Инсценировка по мотивам повести В.Н. Крупина Большая жизнь маленького Ванечки
методическая разработка
Инсценировка по мотивам повести В.Н. Крупина "Большая жизнь маленького Ванечки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instsenirovka_po_rasskazam_v.n._krupina.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инсценировка по мотивам повести В.Н. Крупина
Большая жизнь маленького Ванечки
1
Как бы до лета дожить
Весна. Ваня сидит дома, потому что, как говорят, он "гулять, как все люди, не умеет", что его одного на улицу нельзя отпускать. Ваня сидит и смотрит в окно. Ему грустно, хочется гулять.
ВАНЯ. (умоляюще) Бабушка, можно?
БАБУШКА. Ну, куда ты один пойдешь? Ты ведь гулять, как все люди, не умеешь. Опять в грязь залезешь или в лужу упадешь. Вот придет Коля из школы, с ним можно.
ВАНЯ. А с дедушкой?
Бабушка молчит.
Ваня идет к дедушке. Дедушка работает в боковой комнате, он столяр.
ВАНЯ. Дедуль, можно мне на улицу?
ДЕД. Конечно!
ВАНЯ. А бабушка не отпускает.
ДЕД Тогда, значит, нельзя.
ВАНЯ А я хочу.
Дедушка идет к бабушке на переговоры. Ваня и дедушка входят в кухню. Дедушка многозначительно покашливает.
БАБУШКА. Ага. Сговорились, значит? А кто с ним будет сидеть, когда он простынет?
ДЕД. Я - старый солдат! Будущему мужчине нужна закалка!
БАБУШКА. Ты-то солдат, да внук-то ребенок.
ДЕД. Почти семь лет! Какой это ребенок? Я в его годы…
БАБУШКА. Ну, разошелся… Знаем, слышали. Давайте лучше за стол садитесь. Пироги вот достала. Да и щи стынут.
Обоих сажают за стол. И кормят, и кормят. Бабушка ставит на стол пироги, тарелки с супом, наливает компот.
БАБУШКА. Ешьте давайте, солдатики.
Ваня берет ложку, ест суп, громко «швычкает», болтает ногами.
БАБУШКА. Не чавкай! Да с хлебом ешь! (подает Ване хлеб) И ногами не болтай, сиди спокойно! ( Дед хмурится. Ваня, откусив хлеб, запивает компотом)
БАБУШКА. Куда компот? Ты еще суп не доел!
ДЕД Кто такое издевательство выдержит? (Дедушка бросает ложку и выходит на крыльцо)
ВАНЯ (сердито ) Арбуза хочу!
БАБУШКА. Вот и хорошо, скоро лето, скоро огурцы вырастут, и мед свежий будет. Разрезать огурец, полить медом, будет лучше любого арбуза.
Приходит из школы старший брат Коля. Его за стол сажать не надо, садится сам. Ест все подряд, и ногами болтает, и говорит с полным ртом, и глотает, не пережевывая пищу. Ему все можно.
КОЛЯ. О, пирожки! (откусывает пирожок, запивает компотом) Ой, бабуш, я такой голодный. Шесть уроков было. А потом еще к концерту готовились. 9 мая выступать будем перед ветеранами. Я сегодня на физкультуре быстрее всех стометровку пробежал, и в футбол мы у восьмиклассников выиграли. (Смотрит на часы) Ого! Три часа уже. Пойду уроки учить, вечером снова в футбол играем. (Убегает с полным ртом)
ВАНЯ. Бабушка, почему это Коле все можно: и с полным ртом разговаривать, и компот перед супом пить?
БАБУШКА. Вот пойдешь в школу, узнаешь, как тяжело грамота достается.
Ваня нехотя пьет компот, благодарит за обед и идет во двор. Там дедушка, у него и во дворе мастерская, он делает рамки для ульев. Дедушка дает Ване настоящий рубанок, кладет поверх Ваниных рук свои, и они вместе строгают доску. И Ваня успокаивается. Хорошо с дедушкой.
ВАНЯ. Дедуль, почему это так: все говорят, что я большой, и ничего не разрешают?
ДЕД. Терпи, меня до сих пор твоя бабушка за человека не считает. Говорит, что я хуже маленького.
ВАНЯ А это хорошо или плохо?
ДЕД. Для меня так хорошо. Я не хочу быть большим, хочу быть маленьким.
ВАНЯ. А я хочу быть большим!
ДЕД. Будешь!
ВАНЯ. Когда?
ДЕД. Когда вырастешь.
ВАНЯ. А когда вырасту?
