Кружок "Экология человека"
проект по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодёжной политики ЧР
Чувашский республиканский институт образования
Проектная работа на тему:
Экология человека
Выполнил учитель биологии
МОУ «Акрамовская ООШ»
Моргаушского района ЧР
Ершова Марина Рудольфовна
Чебоксары 2007
Пояснительная записка
На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем современности. Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нерациональное питание оказывают пагубное влияние на состояние человека.
В связи с этим возрастает роль химии и биологии как учебных предметов в расширении представлений учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, формирование основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях. Актуальность и важнейшая социальная значимость проблемы ухудшения здоровья подрастающего поколения предполагает создание элективного курса "Экология человека".
Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний предметов естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний учащихся о здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих. Программа предназначена для учащихся профильных 10 классов и дополняет курсы химии и биологии в плане рассмотрения вопросов, касающихся проблем сохранения здоровья. Программа рассчитана на 34 часа. Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям медико-биологического профиля. При изучении данного курса используется инновационная педагогическая технология – проектное обучение. Форма проведения – учебно– исследовательский проект.
Цели программы:
Формирование здорового стиля жизни, безопасного поведения в обществе. Воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирования у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки индивидуального способа научно обоснованного поведения, подготовка учащихся к практической деятельности в области медицины и здравоохранения.
Задачи программы:
1. Информировать молодёжь о вреде и последствиях употребления никотина, алкоголя, психоактивных веществ и других форм, ведущих к саморазрушению, о правовых последствиях социально опасного поведения подростков.
2. Определять пути, условия и правовые основы для самореализации молодых людей.
3. Развивать умение использовать теоретические знания в жизни.
4. Дать возможность научиться улучшать собственное физическое и психическое состояние.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- Основные факторы, определяющие условия жизни человека
- Основные антропогенные причины деградации природной окружающей среды, её влияние на здоровье человека
- Основные техногенные причины ухудшения искусственной окружающей среды; влияние среды на здоровье человека и пути её оздоровления
- Свои права при обращении в лечебное учреждение
- Хронические заболевания, причины возникновения, клиническую картину
- Значение питательных веществ, витаминов и минеральных веществ
- Что такое рациональное питание
- О зависимости человеческого организма от ритмичных процессов жизнедеятельности
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать условия жизни, прогнозировать изменения в лучшую или худшую сторону, разрабатывать и осуществлять конкретные меры по их улучшению
- Составить рацион питания
- Использовать полученные знания в своей реальной общественной и практической деятельности
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Вводное занятие.
Тема 1. Факторы, формирующие здоровье человека.
(2 часа) Семинар.
Здоровый образ жизни как комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности человека, продление его творческого долголетия. Влияние биологических и социальных факторов на здоровье человека.
Результатом проведения семинара является выделение следующих основных тем для их дальнейшего изучения .
- Наследственность и здоровье человека.
- Рациональное питание и здоровье человека.
- Среда обитания и здоровье человека.
- Образ жизни и вредные привычки.
- Адаптивные биологические ритмы
Тема 2. Наследственность и здоровье человека. (2 ч)
Наследственная изменчивость генетического материала – мутации, причины мутаций. Виды мутаций – генные, геномные, хромосомные мутации. Наследственные заболевания, вызванные различными мутациями. Синдром Клайнфельтера, болезнь Дауна, серповидноклеточная анемия, гемофилия, фенилкетонурия и др. Профилактика наследственных заболеваний.
Экскурсия № 1.
Экскурсия в музей медицинского университета.
Тема 3. Адаптивные биологические ритмы ( 2 ч )
Биоритмы как основа рациональной организации распорядка жижни человека. Виды биоритмов. Циркадные ритмы основных физиологических параметров организма человека. Периоды относительно высокой работоспособности и относительного расслабления.
Практическая работа № 1.
Особенности цикла физиологической активности в течение суток
Тема4. Рациональное питание и здоровье человека. (7 часов)
Энергетическая ценность питательных веществ. Суточная калорийность питания. Белки, жиры, углеводы и витамины. Натуральные и синтетические продукты. Заболевания пищеварительной системы (гастрит, ожирение, диабет и др.). Различные виды питания (раздельное, вегетарианское). Способы очищения организма.
