Программа "Историко-литературное краеведение".
презентация к уроку (8 класс) на тему
Пояснительная записка. Кто любит литературу и любит свой город, тому всегда интересно узнать, как пересекаются, перекрещиваются литературные факты и историческая жизнь города, Именно эта цель стоит перед данным курсом. Москва дала жизнь многим замечательным деятелям русской культуры, своим рождением и своим творчеством связаны с центром Российского государства поэт А.С.Пушкин, драматург А.Н.Островский, писатель Ф.М.Достоевский; если литераторы не были связаны с Москвой рождением, то они могли присоединиться к словам А.П.Чехова:»Всем сердцем люблю Москву…» Данный курс в рамках дополнительного образования находится на пересечении знаний в области истории литературы; исторического краеведения, поэтому подразумевается не только изучение Москвы литературной, но и изучение многочисленных «литературных тропинок», пронизавших ветвисто просторы Подмосковья и др. российских земель; этнографии; фольклора; лингвистики. Академик Д.С.Лихачев говорил, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена». Обращаясь к творчеству литераторов и соотнося их произведение с обликом мест, в них изображенных, или с теми улицами и домами, где они написаны, мы представляем себе, что в этих творениях в значительной степени находят отражение как историческое время, так и местность, давшая писателю впечатления для его творчества. Например, знание учащимися конкретных мест Москвы, Петербурга и Ясной поляны поможет более глубокому пониманию творчества Л.Н.Толстого. Цель программы «Историко-литературное краеведение» - формирование поэтического, художественного познания жизни и творчества того или иного писателя, погружение в эпоху, знакомство с архитектурой и живописью, развитие творческих способностей учащихся. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы - в конкретных задачах, которые ставятся и успешно решаются в ходе работы: - просветительская ( приобщение к истории культуры и литературы Московской земли, Подмосковья и др. областей России; раскрытие удивительных человеческих судеб прозаиков и поэтов; - агитационная (увлечь школьников пафасом литературно- краеведческого поиска); - эстетическая ( раскрытие богатство мира идей и образов, созданного писателями-москвичами или поэтами, прозаиками, родиной которых явились русские просторы, природа, край «березового ситца», непреходящий характер художественных ценностей); - лингво-коммуникативная (обогащение устной и письменной речи); - обучающая (овладение навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификация печатных и рукописных материалов). Основной формой реализации дополнительной образовательной программы является литературная экскурсия, которая по содержанию и методам проведения разделяется на - городские; - загородные; - экскурсии по литературным заповедникам. Маршруты историко-литературных экскурсий можно определить как самостоятельно, так и воспользоваться услугами экскурсионных бюро. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, ограничен лишь степенью самостоятельности и состоянием здоровья учащегося. В целом программа рассчитана на учащихся 7-11 классов (13-17 лет). Тематическое планирование. 8 класс. № п.п Разделы и темы. Всего часов В том лекции числе практ. занят. Форма контроля 1 Страницы истории и культуры Москвы 4 Пешех.экск. «Зарядье», музей «Англ. дворик». Оформле-ние стенда. 2 Героические страницы истории. 7 Отечестве- нная война 1812 г. Автоб. экск. «Бородинское поле славы» Виктори - на 3 Заповедные места Москвы 5 Особенно- сти архитекту- рного ан – самбля. Пешех. экск. «Царицыно» Фото – выставка 4 Духовные ценности 6 Автоб. экск. «Религии народов мира» Сочине – ние 5 «Золотое Кольцо России» 8 Автоб. экск. г. Ярославль Фолькл. праздник «Маслени ца» 6 Пушкинское Болдино. 4-х днев- ное путе- шеств. Автоб. и пе- шеходн. экск. Н.Новгород Театрали- зованная постановка 9 класс. № п.п Разделы и темы Всего часов В том лекции числе практ. занят. Форма контроля 1 Героические страницы истории 5 Оборона Москвы. «Москва в солдатской шинели». Автоб. экск. Викторина по истории 2 Заповедные места Москвы 6 Театр Х!Х века. Пешеходная Экскурсия В Кусково Презента – ция « При- глашаем к путеше- ствию» 3 Литературное Подмосковье 8 Философ- ская лири- кА Тютчева Автобусная экск. в Мураново Поэтиче – ский вечер 4 Страницы истории и культуры Москвы 5 Династия Романовых Автобусная экск. «Рома- новы в Москве». Стенгазета 5 Духовные ценности 6 Автобусная экск.Новый Иерусалим. Фоторепо- Ртаж 6 Литературные заповедники 10 Путешествие на поезде, автобусн.экск. «Хмелита- родина А.С.Грибоедо- ва Сочинение 7 Народные промыслы 3-х дне – вное путе- шеств Петрозаводск- Кижи. Литератур ный аль- маннах. Список литературы для учащихся. 1. Добринская Н.А. «Рассказы из Пушкинского дома»-М:«Детская литература» 1991. 2. «История Москвы». Хрестоматия в 4 т.- М: «Издательство «Международный Дом Сотрудничества», 1997. 3. Ключевский «Русская история»- М: «Феникс», 1998. 4. Москва лирическая.- М: «Художественная литература», 1996. 5. Платонов С.Ф. «Лекции по русской истории в двух частях- М: «Владос», 1994.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Кто любит литературу и любит свой город, тому всегда интересно узнать, как пересекаются, перекрещиваются литературные факты и историческая жизнь города, Именно эта цель стоит перед данным курсом.
