Кружок "Экология человека"
проект по теме

моя дополнительная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_cheloveka.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования и  молодёжной политики ЧР

    Чувашский  республиканский институт образования

Проектная работа на тему:

Экология человека

                                                Выполнил учитель биологии

                                     МОУ «Акрамовская ООШ»

                                  Моргаушского района ЧР 

                                         Ершова Марина Рудольфовна

Чебоксары  2007

Пояснительная записка

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем современности. Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нерациональное питание оказывают пагубное влияние на состояние человека.

В связи с этим возрастает роль химии и биологии как учебных предметов  в расширении представлений учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, формирование основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях. Актуальность и важнейшая социальная значимость проблемы ухудшения здоровья подрастающего поколения  предполагает создание элективного курса "Экология человека".

Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний предметов естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний учащихся о здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих. Программа предназначена для учащихся профильных 10 классов и дополняет курсы химии и биологии в плане рассмотрения вопросов, касающихся проблем сохранения здоровья. Программа рассчитана на 34 часа. Изучение курса  направлено  на  ориентацию  учащихся  по профессиям  медико-биологического профиля. При  изучении  данного курса  используется  инновационная педагогическая технология – проектное обучение. Форма проведения –  учебно–  исследовательский проект.

Цели программы:

Формирование здорового стиля жизни, безопасного поведения в обществе. Воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирования у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки индивидуального способа научно обоснованного поведения, подготовка  учащихся к практической деятельности в области  медицины и здравоохранения.

Задачи программы:

1. Информировать молодёжь о вреде и последствиях употребления никотина, алкоголя, психоактивных веществ и других форм, ведущих к саморазрушению, о правовых последствиях социально опасного поведения подростков.

2. Определять пути, условия и правовые основы для самореализации молодых людей.

3. Развивать умение использовать  теоретические знания  в жизни.

4. Дать возможность  научиться улучшать собственное физическое и психическое  состояние.

Основные  требования к знаниям и умениям

       Учащиеся   должны  знать:

  • Основные факторы, определяющие условия  жизни человека
  • Основные антропогенные причины деградации природной окружающей среды, её влияние на  здоровье человека
  • Основные техногенные причины ухудшения  искусственной окружающей среды; влияние среды на здоровье человека  и пути её оздоровления
  • Свои права при обращении в лечебное учреждение
  • Хронические заболевания, причины возникновения, клиническую картину
  • Значение питательных веществ, витаминов и минеральных веществ
  • Что такое рациональное питание
  • О зависимости  человеческого организма от ритмичных процессов жизнедеятельности

           Учащиеся   должны уметь:

  • Оценивать условия жизни, прогнозировать изменения в лучшую или худшую сторону, разрабатывать и осуществлять конкретные меры по их улучшению
  • Составить рацион питания
  • Использовать полученные знания в своей реальной общественной и практической деятельности

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Вводное занятие.

Тема 1. Факторы, формирующие здоровье человека.

(2 часа) Семинар.

Здоровый образ жизни  как комплекс  оздоровительных мероприятий, обеспечивающих  гармоничное развитие  и укрепление  здоровья, повышение работоспособности  человека, продление   его творческого долголетия. Влияние  биологических и  социальных факторов  на здоровье человека.

Результатом проведения семинара является выделение следующих  основных тем для их дальнейшего изучения .

  1. Наследственность и  здоровье человека.
  2. Рациональное питание и здоровье человека.
  3. Среда обитания и здоровье человека.
  4. Образ жизни и вредные привычки.
  5.  Адаптивные  биологические  ритмы

Тема 2. Наследственность и здоровье человека.  (2 ч)

Наследственная изменчивость генетического материала – мутации, причины мутаций. Виды мутаций – генные, геномные, хромосомные мутации. Наследственные заболевания, вызванные различными мутациями. Синдром Клайнфельтера, болезнь Дауна, серповидноклеточная анемия, гемофилия, фенилкетонурия и др. Профилактика наследственных заболеваний.

Экскурсия № 1.

Экскурсия  в музей  медицинского университета.

 Тема 3. Адаптивные биологические ритмы ( 2 ч ) 

Биоритмы как  основа рациональной  организации   распорядка жижни человека. Виды биоритмов. Циркадные ритмы основных физиологических параметров организма человека. Периоды относительно высокой работоспособности и относительного  расслабления.

  Практическая работа № 1.

          Особенности цикла физиологической активности  в течение суток

Тема4. Рациональное питание и здоровье человека. (7 часов)

Энергетическая ценность питательных веществ. Суточная калорийность питания. Белки, жиры, углеводы и витамины. Натуральные и синтетические продукты. Заболевания пищеварительной системы (гастрит, ожирение, диабет и др.). Различные виды питания (раздельное, вегетарианское). Способы очищения организма.

