Целеполагание
статья на тему

Гусева Ирина Игоревна

Проблема самой постановки цели воспитания обсуждается в педагогике с момента ее зарождения как науки из раздела философии, поскольку именно она является ключевым компонентом педагогической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselepolaganie.docx14.09 КБ

Предварительный просмотр:

Целеполагание.

Одной из самых актуальных на сегодняшний день проблем педагогики является проблема целеполагания,  то есть  постановки цели педагогической деятельности (обучения, воспитания).         Цель определяет стратегию педагогического процесса. Многие педагоги – теоретики и практики – в настоящее время сходятся во мнении, что главной целью педагогики является формирование и воспитание всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной личности. Проблема формирования такой личности была актуальна и   в глубокой древности, и в античном мире, является основополагающей и сейчас, будет актуальной всегда, пока существует человеческое общество. Таким образом, повторюсь, сегодня главная цель – способствовать умственному, нравственному,  эмоциональному, физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета  индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

        Проблема самой постановки цели воспитания обсуждается в педагогике с момента ее зарождения как науки из раздела философии, поскольку именно она является ключевым компонентом педагогической деятельности. В широком смысле слова любая цель представляет собой мысленное предвосхищение результата и является главным мотивационным компонентом для действующего субъекта.

        Под целью воспитания в педагогике принято понимать заранее определяемые, то есть прогнозируемые, результаты подготовки подрастающего поколения к взрослой самостоятельной жизни, формирования и развития личности, которые педагог стремится достичь в процессе своей воспитательной работы.

        Цель определяет стратегию педагогического процесса, а задачи – его тактику. Так как процесс социализации и его составная часть образование (воспитание) происходят на макросоциальном, микросоциальном, межличностном и личностном уровнях, то и целям педагогического процесса свойственна разноуровневость. Они расположены  в определенном порядке, соподчинены друг другу. Цели образования  формируются в общегосударственном масштабе, затем они конкретизируются  в рамках отдельных педагогических систем (учреждений образования) и в каждом конкретном цикле педагогического взаимодействия в виде педагогических целей и задач.

        Итак, постановка целей и задач педагогического процесса должна отвечать следующим общим требованиям: соответствие целей и задач потребностям государства и общества, их требованиям; соответствие целей и задач потребностям и возможностям самой растущей личности: диагностичность целей (измеримость результатов  педагогического процесса); технологичность целей и задач, то есть наличие педагогических технологий для их осуществления; наличие социальных, экономических, материальных  и иных условий для реализации поставленных целей и задач.

        Цель деятельности педагога конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, в данном случае суворовцев, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения – МсСВУ.  

        Личная (конкретная) цель  отражает потребности каждой отдельной личности  в саморазвитии.

        Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном – организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задаются педагогом. При интегрированном – цели могут быть извне заданы педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

        Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей (А.С. Макаренко определял их как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения. В педагогике принято различать  собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ – это задачи, направленные на изменение учащегося, его личностных качеств, например, формирование ответственности, что в МсСВУ предполагает, в частности,  самоподготовку к занятиям  . ФВЗ – задачи отдельного педагогического действия, к примеру, обучению детей организовывать свой досуг. Это и занятия в разных кружках и секциях, и участие в общественной жизни училища и многое иное.

        Задачи должны определяться исходным уровнем  развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо  изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить), конкретными, достижимыми за планируемый срок.

        Таким образом, в сложной структуре целеполагания ведущее место занимают цели,  задачи и закономерности воспитания, осуществление которых приводит к гармоничности воспитания и образования учащихся.

        Целеобразование и целеполагание – неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога, он формулирует конкретные цели и задачи обучения и воспитания на микросоциальном, межличностном  и личностном уровнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока. Целеполагание.

Данный материал разработан с целью организации деятельности Школы молодого специалиста. Целеполагание - достаточно сложный и один из самых проблемных аспектов работы учителя. В педагогической практике...

Проектирование современного урока. Целеполагание. Презентация.

Презентация для проведения первого занятия Школы молодого специалиста....

"Целеполагание при проектировании урока"

Материал к семинару "Современный урок - личностно-ориентированный урок"....

Особенности целеполагания уроков производственного обучения

В статье раскрывается сущность процесса обучения, его содержание, структура и логика, педагогические средства осуществления определяются его целями. Имея это в виду, целеполагание производственного об...

Целеполагание и компетентностный подход

Целеполагание и компетентностный подход...

Целеполагание - основная функция управления

Данная презентация содержит материал для проведения обучающего семинара для учителей или зам. директоров по УВР....

Конструирование учебного занятия на основе целеполагания

Статья о конструировании учебного занятия на основе целеполагания. Приведен разработки урока геометрии в 8 классе с использованием данного теоретического материала...