ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Особо охраняемые природные территории Саратовской области»
рабочая программа

Жидеева Елена Николаевна

 

Дополнительная общеразвивающая  программа «Особо охраняемые природные территории Саратовской области» является программой естественно-научной направленности.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в курсе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п.Юбилейный Екатериновского района

«Принята»

на заседании методического совета школы

Протокол № _1__
от «28_» августа_2020г

.

8FDEC697.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

 «Особо охраняемые природные территории Саратовской области»

Направленность программы: естественнонаучная

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся:  12 – 15 лет

Срок реализации:  1 год

Автор- составитель:

Жидеева Елена Николаевна

 педагог дополнительного образования

2020 год

Содержание программы

РАЗДЕЛ №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи программы.
  3. Планируемые результаты.
  4. Содержание программы:

Учебный план.

Содержание учебного плана.

  1. Формы аттестации.

РАЗДЕЛ №2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

    2.1.  Методическое обеспечение.

    2.2. Условия реализации программы

          2.3. Календарный учебный график.

          2.4. Оценочные материалы

          2.5. Список литературы.

РАЗДЕЛ №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»

1.1.Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая  программа «Особо охраняемые природные территории Саратовской области» является программой естественно-научной направленности.

Программа разработана в соответствии ФЗ №273 от 29.12.12 г. «Об образовании в Российской Федерации». Реализация программы осуществляется на основе ряда законов и нормативных документов:

1. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9

ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242

о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»

3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства  Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.

4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка

применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ » (для дистанционных программ)

5.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2003 № 118 «О введении СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с изменениями на 21 июня 2016 года)» (для дистанционных программ).

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в курсе уделяется вопросам бережного отношения к природе.


Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о  особо охраняемых природных территориях изучаются в занимательной и доступной форме для обучающихся. Видео-путешествия, игры,  презентации, виртуальные экскурсии позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес обучающихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности. Реализация  Программы  содействует  формированию  

у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде.

 

Педагогическая целесообразность реализации программы заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время обучающихся, но и пробудить интерес к активному познанию своей родины, своему родному краю, ее экологическим и социальным проблемам. В реализации программы особое место занимает работа обучающихся над творческими проектами. Следует отметить, что участие школьников в работе  строится  на добровольных началах.

Отличительные особенности программы

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная программа  «Особо охраняемые природные территории Саратовской области» разработана на  основе   модифицированной программы  «Особо охраняемые природные территории России» методиста Государственного бюджетного образовательного  учреждения Городского методического центра Департамента  образования и науки г.Москвы Алексеева Алексея Витальевича.

Адресат программы

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы 12 - 15 лет

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

12 -15 лет – период отрочества, важнейшие специфические черты которого проявляются в стремлении к общению со сверстниками, появлении в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость.

Стремление подростков овладеть различными умениями способствует развитию чувства собственной умелости, компетентности и полноценности.

Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Идет становление нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, свое сходство с другими детьми и свою неповторимость.

Сроки реализации Программы, режим занятий.

Занятия проводятся 1 час в неделю продолжительность занятия составляет один академический час  (45 минут). Срок реализации программы – 1 год – 36 часов.

1.2.Цели и задачи программы

Цель Программы – познакомить обучающихся с основными особенностями особо охраняемых природных территорий России и Саратовской области.

Важнейшими задачами являются:

Обучающие задачи:

  • заложить     основы    знаний    об  особо    охраняемых     природных  

территориях Саратовской области;

  • заложить основы знаний о категориях особо охраняемых природных  

территорий и их особенностях;

  • сформировать навыки работы с интернет-ресурсами.
  • формировать умение сделать выводы из проведенных опытов и экспериментов;
  • расширить знания в области исследовательской и проектной деятельности.
  • побуждать и поддерживать стремление  школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;
  • научить выделять в любом природном процессе взаимосвязи;

Развивающие задачи:

  • развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление при самостоятельной работе;
  • развивать самостоятельное мышление в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;
  • создавать условия для развития  творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к природе своего региона и страны  

в целом;

  • воспитывать чувство патриотизма через знакомство с уникальностью  

природы России.  