Практическая работа № 2.
Определение суточного расхода энергии.
Практическая работа № 3.
Определение суточной калорийности питания
Практическая работа №4.
Составление индивидуального суточного меню согласно основным принципам здорового питания.
Экскурсия № 2.
Экскурсия в отдел здравоохранения
Тема 5. Среда обитания и здоровье человека.(6 часов)
Природная среда обитания. Техногенная среда обитания. Социальная среда обитания. Экологическая обстановка на территории России. Антропогенное влияние на окружающую среду. Экологическая обстановка на территории Чувашской Республики.
Экскурсия № 3.
Экскурсия на свалку.
Тема 5. Образ жизни и вредные привычки. (13 часов)
Вредные привычки и их влияние на организм человека. Табакокурение. Курение и его вред для здоровья человека. Состав табачного дыма. Влияние табачного дыма на заболевание органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной систем человека. Влияние никотина на репродуктивную функцию человека. Никотиновая зависимость и её воздействие на нервную систему. Увеличение риска заболевания атеросклерозом, тромбозом, стенокардией, инфарктом миокарда. Отрицательное влияние курения на внешний вид человека: пожелтение зубов и ногтей, увеличение числа морщин. Влияние курения на здоровье женщины: осложнения при беременности. Законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет. Пассивное курение. Пропаганда знаний о вреде курения табака.
История возникновения и употребления алкоголя человеком. Влияние алкоголя на здоровье человека. Нарушение обмена веществ, снижение сопротивляемости к инфекциям, поражение отдельных органов и систем органов при регулярном приёме алкогольных напитков. Взаимодействие алкоголя с лекарственными препаратами. Механизм действия алкоголя на различные системы органов человека. Симптомы алкоголизма. Социальные последствия алкоголизма.
Наркотические вещества и здоровье человека. История употребления ПАВ. ПАВ и ситуация в образовательных учреждениях. Виды наркотических веществ. Раннее выявление лиц, злоупотребляющих ПАВ, как элемент профилактики. Современные методы выявления лиц, злоупотребляющих ПАВ. Медицинские и социальные последствия употребления ПАВ. Профилактика наркозависимости.
Практическая работа № 5.
Содержание токсических веществ в сигаретном дыме.
Итоговое занятие
Заключительный этап. Защита проекта (2 часа)
Выступление групп с сообщениями по изученным телам. В ходе выступления представители каждой группы сообщают о проделанной работе, делают выводы и вносят предложения по решению изученной проблемы, демон-стрируют собранный материал, обсуждают результаты проекта и оценивают деятельность друг друга.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Формы проведения | Образовательный продукт | |
лекции | практика | ||||
1. | Введение. ( 2 ч) | 1 | 1 | Семинар | Определение тем проектов. |
2. | Наследственность и здоровье. ( 2 ч) Наследственная изменчивость – мутации, причины мутаций. Виды мутаций – генные, геномные, хромосомные мутации. | 1 | Экскурсия №1 | Конспект лекции ученика | |
3. | Наследственные заболевания, вызванные различными мутациями. Профилактика наследственных заболеваний. | 1 | Демонстрация фильма | Конспект лекции ученика | |
4 | Адаптивные биологические ритмы ( 2 ч ) Виды биоритмов. Циркадные ритмы основных физиологических параметров организма человека. | 1 | 1 | ПР №1 | Заполнение таблиц, дневника самоконтроля |
5. | Питание и здоровье. ( 7 ч) Энергетическая ценность питательных веществ. | 0,5 | 0.5 | ПР №2 | Заполнение таблицы |
6. | Суточная калорийность питания. | 0.5 | 0.5 | ПР №3 | Составление меню |
7. | Белки, жиры, углеводы и витамины. | 0.5 | 0.5 | ПР №4 | Заполнение таблицы |