Практическая работа № 2.

Определение  суточного  расхода энергии.

Практическая работа № 3.

Определение  суточной калорийности питания

Практическая работа №4.

Составление индивидуального  суточного меню согласно  основным  принципам  здорового питания.

Экскурсия № 2.

Экскурсия в отдел здравоохранения

Тема 5. Среда обитания и здоровье человека.(6 часов)

Природная среда обитания. Техногенная среда обитания. Социальная среда обитания. Экологическая обстановка на территории России. Антропогенное влияние на окружающую среду. Экологическая обстановка на территории Чувашской Республики.

Экскурсия № 3.

Экскурсия  на свалку.

Тема 5. Образ жизни и вредные привычки.  (13 часов)

Вредные привычки и их  влияние  на организм человека. Табакокурение. Курение и его вред для здоровья человека. Состав табачного дыма. Влияние табачного дыма на заболевание органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной систем человека. Влияние никотина на репродуктивную функцию человека. Никотиновая зависимость и  её  воздействие  на нервную систему. Увеличение  риска заболевания атеросклерозом, тромбозом, стенокардией, инфарктом миокарда. Отрицательное влияние курения на внешний вид  человека: пожелтение зубов и ногтей, увеличение  числа морщин. Влияние  курения на здоровье женщины: осложнения  при беременности. Законодательство  Российской Федерации об ограничении курения табака. Запрещение  розничной продажи  табачных изделий лицам, не достигшим  возраста 18 лет. Пассивное курение. Пропаганда  знаний о вреде курения табака.

 История возникновения и употребления алкоголя человеком.  Влияние алкоголя на здоровье человека. Нарушение обмена  веществ, снижение  сопротивляемости  к инфекциям, поражение отдельных органов и систем  органов при регулярном  приёме алкогольных напитков. Взаимодействие  алкоголя с лекарственными  препаратами. Механизм действия алкоголя на различные системы органов человека. Симптомы алкоголизма. Социальные последствия алкоголизма.

 Наркотические вещества и здоровье человека. История употребления ПАВ. ПАВ и ситуация в образовательных учреждениях. Виды наркотических веществ. Раннее выявление лиц, злоупотребляющих ПАВ, как элемент профилактики. Современные методы выявления лиц, злоупотребляющих ПАВ. Медицинские и социальные последствия употребления ПАВ.  Профилактика наркозависимости.

Практическая работа № 5.

Содержание токсических веществ  в сигаретном дыме.

Итоговое занятие

Заключительный этап. Защита проекта (2 часа)

    Выступление групп с сообщениями по изученным телам. В ходе выступления представители каждой группы сообщают о проделанной работе, делают выводы и вносят предложения по решению изученной проблемы, демон-стрируют собранный материал, обсуждают результаты проекта и оценивают деятельность друг друга.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Формы проведения

Образовательный продукт

лекции

практика

1.

Введение. ( 2 ч)

1

1

Семинар

Определение тем проектов.

2.

Наследственность и здоровье. ( 2 ч)

Наследственная изменчивость – мутации, причины мутаций. Виды мутаций – генные, геномные, хромосомные мутации.

1

Экскурсия №1

Конспект лекции

ученика

3.

Наследственные заболевания, вызванные различными мутациями. Профилактика наследственных заболеваний.

1

Демонстрация фильма

Конспект лекции  ученика

4

Адаптивные биологические ритмы ( 2 ч )  Виды биоритмов. Циркадные ритмы основных физиологических параметров организма человека.

1

1

ПР №1

Заполнение таблиц, дневника  самоконтроля

5.

Питание и здоровье. ( 7 ч)

Энергетическая ценность питательных веществ.

0,5

0.5

ПР №2

Заполнение таблицы

6.

Суточная калорийность питания.

0.5

0.5

ПР №3

Составление  меню

7.

Белки, жиры, углеводы и витамины.

0.5

0.5

ПР №4

Заполнение таблицы

8.

 Натуральные и синтетические продукты.

1

Лекция

Конспект лекции

ученика

9.

Заболевания пищеварительной системы

1

Экскурсия №2

Конспект лекции

ученика

10.

 Различные виды питания.  Неправильное питание  и его  последствия.

1

Лекция

Конспект лекции

ученика

11.

Способы очищения организма. Гигиена питания.

1

Семинар

Реферат

12.

Среда обитания и здоровье. ( 6 ч)

Природная среда обитания.

1

Лекция

Конспект лекции

ученика

13.

 Техногенная среда обитания.