  • воспитывать чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;
  • прививать принципы творческой деятельности и научно-исследовательского подхода в общении с окружающими как способы самореализации и самопознания;
  • способствовать развитию коллективного сотрудничества для достижения единой цели.
  • способствовать формированию у обучающихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;  

1.3  Планируемые результаты

Личностные результаты:

  1. формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  2. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  3. умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;
  4. умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
  5. умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение.
  6. умение самостоятельно   выполнять практические индивидуальные и групповые задания и проекты

Предметные результаты:

По итогам реализации Программы обучающиеся будут знать:

  • основные категории и  характеристики особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады;
  • особо охраняемые природные территории Саратовской области: национальный парк, микрозаповедники, памятники природы, заказники, дендрарий, ботанический сад;
  • отличительные особенности основных категорий ООПТ;

По итогам реализации Программы обучающиеся будут уметь:

  • применять теоретические знания при составлении характеристик отдельных ООПТ (по выбору);
  • пользоваться экологической терминологией;
  • определять        особенности        природных        условий        отдельных        ООПТ (по выбору);
  • выявлять        охранный        статус        представителей        растительного и животного мира на основе анализа интернет - ресурсов;
  • самостоятельно работать        с        источниками        дополнительной литературы.

1.4 Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название раздела/темы

Количество часов

Формы аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие «Экология. Охранные статусы видов растений и животных». Цели

и задачи Программы.

1

1

2

Особо охраняемые природные территории России

17

5

12

Текущий контроль.

Выполнение практических

заданий

2.1

Особенности ООПТ России

2

2

2.2

Заповедники

5

1

4

2.3

Национальные и природные парки

5

1

4

2.4

Заказники

5

1

4

3

ООПТ Саратовской области

15

5

10

Текущий контроль.

Выполнение практических заданий

3.1

Особенности ООПТ Саратовской области

3

2

1

3.2

Ландшафтные и природные

Заказники Саратовской области

4

1

3

3.3

Памятники природы Саратовской области

4

1

3

3.4

Национальный парк «Хвалынский»

4

1

3

4

Охрана окружающей среды. Итоговая аттестация

3

2

1

Итоговая аттестация.

Зачёт в форме

проектной работы

ИТОГО:

36

13

23

Содержание учебного плана.

Раздел 1. Вводное занятие Цели и задачи Программы

Теория. Введение в Программу. Формы и методы деятельности. План работы.

Раздел 2. Особо охраняемые природные территории России

Тема 2.1. Особенности ООПТ России

Теория. Определение ООПТ, история развития ООПТ России, характерные особенности и роль охраняемых территорий. Красная книга России.

Тема 2.2. Заповедники

Теория. Представление об особо охраняемых территориях – заповедниках, их основные задачи и роль в охране окружающей среды.

Практика. Составление описания отдельного заповедника. (по выбору)  Видео фильм «Заповедники России». Выполнение практических заданий по теме «Заповедники». Тестирование по теме «Заповедники»

Тема 2.3. Национальные и природные парки

Теория. Представление об особо охраняемых территориях – национальных и природных парках, их основных задачах и роли в охране окружающей среды.

Практика. Выполнение практических заданий по теме

«Национальные и природные парки». Тестирование по теме «Национальные и природные парки». Составление описания отдельного национального парка. Видеофильм «Национальные и природные парки России»

Тема 2.4. Заказники

Теория. Представление об особо охраняемых территориях – заказниках, их основные задачи и роль в охране окружающей среды.

Практика. Составление описания отдельного заказника (по выбору).

Выполнение практических заданий по теме «Заказники». Тестирование по теме: «Заказники». Видео фильм «Заказники России»

Раздел 3. ООПТ Саратовской области

 Тема 3.1. Особенности ООПТ Саратовской области

Теория. Определение ООПТ, история развития ООПТ Саратовской области, характерные особенности и роль охраняемых территорий. Красная книга Саратовской области.

Практика. Выполнение практических заданий по теме «Особенности ООПТ Саратовской области».