8. | Натуральные и синтетические продукты. | 1 | Лекция | Конспект лекции ученика | |
9. | Заболевания пищеварительной системы | 1 | Экскурсия №2 | Конспект лекции ученика | |
10. | Различные виды питания. Неправильное питание и его последствия. | 1 | Лекция | Конспект лекции ученика | |
11. | Способы очищения организма. Гигиена питания. | 1 | Семинар | Реферат | |
12. | Среда обитания и здоровье. ( 6 ч) Природная среда обитания. | 1 | Лекция | Конспект лекции ученика | |
13. | Техногенная среда обитания. | 1 | Лекция | Конспект лекции ученика | |
14. | Социальная среда обитания. | 1 | Лекция | Конспект лекции ученика | |
15. | Экологическая обстановка на территории России. | 1 | Лекция | Заполнение таблицы | |
16. | Антропогенное влияние на окружающую среду. | 1 | Лекция | Конспект лекции ученика | |
17. | Экологическая обстановка на территории Чувашской Республики | 1 | Экскурсия №3 | Заполнение таблицы | |
18. | Вредные привычки и их влияние на организм человека. ( 13 ч) | 1 | Лекция | Заполнение схемы | |
19. | Курение и его вред для здоровья человека. Законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака | 1 | Лекция | Конспект лекции ученика | |
20. | Состав табачного дыма. Влияние табачного дыма на заболевание органов дыхания. | 1 | ПР №5 | Заполнение таблицы | |
21. | Влияние табачного дыма на заболевание органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной систем человека. | 1 | Просмотр фильма | Составление синквейна | |
22. | Отрицательное влияние курения на внешний вид человека. Влияние никотина на репродуктивную функцию человека. | 0.5 | 0.5 | Практика | Презентация |
23. | Влияние алкоголя на здоровье человека. | 1 | Лекция | Составление схемы | |
24. | Риск рождения неполноценных детей при употреблении алкоголя. | 1 | Работа с диском | Конспект лекции ученика | |
25. | Взаимодействие алкоголя с лекарственными препаратами. | 1 | Лекция | Конспект лекции ученика | |
26. | История возникновения и употребления алкоголя человеком. | 1 | Лекция | Конспект лекции ученика | |
27. | Механизм действия алкоголя на различные системы органов человека. | 1 | Практика | Заполнение таблицы | |
28. | Симптомы алкоголизма. Социальные последствия алкоголизма. | 1 | Лекция | Конспект лекции ученика | |
29. | Наркотические вещества и здоровье человека. Профилактика наркозависимости. | 1 | Семинар | Составление схемы | |
30. | Современные методы выявления лиц, злоупотребляющих ПАВ. | 1 | Лекция | Конспект лекции ученика | |
31. | Токсикомания. Синдром психической и физической зависимости. | 1 | Лекция | Конспект лекции ученика | |
32. | Итоговое занятие. (2 ч) | 2 | Защита проектов |
ЛИТЕРАТУРА
- Айдаралиев А.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П и др. Комплексная оценка функциональных резервов организма. – Фрунзе: Илим, 1988. – 195 с.
- Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. – М.: КРУК, 1994. – 256 с.
- Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина,1992. – 336 с.
- Баевский Р. М. Прогнозирование на грани нормы и патологии. – М.: Медицина,1999. – 298 с.
- Баевский Р.М., Гуров С.Г. Измерьте ваше здоровье. – М.: Сов. Россия, 1988. – 94 с.
- Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья.- Липецк, 2000.-34 с.
- Димитриев А.Д., Косолапов А.Б. Окружающая среда и здоровье человека (Онтогенетические аспекты). – Владивосток: ДВО АН СССР, 1990. – 120 с.
- Методы исследования и оценка физического развития детей и подростков. – Новосибирск, 1996. – 37 с.
- Практикум по психофизиологической диагностике // М.: ВЛАДОС, 2000. – 128 с.
- Растущий организм: физиология и окружающая среда / Под ред. Д.А. Димитриева. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2002. – 102 с.
