"В стране Роботландии"
план-конспект занятия (5 класс)
Мероприятие способствует развитию интереса, формированию любознательности, и целеустремлённости и погружает детей в активно развивающийся в наши дни мир робототехники. Мероприятие предполагает сотворчество педагога и обучающегося, четкость поставленных задач и вариативность их решения. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес обучающихся к технике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Досуговое мероприятие по робототехнике | 804 КБ |
Предварительный просмотр:
Пестравский филиал
государственного бюджетного учреждения Самарской области
средней общеобразовательной школы с.Майское
муниципального района Пестравский Самарской области
Дом детского творчества с.Пестравка
Областной конкурс педагогического мастерства
«Проектная педагогическая мастерская по развитию
технического творчества»
Номинация: методические пособия для педагогических работников
системы дополнительного образования детей технической направленности
Сценарий досугового мероприятия
«Путешествие в страну Роботландию»
Разработчики:
педагог дополнительного образования
Кириченко Елена Сергеевна,
методист
Казачкова Наталья Анатольевна
2023 г.
Пояснительная записка
Мероприятие способствует развитию интереса, формированию любознательности, и целеустремлённости и погружает детей в активно развивающийся в наши дни мир робототехники. Мероприятие предполагает сотворчество педагога и обучающегося, четкость поставленных задач и вариативность их решения. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес обучающихся к технике.
Актуальность
Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Изучение основ робототехники очень перспективно и направлено на приобретение обучающимися знаний, привлечение и стимулирование интереса к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств, способствующее жизненному и профессиональному самоопределению.
За последние годы успехи в робототехнике и автоматизированных системах изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Роботы широко используются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и товаров народного потребления. Переход экономики России на новый технологический уклад предполагает широкое использование наукоёмких технологий и оборудования с высоким уровнем автоматизации и роботизации. Робототехника – это сегодняшние и будущие инвестиции и, как следствие, новые рабочие места. Образовательная робототехника является популярным и эффективным методом для изучения важных областей науки, технологии, конструирования, интегрируется в учебный процесс, опираясь на такие учебные дисциплины, как информатика, математика, технология, физика, химия и биология. Робототехника активизирует развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся.
Новизна
Новизна методической разработки досугового мероприятия заключается в том, что она предлагает современные технологии, позволяющие развивать в детях творческую активность, способствующую профилактике асоциального поведения детей.
Новизна и уникальность мероприятия «Путешествие в страну Роботландию» заключается в возможности объединить конструирование и программирование.
Цель: создание условий для дальнейшего интеллектуального и творческого развития обучающихся, повышения у них интереса к миру робототехники.
Задачи:
- закрепить практические навыки, умения работы с конструкторами, работы в команде;
- способствовать развитию коммуникативных способностей, развитию навыков взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрытию творческого потенциала;
- побуждать обучающихся к достижению успехов.
Форма проведения: занятие - игра.
Оборудование: презентация, экран, проектор, ноутбуки, комплекты Lego Mindstorms EV3, программа Lego Mindstorms Education EV3, инструкция по конструированию робота, инструкция по программированию робота, карточки с буквами А, Б, В.
Педагогические технологии: инновационные технологии, личностно ориентированные технологии.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый метод или эвристический;
- творческий;
- исследовательский.
Средства обучения: рассказ, диалог, беседа, презентация, раздаточный материал.
Целевая аудитория: обучающиеся возраст 10-12 лет (3 команды по 5 человек, заранее с выбранным капитаном и названием команды).
Ожидаемые результаты:
- мероприятие будет способствовать творческому развитию личности ребёнка и воспитанию интереса к программированию, технике, механики;
- у обучающихся будет проявляться интерес к общению и уважение мнения собеседников;
- у обучающихся будет развиваться понимание цели и смысла выполняемых заданий, понимание важности планирования своей деятельности.
Ход мероприятия
Педагог: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы окунёмся в прекрасный и непростой мир роботов.
Мы живём в удивительное время, время робототехники. Прошлое столетие с гордостью называли «Атомным веком», «Космической эрой», а как назовут нынешнее столетие? Может быть «Веком роботов»? То, что робототехника в будущем будет всё больше проникать в повседневную жизнь обычного человека, уже понятно многим. Конечно, робототехника – это целая наука – автоматизация технических систем и в ближайшем будущем роботы станут частью нашей жизни. Сегодня в мире используются миллионы роботов. Применение им нашлось практически во всех сферах человеческой деятельности.
- И у меня к вам вопрос: назовите в каких областях применяется робототехника? (ответы обучающихся)
Педагог: Роботы управляют самолетами и поездами, спускаются в жерла вулканов и на дно океанов, помогают в строительстве космических станций, в сборке автомобилей и производстве микрочипов, охраняют здания, используются военными для разведки и разминирования, помогают спасателям.
