Этикет и его роль в общении
методическая разработка (9 класс) по теме

Конспект данного классного часа позволяет познакомить учащихся с правилами поведения в разных жизненных ситуациях в тестовой форме. Даются элементарные этические правила поведения в обществе, рассказывается об истории возникновения этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klassnogo_chasa.docx369.11 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.hrono.ru/img/kartiny/louis16.jpg

  Людовик XVI

http://fs10.familyspace.ru/images/photo/95/9585/95851930/p_7cb649ed.jpg

Русское хлебосольство

http://goldenwords.org/static/a/100304/a_karnegi_dejl.jpg

Дейл Карнеги

http://lilyandspain.files.wordpress.com/2011/07/pikaper-love.jpg?w=320&h=232

http://www.4vsar.ru/i/news/big/103494.jpg

Ситуации на улице и в общественном транспорте

http://www.seprava.ru/wp-content/uploads/2011/08/podarok-1.jpg

Преподнесение подарков

Конспект классного часа на тему «Этикет и его роль в общении».

  1. Туканенков Владимир Аркадьевич
  2. ГБОУ СОШ «Школа здоровья» №404
  3. Цель: сформировать у школьников этическую культуру; способствовать повышению культуры общения; воспитывать уважение и чуткость по отношению к другим людям.
  4. Эпиграф: «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований» (Р. Эмерсон)
  5. План-конспект классного часа.
  1. Вступительное слово учителя.

Современный этикет вобрал в себя обычаи и традиции всех времен и народов. Слово «этикет» французского происхождения. Однажды, во время пышного приема во дворце у короля Людовика XVI, по прозвищу Король-солнце, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово этикет. Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди.

Каждая нация, обладая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям.

Русские люди испокон веков отличались хлебосольством. Все лучшее – гостю. Мы говорим просто: «Здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

  1. Первый этап.

(Учитель раздает каждой паре карточки с этикетными ситуациями)

  1. Каковы правила рукопожатия между юношей и девушкой?
  1. первой руку подает девушка;
  2. первым руку подает юноша;
  3. лучше ограничиться кивком головы;
  4. лучше ограничиться словесным приветствием.

                2. Кто первым подает руку при знакомстве?

  1. младший – старшему;
  2. старший – младшему;
  3. начальник – подчиненному;
  4. подчиненный – начальнику.

3. Каким должно быть рукопожатие при знакомстве?

  1. крепким и продолжительным;
  2. слабым и непродолжительным;
  3. крепко сжать руку нового знакомого и несколько секунд ее потрясти, как бы скрепляя союз;
  4. рукопожатие должно быть дружелюбным, но не долгим.

4. Можно ли вместо руки протянуть для рукопожатия несколько пальцев?

  1. конечно, можно, особенно девушке;
  2. это всегда выглядит очень деликатно;
  3. это недопустимо, для приветствия протягивают всю руку

5. Нужно ли, здороваясь, смотреть человеку в глаза?

  1. обязательно, все ваше внимание должно быть сосредоточено на собеседнике;
  2. совсем не обязательно – прямым взглядом можно смутить человека;
  3. подавая для приветствия правую руку, лучше глядеть чуть левее головы собеседника – это поможет вам бом избежать смущения.

6. Нужно ли улыбаться во время приветствия?

  1. конечно, нет – это несерьезно;
  2. смотря по настроению
  3. доброжелательная улыбка желательна всегда.

7. Может ли юноша здороваться с сигаретой во рту?

  1. может, особенно если сигарета импортная и дорогая;
  2. во время приветствия сигарету изо рта лучше вынуть, а затем, уже с сигаретой, продолжить беседу;
  3. приветствие и беседа с сигаретой во рту недопустимы.

8. Может ли юноша подать руку для рукопожатия в перчатке?

  1. может, если он обменивается рукопожатием с ровесником;
  2. не может;
  3. может – в сильный мороз.

9. Должна ли девушка, здороваясь, снимать перчатку?

  1. совсем не должна;
  2. должна, если хочет проявить уважение к тому, с кем здоровается, особенно если этот человек старше по возрасту;
  3. может не снимать , если температура воздуха ниже -5о

10. Сколько раз в день можно здороваться с одним и тем же человеком?

  1. только раз – при первой встрече;
  2. каждый раз при встрече;
  3. несколько раз, если встречи разделяет более или менее значительный промежуток времени.

11. В помещение, где находятся двое юношей, входит девушка. Кто здоровается первым?

  1. юноши (желательно одновременно, хором);
  2. девушка;
  3. более вежливый и проворный из юношей.

Учащиеся выбирают правильный ответ.