- Савченко Ю.И., Венгер Т.Ф. Здоровый ребенок. Физиологические параметры детского возраста. – Красноярск, 1998.
- Сергеев Н.И. Устали или утомились // Медицинская газета, август, 1992.
- Сивоглазов В.И. Программы элективных курсов. - М.: Дрофа, 2006.-157 с.
- Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Общая гигиена с основами экологии человека. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 416 с.
АДАПТИВНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ
Практическая работа
Цель занятия: освоить методики изучения индивидуальных биологических ритмов у учащихся.
Практические навыки: уметь оценить биологические ритмы.
Забота о сохранении здоровья и увеличения продолжительности жизни, необходимость освоения территории с экстремальными условиями, повышение нервно-эмоционального напряжения в трудовой деятельности ставят ряд задач, понимание которых невозможно без знания биоритмов.
Биологические ритмы (БР) – самоподдерживающийся автономный процесс периодического чередования состояний организма и колебаний интенсивности физиологических процессов и реакций.
Классификация БР:
- а) ритмы высокочастотные, период которых колеблется от нескольких сотых долей секунды до нескольких десятков минут.
б) ритмы среднечастотные. Повторяются с частотой от ½ часа до 28 часов (3 часов). Периоды от 28 часов до 7 суток либо относят к единой группе мезоритмов, либо часть их (до 3 суток) включают в ритмы средней частоты, а от 4 суток – к низкочастотным.
в) ритмы низкочастотные.
- а) циркадианный – с периодом около 24 часов (20-28 час.). Их примерно 100.
б) ультрадианные – более короткие. Например: колебания биоэлектрической активности головного мозга, мышц, других тканей и органов.
в) инфрадианные – более длинные.
- а) солнечные – солнечные сутки (24 часа).
б) сидерические – звездные сутки (23,9 часа).
в) лунные – лунные сутки (24,8 часа).
Биологический смысл естественных суточных колебаний физиологических процессов состоит в обеспечении высокой активности, выносливости и работоспособности человека днем за счет преобразования симпатического отдела вегетативной нервной системы и состояния отдыха и восстановительных процессов ночью за счет активизации парасимпатической отдела.
Среди инфрадианных ритмов выделяют:
- циркасептанные (7±3 сут);
- циркадисептанные (14±3 ут.);
- циркавигинтанные (21±3 сут.);
- циркатригентанные (30±5 сут);
- цирканнуальные (1 год±2 мес.).
Существуют также представления о многодневных ритмах: физическом с периодами в 23 дня, эмоциональном – 28 дней и интеллектуальном – 33 дня.
Циркадные ритмы основных физиологических параметров организма:
- психическая деятельность, работоспособность, температура тела выше в часы дневного бодрствования;
- ЧД, глубина и минутный объем дыхания максимальны в дневные часы;
- максимальная ЧСС у здорового человека в состоянии покоя во второй половине дня;
- АД выше во второй половине дня;
- скорость кровотока в головном мозге и скелетных мышцах достигает максимума в дневные часы, кровоток в сосудах кожи кистей рук и стоп, напротив, повышается в ночные часы;
- тонус парасимпатического отдела ВНС возрастает в период сна; в период бодрствования повышается тонус симпатического отдела;
- основные виды обмена веществ претерпевают наибольшую активность в дневные часы и т.д.
Условно суточный цикл можно разделить на три фразы, характеризующиеся преобладанием определенных эндокринных и метаболических процессов:
1.Фаза восстановления – первая половина сна (идет процесс долговременного запоминания информации, накопленной в активный период).
2.Фаза подготовки к активной деятельности - вторая половина сна и начало периода бодрствования (увеличение доли парадоксальных стадий сна, которые играют важную роль в творческой переработке и упорядочивании накопленной информации).
3.Фаза активности – соответственно весь период бодрствования. Инфрадианные биологические ритмы (сверхсуточные).
В нашей стране начало исследованиям ритмических колебаний в организме человека было положено Н.Я. Пэрма (1925).Распространена была «теория трех биоритмов» (физического, эмоционального, интеллектуального), но была доказана нестабильность инфрадианные ритмов. Наиболее обширные сведения имеются по околонедельным ритмам.
