Программа по предмету "Работа в материале. Народная игрушка"
рабочая программа по теме
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Проек программа по учебному предмету "Работа в материале. Народная игрушка", срок обучения 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_v_materiale_narodnaya_igrushka.docx | 182.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей детская школа искусств
ст. Казанской МО Кавказский район
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
ПО.01. Художественное творчество
ПРОЕКТ
программа по учебному предмету
ПО.01.УП.04. Работа в материале
ст. Казанская 2014
ОБСУЖДЕНО заседание МО протокол №____ от _________20____г. заведующий МО ________________________ (подпись) (Ф.И.О.) | СОГЛАСОВАНО решение МС протокол №____ от _________20____г. зам. директора по УР _______________________ (подпись) (Ф.И.О.) | УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №____ от _________20____г. Председатель _______________________ (подпись) (Ф.И.О.) |
Составитель – М.В. Сухорученко, преподаватель декоративно-прикладного искусства МБОУ ДОД ДШИ ст. Казанской МО Кавказский район, первая квалификационная категория
Рецензенты: И.Г. Ботвинко, преподаватель изобразительного искусства,
заместитель директора по выставочной и конкурсной
деятельности МБОУ ДОД ДХШ г. Кропоткина,
МО Кавказский район, высшая квалификационная категория.
Л.М. Филатова, преподаватель изобразительного искусства
МБОУ ДОД ДШИ ст. Казанской, высшая квалификационная
категория
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Обоснование структуры программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план
- Годовые требования. Содержание разделов и тем
III.Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки.
V.Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям.
VI.Список литературы и средств обучения
- Список учебной и методической литературы;
- Средства обучения
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Работа в материале» по виду «Народная игрушка»,(далее - «Работа в материале») разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество».
Творческие способности и практические умения детей не могут развиваться вне соответствующей сферы деятельности. Занятия народным декоративно - прикладным искусством в детской художественной школе, детской школе искусств - это путь приобщения учащихся к истокам фольклорной культуры, воспитание эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона.
Учебный предмет «Работа в материале» направлен на развитие творческих способностей детей, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса учащихся. Предусматривает последовательное изучение и историю развития в России, и в частности на Кубани народной игрушки. Данная программа составлялась с учётом изучения опыта мастеров местной традиции народного декоративно-прикладного искусства. Предмет «Работа в материале» тесно связан с предметами «Рисунок», «Живопись», «Композиция прикладная», «История народной культуры и изобразительного искусства». Данная взаимосвязь помогает учащимся активно осмысливать окружающий мир и воплощать его в формах декоративно-прикладного творчества. Учебный предмет «Работа в материале» реализуется при 5-летнем обучении - в 1 -5 классах. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Основное внимание уделяется практическим занятиям.
Срок реализации учебного предмета.
При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет срок реализации учебного предмета «Работа в материале» составляет 5 лет.
Срок освоения программы по предмету «Работа в материале» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства, может быть увеличен на 1 год (6-летний срок).
При реализации программы учебного предмета «Работа в материале» продолжительность учебных занятий с первого по пятый (шестой) классы составляет 33 недели ежегодно.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
Сведения о затратах учебного времени отражены с учетом распределения объема учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, на максимальную аудиторную нагрузку обучающихся и самостоятельные занятия.
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Работа в материале» со сроком обучения 5 лет составляет 1188 часов, в том числе аудиторные занятия -792 часа, самостоятельная работа – 396 часов.
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Работа в материале» со сроком обучения 6 лет составляет 1485 часов, в том числе аудиторные занятия - 990 часов, самостоятельная работа – 495 часов.
Распределение нагрузки по годам обучения:
Аудиторная нагрузка: 1-2 год обучения – 4 часа в неделю; 3-4 год обучения – 5 часов в неделю; 5 год обучения – 6 часов в неделю.
Дополнительный, шестой год обучения – 6 часов в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка): 1-3 года обучения – 2 часа в неделю; 4-5 год обучения – 3 часа в неделю.
Дополнительный, шестой год обучения – 3 часа в неделю.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации.
