства юноша встает?
- всегда;
- только знакомясь с девушкой;
- по своему усмотрению.
3. Как познакомить друзей со своими родителями?
- представить родителей друзьям;
- представить друзей родителям;
- как бы невзначай свести своих родителей и друзей и оставить их наедине – пускай знакомятся сами!
4. Можно ли в среде ровесников назвать при знакомстве только имя?
- нельзя, это неуважение к тем, с кем знакомишься;
- можно, но только в среде ровесников;
- это возможно только между юношами, но не между девушками.
5. Как представляется ребенок?
- называет свое полное имя;
- называет свое имя и фамилию;
- называет свое имя, отчество и фамилию.
- Четвертый этап.
Наша встреча может произойти на улице, в транспорте. Поэтому разберем ситуации и попробуем их представить в лицах (учащиеся разбирают ситуации и представляют их в лицах)
1. Познакомившиеся юноша и девушка идут вместе по улице – как именно?
- юноша слева от девушки;
- юноша справа от девушки;
- лучше идти «гуськом»: юноша впереди, девушка – за ним – так юноша как бы «прокладывает дорогу» девушке.
2. Какой стороны следует держаться, идя по улице?
- левой;
- правой;
- середины тротуара.
3. Если под зонтиком идут двое, кто его держит?
- зонтик всегда держит тот, кто выше ростом;
- зонтик всегда держит тот, кто полнее – у этого человека больше физических сил;
- зонтик обычно держит мужчина или младший по возрасту.
4. Можно ли есть на улице?
- нельзя;
- можно, во всех случаях;
- можно, если что-либо штучное или компактное, например: мороженое, пирожное, булочка, конфета, яблоко и т.д.
5. Можно ли опаздывать на встречи, свидания и т.д.?
- можно, если на то были веские причины;
- можно, но не более, чем на 15 минут;
- опаздывать недопустимо.
6. Возможна ли на улице громкая беседа?
- да, если вы встретились с друзьями, которых давно не видели;
- да, если вы не привлекаете внимание других людей;
- да, если встреча произошла вблизи от трамвайных путей и шум трамваев заставляет разговаривать очень громко;
- нет.
7. Юноша предложил девушке помочь нести тяжелые вещи. Девушка с благодарностью отдала корзину с овощами и дамскую сумочку. Правильно ли она поступила?
- конечно, правильно – почему не воспользоваться предложенной помощью?
- неправильно, дамскую сумочку нужно оставить при себе;
- вдумчивая девушка может усмотреть в предлагаемых услугах юноши его притязания на нечто большее и ничего ему не отдаст. Независимость прежде всего!
- сначала нужно поручить юноше нести дамскую сумочку, а потом, если справится, доверить ему корзину с овощами.
8. В каком порядке юноша и девушка садятся в транспорт?
- сначала, с помощью юноши, садится девушка, а потом – ее спутник;
- сначала в транспорт заходит юноша, как бы прокладывая дорогу девушке, а она – за ним;
- если в транспорте много народу, стараются протиснуться одновременно, держась за руки, а то в толпе можно друг друга и потерять.
9. В каком порядке юноша и девушка выходят из транспорта?
- сначала выходит девушка, а за ней, легонько ее подталкивая, юноша;
- сначала выходит юноша и, подав руку, помогает выйти девушке;
- если в транспорте немного народу, то выходят одновременно, держась за руки, чтобы было удобно сойти или спрыгнуть с подножки вагона.
10. Должен ли юноша платить за проезд девушки?
- за проезд обоих всегда платит юноша;
- юноша платит лишь за проезд хорошей знакомой;
- нельзя никогда.
- Пятый этап.
Завершается наше короткое путешествие в мир хороших манер. Мы сегодня сделали себе подарок. Только он не материальный, а духовный, позволяющий нам чувствовать себя в гармонии с окружающими людьми. И завершим мы наш классный час тренингом, как преподносить эти подарки. (стр. 228-231 в. 1;2;3;7;12;14;15;17;18;19;25)
1. Как следует принимать подарки?