Москва дала жизнь многим замечательным деятелям русской культуры, своим рождением и своим творчеством связаны с центром Российского государства поэт А.С.Пушкин, драматург А.Н.Островский, писатель Ф.М.Достоевский; если литераторы не были связаны с Москвой рождением, то они могли присоединиться к словам А.П.Чехова:»Всем сердцем люблю Москву…»
Данный курс в рамках дополнительного образования находится на пересечении знаний в области истории литературы; исторического краеведения, поэтому подразумевается не только изучение Москвы литературной, но и изучение многочисленных «литературных тропинок», пронизавших ветвисто просторы Подмосковья и др. российских земель; этнографии; фольклора; лингвистики.
Академик Д.С.Лихачев говорил, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена».
Обращаясь к творчеству литераторов и соотнося их произведение с обликом мест, в них изображенных, или с теми улицами и домами, где они написаны, мы представляем себе, что в этих творениях в значительной степени находят отражение как историческое время, так и местность, давшая писателю впечатления для его творчества. Например, знание учащимися конкретных мест Москвы, Петербурга и Ясной поляны поможет более глубокому пониманию творчества Л.Н.Толстого.
Цель программы «Историко-литературное краеведение» -
формирование поэтического, художественного познания жизни и творчества того или иного писателя, погружение в эпоху, знакомство с архитектурой и живописью, развитие творческих способностей учащихся.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы - в конкретных задачах, которые ставятся и успешно решаются в ходе работы:
- просветительская ( приобщение к истории культуры и литературы Московской земли, Подмосковья и др. областей России; раскрытие удивительных человеческих судеб прозаиков и поэтов;
- агитационная (увлечь школьников пафасом литературно- краеведческого поиска);
- эстетическая ( раскрытие богатство мира идей и образов, созданного писателями-москвичами или поэтами, прозаиками, родиной которых явились русские просторы, природа, край «березового ситца», непреходящий характер художественных ценностей);
- лингво-коммуникативная (обогащение устной и письменной речи);
- обучающая (овладение навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификация печатных и рукописных материалов).
Основной формой реализации дополнительной образовательной программы является литературная экскурсия, которая по содержанию и методам проведения разделяется на
- городские;
- загородные;
- экскурсии по литературным заповедникам.
Маршруты историко-литературных экскурсий можно определить как самостоятельно, так и воспользоваться услугами экскурсионных бюро.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, ограничен лишь степенью самостоятельности и состоянием здоровья учащегося.
В целом программа рассчитана на учащихся 7-11 классов (13-17 лет).
Тематическое планирование.
8 класс.
№ п.п | Разделы и темы. | Всего часов | В том лекции | числе практ. занят. | Форма контроля |
1 | Страницы истории и культуры Москвы | 4 | Пешех.экск. «Зарядье», музей «Англ. дворик». | Оформле-ние стенда. | |
2 | Героические страницы истории. | 7 | Отечестве- нная война 1812 г. | Автоб. экск. «Бородинское поле славы» | Виктори - на |
3 | Заповедные места Москвы | 5 | Особенно- сти архитекту- рного ан – самбля. | Пешех. экск. «Царицыно» | Фото – выставка |
4 | Духовные ценности | 6 | Автоб. экск. «Религии народов мира» | Сочине – ние | |
5 | «Золотое Кольцо России» | 8 | Автоб. экск. г. Ярославль | Фолькл. праздник «Маслени ца» | |
6 | Пушкинское Болдино. | 4-х днев- ное путе- шеств. | Автоб. и пе- шеходн. экск. Н.Новгород | Театрали- зованная постановка |
9 класс.
№ п.п | Разделы и темы | Всего часов | В том лекции | числе практ. занят. | Форма контроля |
1 | Героические страницы истории | 5 | Оборона Москвы. | «Москва в солдатской шинели». Автоб. экск. | Викторина по истории |
2 | Заповедные места Москвы | 6 | Театр Х!Х века. | Пешеходная Экскурсия В Кусково | Презента – ция « При- глашаем к путеше- ствию» |
3 | Литературное Подмосковье | 8 | Философ- ская лири- кА Тютчева | Автобусная экск. в Мураново | Поэтиче – ский вечер |
4 | Страницы истории и культуры Москвы | 5 | Династия Романовых | Автобусная экск. «Рома- новы в Москве». | Стенгазета |
5 | Духовные ценности | 6 | Автобусная экск.Новый Иерусалим. | Фоторепо- Ртаж | |
6 | Литературные заповедники | 10 | Путешествие на поезде, автобусн.экск. «Хмелита- родина А.С.Грибоедо- ва | Сочинение | |
7 | Народные промыслы | 3-х дне – вное путе- шеств | Петрозаводск- Кижи. | Литератур ный аль- маннах. |
Список литературы
для учащихся.
- Добринская Н.А. «Рассказы из Пушкинского дома»-М:«Детская литература» 1991.
- «История Москвы». Хрестоматия в 4 т.- М: «Издательство «Международный Дом Сотрудничества», 1997.
- Ключевский «Русская история»- М: «Феникс», 1998.
- Москва лирическая.- М: «Художественная литература», 1996.
- Платонов С.Ф. «Лекции по русской истории в двух частях- М: «Владос», 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному краеведению
Рабочая программа по литературе Забайкальского края...
Выступление на РМО учителей духовного краеведения по теме: "Межпредметные связи на уроке Духовного краеведения Подмосковья"
по теме: «Духовное зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"
Доклад подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...
Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."
Тема работы: Исследовательская работа - проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель информатики.Аннота...
Краеведение - наука о местности, в которой мы живём. Предмет биологического краеведения.
Презентация для урока в 7 классе...
О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.
Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников....