Мастер-класс "Тайны бумажного листа"
план-конспект занятия по теме
Участники мастер-класса знакомятся с опытом работы в дополнительном образовании художественно-эстетической направленности, с методом творческого поиска, используемого на занятиях в кружковом объединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс "Тайны бумажного листа" | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
УСТЬ-КАТАВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МАСТЕР – КЛАСС
«ТАЙНЫ БУМАЖНОГО ЛИСТА»
Автор: педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Карпова Оксана Владимировна
Цели мастер - класса:
- Познакомить участников мастер-класса с опытом работы в дополнительном образовании художественно-эстетической направленности
- Рассказать о методе творческого поиска, используемого на занятиях в кружковом объединении.
- Провести занятие с участниками мастер-класса с использованием представленного метода.
Оборудование:
- Выставка детских работ, в том числе работы из бумаги, выполненные в различных художественных техниках
- Образцы работ, выполненные в технике торцевания
- Эскизы предлагаемых работ
- План работы на доске
Материалы для работы:
- Белая бумага и восковые мелки для выполнения эскиза
- Креповая бумага и карандаши
- Ножницы
- Клей «Титан» и кисти
- Заготовки из пенопласта: шарики и рамочки
- Заготовки из картона: конусы различного размера
- Стаканчики пластиковые и пластилин для «посадки» деревца
- Бусины, бисер, атласные ленты, паетки и т.п. для декора
- Клеёнки на стол и тряпочки
Ход мастер-класса
- Вступительная часть.
Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Карпова Оксана Владимировна, я педагог дополнительного образования. В Центре детского творчества работаю уже 13 лет. За это продолжительное время многое изменилось в моей работе, как и я сама.
В данное время я работаю по трём образовательным программам: «Изобразительное искусство» для детей 4,5 – 6 лет в Студии раннего развития, «Фантазия» (Изобразительное искусство и художественный труд) для детей 7 – 10 лет на базе СОШ № 1, «Лотос» (Декоративно-прикладное искусство) для детей 10 – 14 лет на базе ЦДТ.
Для вас не является секретом то, что подрастая, дети меняются, меняется и их интерес к различным видам деятельности. К сожалению, в нынешнее время детей всё меньше и меньше интересует ручной труд. Это было бы не так страшно, ведь, казалось бы, занятия ручным трудом можно заменить другими видами деятельности: танцы, спорт и т.п. Но неоспоримым является и то, что без ручного труда нет полноценного развития. В период роста ребёнка очень важны те манипуляции, которые он проводит своими руками. Ручной труд не только обеспечивает развитие психических процессов: памяти, мышления воображения, но и несет на себе социальные функции. Ведь мы живём в труде всю жизнь. И от того, как мы научим ребёнка трудиться, так ему с этими умениями и жить в дальнейшем.
Что же делать, если детям не интересен ручной труд? Большинство детей не хотят работать руками или их пугают трудные задания, кропотливая работа, многих не интересует результат работы – лишь бы сделать… Я ,конечно, утрирую – не все дети таковы, но составляя свои образовательные программы я должна была учесть все факторы.
Ведь дополнительное образование не является обязательным, дети должны заинтересоваться моими занятиями, должны захотеть посещать их на протяжении не одного года.
Поэтому, как при составлении образовательной программы, так и при непосредственной работе от меня требуется немало профессиональных знаний и умений и умения своевременно реагировать на изменяющиеся интересы детей.
- Описание опыта работы.
Я бы хотела познакомить вас с приёмами работы на занятиях Студии декоративно-прикладного искусства «ЛОТОС». В студии занимаются дети 10 – 14 лет. Зная, что детей такого возраста труднее привлечь к ручному труду, у меня родилась идея привлечь к занятиям девочек, как будущих женщин, мам, хранительниц домашнего очага и уюта.