Инфрадианные биологические ритмы – один из механизмов волнообразности адаптационных процессов в организме. Повторение некоторого события в биологической системе через более или менее регулярные промежутки времени можно рассматривать как биологический ритм .Стабильности периода биоритмов нет.
Существует 2 гипотезы относительно причин, порождающих инфрадианные ритмы:
1.Основную роль в формировании этих ритмов играют или социальные факторы;
2.Предлагается наличие эндогенных механизмов.
5-7- дневная ритмичность обнаружена:
-в колебаниях интенсивности энергетического обмена и температуры тела;
-в динамике массы тела;
-в периоде двигательной активности;
-в экскреции с мочой у человека 17-оксикортикортикоидов;
-в колебаниях функциональных состояний нервной системы;
-в содержании количества эритроцитов, лейкоцитов, АД; неспецифической активности иммунитета и т.д.
Ритмические колебания с периодом 10-16 дней выявлены в показателях:
- роста человека, интенсивности энергетического и пластического обмена;
-функционального состояния нервно-мышечного аппарата;
- количества нейтрофилов в крови;
-деятельности кардиореспираторной системы.
21-дневный ритм обнаружен:
-в экскреции с мочой кортикостероидов и адреналина;
-в уровне тестостерона у человека;
- в изменении температуры тела у мужчин .
Примеры сезонных (циркануальных) биологических ритмов:
-интенсивность энергетического обмена больше в зимне-весенний период, а теплоотдача - летом;
-устойчивость к тепловым нагрузкам возрастает летом и снижается зимой;
-максимальный прирост массы тела у детей наблюдается в летние месяцы;
-активность симпатоадреналовой системы максимальна в зимние месяцы;
-активность нервной парасимпатической системы максимальна в весенние месяцы;
-концентрация кортизона в крови минимальна летом;
-функциональная активность ССС выше в весенние месяцы;
-уровень физической работоспособности минимален зимой и максимален в конце лета – начале осени.
Работоспособность человека меняется на протяжении суток, недели, года. Нарушение ритма может повлечь понижение внимания, повышенную утомляемость и, как следствие, ошибки в работе.
Самым активными днями считаются вторник, среда, иногда четверг, самым трудным днем – понедельник.
Особенности цикла физиологической активности в течение суток:
1.«Жаворонки» - 25-30% - рано засыпают и рано пробуждаются, они чувствуют себя бодрыми, полными энергии в первой половине дня;
2. «Совы» - 25-30% - засыпают далеко за полночь, встают с трудом, так как наиболее глубокий период сна у них утром; работоспособность таких людей достигает максимума лишь во второй половине дня, однако это не значит, что «совы»совершенно не могут работать в утренние часы, просто наивысший коэффициент полезного действия приходится у них на второй пик работоспособности, а у «жаворонков» - на первый;
3. «Голуби» - 40-50% (аритмики) – легко приспосабливаются к любому режиму труда и отдыха; в течение суток у них имеется два пика работоспособности : первый – с 9 до 13 и второй – с 16 до 18 часов; в детстве все люди «голуби».
Методика расчета индивидуальных годовых биоритмов.
Выполните следующее:
- Запишите год, число и месяц рождения (пример: 11.12.1978 года);
- Перемножьте год рождения на число и месяц рождения (пример : 1978 * 1112 = 2199536);
3. Цифры полученного числа сложите; их сумма будет говорить о возрасте, в котором, возможно, установится характер (пример: 2199536; 2+1+9+9+5+3+6=35; в 35 лет установится характер).
4. Начертите систему координат: по вертикали отложите числа от 0 до 9; по горизонтали – года (с года установления характера);
5. Для этого сложите возраст установления характера и год рождения( пример: 1978+35=2013);
6.На горизонтальной шкале откладываем это число, затем слева направо отсчитываем года в порядке увеличения (2013, 2014, 2015 и т. д.);
Можно начинать строить график, для этого цифры, полученные в п.2, поочередно откладываем по вертикальной прямой (2199536) и соединяем точки между собой, получаем кривую.