- поблагодарить, не раскрывая подарка;
- развернуть, порадоваться и поблагодарить;
- развернуть и сдержанно поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть гостей, преподнесших менее удачные и значительные подарки.
2. Может ли девушка первой сделать подарок юноше?
- может, если для этого есть какой-то повод;
- может и без всякого повода – подарок юношу не обидит;
- не может, за исключением дня рождения юноши;
- не может ни в коем случае.
3. Какие цветы лучше подарить молодой девушке?
- розы, каллы, орхидеи;
- ландыши, фиалки, сирень;
- хризантемы, гвоздики, гладиолусы.
4. Можно ли подарить свое фото юноше (девушке)?
- можно – что в этом особенного?
- нельзя – это нескромно;
- можно, если тебя об этом попросили;
- нельзя, чтобы не подумали, что ты навязываешься.
5. Какие подарки не следует дарить в связи с народными приметами?
- красные розы и утюги;
- носовые платки и острые, режущие предметы;
- набор восковых свечей и сломанную подкову;
- постельное белье и сантехнику.
6. Можно ли дарить девушке, которая курит, сигареты и принадлежности для курения?
- можно – все это ей пригодится;
- несмотря на то, что девушка курит, этого делать не следует;
- молодому человеку это позволительно, тем более если он сам курит.
7. Как поступить со сладостями, фруктами и сигаретами, полученными в подарок?
- поблагодарить дарящего, не раскрывая;
- раскрыть, поблагодарить за подарок и отложить в сторону (фрукты и сладости желательно поместить в холодильник);
- раскрыть, поблагодарить и угостить присутствующих.
8. Может ли девушка принимать ценные, дорогостоящие подарки от юноши?
- может: если такой подарок по душе девушке, то при чем тут цена?
- не может – такой подарок слишком обязывает девушку;
- именно такие подарки предпочтительны, поскольку свидетельствуют об отношении юноши к девушке.
9. Может ли девушка отказаться от интимного подарка, сделанного юношей?
- не только может, но и должна;
- если интимный подарок по душе, то его лучше принять;
- все определяется близостью отношений между юношей и девушкой.
10. Может ли девушка дарить интимные подарки юноше?
- не может, если юноша – не муж и не близкий родственник;
- не может ни в коем случае;
- может, поскольку девушка находится в привилегированном положении по отношению к юноше и ей это позволительно.
11. Можно ли дарить подарки учителям?
- пока учишься в школе – конечно!
- любые, но только после окончания школы;
- учитель – самая «бескорыстная» профессия – к чему тут подарки?
- зарплата учителя не так уж велика – подарок никогда не будет лишним.
- Подведение итогов классного часа.
- Кто делает мир вокруг нас светлее, добрее, чище?
(Ответ учащихся: «Мы!»)
Звучит песня «Давайте говорить друг другу комплименты» в исполнении Б. Окуджавы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль часов общения в работе с детьми группы риска
Эта разработка помогает организовать обучение и воспитание детей группы риска. Вы посмотрите, как можно заинтересовать детей, мотивировать ребят. В разработке представлены этапы работы: погружение; по...
Роль педагогического общения во взаимодействии учителя и учеников
Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания. В основе обучения и...
Методический паспорт проекта "Международный этикет: как оставаться вежливым при общении с представителями других культур"
Методический паспорт проекта "Международный этикет: как оставаться вежливым при общении с представителями других культур"...
Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.
Мы,учителя, делаем всё возможное, чтобы взамодействие родителей со школой было эффективным. Перед нами стоит одна общая цель- счастье подрастающей личности.В своей школе мы расширили...
Мимика, жесты и пантомимика, их роль в общении
Цель урока: Сформировать у каждого ребенка знания и умение пользоваться жестами, мимикой и пантомимикой, навыки способствующие адаптации в социальной среде – в общении....
"Речевой этикет" беседа - презентация по культуре общения
Беседа по культуре общения...
Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения
Родительский лекторий на темуРоль семейного общения в профилактике девиантного поведения" "...