После этого учитель подводит итоги и зачитывает советы американского  психолога Д. Карнеги:

  1. Высказывайте свое одобрение людям.
  2. Улыбайтесь!
  3. Придерживайтесь дружелюбного тона.
  4. Помните, что имя человека – самый сладостный для него звук.

  1. Третий этап.

Человек живет в обществе и жить без общества не может.

Человек – социальное существо, постоянно вступает во взаимодействие с другими людьми: представляется сам или представляет других, знакомится.

(Учитель раздает каждой паре карточки с этикетными ситуациями)

                1. Можно ли познакомить двух людей, просто подведя их друг к другу и, не называя имен, предложить им самим себя друг другу назвать?

  1. это вполне возможно и удобно для знакомящихся;
  2. человек, знакомящий между собой двух других, обязан назвать их имена;
  3. человек, знакомящий двух других, может поступить по своему усмотрению.

2. Всегда ли в процессе представления и знакомства юноша встает?

  1. всегда;
  2. только знакомясь с девушкой;
  3. по своему усмотрению.

3. Как познакомить друзей со своими родителями?

  1. представить родителей друзьям;
  2. представить друзей родителям;
  3. как бы невзначай свести своих родителей и друзей и оставить их наедине – пускай знакомятся сами!

4. Можно ли в среде ровесников назвать при знакомстве только имя?

  1. нельзя, это неуважение к тем, с кем знакомишься;
  2. можно, но только в среде ровесников;
  3. это возможно только между юношами, но не между девушками.

5. Как представляется ребенок?

  1. называет свое полное имя;
  2. называет свое имя и фамилию;
  3. называет свое имя, отчество и фамилию.

  1. Четвертый этап.

Наша встреча может произойти на улице, в транспорте. Поэтому разберем ситуации и попробуем их представить в лицах (учащиеся разбирают ситуации и представляют их в лицах)

        1. Познакомившиеся юноша и девушка идут вместе по улице – как именно?

  1. юноша слева от девушки;
  2. юноша справа от девушки;
  3. лучше идти «гуськом»: юноша впереди, девушка – за ним – так юноша как бы «прокладывает дорогу» девушке.

2. Какой стороны следует держаться, идя по улице?

  1. левой;
  2. правой;
  3. середины тротуара.

3. Если под зонтиком идут двое, кто его держит?

  1. зонтик всегда держит тот, кто выше ростом;
  2. зонтик всегда держит тот, кто полнее – у этого человека больше физических сил;
  3. зонтик обычно держит мужчина или младший по возрасту.

4. Можно ли есть на улице?

  1. нельзя;
  2. можно, во всех случаях;
  3. можно, если что-либо штучное или компактное, например: мороженое, пирожное, булочка, конфета, яблоко и т.д.

5. Можно ли опаздывать на встречи, свидания и т.д.?

  1. можно, если на то были веские причины;
  2. можно, но не более, чем на 15 минут;
  3. опаздывать недопустимо.

6. Возможна ли на улице громкая беседа?

  1. да, если вы встретились с друзьями, которых давно не видели;
  2. да, если вы не привлекаете внимание других людей;
  3. да, если встреча произошла вблизи от трамвайных путей и шум трамваев заставляет разговаривать очень громко;
  4. нет.

7. Юноша предложил девушке помочь нести тяжелые вещи. Девушка с благодарностью отдала корзину с овощами и дамскую сумочку. Правильно ли она поступила?

  1. конечно, правильно – почему не воспользоваться предложенной помощью?
  2. неправильно, дамскую сумочку нужно оставить при себе;
  3. вдумчивая девушка может усмотреть в предлагаемых услугах юноши его притязания на нечто большее и ничего ему не отдаст. Независимость прежде всего!
  4. сначала нужно поручить юноше нести дамскую сумочку, а потом, если справится, доверить ему корзину с овощами.

8. В каком порядке юноша и девушка садятся в транспорт?

  1. сначала, с помощью юноши, садится девушка, а потом – ее спутник;
  2. сначала в транспорт заходит юноша, как бы прокладывая дорогу девушке, а она – за ним;
  3. если в транспорте много народу, стараются протиснуться одновременно, держась за руки, а то в толпе можно друг друга и потерять.

9. В каком порядке юноша и девушка выходят из транспорта?

  1. сначала выходит девушка, а за ней, легонько ее подталкивая, юноша;
  2. сначала выходит юноша и, подав руку, помогает выйти девушке;
  3. если в транспорте немного народу, то выходят одновременно, держась за руки, чтобы было удобно сойти или спрыгнуть с подножки вагона.

10. Должен ли юноша платить за проезд девушки?

