Семинар-практикум «Место арт-терапии в практике педагога»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Место арт-терапии в практике педагога»
Составитель Малахова Е.В.
Цель. Расширение кругозора у педагогов в отношении способов, приемов и методов, используемых на занятии.
Задачи:
- Познакомить с понятием «арт-терапия», ее основными составляющими.
- Дать представление о видах арт-терапии.
- Познакомить техники арт-терапии на практике.
- Развивать
- Воспитывать
Ход семинара.
- Приветствие.
- Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на семинаре-практикуме, который посвящен следующей теме: «Место арт-терапии в практике педагога». (1 слайд)
2. Метод пиктограмм.
- Каждый из вас получил материалы для работы. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Пиктограммы». Я вам буду называть слова, а вы быстренько что-то зарисуйте в квадратике, чтобы вам было понятно по рисунку определение данного слова.
Слова для зарисовки: танец, творчество, музыка, сказка, игра, инновация, искусство, ребенок. (работа с раздаточным материалом)
3. Лекция.
(2 слайд)
- Что же такое арт-терапия? (ответы педагогов). Дословно арт-терапия – лечение искусством. (работа с раздаточным материалом)
Термин “арт-терапия» был введен Адрианом Хиллом (1938) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях. Было замечено, что искусство само по себе обладает целительным действием.
Арт-терапия в буквальном переводе с английского – художественная терапия.
Арт-терапия - это комплекс разнообразных форм творческого (художественного) самовыражения с применением движения, рисования, живописи, скульптуры, музыки, письма, вокализации, импровизации, - в условиях, обеспечивающих поддержку человека с целью стимулирования его личностного роста, развития.
Арт-терапия в научно-педагогическом понимании - забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности. Это метод развития и изменения личности при помощи разных видов и форм искусства и творчества.
(Слайд 3)
В основе современного определения арт-терпии лежат понятия ЭКСПРЕСИИ, КОММУНИКАЦИИ, СИМВОЛИЗАЦИИ, с действием которых и связано художественное творчество.
Экспрессия – выразительность, сила проявление чувств, переживаний.
Коммуникация – это связь в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе.
Символизация – уникальный, присущий только человеку психологический процесс замещение одних образов другими.
(работа с раздаточным материалом)
Виды арт-терапии.
Выделяют собственно арт-терапию, музыкотерапию, танцевальную терапию, драмотерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, орагами и тому подобное. Кроме того, каждый из этих видов имеет множество арт-терапевтических техник.
ДЕРЕВО. (слайд с деревом) + работа с раздаточным материалом
Представим предложенную схему в образе живого дерева, почвой для которого является искусство. Искусство – невидимый мостик, который совмещает два противоположных мира: мир фантазии и реальности.
Разветвленные, мощные корни этого дерева –творчество.
Могучий ствол – арт- терапия – держит на себе молодые и зрелые ветви различных «терапий», связанных с художественным самовыражением и экспрессией. Представим самостоятельные , процветающие , сильные ветви музыкальной , танцевальной, драматической, игровой и других «терапий». Рядом с ними растут и развиваются и остальные ветви этого замечательного дерева, листочки и плоды которых– различные их виды и разновидности.
Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической,культурной).
Рассмотрим немного поподробнее некоторые виды арт-терапии:
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество включает в себя элементы фантазии и реальности, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.
(Выполнение с педагогами упражнения по изотерапии: рисуем закрытыми глазами дом, упражнение «Нарисуй моей рукой», упражнение «Дорисуй», Рисунок «вдох-выдох».
Брать плохие цвета и рисовать линии от себя на выдохе, а потом хорошие цвета и рисовать линии к себе на вдохе. Мы вынимаем из себя плохие чувства (зло), а потом набираем хорошее (добро).)
Сказкотерапия – направление практической психологии, в котором используются метафорические ресурсы сказки. (Выполнение с педагогами упражнения по сказкотерапии: Упражнение «Сказка по кругу;»
Упражнение-игра №2 «Семь волшебных слов»
В самом простом варианте этой игры фигурируют не семь, а всего три слова. С этого упрощённого варианта лучше всего начинать знакомство с этой техникой сказкотерапии.
Игрокам даётся задание: придумать сообща семь (три) слова, которые, по их мнению, должны обязательно встречаться в настоящих сказках. Эти слова записываются на доску (на большой ватманский лист), а затем каждый придумывает сказку с этими словами.
Упражнение-игра №3 «Сказка-шиворот-навыворот»
Это очень старый и уважаемый всеми психологами (даже не сказкотерапевтами) приём развития воображения.