Учебный предмет «Работа в материале» со сроком обучения 5 лет (программа «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет)
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |||||||||
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Аудиторные занятия | 64 | 68 | 64 | 68 | 80 | 85 | 80 | 85 | 96 | 102 | 792 |
Самостоятельная работа | 32 | 34 | 32 | 34 | 32 | 34 | 48 | 51 | 48 | 51 | 396 |
Максимальная учебная нагрузка | 96 | 102 | 96 | 102 | 112 | 119 | 128 | 136 | 144 | 153 | 1188 |
Вид промежуточной аттестации | зачет | экзамен | зачет | экзамен | зачет | экзамен | зачет | экзамен | зачет | Итоговая аттестация |
Учебный предмет «Народное декоративно-прикладное искусство» со сроком обучения 6 лет (программа «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 6 лет)
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |||||||||||
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Аудиторные занятия | 64 | 68 | 64 | 68 | 80 | 85 | 80 | 85 | 96 | 102 | 96 | 102 | 990 |
Самостоятельная работа | 32 | 34 | 32 | 34 | 32 | 34 | 48 | 51 | 48 | 51 | 48 | 51 | 495 |
Максимальная учебная нагрузка | 96 | 102 | 96 | 102 | 112 | 119 | 128 | 136 | 144 | 153 | 144 | 153 | 1485 |
Вид промежуточной и итоговой аттестации | зачет | экзамен | зачет | экзамен | зачет | экзамен | зачет | экзамен | зачет | экзамен | зачет | Итоговая аттестация |
Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Работа в материале» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы. Занятия по учебному предмету осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 3 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Работа в материале» предпрофессиональной программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5(6) лет составляет:
- аудиторные занятия:
1-2 класс – по 4 часа в неделю; 3-4 класс – по 5 часов в неделю; 5 класс – по 6 часов в неделю;
6 - класс – по 6 часов в неделю.
- самостоятельная работа:
1-3 класс по 2 часа в неделю; 4-5 класс – по 3 часа в неделю;
6 класс – по 3 часа в неделю.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры: краеведческого музея в ст. Казанской, музея им. Ф. Коваленко в г. Краснодаре, выставочной галереи в ДК ст. Казанской, ДХШ г. Кропоткин, выставок районного, зонального, краевого уровней и т. д., участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности МБОУ ДОД ДШИ ст. Казанской.
Цель и задачи учебного предмета.
Целью учебного предмета «Работа в материале» является овладение знаниями и представлениями об искусстве художественного ремесла, формирование практических умений и навыков, развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, а также подготовка одаренных учащихся к поступлению в средние и высшие учебных заведения по профилю предмета.
Задачи учебного предмета «Работа в материале»:
- приобщение учащихся к истокам народного искусства;
- создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся;
- формирование практических навыков и приемов по изготовлению народной игрушки;
- освоение детьми процесса изготовления народной игрушкой, как творческого процесса, т.е. сочинительства нового с использованием накопленных знаний;
- формирование средствами духовной культуры учащихся и потребности общения их с искусством.
Обоснование структуры программы учебного предмета.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях прикладного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по декоративно- прикладному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами по видам искусства.
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Работа в материале» построено с учетом возрастных особенностей детей, включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучение учащимися истории народной игрушки, региональных особенностей и технологических приемов, включает в себя задания по аналитической работе в области декоративно - прикладного искусства. Практическая часть основана на применении теоретических знаний и навыков в учебном и творческом опыте.
Учебно-тематический план.