  1. за проезд обоих всегда платит юноша;
  2. юноша платит лишь за проезд хорошей знакомой;
  3. нельзя никогда.

  1. Пятый этап.

Завершается наше короткое путешествие в мир хороших манер. Мы сегодня сделали себе подарок. Только он не материальный, а духовный, позволяющий нам чувствовать себя в гармонии с окружающими людьми. И завершим мы наш классный час тренингом, как преподносить эти подарки. (стр. 228-231 в. 1;2;3;7;12;14;15;17;18;19;25)

        1. Как следует принимать подарки?

  1. поблагодарить, не раскрывая подарка;
  2. развернуть, порадоваться и поблагодарить;
  3. развернуть и сдержанно поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть гостей, преподнесших менее удачные и значительные подарки.

2. Может ли девушка первой сделать подарок юноше?

  1. может, если для этого есть какой-то повод;
  2. может и без всякого повода – подарок юношу не обидит;
  3. не может, за исключением дня рождения юноши;
  4.  не может ни в коем случае.

3. Какие цветы лучше подарить молодой девушке?

  1. розы, каллы, орхидеи;
  2. ландыши, фиалки, сирень;
  3. хризантемы, гвоздики, гладиолусы.

4. Можно ли подарить свое фото юноше (девушке)?

  1. можно – что в этом особенного?
  2. нельзя – это нескромно;
  3. можно, если тебя об этом попросили;
  4. нельзя, чтобы не подумали, что ты навязываешься.

5. Какие подарки не следует дарить в связи с народными приметами?

  1. красные розы и утюги;
  2. носовые платки и острые, режущие предметы;
  3. набор восковых свечей и сломанную подкову;
  4. постельное белье и сантехнику.

6. Можно ли дарить девушке, которая курит, сигареты и принадлежности для курения?

  1. можно – все это ей пригодится;
  2. несмотря на то, что девушка курит, этого делать не следует;
  3. молодому человеку это позволительно, тем более если он сам курит.

7. Как поступить со сладостями, фруктами и сигаретами, полученными в подарок?

  1. поблагодарить дарящего, не раскрывая;
  2. раскрыть, поблагодарить за подарок и отложить в сторону (фрукты и сладости желательно поместить в холодильник);
  3.  раскрыть, поблагодарить и угостить присутствующих.

8. Может ли девушка принимать ценные, дорогостоящие подарки от юноши?

  1. может: если такой подарок по душе девушке, то при чем тут цена?
  2. не может – такой подарок слишком обязывает девушку;
  3. именно такие подарки предпочтительны, поскольку свидетельствуют об отношении юноши к девушке.

9. Может ли девушка отказаться от интимного подарка, сделанного юношей?

  1. не только может, но и должна;
  2. если интимный подарок по душе, то его лучше принять;
  3. все определяется близостью отношений между юношей и девушкой.

10. Может ли девушка дарить интимные подарки юноше?

  1. не может, если юноша – не муж и не близкий родственник;
  2. не может ни в коем случае;
  3. может, поскольку девушка находится в привилегированном положении по отношению к юноше и ей это позволительно.

11. Можно ли дарить подарки учителям?

  1. пока учишься в школе – конечно!
  2. любые, но только после окончания школы;
  3. учитель – самая «бескорыстная» профессия – к чему тут подарки?
  4. зарплата учителя не так уж велика – подарок никогда не будет лишним.
  1. Подведение итогов классного часа.

- Кто делает мир вокруг нас светлее, добрее, чище?

(Ответ учащихся: «Мы!»)

Звучит песня «Давайте говорить друг другу комплименты» в исполнении Б. Окуджавы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль часов общения в работе с детьми группы риска

Эта разработка помогает организовать обучение и воспитание детей группы риска. Вы посмотрите, как можно заинтересовать детей, мотивировать ребят. В разработке представлены этапы работы: погружение; по...

Роль педагогического общения во взаимодействии учителя и учеников

Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе.  И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в  процессе обучения и воспитания. В основе обучения и...

Методический паспорт проекта "Международный этикет: как оставаться вежливым при общении с представителями других культур"

Методический паспорт проекта "Международный этикет: как оставаться вежливым при общении с представителями других культур"...

Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

Мы,учителя,  делаем всё возможное, чтобы взамодействие родителей  со школой  было эффективным. Перед нами стоит одна общая цель- счастье подрастающей личности.В своей школе мы расширили...

Мимика, жесты и пантомимика, их роль в общении

Цель урока: Сформировать у каждого ребенка знания и умение пользоваться жестами, мимикой и пантомимикой, навыки способствующие адаптации в социальной среде – в общении....

Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения

Родительский лекторий на темуРоль семейного общения в профилактике девиантного поведения" "...