Выбирается известная всем и не очень сложная сказка с чётким сюжетом, в общем, хрестоматийная сказка. Задание: рассказать эту сказку так, чтобы в ней было всё наоборот. Например, Маленький волчонок живёт с папой в лесу. И в один прекрасный день он посылает своего папу в город — навестить дедушку, который нисколько не заболел, а наоборот, собирается жениться в пятый раз. Волчонок предупреждает папу, что в городе — опасно и просит ни в коем случае не разговаривать с особой по кличке Красная шапочка. Но наивный папа-волк встречает Красную шапочку, та узнаёт у него адрес дедушки и спешит по адресу. ...
Сказки «наоборот» круто замешаны на карнавальной смеховой культуре — на низовом юморе и двусмысленных шутках — такова природа юмора-наоборот. Поэтому в эту игру лучше всего играть подросткам и совершенно взрослым людям.)
Музыкотерапия – это контролируемое использование звуков и музыки, представляющее собой деятельность, включающую: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений.
(Выполнение с педагогами упражнения по музыкотерапии: «Спонтанное рисование под музыку» «Распознавание эмоций».)
Танцевальная терапия – это использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояние личности.
(Выполнение с педагогами упражнения по танцевальной терапии: Упражнение «Танец отдельных частей тела» )
Игровая терапия –использование игры, которое оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снять напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить себя в различных ситуациях общения.
(Выполнение с педагогами упражнения по игротерапии)
(Краткое описание некоторых техник)
Фототерапия - это терапия основана на применении фотографий или слайдов для развития и гармонизации личности.
Библиотерапия – это терапия воздействия с помощью чтения специально подобранной литературы.
Драма-терапия – терапия воздействия с помощью театрального искусства и ролевой игры.
Куклотерапия – метод построен на процессах идентификации ребенка с любимым героем или игрушкой.
Преимущества метода арт-терапии в том, что он:
1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
2) ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;
3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;
4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;
5) помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;
6) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
7) развивает и усиливает внимание к чувствам;
8) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.
Спонтанность в арт-терапии.
В контексте арт-терапии художественную деятельность можно назвать спонтанной в отличие от планируемой и тщательно организованной деятельности по обучению искусству или ремеслам различных групп людей. Исследователи, занимающиеся терапией искусством, соглашаются в том, что художественные способности или специальная подготовка пациентов не нужны для использования художественного творчества в качестве терапевтического средства. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца.
Руководитель поощряет членов группы выражать внутренние переживания спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своих произведений.
Карл Юнг считал, что воображение и творчество являются движущими силами человеческого существования. Он использовал термин "активное воображение" для обозначения такого творческого процесса, когда человек просто наблюдает за развитием своей фантазии и не пытается воздействовать на нее. Примером спонтанного использования фантазии в терапии искусством может служить упражнение по рисованию каракулей. Участник безо всякого плана рисует в течение продолжительного времени волнистую линию, не отрывая ручки или кисти от бумаги. Цель этого упражнения - дать участнику возможность спонтанно выразить свои эмоции. По мере выполнения упражнения проявляются подсознательные компоненты психики участника. Затем участник в течение некоторого времени смотрит на рисунок и пытается понять, не могут ли возникшие зрительные образы помочь осознать какие-либо ситуации, объекты или персонажи в его подсознании.
Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или просто сосредоточиться. Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованная в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, пережитвания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.
Главное!
- Арт-терапия представляет высокую степень свободы и самостоятельности. Дети сами определяют замысел, форму, композиционное, цветовое и тональное решение, изобразительные материалы по своему желанию в соответствии с выбранной темой, самостоятельно контролирует последовательность действий и работу в целом.
- Отметки за работу не ставятся. Не применяются также оценочные суждения в плане: «красиво-некрасиво, похоже-непохоже, правильно-неправильно»
- Педагог – равноправный партнер, «фасилитатор», по К. Роджерсу (от англ. – облегчать, продвигать).
Приложение.
Упражнения в арт-терапии
Вот некоторые виды и техники арт-терапии, которые могут быть использованы во время работы с детьми и даже если заметных изменений в жизни они не принесут, интересное времяпровождение обеспечивают.
1. Коллаж
Цель: раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены.
Тема для создания коллажа может быть разной в зависимости от потребностей группы. Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.
Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.
Анализ коллажа: расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента, элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет;
2. Упражнение «Могу позволить себе играть как ребенок...»