Первый год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Аудиторных | Самостоя тельных | |||
Лек ции | Практичес кие занятия | ||||
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы. | |||||
1.1 | Народная игрушка, его виды. Рабочее место и его оборудование. Основные сведения о материалах. | 6 | 2 | 2 | 2 |
1.2 | Детские возрастные куклы. | 42 | 7 | 21 | 14 |
1.3 | Игровые куклы. | 54 | 9 | 27 | 18 |
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки. | |||||
2.1 | Народный орнамент России. Глиняные игрушки. Рабочее место и его оборудование. | 10 | 2 | 6 | 2 |
2.2 | Дымковская игрушка. Лепка. | 10 | 2 | 6 | 2 |
2.3 | Дымковская игрушка. Роспись. | 18 | 3 | 9 | 6 |
Раздел 3. Искусство современной игрушки. | |||||
3.1 | Современная игрушка. История развития. Мягкая игрушка. | 6 | 1 | 3 | 2 |
3.2 | Мягкая игрушка из носок. | 26 | 4 | 12 | 10 |
3.3 | Мягкая игрушка из ткани. | 26 | 4 | 12 | 10 |
Итого: | 198 | 132 | 66 |
Второй год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Аудиторных | Самостоя тельных | |||
Лек ции | Практичес кие занятия | ||||
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы. | |||||
1.1 | Народная игрушка, его виды. Рабочее место и его оборудование. | 6 | 1 | 3 | 2 |
1.2 | Куклы в целительстве. | 42 | 7 | 21 | 14 |
1.3 | Обрядовые домашние куклы. | 54 | 9 | 27 | 18 |
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки. | |||||
2.1 | Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование. | 10 | 2 | 6 | 2 |
2.2 | Филимоновская игрушка. Лепка. | 10 | 2 | 6 | 2 |
2.3 | Филимоновская игрушка. Роспись. | 18 | 3 | 9 | 6 |
Раздел 3. Искусство современной игрушки. | |||||
3.1 | Современная игрушка. История развития. Текстильная игрушка Тильды. | 6 | 1 | 3 | 2 |
3.2 | Текстильная игрушка Зайка. | 26 | 4 | 12 | 10 |
3.3 | Текстильная игрушка Мишка. | 26 | 4 | 12 | 10 |
Итого: | 198 | 132 | 66 |
Третий год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Аудиторных | Самостоя тельных | |||
Лек ции | Практичес кие занятия | ||||
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы. | |||||
1.1 | Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование. | 7 | 1 | 4 | 2 |
1.2 | Осенние куклы. | 49 | 7 | 28 | 14 |
1.3 | Зимние куклы. | 63 | 9 | 36 | 18 |
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки. | |||||
2.1 | Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование. | 12 | 2 | 8 | 2 |
2.2 | Каргопольская игрушка. Лепка. | 12 | 2 | 8 | 2 |
2.3 | Каргопольская игрушка. Роспись. | 21 | 3 | 12 | 6 |
Раздел 3. Искусство современной игрушки. | |||||
3.1 | Современная игрушка. История развития. Декоративная кукла. | 7 | 1 | 4 | 2 |
3.2 | Декоративная кукла в костюме Русского Севера. | 30 | 4 | 16 | 10 |
3.3 | Декоративная кукла в Кубанском костюме. | 30 | 4 | 16 | 10 |
Итого: | 231 | 165 | 66 |
Четвертый год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Аудиторных | Самостоя тельных | |||
Лек ции | Практичес кие занятия | ||||
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы. | |||||
1.1 | Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование. | 8 | 1 | 4 | 3 |
1.2 | Весенние куклы. | 56 | 7 | 28 | 21 |
1.3 | Летние куклы. | 72 | 9 | 36 | 27 |
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки. | |||||
2.1 | Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование. | 13 | 2 | 8 | 3 |
2.2 | Калининская игрушка. Лепка. | 13 | 2 | 8 | 3 |
2.3 | Калининская игрушка. Роспись. | 24 | 3 | 12 | 9 |
Раздел 3. Искусство современной игрушки. | |||||
3.1 | Современная игрушка. История развития. Декоративная кукла. | 8 | 1 | 4 | 3 |
3.2 | Декоративная кукла в Донском костюме. | 35 | 4 | 16 | 15 |
3.3 | Декоративная кукла в Терском костюме. | 35 | 4 | 16 | 15 |
Итого: | 264 | 165 | 99 |
Пятый год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Аудиторных | Самостоя тельных | |||
Лек ции | Практичес кие занятия | ||||
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы. | |||||
1.1 | Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование. | 9 | 1 | 5 | 3 |
1.2 | Свадебные куклы. | 108 | 12 | 60 | 36 |
Раздел 2. Искусство соломенной игрушки. | |||||
2.1 | Народная соломенная игрушка России. Рабочее место и его оборудование. | 9 | 1 | 5 | 3 |
2.2 | Соломенные птицы. | 27 | 3 | 15 | 9 |