Всё, что девочки делают на занятиях, пригождается им сейчас и пригодится в дальнейшей жизни. Это и украшения интерьера квартиры, и сувениры, и подарки и т.д. Как вы можете увидеть, мы работаем с различными материалами.
Моя задача научить девочек умело использовать и сочетать любые материалы для выполнения милых и полезных в быту предметов, научить основам декорирования и дизайна, научить из простейших материалов выполнять, можно сказать, эксклюзивные подарки и сувениры.
Девочки откликнулись. Сначала их было чуть больше 30. Сейчас, через 2 года, осталось чуть меньше половины. Причины всё те же: красиво, интересно, хочу сделать, но оказывается это не так-то просто, нужно приложить усилия, подумать, сделать аккуратно!
Именно поэтому свои занятия я давно уже перестала строить традиционным способом: повторение, новый материал, практическая работа, закрепление и т.д.
Сейчас я знакомлю детей с декоративной техникой, а они уже сами решают, что могут выполнить в этой технике, где могут её применить. Кого – то из девочек устраивают простейшие работы, кто-то идёт дальше – придумывают свои дизайнерские вещи.
И если первый год мы изучали свойства различных материалов и технологии работы с ними, и довольно – таки ровно шли по программе, то сейчас, когда девочки занимаются уже второй год, они стали более требовательны. Многие идут на опережение, сами ищут что – то интересное, развивают, усложняют технику. То есть пошёл творческий процесс – отдача. Такой приём работы я назвала творческий поиск и он действительно работает, помогает мне удивлять, увлекать девочек.
Если сейчас вы придёте к нам на занятие, то вы не увидите того, что дети заняты одной и той же работой. У нас бывает одновременно в работе от 2 до 5 различных технологий. И это конечно требует от меня больших профессиональных знаний и умений. Поэтому мне постоянно приходится чему – то учиться, находить что – то новое. Я постоянно нахожусь в поиске профессиональных и творческих идей.
Я постоянно в тонусе! А как же иначе? Ведь если мне нечего будет предложить детям, то вскоре они просто уйдут, потеряв интерес.
Сейчас я приглашаю вас принять участие в творческом занятии «Тайны бумажного листа» и почувствовать себя по-настоящему творческими людьми.
- Практическая часть.
- Перед вами лист бумаги, самый обыкновенный, до боли всем знакомый с самого детства.
- Но сколько тайн он в себе скрывает!
- Скажите, что вы знаете о бумаге?
- Какими свойствами она обладает?
Гибкость, лёгкость, фактура, цвет, относительная хрупкость, плотность и т.д.
- Какие манипуляции с ней мы можем производить?
- Сгибать, складывать
- Резать, вырезать
- Мять
- Рвать
- В умелых руках это можно умело использовать. Для каждого приёма работы с бумагой, которые вы только что перечислили, есть своя техника работы.
- Сгибать, складывать - оригами
- Резать, вырезать - аппликация
- Мять – объёмная аппликация
- Рвать – обрывная аппликация или мозаика
- Это самые простые и наиболее знакомые вам техники. Но существуют и более сложные техники работы с бумагой и многим они так же знакомы.
- Бумажная пластика – элементы вырезания и складывания = объёмная с плавными и мягкими очертаниями
- Филиграни – элементы вырезания и выкладывание контурного рисунка на торцевую часть бумаги
- Квиллинг – элементы вырезания, кручения бумаги и выкладывание рисунка на торцевую часть бумаги
- Объёмные картины с глубоким пространством
- Многослойные аппликации, в том числе для изготовления открыток
- Как вы можете убедиться, увидев работы из бумаги, сложно недооценить бумажный лист и его свойства.
- Но я бы хотела вас познакомить с всем известной с детского сада техникой – торцевание. (просмотр рамки для фото и плоской работы «Ёлочка»)
- Кто – то может рассказать, как выполняется работа в технике торцевания.
- Хорошо! Вот видите она многим знакома и достаточно проста в исполнении.
- Но давайте подумаем, как можно использовать эту технику помимо рамочек и аппликативной работы.
- Ёлочки
- Дерево счастья или любви или дружбы или…
- Пасхальные яички
- Абажур для лампы
- Рама зеркала
- …………………
- Вот видите сколько вариантов! В этой технике можно украсить интерьер своего дома или создать милые сувениры и подарки. Таким образом простейшая дет.садовская техника может оказаться очень даже полезной.
- Скажите, а какой материал можно использовать для работы в этой технике? Здесь вы видите работы только из бумаги и креповой бумаги.
- Бумажные салфетки
- Газеты
- Лоскутки ткани и т.п.
Итак, перед вами задача: выполнить поделку, сувенир в технике торцевание.
- Перед началом работы, я познакомлю вас с последовательностью работы.
1. Эскиз, рисунок будущей работы.
2. Подготовка бумаги по цвету, нарезка элементов.
3. Клей наносится на основу небольшими порциями.
4. Бумажный элемент накручиваем на карандаш, прижимаем торцевой частью к основе.
5. Если работа составная, соединяем детали работы.
6. Оформление, декорирование.
- Для выполнения могу предложить следующие варианты:
- Рамочка для фото
- Дерево счастья
- Волшебный шар
- Ёлочка
- А может у кого-то из вас возникнут свежие идеи, помогу в их осуществлении!
- Самостоятельная практическая работа.
- Определитесь с тем, что вы хотите
- Если кто-то затрудняется в выполнении, будем делать вместе
…………………………………………………………
Заканчиваем работу.
- Итоги.
- Давайте устроим небольшую выставку.
- Сегодня моей целью было познакомить вас опытом работы педагога дополнительного образования, с приёмами работы с детьми на занятиях, а именно с приёмами творческого поиска. И вы это попробовали на себе. То есть я познакомила вас с техникой торцевание, последовательностью работы в этой технике. А каждый из вас выбрал то, что его заинтересовало или придумал что-то своё.
- Посмотрите, какие замечательные работы вы выполнили! Это и есть настоящее живое творчество!
- Если вы не успели закончить работу, не страшно. Её вы можете закончить и дома, тем самым расширив пространство для творчества.
- Рефлексия.
Скажите, понравилась вам техника торцевания?
Были затруднения в работе?
Как вы оцениваете представленный способ творческого поиска?
Есть вопросы?
- Приходите ещё, с большим удовольствием поделюсь своими знаниями и умениями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект внеклассного занятияв1 классе: Бумажная пластика. Трансформация плоского листа бумаги (Первоцветы).
План-конспект с презентацией: Бумажная пластика.Трансформация плоского листа "Первоцветы"...
«Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев».
конспект урока «Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев» для 7 специального коррекционого класса 8 вида с карточками заданиями...
Эксперимент "Бумажное кольцо" - лист Мёбиуса
Интересное бумажное кольцо лист Мёбиуса полно неожиданностей. При разрезании его не сразу догадаешься, что получится. Для изучения свойств листа проводится эксперимент в группах с учащимися 8-9х...
План-конспект и технологическая карта занятия "Сказочные превращения бумажного листа"
Прием "мнемоника" - создание ассоциативных цепочек для облегчения запоминания последовательности изготовления поделки из бумаги - помогает детям 4-5 лет запомнить алгоритм складывания самоле...
Оценочный лист, Лист обратной связи - инструменты технологии формирующего оценивания при работе с опорным конспектом-листом
При заполнении опорного конспекта-листа, учитель может применять наиболее распространенные инструменты технологии формирующего оценивания – Оценочный лист и Лист обратной связи....
Мастер-класс "Геометрия бумажного листа"
Цель: Овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования направленного на развитие творческой личности....
Мастер-класс квиллинг "Секреты бумажного листа"
Изделия, выполненные в технике квиллинг - это скрученные бумажные ленточки, эту технику также называют «бумажной филигранью»,...