Цифра 9-это годы наибольшей активности, 0- наименьшей.
Методика расчета индивидуальных биоритмов.
Тест 1 «Сова» или «жаворонок»?
Эти восемь вопросов нацелены на определение режима активности, которому Вы отдадите предпочтение в той или иной ситуации.
- Вам пришлось лечь спать на 4 часа позже обычного. Длительность Вашего сна ничто не ограничивает. Сможете ли Вы проснуться позже обычного времени и насколько?
Не смогу, проснусь как обычно – 1 б.
Проснусь позже на час – 2 б.
Проснусь позже на 2 часа – 3 б.
Проснусь позже на 3 часа – 4 б.
Проснусь позже на 4 часа – 5 б.
- В течение недели вы ложились спать и вставали, когда хотели. Сколько времени Вам потребуется, чтобы теперь уснуть в 11 часов вечера?
10 минут и даже меньше – 1 б.
15 минут – 2 б.
0,5 часа – 3 б.
около часа – 4 б.
Больше часа – 5 б.
- Если в течение долгового времени Вы будете ложиться спать в 11 часов вечера, а вставать в 7 утра, какой будет динамика Вашей физической активности и работоспособности?
С вечерне-дневным пиком – 5 б.
С дневным пиком – 4 б.
С утренним и вечерним пиком – 3 б.
С утренне-дневным пиком – 2 б.
С утренним пиком – 1 б.
- Представьте, что Вы оказалась на необитаемом острове. У Вас есть наручные часы. Когда бы Вы хотели, что бы на вашем острове светало?
В 9 часов утра и позже – 5 б.
В 8 часов утра – 4 б.
В 7 часов утра – 3 б.
В 6 часов утра – 2 б.
В 5 часов утра и раньше – 1 б.
5. В течение недели вы ложились спать и вставали по собственному усмотрению. Завтра хотели бы проснуться в 7 часов утра. Разбудить вас некому. В какое время вы проснетесь?
Раньше 6.30 утра – 1 б.
Между 6.30 и 6.50 утра – 2 б.
Между 6.50 и 7 утра – 3 б.
Между 7 и 7.10 утра – 4 б.
После 7.10 утра – 5 б.
6. Если в течение 3 часов Вы должны выполнять сложные задание (оно потребует напряжения всех ваших сил и внимания). Какие часы Вы бы выбрали для этой работы?
С 8 до 10 часов утра – 1 б.
С 9 часов утра до 12 часов дня – 2 б.
С 10 часов утра до 1 часа дня – 3 б.
С 11 утра до 2 часов утра – 4 б.
С 12 до 3 часов дня – 5 б.
- Если Вы бодрствуете в обычное для Вас время, то когда вы ощущаете упадок сил (вялость и сонливость).
Только после сна – 5 б.
После сна и после обеда – 4 б.
В послеобеденное время – 3 б.
После обеда и перед сном – 2 б.
Только перед сном – 1 б.
- Когда Вы вольны спать сколько хотите, в какое время вы обычно просыпаетесь.
В 11 часов утра и позже – 5 б.
В 10 часов утра – 4 б.
В 9 часов утра – 3 б.
В 8 часов утра – 2 б.
В 7 часов утра и раньше – 1 б.
Сосчитайте сумму цифр, соответствующих вашим ответам.
Если вы набрали больше 32 баллов, вы – типичная «сова» (вечерний тип), 28-32 балла – умеренная «сова» (вечерне-дневной тип), 21-27 баллов – «голубь» (промежуточный, дневной тип), 16-20 баллов – умеренный «жаворонок» (утренне-дневной тип), меньше 16 баллов – типичный «жаворонок» (утренний тип).
Тест 2: «Сова» или «жаворонок»?
- Трудно ли вам вставать рано утром?
Да, почти всегда – 3
Иногда – 2
Редко – 1
Крайне редко – 0.
- В какое время вы предпочитаете ложиться спать?