2.3 | Соломенные животные. | 27 | 3 | 15 | 9 |
Раздел 3. Искусство современной игрушки. | |||||
3.1 | Современная игрушка. История развития. Текстильная игрушка Тильды. | 9 | 1 | 5 | 3 |
3.2 | Кукла Тильда – Ангел. | 45 | 5 | 25 | 15 |
Раздел 4. Итоговая работа. | |||||
4.1 | Выбор и подготовка материала к итоговой работе. Изучение материала. | 9 | 1 | 5 | 3 |
4.2 | Выполнение эскиза. Изготовление итоговой работы. | 27 | 3 | 15 | 9 |
4.3 | Изготовление и оформление итоговой работы. | 27 | 3 | 15 | 9 |
Итого: | 297 | 198 | 99 |
Шестой год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Аудиторных | Самостоя тельных | |||
Лек ции | Практичес кие занятия | ||||
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы. | |||||
1.1 | Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование. | 9 | 1 | 5 | 3 |
1.2 | Куклы в жизни женщины. | 108 | 12 | 60 | 36 |
Раздел 2. Искусство соломенной игрушки. | |||||
2.1 | Народная соломенная игрушка России. Рабочее место и его оборудование. | 9 | 1 | 5 | 3 |
2.2 | Соломенный Ангел. | 27 | 3 | 15 | 9 |
2.3 | Соломенные куклы. | 27 | 3 | 15 | 9 |
Раздел 3. Искусство современной игрушки. | |||||
3.1 | Современная игрушка. История развития. Текстильная игрушка Тильды. | 9 | 1 | 5 | 3 |
3.2 | Кукла Тильда – Фея. | 45 | 5 | 25 | 15 |
Раздел 4. Итоговая работа. | |||||
4.1 | Выбор и подготовка материала к итоговой работе. Изучение материала. | 9 | 1 | 5 | 3 |
4.2 | Выполнение эскиза. Изготовление итоговой работы. | 27 | 3 | 15 | 9 |
4.3 | Изготовление и оформление итоговой работы. | 27 | 3 | 15 | 9 |
Итого: | 297 | 198 | 99 |
Годовые требования. Содержание разделов и тем.
Первый год обучения
РАЗДЕЛ 1. Искусство тряпичной куклы.
Тема 1.1. Народная игрушка, его виды. Рабочее место и его оборудование. Основные сведения о материалах.
Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной тряпичной куклы в России. Познакомить с рабочим местом учащихся. Подготовка рабочего места: инструменты, знакомство с тканями.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 1.2. Детские возрастные куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Нянюшка», «Отдарок на подарок», «Зайчик на пальчик», «детская Утешница», «Тульская Сонница», «Тульский Дрема-Ерема», «Тульский угомон», «Тульский зайка», «Вепсская», «Помощница на первую кашу», «Капустка».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
Тема 1.3. Игровые куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Кукла на ложке», «Архангельская столбушка», «Тульская кукла от коликов», «Калужская игровая», «Тульская девочка из косичек», «Тульский мальчик с мячиком», «Куклак», «Девка-Баба», «Вепсская игровая».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
РАЗДЕЛ 2. Искусство глиняной игрушки.
Тема 2.1. Народный орнамент России. Глиняные игрушки. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной глиняной игрушки в России. Познакомить с рабочим местом учащихся.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 2.2. Дымковская игрушка. Лепка.
Цель и задачи: Научить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных и человеческих фигур, их позы. Продолжать учить детей в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой – дымковской игрушкой; использовать стеку для надрезания.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.
Тема 2.3. Дымковская игрушка. Роспись.
Цель и задачи: Выполнить копию росписи дымковской игрушки. Расписать готовую белую игрушку (павлин, барыня), используя в качестве образцов игрушки расписанные мастерами, а также схемы.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.
РАЗДЕЛ 3. Искусство современной игрушки.
Тема 3.1. Современная игрушка. История развития. Мягкая игрушка.
Цель и задачи: Познакомить с современной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности мягкой игрушки в России. Научить выполнять все работы по изготовлению мягкой игрушки.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 3.2. Мягкая игрушка из носок.
Цель и задачи: Познакомить с мягкой игрушкой из носок. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить приемам изготовления куклы «Собака».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки швейные, Ирис, шерстяные, кружево, ветошь, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.
Тема 3.3. Мягкая игрушка из ткани.
Цель и задачи: Познакомить с мягкой игрушкой из ткани. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить приемам изготовления куклы «Слоник».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки швейные, Ирис, шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.
Второй год обучения
РАЗДЕЛ 1. Искусство тряпичной куклы.
Тема 1.1. Народная игрушка, его виды. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной тряпичной куклы в России. Познакомить с рабочим местом учащихся. Подготовка рабочего места: инструменты, знакомство с тканями.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 1.2. Куклы в целительстве.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «На здоровье», «Кубышка-травница», «Куян», «12 Лихоманок», «От коликов», «Сударушка», «Ловушка для снов».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, трава чабрец, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
Тема 1.3. Обрядовые домашние куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Помощница», «День-ночь», «Оберег в карман», «Хозяюшка-благополучница», «Домовушка на скрутке», «Берегиня дома», «Кукла на счастье», «Желанница», «Параскева-пряха».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
РАЗДЕЛ 2. Искусство глиняной игрушки.
Тема 2.1. Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной глиняной игрушки в России. Познакомить с рабочим местом учащихся.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 2.2. Филимоновская игрушка. Лепка.
Цель и задачи: Научить передавать в лепке характерные особенности филимоновских животных и человеческих фигур, их позы. Продолжать учить детей в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой – филимоновской игрушкой; использовать стеку для надрезания.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.
Тема 2.3. Филимоновская игрушка. Роспись.
Цель и задачи: Выполнить копию росписи филимоновской игрушки. Расписать готовую белую игрушку, используя в качестве образцов игрушки расписанные мастерами, а также схемы.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.
РАЗДЕЛ 3. Искусство современной игрушки.
Тема 3.1. Современная игрушка. История развития. Текстильная игрушка Тильды.
Цель и задачи: Познакомить с современной игрушкой Тильда, развитие кругозора учащихся. Научить поэтапному выполнению текстильной игрушки.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 3.2. Текстильная игрушка Зайка.
Цель и задачи: Познакомить с текстильной игрушкой. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить поэтапному выполнения текстильной игрушки «Зайка».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани , ножницы, карандаш, шаблоны деталей, линейка, утюг, иглы, нитки швейные, Ирис, шерстяные, ветошь, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.
Тема 3.3. Текстильная игрушка Мишка.
Цель и задачи: Познакомить с текстильной игрушкой. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить поэтапному выполнения текстильной игрушки «Зайка».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани , ножницы, карандаш, ветошь, шаблоны деталей, линейка, утюг, иглы, нитки швейные, Ирис, шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.
Третий год обучения
РАЗДЕЛ 1. Искусство тряпичной куклы.
Тема 1.1. Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной тряпичной куклы в России. Познакомить с рабочим местом учащихся. Подготовка рабочего места: инструменты, знакомство с тканями.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 1.2. Осенние куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Зернушка», «Богач», «Филипповка», «Десятиручка», «Рябинка», «Параскева Пятница», «Козьма и Демьян».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, крупа, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
Тема 1.3. Зимние куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Колокольчик», «Благодать», «Веничек Благополучия», «Спиридон-солнцеворот», «Коляда», «Меланка», «Коза», «Санница», «Окно Радости».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, зерно, колокольчики, сани, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
РАЗДЕЛ 2. Искусство глиняной игрушки.
Тема 2.1. Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной глиняной игрушки в России. Познакомить с рабочим местом учащихся.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 2.2. Каргопольская игрушка. Лепка.
Цель и задачи: Научить передавать в лепке характерные особенности каргопольских игрушек, их позы. Продолжать учить детей в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой – каргопольской игрушкой; использовать стеку для надрезания.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.
Тема 2.3. Каргопольская игрушка. Роспись.
Цель и задачи: Выполнить копию росписи каргопольской игрушки. Расписать готовую белую игрушку, используя в качестве образцов игрушки расписанные мастерами, а также схемы.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.
РАЗДЕЛ 3. Искусство современной игрушки.
Тема 3.1. Современная игрушка. История развития. Декоративная кукла.
Цель и задачи: Познакомить с современной игрушкой, развитие кругозора учащихся. Научить поэтапному выполнению декоративной куклы, используя смешенные техники изготовления.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, папье-маше, каркасы, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 3.2. Декоративная кукла в костюме Русского Севера.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой костюма Русского Севера. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Допускается применение вышивки. Обучить приемам изготовления «Декоративная кукла в костюме Русского Севера».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), основа для кукол (папье-маше, каркас), ветошь, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.
Тема 3.3. Декоративная кукла в Кубанском костюме.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой костюма Кубанского казачества. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Допускается применение вышивки. Обучить приемам изготовления «Декоративная кукла в Кубанском костюме».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), основа для кукол (папье-маше, каркас), ветошь, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.
Четвертый год обучения
РАЗДЕЛ 1. Искусство тряпичной куклы.
Тема 1.1. Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной тряпичной куклы в России. Познакомить с рабочим местом учащихся. Подготовка рабочего места: инструменты, знакомство с тканями.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 1.2. Весенние куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Домашняя Масленица», «Вербная», «Пасхальная», «Веснянка», «Птица Радость», «Птички», «Пасхальная голубка».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
Тема 1.3. Летние куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Семик и Семичиха», «Жница», «Покосница», «Кубышка-травница», «Домовушка», «Купавница», «Русалка».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, трава чабрец, колокольчики, сани, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
РАЗДЕЛ 2. Искусство глиняной игрушки.
Тема 2.1. Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной глиняной игрушки в России. Познакомить с рабочим местом учащихся.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 2.2. Калининская игрушка. Лепка.
Цель и задачи: Научить передавать в лепке характерные особенности калининских игрушек, их позы. Продолжать учить детей в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой – калининской игрушкой; использовать стеку для надрезания.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.
Тема 2.3. Калининская игрушка. Роспись.
Цель и задачи: Выполнить копию росписи калининской игрушки. Расписать готовую белую игрушку, используя в качестве образцов игрушки расписанные мастерами, а также схемы.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.
РАЗДЕЛ 3. Искусство современной игрушки.
Тема 3.1. Современная игрушка. История развития. Декоративная кукла.
Цель и задачи: Познакомить с современной игрушкой, развитие кругозора учащихся. Научить поэтапному выполнению декоративной куклы, используя смешенные техники изготовления.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, папье-маше, каркасы, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 3.2. Декоративная кукла в Донском костюме.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой костюма Донского казачества. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Допускается применение вышивки. Обучить приемам изготовления «Декоративная кукла в Донском костюме».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), основа для кукол (папье-маше, каркас), ветошь, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.
Тема 3.3. Декоративная кукла в Терском костюме.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой костюма Терского казачества. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Допускается применение вышивки. Обучить приемам изготовления «Декоративная кукла в Терском костюме».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), основа для кукол (папье-маше, каркас), ветошь, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.
Пятый год обучения
РАЗДЕЛ 1. Искусство тряпичной куклы.
Тема 1.1. Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной тряпичной куклы в России. Познакомить с рабочим местом учащихся. Подготовка рабочего места: инструменты, знакомство с тканями.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 1.2. Свадебные куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы, свадебным обрядом в России. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Неразлучники», «Неразлучники-одноручка», «Тульские неразлучники», «Мировое Древо», «Вишенка», «Хранительница Приданного», «Тульская на счастливое замужество», «Тульская свадебная в лаптях», «Красота», «Тульская Невеста-сирота», «Большая свадебная», «На счастливое замужество».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
РАЗДЕЛ 2. Искусство соломенной игрушки.
Тема 2.1. Народная соломенная игрушка России. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомить с народной соломенной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной соломенной игрушки в России. Познакомить с рабочим местом учащихся.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 2.2. Соломенные птицы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями соломенной игрушкой (птицы), Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить приемам плетения из соломы различных птиц.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, солома, ножницы, карандаш, нитки, вода.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.
Тема 2.3. Соломенные животные.
Цель и задачи: Познакомить с традициями соломенной игрушкой (животные), Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить приемам плетения из соломы различных животных.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, солома, ножницы, карандаш, нитки, вода.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.
РАЗДЕЛ 3. Искусство современной игрушки.
