Разработка поисково - исследовательского проекта
проект по теме
Самобытная культура деревень Хвалынского района уходит своими корнями в далекое прошлое. Сквозь века предметы старины несут немаловажные сведения о жизни предков. Музейная педагогика, с момента ее зарождения и до настоящего времени, считалась учеными одним из самых успешных методов воспитания гражданина и патриота. Но фрагментарность не позволяет составить целостную и законченную картину восприятия культуры родного края. Так возник проект «Быт и традиции народов Хвалынского района».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_solnechnaya_polyana.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Музейный поисково-исследовательский проект
«Быт и традиции народов Хвалынского района»
Типология:
- по доминантному методу – поисково - исследовательский;
- по продолжительности - средней продолжительности;
- по характеру - непосредственный;
- по характеру контактов - региональный;
- по характеру участия - групповой; в контакте с другими возрастными группами;
- по форме представления:
- оформление постоянно-действующих выставок в избе, расположенной на базе туристического комплекса «Солнечная поляна»;
- проведение мастер-классов по изготовлению оберегов тех народов, которые проживали на территории Хвалынского района до конца XIX века;
- проведение эстетических чтений об особенностях культуры, традиций и быта, народов Хвалынского района;
- проведение видео-экскурсий о растениях, используемых в роли оберега у народов Хвалынского района;
- проведение тематических мероприятий «Игры народов Хвалынского района»; «Приметы и гадания народов Хвалынского района», «Особенности праздничных гуляний народов Хвалынского района».
-создание этнографического словаря народов Хвалынского района;
-создание банка данных «Народные умельцы Хвалынского района».
Участниками проекта являются
- Педагоги дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детского творчества»:
Титков Петр Александрович, Грекова Елена Владимировна, Ульяненко Жанна Александровна, Дежурова Мария Александровна, Волчанская Гульнара Зайнулаевна, Костюк Елена Васильевна, Хисяметдинова Ирина Вячеславовна, Одинцов Александр Викторович.
- Сотрудники национального парка «Хвалынский».
- Сотрудники туристического комплекса «Солнечная поляна».
Автор проекта - Хисяметдинова Ирина Вячеславовна, искусствовед, педагог дополнительного образования объединения «Исток» МОУ ДОД Дом детского творчества;
Консультант - Грекова Елена Владимировна, кандидат философских наук, учитель истории и обществознания.
Руководитель проекта - Титков Петр Александрович, директор МОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Хвалынск.
Девиз: «Жить настоящим, уважать прошлое, заботиться о будущем!»
Обоснование проекта
Цели:
- исследование сущности понятий «этнографическая культура» и «историческая память народа»;
- организация поисково-исследовательской деятельности по сбору и систематизации материала по этнографической культуре Хвалынского района в прошлом и настоящем;
- развитие интеллекта учащихся;
- создание банка данных о людях Хвалынского района, которые в наше время занимаются декоративно- прикладным творчеством;
- создание на базе туристического комплекса «Солнечная поляна» постоянно-действующих выставок декоративно-прикладного творчества и этнографических выставок;
- создание презентаций для проведения мастер-классов по изготовлению оберегов народов, проживающих на территории Хвалынского района до конца XIX века;
- сбор материалов для проведения эстетических чтений об особенностях культуры, традиций и быта, народов Хвалынского района;
-сбор материалов для проведения видео-экскурсий о растениях, используемых в роли оберега либо имеющих мистическое значение у народов Хвалынского района;
- сбор материалов для проведения тематических мероприятий «Игры народов Хвалынского района»; «Приметы и гадания народов Хвалынского района», «Особенности праздничных гуляний народов Хвалынского района».
-сбор материалов для создания нонятийного словаря народов Хвалынского района;
- сбор материалов для создания банка данных «Народные умельцы Хвалынского района».
- воспитание человека, который гордится культурой своего народа и стремится преумножить его материальные и духовные достижения.