Нарисовать «нерабочей» рукой самую любимую игру (или занятие) своего детства и придумать к рисунку название.
Для работы лучше брать мягкие изобразительные материалы (гуашь, мелки, акварель и т.п.), листы бумаги большого формата (А3 и больше).
Понятно, что при рисовании левой рукой «правша» как бы раздвигает границы умений, открывает в себе новые чувства, становится более спонтанным. При этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов, и наоборот, появления ярких творческих образов.
Важно обсудить, почему именно эта детская игра возникла в воображении? Как чувствовал себя человек, работая над образами? Что чувствует сейчас?
3. Рисунок на мятой бумаге
Используйте в качестве основы для рисунка мятую бумагу. Предварительно изомните её хорошенько и настройтесь на работу. Рисовать при этом можно красками или карандашами (мелом), можно оборвать края рисунка, оформив его в виде овала, круга и т.д.
4. Каракули
Свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели и замысла и передайте партнёру, который должен будет создать из них образ и развить его.
Варианты:
- затем поменяйтесь с партнёром трансформированными каракулями и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им, затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга,
- после завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ;
- выразите в словах свои чувства и ассоциации, возникшие при восприятии каракулей партнёра;
- размашистыми движениями различных частей тела создайте каракули на большом листе (ватмане, оборотной стороной обоев), можно закрыть глаза. После завершения найдите в изображённом образ и развейте его.
5. Нарисуй картину про то, что ты хочешь, что-то важное в твоей жизни сейчас.
6. Сделай себе наряд, который помог бы тебе выразить себя, быть тем, кем ты хотел быть (например: волшебная майка с крылышками, чтоб ты мог летать).
7. Сделай отпечаток своей руки на бумаге, а потом сделай из этой руки что-нибудь.
8. Сделай из бумаги или ткани плащ, снаружи нарисуй вещи, которые бы ты хотел, чтобы все видели про тебя, а внутри вещи, которые бы ты не хотел, чтобы видели про тебя.
9. Нарисуй картину про свою семью. Я в семье.
10. Нарисуй картину себя идеального.
11. Нарисуй себя как дерево.
12. Возьми свой национальный флаг или другой символ и измени его так, чтобы он был твоим личным, добавь туда вещи, которые тебе дороги.
13.Сделай в песке, коробке, на подносе, на бумаге или из пластилина сад всех времен года. Нарисуй (сделай) себя в этом саду.
14. Рисунок «Настроение». Нарисуй с помощью разных цветов свое настроение.
15. Мандалы. Нарисуй круг. Нарисуй внутри него твой символ, твой оберег, который будет охранять тебя. Нарисуй свой оберег, который будет охранять тебя. Это может быть что угодно: (семена, посуда, узор, символ, кукла, человек, одежда, украшения, животные, растения, постройки и проч.).
16. Совместное рисование (меняться местами):
- нарисуй моей рукой;
- обрисуй мою руку; разрисуй контур;
- обрисуй мою стопу; разрисуй контур;
- нарисуй линию – «загогулину» (сделай из нее рисунок);
- нарисуй лицо, фигуру с закрытыми глазами; разрисуй контур;
- нарисуй мое лицо с закрытыми глазами на ощупь; разрисуй контур;
- дорисуй картинку (из заданных партнером недоделанных фигур);
- нарисуй карту (Что это за место? Где находится остров? Что там за клад?);
17. Рисунок «вдох-выдох».
Брать плохие цвета и рисовать линии от себя на выдохе, а потом хорошие цвета и рисовать линии к себе на вдохе. Мы вынимаем из себя плохие чувства (зло), а потом набираем хорошее (добро).
18. Рисунок «восьмерка».
Сидя перед листом бумаги, хорошо закрепленным, раскачиваясь взад и вперед или в бок, рисовать восьмерку.
19. Групповое интерактивное упражнение. Создай какой-нибудь рисунок. Передай его соседу по кругу. Сначала измени в нем что-то, затем передай его следующему, измени его в худущую сторону (сделать уродливым). Передать далее по кругу, исправь его сделай лучше, передай, испорть рисунок, передай его владельцу-автору. Автор должен изменить так, чтобы его исправить.
20. Свободный танец
Цель: Упражнение дает каждому участнику возможность экспериментировать с танцевальными движениями перед другими. Этим упражнением хорошо заканчивать занятия в группах танцевальной терапии.
Материалы: Это упражнение лучше проводить под музыкальный аккомпанемент.
Подготовка: Никого нельзя принуждать к участию.