Тема 3.1. Современная игрушка. История развития. Текстильная игрушка Тильды.
Цель и задачи: Познакомить с современной игрушкой Тильда, развитие кругозора учащихся. Научить поэтапному выполнению текстильной игрушки.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 3.2. Кукла Тильда – Ангел.
Цель и задачи: Познакомить с текстильной игрушкой. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить поэтапному выполнения текстильной игрушки «Ангел».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани , ножницы, карандаш, ветошь, шаблоны деталей, линейка, утюг, иглы, нитки швейные, Ирис, шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.
РАЗДЕЛ 4. Итоговая работа.
Тема 4.1. Выбор и подготовка материала к итоговой работе. Изучение материала.
Цель и задачи: Разработка проекта итоговой работы. Умение подбирать и применять уже изученные виды народной игрушки для изготовления итоговой работы. Создать эскиз итоговой работы и подобрать нужный вид народной игрушки, в которой будет выполняться работа.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, карандаш, ластик.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 4.2. Выполнение эскиза. Изготовление итоговой работы.
Цель и задачи: Создать эскиз итоговой работы и подобрать нужный вид народной игрушки, в которой будет выполняться работа. Изготовление итоговой работы в выбранной технике.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление и продолжение работы по заданной теме.
Тема 4.3. Изготовление и оформление итоговой работы.
Цель и задачи: Изготовление итоговой работы в выбранной технике. Оформление итоговой работы (сборка композиции).
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление и продолжение работы по заданной теме.
Шестой год обучения
РАЗДЕЛ 1. Искусство тряпичной куклы. Тема 1.1. Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование. Цель и задачи: Познакомить с народной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной тряпичной куклы в России. Познакомить с рабочим местом учащихся. Подготовка рабочего места: инструменты, знакомство с тканями.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 1.2. Куклы в жизни женщины. Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Материнство», «Материнство Дети-руки», «Московка», «Рязанская с младенцем», «Женская суть», «Пеленашка», «Бабушка-нянюшка», «Рожаница», «Мамушка», «Тульская Пеленашка», «Рябинка».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
РАЗДЕЛ 2. Искусство соломенной игрушки. Тема 2.1. Народная соломенная игрушка России. Рабочее место и его оборудование. Цель и задачи: Познакомить с народной соломенной игрушкой России, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной соломенной игрушки в России. Познакомить с рабочим местом учащихся.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 2.2. Соломенный Ангел. Цель и задачи: Познакомить с традициями соломенной игрушкой «Ангел». Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить приемам плетения из соломы.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, солома, ножницы, карандаш, нитки, вода.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.
Тема 2.3. Соломенные куклы. Цель и задачи: Познакомить с традициями соломенной куклой. Каркасная кукла. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить приемам плетения из соломы.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, солома, ножницы, карандаш, нитки, вода.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.
РАЗДЕЛ 3. Искусство современной игрушки. Тема 3.1. Современная игрушка. История развития. Текстильная игрушка Тильды. Цель и задачи: Познакомить с современной игрушкой Тильда, развитие кругозора учащихся. Научить поэтапному выполнению текстильной игрушки.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 3.2. Кукла Тильда – Фея. Цель и задачи: Познакомить с текстильной игрушкой. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить поэтапному выполнения текстильной игрушки «Фея».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, различные ткани , ножницы, карандаш, ветошь, шаблоны деталей, линейка, утюг, иглы, нитки швейные, Ирис, шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.
РАЗДЕЛ 4. Итоговая работа. Тема 4.1. Выбор и подготовка материала к итоговой работе. Изучение материала. Цель и задачи: Разработка проекта итоговой работы. Умение подбирать и применять уже изученные виды народной игрушки для изготовления итоговой работы. Создать эскиз итоговой работы и подобрать нужный вид народной игрушки, в которой будет выполняться работа.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, карандаш, ластик.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 4.2. Выполнение эскиза. Изготовление итоговой работы. Цель и задачи: Создать эскиз итоговой работы и подобрать нужный вид народной игрушки, в которой будет выполняться работа. Изготовление итоговой работы в выбранной технике.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление и продолжение работы по заданной теме.
Тема 4.3. Изготовление и оформление итоговой работы. Цель и задачи: Изготовление итоговой работы в выбранной технике. Оформление итоговой работы (сборка композиции).