Задачи:
- научить воспитанников самостоятельному поиску необходимых экспонатов и информации о них;
- научить воспитанников делать анализ и давать оценку собственным творческим и деловым возможностям;
- помочь воспитанникам освоить навыки и умения исследовательской работы по отбору и систематизации собранного материала;
- развивать аналитическое мышление, творческие способности, художественный вкус;
- научить воспитанников работать в малых группах по методике сотрудничества;
- воспитать желание творить самому и сохранять культуру родного края.
Актуальность проекта
Самобытная культура деревень Хвалынского района уходит своими корнями в далекое прошлое. Сквозь века предметы старины несут немаловажные сведения о жизни предков. Музейная педагогика, с момента ее зарождения и до настоящего времени, считалась учеными одним из самых успешных методов воспитания гражданина и патриота. Но фрагментарность не позволяет составить целостную и законченную картину восприятия культуры родного края. Так возник проект «Быт и традиции народов Хвалынского района».
Педагоги МОУ ДОД «ДДТ», научные сотрудники национального парка «Хвалынский» с воспитанниками объединений Дома детского творчества решили не только собрать, изучить и систематизировать материалы о предметах старины, но и изготовить макеты, на которых можно показать хозяйственную деятельность, одежду и уклад жизни наших предков в виде этнографической выставки. Участие в проекте могут принимать все жители Хвалынского района, а так-же те, кто чтит культуру предков.
Работа над проектом позволит воспитанникам не только изучить этнографическую культуру нашего района, но и ощутить взаимосвязь исторически сложившихся культурных традиций и современной культуры, почувствовать сопричастность молодого поколения к культурному наследию предков, воспитать желание сохранить и передать лучшее своим детям.
Поиск и научно-исследовательская работа школьников по проекту
- это не дань моде, а эффективное средство воспитания и решения многих образовательных задач: приобщение учащихся к культуре малой родины и также к исследовательской работе. Воспитательная деятельность проекта направлена на формирование у подрастающего поколения чувства кровной связи с родной землей, национального самосознания, любви к своей стране и ответственности за ее будущее.
Авторы проекта считают необходимостью существование в школе музея, который опирается на региональную историю и этнографию.
Музей- это место, где сохраняется историческая память предков и их культурные достижения. Для всякого человека очень важно знать свое прошлое, осознавать свое место в сегодняшнем дне, чтобы с надеждой смотреть в будущее. Поэтому девиз нашего проекта «Без прошлого нет будущего».
Собранный материал предполагается использовать при проведении уроков, классных часов и других воспитательных мероприятий. Он будет доступен для посещения жителями региона.
Реализация проекта.
Идея проекта.
Сбор и изучение материала по этнографической культуре деревень Старая Лебежайка, Сосновая Маза и др. Каждое объединение проекта представляет свою форму представления:
- выставка;
-мастер-класс;
-презентация;
-видео-экскурсия;
-тематическое мероприятие;
-терминологический словарь народов Хвалынского района;
-создание банка данных «Народные умельцы Хвалынского района».
Защита проекта осуществляется участниками:
- в ходе выставок и презентаций, на базе туристического комплекса «Солнечная поляна», с описанием изготовленных макетов и поделок;
-в ходе мастер-классов и тематических мероприятий.
Защита проекта нацелена на демонстрацию умений и навыков воспитанников вести исследовательскую деятельность, работать с литературой, проводить рефлексивный анализ работы.
Для реализации проекта необходимы определенные денежные затраты для приобретения:
- доска липовая, обрезная – 1 куб 7.500 руб
- обои -1000 руб
- клей ПВА - 100 руб
- краски акриловые - 3000 руб
- ткань лён - 5.000 руб
- ДВП - 3.000 руб
-тесьма народная - 10.000 руб
-нитки швейные - 500 руб
-мулине - 1000 руб
- бисер - 1000 руб
- клей «Момент» - 500 руб
- стержень пистолета - 500 руб
-ткань (мешковина) - 2000 руб
_________________________________
Итого: 32100 руб
Ожидаемый результат
Теоретическая часть
Участники проекта
- усваивают знания об источниках и методах этнографических исследований, традиционных хозяйственных занятиях своих предков, особенностях чувашской, татарской, русской, мордовской национальной одежды, жилища, кухни, декоративно-прикладного искусства;
- усовершенствуют умения проводить учебные исследования по этнографии, собирать, систематизировать и обобщать фактологический материал, делать презентацию результатам своего научного поиска;
- могут использовать приобретенные этнографические знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности, в том числе при анализе проблем развития современного общества;
- развивают системное мышление, умение истинно оценивать себя;
- приобретают коммуникативные умения;
- формируют позитивный образ творческого человека.
Практическая часть
Участники проекта
- оформляют выставку в виде макетов с избами народов Хвалынского района, где воспроизводится, характерный для данных народов, интерьер, отражающий этнографическую, мифологическую и типологическую суть того или иного народа.
-проводят, совместно с педагогами и научными сотрудниками мастер-классы по изготовлению оберегов;
-представляют презентации о культуре, быте, мифологических персонажах, почитаемых деревьев и растений и др. народов Хвалынского района;
-проводят видео-экскурсии о культуре, быте, мифологических персонажах, почитаемых деревьев и растений и др. народов Хвалынского района;
-проводят тематические мероприятия ;
-терминологический словарь народов Хвалынского района;
-создание банка данных «Народные умельцы Хвалынского района».
Этапы реализации:
Организационно-подготовительный этап
- обсуждение актуальности темы проекта;
- обсуждение источников информации и методов ее сбора.
Исполнительный этап
- сбор экспонатов и анализ информации о них;
- консультации педагогов и научных сотрудников;
- корректировка и обобщение данных, оформление материалов;
- подготовка выставок декоративно-прикладного творчества и этнографической выставки.
Оценочно-рефлексивный этап
- выставки в народной избе, расположенной на базе туристического комплекса «Солнечная поляна»;
- мастер-классы по изготовлению оберегов тех народов, которые проживали на территории Хвалынского района до конца XIX века;
- эстетические чтения и лектории об особенностях культуры, традиций и быта, народов Хвалынского района;
-видео-экскурсии о растениях, используемых в роли оберега у народов Хвалынского района;
- тематические мероприятия «Игры народов Хвалынского района»; «Приметы и гадания народов Хвалынского района», «Особенности праздничных гуляний народов Хвалынского района»…
- этнографический словарь народов Хвалынского района;
- банк данных «Народные умельцы Хвалынского района».
- рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» Тип проекта: инфор...
Социальный поисково-исследовательский проект "О чём поведали нам памятники Брасовской земли?"
Презентация социального поисково-исследовательского проекта. В сборе материалов участвовали ученики и учителя Локотской СОШ № 2 Брасовского района Брянской области....
Информационно – поисковый исследовательский проект. «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников»
Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Оно имеет важное значение в подготовке ч...
Информационно-поисковый исследовательский проект: «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников».
Физическое воспитание имеет важное значение в подготовке человека к производительному труду, кроме того, он развивает ценные-психологические качества. Систематическое обследо...
Разработка поисково - исследовательского проекта
Самобытная культура деревень Хвалынского района уходит своими корнями в далекое прошлое. Сквозь века предметы старины несут немаловажные сведения о жизни предков. Музейная педагогик...
Поисково-исследовательский проект. (Технология сотрудничества). "Обитатели лесопарка Сосновка"
Данная методическая разработка раскрывает первый поисково-исследовательский этап работы над проектом «Обитатели лесопарка Сосновка», с применением технологии сотрудничества, в котором участвовали педа...
Методическая разработка по созданию поисково-исследовательского проекта
Поисково-исследовательская деятельность является одним из способов формирования метапредметных результатов обучения в условиях ФГОС. Данаая работа является примером....