Внеклассное мероприятие "Масленница"
методическая разработка (8 класс) на тему

Ольшевская Елена Николаевна

Разработка открытого внеклассного мероприятия "Масленница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа»

г. Орехово-Зуево

Московская область

Внеклассное мероприятие

«МАСЛЕННИЦА»

Воспитатель: Ольшевская Е.Н.

Март 2013 г.

Масленица

Цель: Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы.

Вспомнить названия 7 дней Масленицы, объяснить их значение.

Закрепить знания народных традиций (игры, хороводы, проводы и сжигание Масленицы).

Показать широту и красоту народных гуляний в Масленицу.

Учить понимать народные потешки, заклички.

Активизировать словарь детей.

Воспитывать любовь к Родине, народным традициям, патриотические чувства;

Воспитывать позитивное и уважительное отношение к обрядам своего народа.

Оборудование:

Мультимедийная установка с презентацией  по теме «Масленица»;

магнитофон; диски с народной музыкой; инвентарь для проведения игр.

Ход занятия:

Презентация: слайд № 1

Звучит музыка П. Чайковского "Масленица".

Ведущий

В стародавние времена Карачун (подземным богом, повелевающим морозами), поссорившись с богами небесными, едва не превратил всю землю в мертвое, заснеженное царство. Кое-как с ним поладили и решили, что часть года на земле будут царить сам Карачун и Зима, его верная подруга, а затем придет Весна и начнет вершиться круговорот времен года. Однако когда пришло время дать дорогу Весне, старуха Зима вдруг заупрямилась. УЖ очень не хотелось ей проваливаться в подземное темное царство.

 — Не уйду, — воскликнула она, злорадно гоняя по землю самые студеные, самые свирепые метели из всех, что у нее оставались. — Не уйду, пока меня не по чествуют достойными проводами. Но только так, что и сама не знаю как. Да еще хочу, чтобы в каждом доме светило по солнышку.

 Боги призадумались. Зима просила невозможного! Жалко им стало людей: если не ублаготворить разошедшуюся Зиму, она, чего доброго, начнет народ морить холодом и голодом.

 Вдруг светлая Лада радостно воскликнула:

 — Я знаю, что надо сделать!

 Она обернулась птичкой-синичкой и спустилась с небес на землю.

 В назначенное время Зима отправилась на собственные проводы. И не поверила своим глазам: в каждой избе, в каждом доме стоят на столах блюда, на которых стопками лежит что-то круглое, вкусно пахнущее.

 То были блины, печь которые научила людей Лада. И каждый блин светился как солнышко! А люди веселились, плясали, пели песни, вволю пировали, разъезжали в нарядных санях, строили снежные городки и разрушали их — словом, чествовали Зиму вовсю! И называли ее щедрой, хлебосольной, масляной, веселой, честной госпожой.

 Старуха так удивилась, что без спора убралась с земли.

 Пришла Весна, но с тех самых пор люди каждый год провожают Зиму, как бы устраивают по ней щедрые поминки. В честь нового весеннего солнышка пекут масляные блины.

 Но зовется Масленица не только Блинной, но и Оладиной, потому что Лада когда-то научила людей печь не только блины, но и оладьи.

 Дети: Приезжай к нам в гости,

 Масленица, на широкий двор:

 на горах покататься,

 в блинах поваляться,

 сердцем потешаться!  

Дети: Звал-позвал честный семик широкую Масленицу к себе в гости на двор.

 Масленица годовая,

 Гостья наша дорогая!

 Она пешей к нам не ходит,

 Всё на конях приезжает.

 У ней кони вороные,

 Слуги молодые.

Презентация: слайд № 2

 Ведущий: В понедельник все встречали Масленицу, звали ее, приглашали в гости, на двор.

 1-й чтец: Душа ль ты моя, Масленица,

 Сахарные твои уста,

 Сладкая твоя речь!

 Приезжай ко мне в гости

 На широкий двор.

 На горах покататься,

 В блинах поваляться.

 2-й чтец: Уж ты моя Масленица,

 Красная краса, русая коса,

 Тридцати братьев сестра,

 Трех матушек дочка,

 Приезжай ко мне во тесовый дом

 Умом повеселиться,

 Речью насладиться.

 3-й чтец: Приезжай, честная Масленица,

 Широкая боярыня.

 На семидесяти семи санях,

 На широкой лодочке

 В город пировать.

Ведущий:  Понедельник называется "встреча", в этот день ребятишки выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежные горки и устраивали битвы снежками. Так они прощались с зимой, готовились встретить весну. Давайте и мы поиграем с вами в снежки.

 Игра "Снежки". Дети, разделившись на две команды, берут в руки "снежки" - круглые мячики из пенопласта или комочки ваты, зашитые в марлю, - и пытаются попасть в специально приготовленный сосуд. Побеждает команда, которая сделала больше метких попаданий. (Звучит композиция "Вдоль по улице").

Презентация: слайд №3

Ведущий:

Вторник назывался "заигрыши". В этот день дети и молодежь усаживали в санях чучело, изображающее Масленицу, надевали на него шубу шерстью вверх, шапку, подпоясывали кушаком, обували в лапти и возили его по деревням. Кроме этого, съезжали с гор на санях, салазках, обледенелых рогожах, катались на лошадях. Когда темнело, молодежь устраивала общие вечеринки. На вечеринках пели, веселились, играли, водили хороводы. Давайте и мы поиграем в одну из таких игр.