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление и продолжение работы по заданной теме.
III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Работа в материале»:
-знания основных методов и способов проектирования и моделирования изделий декоративно - прикладного искусства;
-знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно - прикладного творчества;
- умения раскрывать образное и живописно - пластическое решение в художественно - творческих работах;
- умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;
- навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник;
- навыки копирования лучших художественных образцов;
- навыки работы в различных техниках и материалах.
Учащийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие художественного вкуса;
- улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;
- фиксировать склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление;
- развить фантазию и воображение (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).
Учащийся способен проявлять следующие отношения:
- формирование уважения к труду;
- воспитание интереса к искусству, понимания прекрасного;
- показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к народным промыслам.
IV.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам текущей программы (текущий контроль).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно- выставочной деятельностью образовательного учреждения. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.
Итоговая работа демонстрирует умения реализовать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, литературой.
Итоговая работа может быть выполнена в любой технике и материале.
Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса: в 5 классе или 6 классе (при 5-6-летенем сроке освоения программы «Декоративно-прикладное творчество»).
Итоговая аттестация в пятом (шестом) классах проводится в форме просмотра итоговых работ.
Итоговая аттестация проводится в форме просмотра - выставки.
Критерии оценки
Во время объяснения новой темы и перед выполнением каждого задания преподаватель ставит перед учеником конкретные задачи. В зависимости от качества выполнения этих задач оценивается работа ученика.
5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением и творческим подходом.
4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
V.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по предмету «Работа в материале» следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения работы в материале:
1.Знакомство с историей народных промыслов.
2.Освоение приемов народной игрушки (копирование, повтор).
3.Создание творческой работы.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.
Для успешного результата в освоении программы «Работа в материале» необходимы следующие учебно-методические пособия:
- наглядные методические пособия по темам,
- технологические карты, схемы показа плетения,
- фонд лучших работ учащихся по разделам и темам,
- видеоматериалы,
- интернет
- ресурсы,
- презентационные материалы по тематике разделов.
VI.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список учебной и методической литературы
- Барадулин В.А. Народные промыслы. – М., 1978
- Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1986
- Берстенева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М.: Белый город.
- Вакуленко Е.Г. Методика обучения плетению из лозы, соломы и листьев початков кукурузы. – М., 2003
- Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. – М.,2003
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского.- 6-е изд. – М.: Просвещение, 2007
- Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М., 2007
- DVD VIDEO. Делаем сами. Русская тряпичная кукла.
- Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. – М.: Ладога 100, 2007
- Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет»,2006
- Лебедева Т.В. 55 моделей авторских кукол.- Ростов н/Д: Владис, 2014
- Лобачевская О.А. Плетение из соломки: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия - М.
- Миловский А.С. Народные промыслы: Встреча с самобытными мастерами. – М.,1994
- Москин Д.Н. Загадки народной куклы/Д. Москин, Т.Яшкова. – Петрозаводск: Периодика, 2010
- Никулина О.П. Декоративные изделия из соломки своими руками. - Ростов на Дону, 2007
- Тряпичные куклы/авт.-сост. Т.М.Ткачук.- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2008
- Фото карточки «Кукольные парочки», авт. Мишина М.А.
- Фото карточки «Невесты России», авт. Мишина М.А.
- Шайдурова Н.В. традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО «издательство Детство-пресс», 2012.
- Шилкова Е. А. Игрушки. - М.: РИПОЛ классик, 2012
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории оборудованные, столами и стульями, инструментами, материалами, наглядными пособиями, мебелью,
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, технологические карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: подлинники изделий народного творчества, выполненные в разных материалах;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ИГРУШКАХ
Конспект урока ИЗО в 5 классе...
Презентация к мастер-класс "Традиции воспитания из прошлого". Народные игрушки и игрушки сделанной из бумаги и картона.
Народные игрушки народными мастерами. Игрушки-самоделки своими руками, принесут ребенку удовольствие и пользу....
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."
Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...
Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"
Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...
урок по теме Древние образы в современных народных игрушках ( на примере Дымковской игрушки)
для учителей искусства...
Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки
Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки...
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»
Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»...