ДЕД. Летом. Летом очень быстро растут.
ВАНЯ. (вздохнув) Скорей бы лето.
2
Фамилия
Сидели, пили чай.
МАМА (оглядев застолье) Редкость какая - вся семья в сборе.
КОЛЯ. (с учебником немецкого) А знаете, как по-немецки будет «семья»? Фамилия.
ВАНЯ. А у нас какая фамилия?
КОЛЯ. Как какая? Ты что, не знаешь? Державины.
ВАНЯ. А вот и нет! У нас, у всех разные фамилии. Мы с дедушкой строгали доски, были Плотниковы. А бабушка вязала носки, она была Вязалкина. А теперь дедушка будет читать газету, он будет Газеткин. А Коля Учебников и Батарейкин.
Все засмеялись
МАМА. Ванюша, а какая же у меня фамилия?
ВАНЯ. Ты была Кухонькина, а на работе Коровкина. А папа - Работников. А Лена просто Дочкина и Внучкина.
ЛЕНА. Так и ты Внучкин.
ВАНЯ. Нет, я же Игрушкин. Я же играю. Днем же я играл. Был Самокатов, а бабушка была Тыквина и Морковкина.
КОЛЯ. Хитрый! Значит, когда ты у меня в тетради домик нарисовал, это не ты рисовал, а Карандашин?
ВАНЯ. Да, это не я, а он.
КОЛЯ. Но где мне его увидеть, мне надо ему уши надрать. Где он?
Ваня убегает от него.
ДЕД (откладывая газету) Давай посчитаем, Иванушка, сколько у меня фамилий набролось за день. С утра я был Пчеловодов.
ВАНЯ. Ага. Потом дрова колол, значит – Топоров и Дровосеков.
ДЕД. Еще в печи глиной щели замазывал – выходит, был Печников, землю копал был Землекопов, Лопатов, Глинин.
ЛЕНА. Дедушка, а еще ты был сегодня Столяровым.
БАБУШКА. Еще Водоносовым, потом - Скотининым, за скотиной ходил.
ДЕД. Тогда уж не Скотинин, а по отдельности: Овечкин, Свиньин, Петухов, Курочкин, Гусев, Уткин...
ВАНЯ. Теперь давайте папины фамилии считать: Тракторов, Комбайнов…
ПАПА. Гайкин, Винтиков, Шурупов…
КОЛЯ. Прицепин, Фрезеровщиков,...
ПАПА. Правильно, Коля, еще Сварщиков, Ременников.
ЛЕНА (показывая косы) А я была Ленточкина.
ВАНЯ. (подает ей куклу) …и Куколкина, Юбочкина и Тряпочкина
МАМА. Я думаю, что больше всех фамилий наберется у бабушки: Печкина, Вьюшкина, Заслонкина, Ухватова, Сковородникова, Чугунова, Пирогова, Горшкова, Ведерникова, Огнева, Загнетина...
ВАНЯ. Это если она в кухне только. А если во двор выйти, в сени даже: Поленова, Рукомойникова, Банникова.
БАБУШКА. Да уж всех моих забот не перечесть.
ЛЕНА зевает, трет глаза
ВАНЯ. Э, сестрица Аленушка, да ты ведь стала Сонькина.
МАМА. Да и тебе, братец Иванушка, в постель пора.
ВАНЯ. Ага. Скоро мы все Засыпайкиными станем.
3
Нынешний хлеб
Папа принес маленький мешочек муки. Бабушка встречает его улыбкой.
ПАПА. К тебе, дорогая наша мастерица, пришел я как член правления колхоза. Потому как лучше тебя хлеба никто не испечет, то просим уважить, испечь каравай. А подарен он будет лучшему работнику на празднике последнего снопа, на дожинках. А из остаточков ребятишкам лепешек испеки.
Дед и мама подошли к мешочку. Взяли по щепотке муки, рассматривают, вдыхают запах.
МАМА. Хорошая мука.
ДЕД. Да, славный нынче урожай.
ЛЕНА. Мука как мука. Чего в ней особенного?
ВАНЯ. Не знаю. У нас муки вон полная кадушка стоит.
БАБУШКА. (приносит кадушку, ставит рядом). Смотрите. Тоже хорошая мука, тоже пшеничная, но немножко как-то осунулась, немножко цвет и запах потеряла, сселась. Эта, нынешняя, смотрите, белая, пышная, душистая… Да что я, сейчас сами все поймете. Ну-ка, воды! Ну-ка, дров!
Занавес.
Бабушка хлопочет у печки. Снимает со сковороды лепешки.
БАБУШКА. До чего ж ты, наша печка-матушка, хороша да тепла, да как я без тебя за лето соскучилась! И все-то в тебе быстро варится-парится, и всю-то ты хворь-заразу вытягиваешь.
Мама с Леной накрывают на стол. Ставят мед, сметану, варенье, топленое масло, молоко. Бабушка ставит тарелку с лепешками. Все садятся за стол.
ДЕД. Товарищи внуки, макните каждый лепешкой в масло. Я погляжу, кто какой стороной будет макать.
Внуки недоуменно оглядели свои лепешки и стали макать их в масло.
ВАНЯ. А какой стороной лучше макать, дедушка?
ДЕД. Э-э, вы все наугад макаете. А вот раньше в этом разбирались. Для экономии который гость поскромнее – мазали верхнюю, гладкую сторону. А кто пожаднее, тот мазал нижнюю, шероховатую. Она пористая, масло впитывает.
БАБУШКА. Чего вспомнил! Ещё эту сторону называли рябой, подовой.
ДЕД. По-фронтовому сказать – тыловая.
БАБУШКА. Кушайте заугоду. Сейчас что на это смотреть.
ВАНЯ. Ох, я бы ещё сто штук съел. Да не могу больше.
ЛЕНА. Очень вкусно, бабушка. И я бы съела ещё, да сил нет.
КОЛЯ. Я тоже наелся до отвала.
БАБУШКА. Ну, теперь поняли разницу? Разве бы вы из другой муки столько съели, да с такой скоростью?
Бабушка приносит каравай.
БАБУШКА. А вот и каравай-батюшка.
ВАНЯ. Как пахнет вкусно.
ЛЕНА. И какой красивый, румяный.
ДЕД. Да, первый хлеб самый духовитый, самый вкусный. Ну-ка, внучата, давайте корзинку, сейчас мы с вами эту красоту в правление понесем.
4
Встреча с героем
Ваня отрывает от календаря листок- 31 авг. Смотрит на улицу. Вздыхает.
ВАНЯ. Скорей бы уже завтра наступило. Бабушка, а ты школьную форму погладила?
БАБУШКА. Да погладила-погладила. И ботинки твои дед до блеска начистил.
ВАНЯ. А портфель? (приносит ранец) Азбука, так, вот она. Букварь… Резинка, линейка, карандаши, а еще что? Коля! Что ещё?
КОЛЯ. Мы с тобой тысячу раз уже все проверили. Так, Ваня, хватит! Еще раз к ранцу прикоснешься, получишь (уносит портфель).
Ваня грустно вздыхает, садится на стул. Потом убегает, приносит форму. Разглядывает. Натирает пуговицы. Входит мама.
МАМА. Ванечка, давай повесим форму в шкаф, и пойдем ужинать. Потом сделаем букет для учительницы и ляжем спать. Завтра рано вставать.
ВАНЯ. Ой, мамочка, скорей бы завтра. Я сегодня вообще не усну. Вдруг просплю и в школу опоздаю!
МАМА. Не волнуйся, Иванушка, я тебя разбужу.
Занавес
Урок. Дети сидят за партами. Ваня вертится.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Здравствуйте, ребята. Мы начнем с того, что научимся правильно сидеть.
ВАНЯ (удивленно) Мы же сидим.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Вот как раз ты, Державин, совсем не умеешь сидеть.
(Ваня втянул голову в плечи)
УЧИТЕЛЬНИЦА. Итак, ребята. Спину надо держать прямо, чтобы была красивая осанка. Поставьте локоть на парту и щекой обопритесь на ладонь. На таком расстоянии от парты надо держать голову, чтобы не было близорукости.
(Ребята выполняют все, что говорит учительница)
УЧИТЕЛЬНИЦА (проходит по классу) Хорошо. Молодцы. Сегодня у нас необычный урок. К нам придет мой бывший ученик. Ваня, поправь воротничок. Этот ученик самый знаменитый механизатор в районе и области. Он заочно учился, а теперь отвечает в нашем совхозе за всю технику.
В класс вошел отец Вани.
ВАНЯ (соседу по парте) Папа? Почему он так рано? Ведь у нас же еще урок.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Ребята, у нас дорогой гость, Сергей Николаевич Державин, знатный механизатор, главный инженер нашего совхоза.
Ребята захлопали. Многие посмотрели на Ваню.
ОТЕЦ. Вы, ребята, извините, что я переодеться не успел. И вы, Тамара Михайловна, по старой дружбе на меня не сердитесь. Сами знаете, какая пора.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Сергей Николаевич, расскажите о себе, о своей работе. Вы всегда хотели стать хлеборобом.
ОТЕЦ. Нет, ребята, в детстве я мечтал стать морским летчиком. Очень любил читать книги о путешествиях, о морских сражениях, об авиации. Любовь к чтению прививала нам наша, а теперь и ваша учительница Тамара Михайловна. Помните, Тамара Михайловна, школа наша была тогда маленькая и топилась дровами.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Помню, Сережа. Помню, как вы, ученики, сами эти дрова пилили и кололи. Как много вы трудились, помогая родителям, в поле.
ОТЕЦ. Да, и когда я служил в армии, все еще хотел стать летчиком. Но судьба распорядилась иначе. Вернувшись домой, я познакомился с очаровательной девушкой, своей будущей женой и Ваниной мамой. Вместе мы решили жить в родном поселке, работать здесь, на своей земле. Приходилось трудно. Днем я работал на тракторе, потом на комбайне, а вечерами учился. Вы знаете, ребята, от своих родителей как нелегко достается хлеб. Видите, как хлеборобы по ночам пашут, в пыли, в грязи, земля на зубах хрустит. Да еще надо вырастить. А если сплошь дожди или, наоборот, засуха? А сжать, обмолотить, просушить, провеять, смолоть в муку, это сколько работы? А хлеб испечь? Да ведь на все про все умение, и время, и руки, - труд какой огромный!
Вот вы, ребята, я уверен, не бросите хлеб на землю. Это я даже не знаю, с чем сравнить. Не бросите?
РЕБЯТА. Нет!
ОТЕЦ. А вообще мне даже вам не передать, как это нужно – хлеб. Вот идет уборка, механизаторы, да и вообще все, занятые уборкой, недосыпают, недоедают, с ног валятся от усталости…Вы думаете, они делают это только ради заработка? Нет, уверяю вас. Такая бывает радость, что твой хлеб пришел к людям, в магазин, в детский сад к ребятишкам, к вам в школу, в столовую. Придет уставший человек, отведает нашего хлеба, да не просто, а с душой, со старанием убранного, и силы у него появятся. И можно дольше жить: учиться, работать, в армии служить – словом, полезным быть Отечеству.
Ваня волнуется. Щеки его горят. Он гордо оглядывает класс – вот какой у него папа!
ОТЕЦ. Для вашего класса, ребята, я принес подарок.
Он вышел и вернулся со снопом желтой ржи.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Большое вам спасибо за рассказ, Сергей Николаевич, и за подарок. Мы его вот сюда поставим, в красный угол. В благодарность за ваш нелегкий самоотверженный труд примите от нас вот этот букет.
Ученица дарит букет Отцу.
ОТЕЦ. Спасибо, ребята. Только, куда же я с цветами. Мне ведь обратно в поле сейчас.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Тогда пусть, Сергей Николаевич, отнесет эти цветы ваш сын, Иван Сергеевич.
УЧИТЕЛЬНИЦА захлопала в ладоши, ребята поддержали. Ваня, волнуясь, подошел к отцу, взял у него цветы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 5 классе по литературе "Зорко одно лишь сердце" по повести А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Открытый урок в 5 классе. "Зорко одно лишь сердце". Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...
Инсценировка по мотивам сказки "Теремок" для 2 класса
Данный материал можно использовать для подготовки внеклассного мероприятия во 2 классе. Он позволяет закрепить лексику по темам "животные", "цвета", а также элементарные разговорные фразы. Работа с ин...
«Фольклорные образы и мотивы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Урок литературы...
The Donkey’s favourite season. (инсценировка по мотивам одноимённой сказки из учебника М.З. Биболетовой «EnjoyEnglish»для 4класса)
Используя английские песенки и простые атрибуты, можно превратить сказку в спектакль....
Сценарий мультфильма по мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпири «Маленький принц».
Звучит тихая, спокойная музыка.Маленький принц прилетел с крохотной планеты, которая называется астероид В-612…Маленький принц:Я маленький принц , вы слышали обо мне? Путешествуя по разным планетам я ...
Викторина для 6-7 классов по сказке-повести Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Творческое задание для учеников.Цель:- Запоминание текста и главных героев;- Поиск цитат, которые сформировывают воображение ученика;- Развитие фантазии;- Предложение альтернативного конца, который уч...
Инсценировка по мотивам славянской сказки "Маменькина дочка"
Инсценировка по мотивам славянской сказки "Маменькина дочка" с звуковым оформлением...