Тема 3.2. Ландшафтные и природные заказники Саратовской области

Теория. Представление об особо охраняемых территориях Саратовской области – ландшафтных и природных заказниках, их основные задачи и роль в охране окружающей среды.

Практика.        Выполнение        практических        заданий        по        теме

«Ландшафтные  и  природные  заказники  Саратовской области».  Тестирование  по теме «Ландшафтные и природные заказники Саратовской области». Составление презентации заказники Саратовской области. (по выбору) Видео фильм «Заказник «Саратовский»

Тема 3.3. Памятники природы Саратовской области

Теория. Представление об особо охраняемых территориях Саратовской области – памятниках природы, их основных задачах и роли в охране окружающей среды.

Практика. Виртуальная экскурсия «Памятники природы Саратовской области». Составление презентации  памятники природы Саратовской области. (по выбору) Выполнение        практических        заданий        по        теме.

Тема 3.4. Национальный парк «Хвалынский»

Теория. Представление о Национальном парке «Хвалынский», его основных задачах и роли в охране окружающей среды.

Практика. Составление        экологического        маршрута по «Национальному парку «Хвалынский». Составление презентации национальный парк «Хвалынский». Видеофильм о национальном парке «Хвалынский».

Раздел 4. Охрана окружающей среды. Итоговая аттестация

Теория.        Рациональное        природопользование.        Международные организации по охране окружающей среды.

Практика. Итоговая аттестация. Зачёт в форме проектной работы по одному из ООПТ Саратовской области. Тестирование «Охрана окружающей среды».

1.5.Формы аттестации.

Контроль служит для определения результативности освоения Программы обучающимися.

Система аттестации складывается из вводного, промежуточного и итогового контроля.

Вводный контроль проводится с целью выявления исходных данных обучающихся, это необходимо для отслеживания результатов усвоения образовательной программы. Вводный контроль осуществляется в форме тестирования.

Промежуточный контроль проводятся в виде практических заданий, тестов проводимых после прохождения каждого раздела программы. Отслеживание усвоения теоретической части программы проводится в виде блиц – опросов, викторин, кроссвордов, что позволяет педагогу  не только разнообразить занятия, но и вычислить уровень знаний обучающихся по  данному разделу  программы.

Итоговый контроль проходит в конце учебного года  и проводится в виде Зачёта в форме проектной работы

Также отслеживание результатов  обучающихся по данной программе

осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и наблюдения педагога.

Формы проведения аттестации:

  • выполнение практических заданий;
  • тестирование;
  • зачётная работа.

РАЗДЕЛ №2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

2.1.Методические обеспечение.

Методическим обеспечением программы является:

  • Методические разработки занятий, методические пособия по отдельным темам курса.
  • Учебная литература по выполнению курса обучения.
  • Разработка методик организации практических занятий открытых уроков, темы теоретического учебного материала.

     

    Научно-методическое обеспечение:

  • Поддерживаются связи с учителями-предметниками школы: географии, биологии.

Формы и методы работы

Применяются методы обучения:

• метод дискуссии, позволяющий обучающимся свободно высказываться, внимательно слушать мнения выступающих;

• метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и добывать новые знания в процессе коллективного размышления;

• игровой метод, стимулирующий рост мотивации к получению новых знаний, обобщению и закреплению полученных умений и навыков;

• проектный метод, включающий в себя самостоятельную деятельность обучающихся в освоении технологии социального проектирования и исследовательской деятельности;

.• метод психологических тренингов, развивающих умение выступать, навыки продуктивного диалога, оппонирование, культуру речи, неконфликтного взаимодействия;

.•  метод коллективных творческих дел в осуществлении практической природоохранной деятельности, развивающий навыки продуктивного взаимодействия, способствующий воспитанию коллективизма и толерантности, ответственности и чувства причастности к делам и проблемам своего социума.  

  • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
  • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии, активные методы обучения.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности и  категории обучающихся.

Формы организации занятий: групповые, работа в парах и в малых группах, индивидуальные, работа над проектом.