Педагог: А знаете ли вы кто такой «робот»?
- Кто первым пытался создать робота?
- Почему возникла идея создания роботов? (ответы обучающихся)
Педагог: Ребята, давайте посмотрим презентацию «Роботы в нашей жизни» и узнаем ответы на данные вопросы. (демонстрация презентации).
Педагог: Итак, приступаем к нашей игре! Первый конкурс викторина «Роботы в нашей жизни»
1. Викторина «Роботы в нашей жизни»
1. БЛИЦ - OПPOC (за каждый правильный ответ 1 балл)
Педагог: Я буду читать вам вопрос и три варианта ответа к нему, вы должны поднять карточку с буквой, соответствующей вашему варианту ответа (в скобках указан правильный ответ).
1. Что означает слово «РОБОТ»? (А)
А) Автомат, предназначенный для замены человека при выполнении
сложных технических операций.
Б) Механизм, который не является автоматическим устройством
В) Механизм, в котором отсутствует заложенная программа.
2. Первый робот в космосе? (А)
А) Луноход-1 Б) Венера 2 В) Аполлон 10
3. Как назывался фильм, где главную роль сыграл брат-робот? (В)
А) Гостья из будущего Б) Два капитана В) Приключения Электроника
4. Что называют «мышцами» робота? (Б)
А) Колеса Б) Приводы В) Нанотрубки
5. Набор инструкций или последовательность действий исполнителя
для достижения некой цели (результата).(А)
А) Алгоритм Б) Задача В) Команда
6. Как обычно называют конечности робота. (А)
А) Механические конечности Б) Руки В) Манипуляторы
7. Как называется человекоподобный робот? (А)
А) Андроид Б) Киборг В) Механоид
8. Что означает слово кибернетика? (Б)
А) Искусство рисовать Б) Искусство управлять В) Искусство создавать
9. Как называется устройство, заменяющее мышь на ноутбуке? (А)
А) Тачпад Б) Пэнмаус В) Трекбол
10. Какой всемирно известный художник выполнил чертежи машины, похожей на робота - андроида? (А)
А) Леонардо да Винчи Б) Пикассо В) Малевич
Педагог: Ребята, а для оценивания ваших ответов мы пригласили компетентное жюри:
- __________________________
- __________________________
- __________________________
И уже сейчас мы ждем от них результатов за первый конкурс (слово жюри).
2. «РОБОТЫ В ПРОФЕССИИ»
Педагог: Переходим ко второму конкурсу, который называется «Роботы в профессии». Вам предстоит выполнить задание на соответствие. Вы должны найти среди предложенных пояснений соответствующее определение для нужной профессии робота (в скобках правильные ответы)
Профессия робота | Номер соответствующего определения |
Робот - спасатель | (2) |
Робот – погрузчик | (4) |
Робот – поводырь | (5) |
Робот - инспектор | (1) |
Робот - врач | (6) |
1. Визуальный контроль, определение физического состояния местности, объектов, оборудования (с земли, с воздуха, в воде). Радиационный контроль на местности, в помещениях. Определение состава атмосферы, воды, земляного покрытия.
2. Проникновение и визуальный контроль в труднодоступных местах. Поиск людей в местах их блокировки. Эвакуация людей из мест чрезвычайных ситуаций.
3. Обслуживание основного технологического оборудования (прядильных и швейных машин, агрегатов, формирующих синтетические нити, прессов горячей вулканизации, печей для обжига керамических изделий и т. п.)
4. Регламентное обслуживание железнодорожных путей. Шагающие транспортные машины. Погрузо-разгрузочные работы с сельскохозяйственной продукцией, сеном, силосом, удобрениями и т. п.
5. Реабилитация инвалидов и больных. Уход за больными и инвалидами. Помощь при передвижении слепых людей.
6. Хирургия (микрохирургия, дистанционная хирургия, стерильная хирургия). Внутриполостная и внутрисосудистая диагностика.
7. Уборка овощей и фруктов. Прополка и прореживание овощей. Обслуживание теплиц. Товарная доработка плодоовощной продукции (сортировка и загрузка в контейнеры).
Педагог: Слово предоставляется жюри.
- НАБОРЩИК
Педагог: Переходим к следующему конкурсу.
Он называется «Наборщик». Командам необходимо составить как можно больше слов используя буквы из слова «ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ». На это задание мы отводим 3 минуты, и за каждое правильное слово дается 1 балл. Время пошло.
Педагог: Слово предоставляется жюри.
4. КОНСТРУИРОВАНИЕ «РОБОТА – ПЯТИМИНУТКИ».