- После часа ночи – 3
- От 11.30 до часа – 2
- От 10 до 11.30 – 1
- До 10 – 0
- Какой завтрак предпочитаете в первый час пробуждения?
Солидный – 3
Обильный, но не очень калорийный – 2
Достаточно одного вареного яйца или бутерброда – 1
Хватит чашки чая или кофе – 0
- Вспомните ваши легкие раздражения или мелкие ссоры на работе и дома. В какое время они чаще всего случаются?
В первой половине дня – 1
Во второй половине дня – 0
- От чего вы могли бы легко отказаться?
- От утреннего чая или кофе – 2
- От вечернего чая – 0
- Легко ли Вы во время отпуска нарушаете привычки, связанные с приемом пищи?
- Очень легко – 0
- Достаточно легко – 1
- Трудно – 2
- Привычки не меняю – 3
- С утра вас ждут важные дела. На сколько раньше вы ляжете вечером спать?
- Более чем на два часа – 3
- На час-два – 2
- Менее чем на час – 1
- Как обычно – 0
- Как точно вы можете оценивать без часов отрезок времени, равный минуте? Попросите кого-нибудь помочь вам этой проверке.
- Отрезок оказался меньше минуты – 0
- Отрезок оказался больше минуты – 2
Результаты.
Если вы набрали от 0 до 7 баллов, вы – «жаворонок». Сумма от 8 до 13 баллов свидетельствует о неопределенности типа. Вы аритмик, который время от времени впадает то в одну, то в другую крайность. От 14 до 20 баллов набрали явно выраженные «совы». Остается добавить, что у каждого типа свои преимущества, так что только от вас зависит, сможете ли вы ими воспользоваться.
- Рассчитать индивидуальные биологические ритмы студентов группы.
- Сделать вывод о преобладании тех или иных типов людей по биоритмам в вашей группе.
- Оцените режим дня студента, дайте замечания, предложения.
1. Подъём - 6.30
2. Утренний туалет-6.30-6.45
3. Завтрак -6.45-7.05
4. Одевание -7.05-7.35
5. Дорога на учебу: транспортом-7.40-8.00, пешком-8.00-8.15
6. Учёба -8.30-14.05
7. Обед -11.50-12.30
8. Дорога домой: пешком-14.15-14.30, транспортом-14.30-14.50
9. Обед дома -15.00-15.30
10. Отдых -15.30-16.00
11. Домашняя подготовка -16.00-18.30
12. Прогулка -18.30-21.30
13. Ужин -21.03-22.00
14. Домашняя подготовка -22.00-24.00
15. Вечерний туалет -00.00-00.20
16.Сон -00.30.
4. Заполнение дневника самоконтроля. Для этого необходимо в течение 1-2 месяцев вести дневник, куда записывать свои физические нагрузки, степень их переносимости, колебания настроения, а также параметры изменений атмосферных явлений и т.д.
№ записи | Дата | Темпера тура атмосфер ного воздуха | Погода | Направ ление ветра | Фаза луны | Настроение | Сон | Самочувствие | Примеч. |
1 | 06.11.06 | +120С | С3 | О | Хорошее | ||||
2 | 20.11.06 | -20 | |||||||
3 | 27.11.06 | -5 | |||||||
4 | 04.12.06 | ||||||||
5 | 11.12.06 | ||||||||
Через месяц можно проанализировать данные, сделать выводы, сравнить с передаваемыми в центральной печати неблагоприятными днями, порекомендовать предупредительные меры, например, соблюдение режима дня, своевременное измерение артериального давления, правильное питание и пр.
- Что такое биологические ритмы?
- Какие виды биологических ритмов вы знаете?
- На какие фазы можно условно разделить суточный цикл?
- Приведите примеры разнообразных биологических ритмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»
Цель урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...
Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...
ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса
ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами, для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....
Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".
Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...
Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)
Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...
Сочинение "Согласны ли вы с утверждением "Человек человеку-волк"? (к литературному направлению "Человек и общество" 2017г.)
Данное сочинение написано в рамках литературного направления "Человек и общество" 2017г....