Индивидуальная работа

Участники  – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачами является:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- способствовать развитию личностных компетентностей у обучающихся;

- формировать у обучающихся целостную систему представлений, понятий, умений и навыков;

- проводить мониторинг  сформированности познавательного интереса учащихся.

Работа в парах и в малых группах не более 3 человек:

Через работу в парах и в малых группах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Групповая работа

Работа  в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

Методические виды продукции, необходимые для реализации дополнительной общеобразовательной программы:

- методические пособия,

- дидактические материалы,

- фото- и видеоматериалы,

- журналы и книги,

- материалы на электронных носителях.

2.2. Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение.

Программа        реализуется        в        аудитории        образовательной организации с применением технических средств обучения:

компьютеров;

проектора;

экрана;

интерактивной доски.

Информационное обеспечение.

-видеоматериалы (видеоролики, презентации);

-теоретический материал в электронном и бумажном виде.

Кадровое обеспечение.

Программу реализует педагог дополнительного образования

2.3. Календарный учебный график.

№ п/п

месяц

число

время

Форма

занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место провед

форма контроля

1

ноябрь

Занятие 1

15.00-15.45

Комбинир занятие

1

Введение в Программу. Формы и методы деятельности. План работы.

Каб. географ

инструктаж по т/б

вводное тестирование

2

ноябрь

Занятие 2 15.00-15.45

Ознакомление с новым материалом

1

Определение ООПТ, история развития ООПТ России, характерные особенности и роль охраняемых территорий.

Каб. географ

рефлексия

3

ноябрь

Занятие 3 15.00-15.45

Занятие с использованием презентации

1

Красная книга России.

Каб. географ

рефлексия

4

ноябрь

Занятие 4

15.00-15.45

Ознакомление с новым материалом

1

Представление об особо охраняемых территориях-заповедниках. Основные задачи государственных природных заповедников.  Режим особой охраны территории.

Каб. географ

рефлексия

5

декабрь

Занятие 5 15.00-15.45

путешествие

1

Видео фильм «Заповедники России»

Каб. географ

6

декабрь

Занятие 6

15.00-15.45

Ознакомление с новым материалом

1

Государственные природные биосферные заповедники,  основные задачи   Режим особой охраны территории.

Каб. географ

рефлексия

7

декабрь

Занятие 7 15.00-15.45

Практическое занятие

1

Составление описания отдельного заповедника

Каб. географ

8

декабрь

Занятие 8 15.00-15.45

Тестирование

1

Тестирование по теме «Заповедники»

Каб. географ

9

январь

Занятие 9

15.00-15.45

Ознакомление с новым материалом

1

Представление об особо охраняемых территориях – национальных и природных парках.  Основные задачи и роль национальных и природных парках в охране окружающей среды.

Каб. географ

рефлексия

10

январь

Занятие 10 5.00-15.45

путешествие

1

Видеофильм «Национальные и природные парки России»

Каб. географ

11

январь

Занятие 11 15.00-15.45

Практическое занятие

1

Составление описания отдельного национального парка.

Каб. географ

12

февраль

Занятие 12 15.00-15.45

Практическое занятие

1

Практическое задание по теме «Национальные и природные парки»

Каб. географ

13

февраль

Занятие 13 15.00-15.45

Тестирование

1

Тестирование по теме «Национальные и природные парки».

Каб. географ

тестирование

14

февраль

Занятие 14

15.00-15.45

Ознакомление с новым материалом

1

Представление об особо охраняемых территориях – заказниках.  Основные задачи и роль заказников в охране окружающей среды.

Каб. географ

рефлексия

15

февраль

Занятие 15

5.00-15.45

путешествие

1

Видео фильм заказники России

Каб. географ

16

февраль

Занятие 16 15.00-15.45

Практическое занятие

1

Составление описания отдельного заказника.

Каб. географ

17

март

Занятие 17

15.00-15.45

Практическое занятие

1

Практическое задание по теме «Заказники»

Каб. географ

18

март

Занятие18

5.00-15.45

Тестирование

1

Тестирование по теме: «Заказники».

Каб. географ

тестирование

19

март

Занятие 19 15.00-15.45

Ознакомление с новым материалом

1

Определение ООПТ, история развития ООПТ Саратовской области, характерные особенности и роль охраняемых территорий.