Процедура: Группа садится в круг. Один участник выходит в центр круга и танцует. Не заботьтесь о том, чтобы быть "хорошим" танцором. Не соревнуйтесь с другими. Двигайтесь свободно и спонтанно, следуя за своим телом. Через несколько минут закончите упражнение, сядьте и пригласите кого-нибудь заменить вас. Продолжайте так до тех пор, пока каждый желающий не использует возможность исполнить свой свободный танец. Упражнение может быть завершено участием всей группы в свободном танце.
21. Упражнение «Танец отдельных частей тела»
Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.
Время: 3 мин.
Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.
Описание проведения: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен
- танец кистей рук
- танец рук
- танец головы
- танец плеч
- танец живота
- танец ног
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
Схемы обсуждения:
- какой танец было легко исполнить, какой трудно?
- почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?
Второй этап – решение задач работы группы
22. «Ведущий и ведомые»
Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.
Материалы: Музыкальные записи разных стилей, что стимулирует танце- вальную экспрессию.
Время: 5 мин.
Описание проведения: Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.
Схема обсуждения:
- что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?
- что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда танцую, как он?
- когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?
23. Упражнение «Животные»
Цель: переживание внутренних движений и экспериментирование с внешним движением; стимулирование идентификации со своим телом; установ ление участниками группы связи чувств с движениями.
Время: 2 мин.
Материалы: Медитативная музыка
Описание проведения: Американский психолог и теоретик танца У. Соррел в 1967 г. утверждал: «Танец старше человека. Первобытный человек подражал различным животным и доподлинно копировал, как животные охотятся и бегают, как они ищут пищу и ухаживают друг за другом». Действительно, в науке достаточно описаны особые, ритмичные движения животных, птиц, насекомых, которые в силу ритмичности названы танцем.
Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 2 минут вы должны быть этим животным, "переняв" его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и "летайте", изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь.
Схемы обсуждения:
- какое животное, по мнению группы, выбрал тот или иной ее участник?
- почему было выбрано это животное?
- какое движение было наиболее характерным, что оно означает?
- как чувствовали себя участники, представляя себя животным?
- какие ощущения испытывали, чувства переживали?
- анализ движений, использованных участниками в упражнении по «Системе усилий»
25. Упражнение «Танец-хоровод»
Цели: актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности (танец в кругу – древнейшая форма танца). Повышение групповой сплоченности.
Время: 3 мин.
Материалы: медленная, спокойная музыка
Описание проведения: Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка, участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, принося в общий танец свои индивидуальные движения.
Схемы обсуждения:
- Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?
- Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?
- Удалось ли добавить индивидуальные особенности ваших движений в общее движение, что вы при этом чувствовали?
Музыкотерапия.
- Чтобы уменьшить чувство неуверенности и тревоги, будут полезны Штраус «Вальсы», Шопен «Прелюдии», «Мазурка» и Рубинштейн «Мелодии».
- Для уменьшения раздражительности, для повышения чувства единства с миром природы, слушайте: Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля минор», Бах «Кантата № 2».
- Для общего удовлетворения и успокоения помогают Бетховен «Симфония № 6, часть 2», Брамс «Колыбельная», Дебюсси «Свет луны», Шопен «Ноктюрн соль минор», Шуберт «Аве Мария».
- Чтобы снять симптомы гипертонии и трудностей в общении с другими людьми, слушайте: Бартюк «Соната для фортепиано», «Квартет № 5», Бах «Концерт ре минор для скрипки», «Кантата № 21», Брукнер «Месса ля минор».
- Чтобы уменьшить головную боль, которая связана с эмоциональным напряжением, помогут Лист «Венгерская рапсодия № 1», Моцарт «Дон Жуан», Хачатурян Сюита «Маскарад».
- Для того, чтобы поднять общий жизненный тонус, улучшить настроениеи самочувствие, слушайте: Бетховен Увертюра «Эдмонд», Лист «Венгерская рапсодия № 2», Чайковский «Шестая симфония», часть 3, Шопен Прелюдия 1, опус 28.
- Для уменьшения зависти к успехам других людей будут полезны Бах «Итальянский концерт» и Гайдн «Симфония».
Сказкотерапия.
Упражнение-игра №1 «Серый волк и золотая рыбка»
Это упражнение можно назвать и по-другому: «Встреча героев из разных сказок».
Группа из трёх (не более человек) получает простое задание: вспомнить и назвать имя одного сказочного персонажа. После того, как каждый участник назвал по одному персонажу, их имена записываются на доске и утверждаются. Можно попросить, чтобы каждый устроил короткую «презентацию» своего героя: сказал, из какой он сказки, рассказал о нём, «показал» его... Это делается для настройки на игру, а также для того, чтобы героев нельзя было «отыграть» назад.
После того, как герои утверждены, ведущий даёт задание №2: рассказать сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи. Как правило, рассказывает один человек, а остальные помогают ему наводящими вопросами и просьбами уточнить. На роль рассказчика «вызывается», таким образом, один человек. Если Вы хотите, чтобы в придумывании сказки участвовали все дети, тогда сказки записываются в тетрадку, придумываются как сочинение в тишине и только затем «озвучиваются», читаются по очереди вслух.
Эта игра рассчитана на детей от 10-11 лет. Однако, если Вы играете со своим ребёнком, в кругу семьи, то возрастных ограничений нет.
Упражнение-игра №2 «Семь волшебных слов»
В самом простом варианте этой игры фигурируют не семь, а всего три слова. С этого упрощённого варианта лучше всего начинать знакомство с этой техникой сказкотерапии.
Игрокам даётся задание: придумать сообща семь (три) слова, которые, по их мнению, должны обязательно встречаться в настоящих сказках. Эти слова записываются на доску (на большой ватманский лист), а затем каждый придумывает сказку с этими словами.
Упражнение-игра №3 «Сказка-шиворот-навыворот»
Это очень старый и уважаемый всеми психологами (даже не сказкотерапевтами) приём развития воображения.
Выбирается известная всем и не очень сложная сказка с чётким сюжетом, в общем, хрестоматийная сказка. Задание: рассказать эту сказку так, чтобы в ней было всё наоборот. Например, Маленький волчонок живёт с папой в лесу. И в один прекрасный день он посылает своего папу в город — навестить дедушку, который нисколько не заболел, а наоборот, собирается жениться в пятый раз. Волчонок предупреждает папу, что в городе — опасно и просит ни в коем случае не разговаривать с особой по кличке Красная шапочка. Но наивный папа-волк встречает Красную шапочку, та узнаёт у него адрес дедушки и спешит по адресу. ...
Сказки «наоборот» круто замешаны на карнавальной смеховой культуре — на низовом юморе и двусмысленных шутках — такова природа юмора-наоборот. Поэтому в эту игру лучше всего играть подросткам и совершенно взрослым людям.
Упражнение-игра № 4 «начинка для пирога»
Ведущий (их может быть в этой игре — два) «выпекают два коржа», то есть произносят первую и последнюю фразу будущей сказки. Это должны быть абсолютно «несказочные» безумные фразы, абсурдные.
Например:
Первый корж: «В среду вечером по дороге ведущей из города в садовое товарищество шёл странный человек в одной лыже, хотя на дворе стоял август»
Второй корж: «Тётушка Полли выглянула в окно и загадочно хмыкнула. На поляне, где стояла тарелка с пришельцами опять росли её любимые маргаритки...»
Если речь идёт о детях, то зачин и концовка могут быть проще и короче. Типа:
Корж Первый
По улице ехал грузовик
Корж второй
так у Деда Мороза выросла зелёная борода.
Корж Первый
На острове в Тихом Океане произошло извержение вулкана, который спал тысячу лет.
Корж второй
Поэтому наш кот поехал на всё лето в деревню к бабушке.
Разумеется, Вы уже догадались, что задача всех игроков — придумать то, что будет поставлено в середину — между этими двумя фразами. Приготовить начинку для сказочного пирога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов".
Исследование показало, что все люди время от времени испытывают нервное напряжение....
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Формирование психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии"
Представленная разработка семинара-практикума содержит полную информацию о проблеме психологического здоровья детей, представленную в когнитивном блоке, а также обобщенную модель его формирования чере...
Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...
Семинар - практикум "Компетентности педагога дополнительного образования, необходимые для реализации образовательных стандартов". ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА (для педагогов дополнительного образования МБУ ДО «СЮТ»)
Создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей педагога.Задачи:· создание в группе атмосферы, способствующей самопроявлен...
Приказ 03.04.2019 № 35-в О проведении семинара-практикума «Миофункцональная и орофациальная терапия. Междисциплинарный подход специалистов в логопедической практике»
Семинар-практикум «Миофункцональная и орофациальная терапия. Междисциплинарный подход специалистов в логопедической практике»...
Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»
Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...
Семинар-практикум на тему: «Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ»
Семинар-практикум на тему: «Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по ...