Педагог: А сейчас мы переходим к самому серьезному конкурсу нашего мероприятия. Вам предстоит сконструировать и запрограммировать робота по инструкции. Возьмите инструкционную карту, сядьте за ноутбуки и начинайте выполнять задание.
Ваш собранный робот должен будет выполнять всего четыре действия:
- движение вперед (3 оборота);
- остановка;
- говорит «Goodbye»;
- движение назад (3 оборота).
Инструкция по конструированию «Робота- пятиминутки»
1. | 2. | 3. |
4. | 5. | 6. |
7. | 8. | 9. |
10. | 11. | 12. |
13. | 14. | 15. |
16. | 17. | 18. |
19. | 20. | 21. |
22. | 23. | 24. |
Инструкция по составлению и выполнению программы
для «Робота-пятиминутки»
- Открыть на ноутбуке программу LEGO MINDSTORMS Education EV3.
- Создать новый проект.
- Составить программу:
- движение вперед (3 оборота);
- остановка;
- говорит «Goodbye» (звуковые файлы – связь - Goodbye);
- движение назад (3 оборота).
- Соединить робота с ноутбуком с помощью кабеля.
- Включить микрокомпьютер на роботе, удерживая центральную кнопку (загорится зеленый цвет).
- Загрузить программу в робота.
- Отсоединить кабель от робота.
- Запустить робота на выполнение программы:
- b) Папка «Project», файл «Program» с)Нажать на центральную кнопку микрокомпьютера.
Педагог: Я вижу, ваши Роботы готовы к выполнению задания. Прошу продемонстрировать их нашему жюри.
Рефлексия:
Педагог: Ну а пока жюри совещается, я хотела бы у Вас спросить:
- Что вы узнали нового?
- Что больше всего удивило?
- О чем хотелось бы узнать поподробнее?
Подведение итогов.
Педагог: Уважаемые команды, пришло время подвести итоги нашего мероприятия. Слово предоставляется нашему жюри (поздравление и вручение дипломов победителям).
Педагог: Спасибо всем за участие. Вы – создатели технологий завтрашнего дня! Удачи Вам в реализации самых смелых идей и проектов в будущем!
Литература и интернет ресурсы
1. Барсуков, А.П. Кто есть кто в робототехнике / А.П. Барсуков. - М.: Книга по Требованию, 2010. - 128 c.
2. Иванов, А. А. Основы робототехники / А.А. Иванов. - М.: Форум, 2012. - 224 c.
3. Костров, Б. В. Искусственный интеллект и робототехника / Б.В. Костров, В.Н. Ручкин, В.А. Фулин. - М.: Диалог-Мифи, 2008. - 224 c.
4. Макаров, И. М. Робототехника. История и перспективы / И.М. Макаров, Ю.И. Топчеев. - М.: Наука, МАИ, 2003. - 352 c
5. Овсяницкая, Л.Ю. Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3: основные подходы, практические примеры, секреты мастерства / Л.Ю. Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. – Челябинск: ИП Мякотин И.В., 2014. – 204 с.
6. Практическая робототехника (http://www.roboclub.ru)
7. Программа "Робототехника" (http://www.robosport.ru)
8. Филиппов, С. А. Робототехника для детей и родителей / С.А. Филиппов. - Л.: Наука, 2013. - 320 c.
https://forms.yandex.ru/u/652f77ee6938721e359607dd/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логические задачи на уроках информатики в начальной школе Логические задачи в дополнение к программному комплексу «Роботландия»
В настоящей статье представлены логические задачи, которые подбирались для уроков информатики в начальной школе. Уроки информатики проходили в компьютерном классе. Основное программное обеспечение у...
Исполнители алгоритмов: МАШИНИСТ (занятие по курсу "Роботландия" 3 класс)
Исполнители алгоритмов: МАШИНИСТ (открытое занятие по курсу "Роботландия" 3 класс)Цель: организовать деятельность учащихся по повторению темы «Исполнители алгоритмов»Задачи:Образовательна...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Страна Роботландия» (2014 г)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Страна Роботландия» (научно-технической направленности) для учащихся 1-4 классов, срок реализации: 4 года...
"Путешествие в Роботландию" с использованием конструктора LEGO и компьютерной программы LEGO Digital Designer
Игровой сеанс с детьми 6-7 лет с использованием компьютера "Путешествие в Роботландию" для старших воспитателей в рамках городского семинара "Проектная деятельность детей и взрослых в условиях ДОУ"....
Информатика на планете Роботландии- проектная задача 4 класс
Учащиеся на данном этапе закрепляют полученные знания:1. Работа согласно алгоритму (умение действовать по плану, по образцу);2. Умение придерживаться правил игры.3. Работа в малой группе (коммуникатив...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Мероприятие проводили.
Мероприятие проводили. Ребятам очень понравилось