Каб. географ

20

март

Занятие 20 15.00-15.45

Занятие с использованием презентации

1

Красная книга Саратовской области.

Каб. географ

рефлексия

21

апрель

Занятие 21 15.00-15.45

Практическое занятие

1

Практическое задание «Особенности ООПТ Саратовской области.

Каб. географ

22

апрель

Занятие 22 15.00-15.45

Ознакомление с новым материалом

1

Представление об особо охраняемых территориях Саратовской области – ландшафтных и природных заказниках.  Основные задачи и роль заказников в охране окружающей среды.

Каб. географ

рефлексия

23

апрель

Занятие 23 15.00-15.45

путешествие

1

Видео фильм «Заказник «Саратовский»

Каб. географ

24

апрель

Занятие 24 15.00-15.45

Практическое занятие

1

Составление презентации заказники Саратовской области. (по выбору)

Каб. географ

25

апрель

Занятие 25 15.00-15.45

Тестирование

1

Тестирование по теме: «Ландшафтные и природные заказники Саратовской области».

Каб. географ

тестирование

26

май

Занятие 26 15.00-15.45

Ознакомление с новым материалом

1

Представление об особо охраняемых территориях Саратовской области – памятниках природы и их основные задачи и роль в охране окружающей среды.

Каб. географ

рефлексия

27

май

Занятие 27 15.00-15.45

Практическое занятие

1

Практическое занятие «Памятники природы Саратовской области»

Каб. географ

28

май

Занятие 28 5.00-15.45

Практическое занятие

1

Составление презентации  памятники природы Саратовской области. (по выбору)

Каб. географ

29

май

Занятие 29 15.00-15.45

экскурсия

1

Виртуальная экскурсия «Памятники природы Саратовской области»

Каб. географ

30

май

Занятие 30

15.00-15.45

Ознакомление с новым материалом

1

Представление о Национальном парке «Хвалынский», его основных задачах и роли в охране окружающей среды.

Каб. географ

рефлексия

31

май

Занятие 31 15.00-15.45

путешествие

1

Видеофильм о национальном парке «Хвалынский»

Каб. географ

32

июнь

Занятие 32 15.00-15.45

Практическое занятие

1

Составление презентации национальный парк «Хвалынский»

Каб. географ

33

июнь

Занятие 33 15.00-15.45

Практическое занятие

1

Составление экологического        маршрута по «Национальному парку «Хвалынский».

Каб. географ

34

июнь

Занятие 34 15.00-15.45

Ознакомление с новым материалом

1

Рациональное природопользование        

Каб. географ

Рефлексия

35

июнь

Занятие 35

15.00-15.45

Ознакомление с новым материалом

1

Международные организации по охране окружающей среды.

Каб. географ

рефлексия

36

июнь

Занятие 36

15.00-15.45

Проект

1

Итоговая аттестация. Зачёт в форме проектной работы по одному из ООПТ Саратовской области

Каб. географ

Защита проекта

2.4. Оценочные материалы.

Тест по  теме ООПТ

1. Что из перечисленного не может относиться к особо охраняемым природным территориям (ООПТ)?

Парк

Водоем

Заповедник

Дорога

2. В каком из видов ООПТ действуют наиболее строгие правила и ограничено посещение людьми?

1. Зеленая зона

2. Заказник

3. Заповедник

4. Национальный парк

3. Государственные природные заказники это?

1. территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.

2. уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

3. природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

4.Государственные природные заповедники, в том числе биосферные это?

1. природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

2. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

3. природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

5.Национальные парки это?

1. природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

2. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

3. природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

6. Природные парки это?

1. природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

2. природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

3. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

7. Памятники природы это?

1. уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

2. территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.

3. территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами.

8. Дендрологические парки и ботанические сады это?

1. природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

2. территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.

3. территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами.

9. Решение об организации ООПТ федерального значения может принимать?

1. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2. Правительство Российской Федерации

3. органы местного самоуправления

10. Решение об организации ООПТ регионального значения может принимать?