Кто быстрее на метле

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

Презентация: слайд №4

 Ведущий: Среда считается "лакомкой". В этот день тещи угощали зятьев блинами. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц, да еще приговаривали:

 Месяц ты, месяц,

 Выгляни в окошко!

 Подуй на опару!

 Ведущий: А как вы думаете, почему блины круглые? Какие бывают блины? С чем их едят?

Конкурс «Напеки блины для гостей»

Детям  раздают листы бумаги и карандаши. Им нужно за определенное время (за минуту) «напечь» (нарисовать) как можно больше блинов. Каждый рисует кружочки произвольного размера. Объявите конец игры, подсчитайте блины на листочках.

«Эстафета с блинами» В игре участвуют 2 команды.

Для игры берем 2 печки, изготовленные из фанеры, 2 сковородки или 2 теннисных ракетки, "блины" из бумаги, блины настоящие, 2 кастрюли или миски и 2 тарелки. Задача участников - быстро "испечь" блины. Для этого им нужно поставить "сковородку" с бумажным "блином" в "печь", затем перевернуть его и положить на тарелку, которая стоит на стуле, расстояние до которого 4-5 метров.

Презентация: слайд №5

Ведущий: Четверг назывался "широкий", или "разгуляй-четверток". Веселье усиливалось. Днем молодежь веселилась на улице, разгуливая с песнями и гармониками или устраивая хороводы. Парни и девушки ходили также на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях, лихо скатывались с них. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лен. Вечером встречались на вечеринках, гуляньях, которые сопровождались песнями, частушками, плясками. Приходили ряженые.

Игра "Петушиный бой". На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.

(Звучит композиция "Матушка Россия").

Презентация: слайд №6

Ведущий: В пятницу и субботу устраивали посиделки, потому эти дни так и называли. В эти дни ходили к родственникам в гости на блины. В городах устраивали балы, маскарады, в театрах давали дневные спектакли. Особенно популярным было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой. Везде светились огни балаганов, выступали артисты, продавали чай, блины, сладости.

Игра « Бег в мешках»Участники делятся на 2 команды.

Поговорки про Масленицу

Без блина не масляна

Блин не клин, брюха не расколет

Блин не сноп – на вилы не наколешь

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны

Блины и поцелуи счета не любят

Боится Масленица горькой редьки да пареной репы.

Душа моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело,

И самый хладнокровный человек любит горячие блины

Ищет где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники

Как на масляной неделе в потолок блины летели

Маслена не на век дается

Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают

Масленица идет, блин да мед несет

Масленица объедуха, деньгам приберуха

Масленица семикова племянница

Масленница семь дней гуляет

Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков

На Масленой повеселись, да блинком угостись

На а горах покататься, в блинах поваляться.

 А сегодня, в воскресенье.

 Наше кончилось веселье.

 Прощай, прощай,

 Наша Масленица!

 Ведущий: Масленицу провожаем — весну встречаем.

 Гостья загостилася, с зимушкой простилася.

 С крыши капели, грачи прилетели,

 Воробьи чирикают, они весну кликают.

 Весна — начало земледельческих работ. Вспомним, как люди обрабатывали землю для посадки семян. Сначала ее вскапывали лопатами — покажите, как (ребята показывают). А как семена разбрасывают? Как из лейки поливают? Как сорную траву вырывают? (Дети показывают.) А теперь поиграем.

 Игра "Здравствуй, дедушка Мазай". Сначала дети должны посчитаться, кто будет Мазаем:

 Дети толпой подходят к Мазаю. Идет диалог:

 — Здравствуй, дедушка Мазай, на солнышко вылезай!

 — Здрасьте, детки, где вы были, что вы делали?

 — Где мы были, не расскажем, а что делали — покажем!

 Посовещавшись, ребята вместе с ведущим пантомимически изображают один из весенних трудовых процессов. Мазай отгадывает. Игра проводится несколько раз.


Игра "Самый ловкий".В игре участвует один человек. На площадке лежит длинный канат, на конце каната - приз. Нужно пройти по канату с завязанными глазами, ни разу не оступившись. Кто дойдет до конца, тот и получает приз. (Звучит композиция "Возле речки, возле моста"),

Ведущий: А знаете ли вы пословицы о труде? Проверим. Я начну говорить пословицу, а вы заканчивайте:

 Скучен день до вечера, коли... (делать нечего)

 Без дела жить — только... (небо коптить)

 Поленишься — и... (хлеба лишишься)

 На полатях лежать, так и... (ломтя не видать)

 Работай до поту, так... (поешь в охоту)

 Чтобы рыбку съесть, надо... (в воду лезть)

 Кто рано встает, тому... (Бог подает)

Презентация: слайд №7

Ведущий:

Воскресенье - прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Презентация: слайд №8

 ( репродукции художников на тему «Масленица», «Народные гулянья» )

По окончании мероприятия все дети идут по группам есть блины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...