Целеполагание
статья на тему
Проблема самой постановки цели воспитания обсуждается в педагогике с момента ее зарождения как науки из раздела философии, поскольку именно она является ключевым компонентом педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tselepolaganie.docx | 14.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Целеполагание.
Одной из самых актуальных на сегодняшний день проблем педагогики является проблема целеполагания, то есть постановки цели педагогической деятельности (обучения, воспитания). Цель определяет стратегию педагогического процесса. Многие педагоги – теоретики и практики – в настоящее время сходятся во мнении, что главной целью педагогики является формирование и воспитание всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной личности. Проблема формирования такой личности была актуальна и в глубокой древности, и в античном мире, является основополагающей и сейчас, будет актуальной всегда, пока существует человеческое общество. Таким образом, повторюсь, сегодня главная цель – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Проблема самой постановки цели воспитания обсуждается в педагогике с момента ее зарождения как науки из раздела философии, поскольку именно она является ключевым компонентом педагогической деятельности. В широком смысле слова любая цель представляет собой мысленное предвосхищение результата и является главным мотивационным компонентом для действующего субъекта.
Под целью воспитания в педагогике принято понимать заранее определяемые, то есть прогнозируемые, результаты подготовки подрастающего поколения к взрослой самостоятельной жизни, формирования и развития личности, которые педагог стремится достичь в процессе своей воспитательной работы.
Цель определяет стратегию педагогического процесса, а задачи – его тактику. Так как процесс социализации и его составная часть образование (воспитание) происходят на макросоциальном, микросоциальном, межличностном и личностном уровнях, то и целям педагогического процесса свойственна разноуровневость. Они расположены в определенном порядке, соподчинены друг другу. Цели образования формируются в общегосударственном масштабе, затем они конкретизируются в рамках отдельных педагогических систем (учреждений образования) и в каждом конкретном цикле педагогического взаимодействия в виде педагогических целей и задач.
Итак, постановка целей и задач педагогического процесса должна отвечать следующим общим требованиям: соответствие целей и задач потребностям государства и общества, их требованиям; соответствие целей и задач потребностям и возможностям самой растущей личности: диагностичность целей (измеримость результатов педагогического процесса); технологичность целей и задач, то есть наличие педагогических технологий для их осуществления; наличие социальных, экономических, материальных и иных условий для реализации поставленных целей и задач.
Цель деятельности педагога конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, в данном случае суворовцев, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения – МсСВУ.
Личная (конкретная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.
Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном – организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задаются педагогом. При интегрированном – цели могут быть извне заданы педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.
Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей (А.С. Макаренко определял их как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения. В педагогике принято различать собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ – это задачи, направленные на изменение учащегося, его личностных качеств, например, формирование ответственности, что в МсСВУ предполагает, в частности, самоподготовку к занятиям . ФВЗ – задачи отдельного педагогического действия, к примеру, обучению детей организовывать свой досуг. Это и занятия в разных кружках и секциях, и участие в общественной жизни училища и многое иное.
Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить), конкретными, достижимыми за планируемый срок.
Таким образом, в сложной структуре целеполагания ведущее место занимают цели, задачи и закономерности воспитания, осуществление которых приводит к гармоничности воспитания и образования учащихся.
Целеобразование и целеполагание – неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога, он формулирует конкретные цели и задачи обучения и воспитания на микросоциальном, межличностном и личностном уровнях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование современного урока. Целеполагание.
Данный материал разработан с целью организации деятельности Школы молодого специалиста. Целеполагание - достаточно сложный и один из самых проблемных аспектов работы учителя. В педагогической практике...
Проектирование современного урока. Целеполагание. Презентация.
Презентация для проведения первого занятия Школы молодого специалиста....
"Целеполагание при проектировании урока"
Материал к семинару "Современный урок - личностно-ориентированный урок"....
Особенности целеполагания уроков производственного обучения
В статье раскрывается сущность процесса обучения, его содержание, структура и логика, педагогические средства осуществления определяются его целями. Имея это в виду, целеполагание производственного об...
Целеполагание и компетентностный подход
Целеполагание и компетентностный подход...
Целеполагание - основная функция управления
Данная презентация содержит материал для проведения обучающего семинара для учителей или зам. директоров по УВР....
Конструирование учебного занятия на основе целеполагания
Статья о конструировании учебного занятия на основе целеполагания. Приведен разработки урока геометрии в 8 классе с использованием данного теоретического материала...