1. Правительство Российской Федерации

2. органы местного самоуправления

3. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

11. Решение об организации ООПТ местного значения может принимать?

1. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2. органы местного самоуправления

3. Правительство Российской Федерации

Оценивание:

10-11 правильных ответов – «5»

8-9 правильных ответов - «4»

7-8 правильных ответов - «3»

 5 правильных ответов - «2»

Тест по теме «Заповедники»

  1. Участок территории (акватории), на котором сохраняется естественном состоянии весь его природный комплекс:

1.заповедник

2.памятник природы

3.заказник

 4.национальный парк

2.Когда был основан первый заповедник на территории России?

1.1899

2.1920

3.1923

4.1917

3. Как называется первый заповедник России?

1. Баргузинский

2.Северный

3. Остров Врангеля

4. Кроноцкий

4.Назовите крупнейший российский заповедник

1. Командорский

2.Белогорье

3.Большой Арктический

4.Остров Врангеля

5.Назовите российский заповедник, созданный с целью сохранения соболя

1.Баргузинский

2.Поронайский

3.Даурский

4.Юганский

6.Какой заповедник России называют главным родильным домом белого медведя?

1.Большая Кокшага

2.Остров Врангеля

3. Олекминский заповедник

4.Печоро-Илыченский заповедник

7. На территории какого заповедника живут и огромный зубр и маленькая русская выхухоль?

1.Калужские засеки

2.Приокско - Террасного

3.Керженского

4.Баргузинского

8. На территории какого заповедника находится Долина гейзеров?

1.Корякского

2.Кроноцкого

3.Даурского

4.Командорского

9. На территории какого заповедника находится самая высокая точка Европы?

1. Кавказского

2. Зейского

3. Южно-Уральского

4. Алтайского

10. Какая из представленных краснокнижных птиц не встречается в национальном парке «Лосиный остров»?

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e1341646f7bd/1306498_19.png

1. Серый сорокопут

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e1341646f7bd/1306498_20.png

2. Орлан-белохвост

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e1341646f7bd/1306498_21.jpeg

3. Скопа

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/06/s_5e1341646f7bd/1306498_22.png

4.Орлан -долгохвост

11. Какая главная особенность заповедника «Керженский»?

1. Здесь обитает самое большое количество бобров

2. Здесь обитает самое большое количество бобров

3. Торфяные болота

4. На территории встречается редкий вид камыша

12. На территории какого заповедника можно встретить сайгаков, шакалов и розовых пеликанов?

1. Баргузинского

2. «Керженский»

3. «Чёрные земли»

4. Приокско-Террасного

13.В  каком диапазоне находится общее количество заповедников России федерального уровня?

1. от 50 до 60

2.от 80 до 90

3. от 100 до 110

4. от 120 до 130

Оценивание:

12-13 правильных ответов – «5»

9-11 правильных ответов - «4»

7-8 правильных ответов - «3»

 6 правильных ответов - «2»

Тест по теме: «Национальные парки»

1.Государственные национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям

1. федерального значения;

2. регионального значения;

3. местного значения.

2. Заповедная зона, выделяемая на территории национального парка, предназначена для –

1. обеспечения функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

2. сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;

3. обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;

4. сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах, которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма.

3. На территории, где сейчас расположен этот национальный парк, часто останавливались представители русской интеллигенции: А. Державин, А. Пушкин и другие. Что это за парк?

1. Национальный парк «Угра»

2. Национальный парк «Забайкальский»

3. Национальный парк «Валдайский»

4. Национальный парк «Куршская коса»

4. В средней полосе России расположен один из крупнейших в стране массивов естественных пойменных лугов с богатейшим по видовому составу травостоем (около 300 видов). На территории какого национального парка находится этот природный объект?

1. Национального парка «Угра» 

2. Национального парка «Валдайский»

3. Национального парка «Лосиный остров»

4. Национального парка «Смоленское поозерье»

5. Своим названием национальный парк «Смоленское Поозерье» обязан большому количеству озёр, расположенных на его территории. Сколько же озёр в национальном парке?

1.Менее 10

2.10-20

3.20-30

4.Более 30

6. Ушканьи острова часто называют царством нерп: именно здесь можно увидеть большое количество лежбищ байкальских тюленей. Острова также известны и другими своими многочисленными обитателями, которые живут на острове Большой Ушканий. Кто они?

1. Осы

2. Муравьи

3. Кроты

4. Рысь

7. Дайте характеристику национальному  парку, как виду ООПТ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценивание:

5 правильных ответов и дана полная, содержательная характеристика национального парка – «5»

5 правильных ответов – дана не полная характеристика национального парка - «4»

5  правильных ответов, отсутствует характеристика  национального парка - «3»

 4 правильных ответов, отсутствует характеристика  национального парка - «2»

2.5. Список литературы

для педагога

  1. Горбатовский В. В. Охраняемые животные, растения и грибы России: Библиографический справочник. – М.: МПР России, 2007.
  2. Гудым А. Ю. Роль особо охраняемых природных  территорий   в эколого-образовательной среде: [экотуризм] / А. Ю. Гудым // Образование. Наука. Научные кадры. – 2012. – № 4.
  3. Особо охраняемые природные территории Саратовской области / Издательство Саратовского университета, Саратов, 2007 г., 300 стр., УДК: 502.171 (470.44), ISBN: 978-5-292-03727-9
  4. Иванов А. Н., Чижова В. П. Охраняемые природные территории: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
  5. Корбут, В. В. Виртуальные экологические маршруты и тропы   в природно-культурных геосистемах и экологическое воспитание / В. В. Корбут, Н. И. Тульская, М. В. Цекина //Арктика и Север. – 2014. – № 14.
  6. Рябинин Л. С. Экологическая культура населения / Л. С. Рябинин, С. Г. Маюров // Юный учёный. – 2016. – № 2.

Интернет ресурсы

https://www.rgo.ru/ru

https://oopt.info/

https://nphvalynskiy.ru/o-parke/gpz-saratovskiy

https://www.tursar.ru/page-joy.php?j=2392

для детей

1. Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории: Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 119 с.

  1. Национальные парки России. Справочник. Под ред. И.В. Чебаковой. М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 1996. 198 с.
  2. Горбунов, Ю. А. Особо охраняемые природные территории Российской Федерации. Ботанические сады и дендрологические парки / Ю.А. Горбунов, А.С. Демидов. - М.: КМК, 2012. - 362 c.
  3. Издательство Саратовского университета, Саратов, 2007 г., 300 стр., УДК: 502.171 (470.44), ISBN: 978-5-292-03727-9

Интернет ресурсы

https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-saratovskoj-oblasti/

https://zen.yandex.ru/media/id/5c1a6e21ee359000aefc723d/samye-krasivye-i-unikalnye-pamiatniki-prirody-sara-5eb4ebf27d92e95817302cfc

https://www.spiti.ru/blog/xvalynskij-zapovednik-v-saratovskoj-oblasti.html/

https://www.tursar.ru/page-dop.php?c=9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме"Особо охраняемые природные территории Брянской области в системе экологического каркаса"

презентация по теме"Особо охраняемые природные территории Брянской области в системе экологического каркаса"...

Презентация по теме "Охраняемые природные территории Архангельской области. Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник"

Презентация была подготовлена к очно-дистанционному семинару «Структура и содержание деятельности учителя химии и биологии в реализации ФГОС основного общего образования»....

Электронное учебное пособие «Охраняемые природные территории Тамбовской области»

Цели создания данного пособия:Познакомить учащихся с мерами, проводимыми по охране природы в Тамбовской областиФормировать понимание необходимости охраны природы....

Особо охраняемые природные территории Ульяновской области, Майнского района, Выровского поселения

В методической разработке рассматривается методика организации занятия по изучению особо охраняемых природных территорий своего края....

Исследовательский проект по экологии: "Животный мир особо охраняемых природных территорий Новосибирской области"

Наглядная презентация по теме "Животный мир особо охраняемых природных территорий Новосибирской области" Файл презентации слишком велик для этого сайта (3,93мб), посмотреть/скачать его ...