1

Лекция

Конспект лекции

ученика

14.

 Социальная среда обитания.

1

Лекция

Конспект лекции

ученика

15.

 Экологическая обстановка на территории России.

1

Лекция

Заполнение таблицы

16.

Антропогенное влияние на окружающую среду.

1

Лекция

Конспект лекции

ученика

17.

Экологическая обстановка на территории Чувашской Республики

1

Экскурсия №3

Заполнение таблицы

18.

Вредные привычки и их влияние  на организм  человека. ( 13 ч)

1

Лекция

Заполнение схемы

19.

Курение и его вред для здоровья человека. Законодательство   Российской Федерации об  ограничении  курения табака

1

Лекция

Конспект лекции

ученика

20.

Состав табачного дыма. Влияние табачного дыма на заболевание органов дыхания.

1

ПР №5

Заполнение таблицы

21.

Влияние табачного дыма на заболевание органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной систем человека.

1

Просмотр фильма

Составление синквейна

22.

Отрицательное влияние  курения на внешний  вид человека. Влияние никотина на репродуктивную функцию человека.

0.5

0.5

Практика

Презентация

23.

Влияние алкоголя на здоровье человека.

1

Лекция

Составление схемы

24.

Риск рождения  неполноценных  детей при употреблении алкоголя.

1

Работа с диском

Конспект лекции

ученика

25.

 Взаимодействие  алкоголя  с лекарственными препаратами.

1

Лекция

Конспект лекции

ученика

26.

История возникновения и употребления алкоголя человеком.

1

Лекция

Конспект лекции

ученика

27.

 Механизм действия алкоголя на различные системы органов человека.

1

Практика

Заполнение  таблицы

28.

Симптомы алкоголизма. Социальные последствия алкоголизма.

1

Лекция

Конспект лекции

ученика

29.

Наркотические вещества и здоровье человека. Профилактика наркозависимости.

1

Семинар

Составление схемы

30.

Современные методы выявления лиц, злоупотребляющих ПАВ.

1

Лекция

Конспект лекции

ученика

31.

Токсикомания. Синдром  психической  и физической   зависимости.

1

Лекция

Конспект лекции

ученика

32.

Итоговое занятие. (2 ч)

2

Защита проектов


ЛИТЕРАТУРА

  1.  Айдаралиев А.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П и др. Комплексная оценка функциональных резервов организма. – Фрунзе: Илим, 1988. – 195 с.
  2. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. – М.: КРУК, 1994. – 256 с.
  3. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина,1992. – 336 с.
  4. Баевский Р. М. Прогнозирование на грани нормы и патологии. –  М.: Медицина,1999. – 298 с.
  5. Баевский Р.М., Гуров С.Г. Измерьте ваше здоровье. – М.: Сов. Россия, 1988. – 94 с.
  6. Волынская Е.В.  Гигиенические основы здоровья.- Липецк, 2000.-34 с.
  7. Димитриев А.Д., Косолапов А.Б. Окружающая среда и здоровье человека (Онтогенетические аспекты). – Владивосток: ДВО АН СССР, 1990. – 120 с.
  8. Методы исследования и оценка физического развития детей и подростков. – Новосибирск, 1996. – 37 с.
  9. Практикум по психофизиологической диагностике // М.: ВЛАДОС, 2000. – 128 с.
  10. Растущий организм: физиология и окружающая среда / Под ред. Д.А. Димитриева. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2002. – 102 с.
  11. Савченко Ю.И., Венгер Т.Ф. Здоровый ребенок. Физиологические параметры детского возраста. – Красноярск, 1998.
  12. Сергеев Н.И. Устали или утомились // Медицинская газета, август, 1992.
  13. Сивоглазов В.И.  Программы элективных курсов. - М.:  Дрофа, 2006.-157 с.
  14. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Общая гигиена с основами экологии человека. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 416 с.

 АДАПТИВНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ

Практическая работа

Цель занятия: освоить методики изучения индивидуальных биологических ритмов у учащихся.

Практические навыки: уметь оценить биологические ритмы.

Забота о сохранении здоровья и увеличения продолжительности жизни, необходимость освоения территории с экстремальными условиями, повышение нервно-эмоционального напряжения в трудовой деятельности ставят ряд задач, понимание которых невозможно без знания биоритмов.

Биологические ритмы (БР) – самоподдерживающийся автономный процесс периодического чередования состояний организма и колебаний интенсивности физиологических процессов и реакций.

Классификация БР:

  1. а) ритмы высокочастотные, период которых колеблется от нескольких сотых долей секунды до нескольких десятков минут.

б) ритмы среднечастотные. Повторяются с частотой от ½ часа до 28 часов (3 часов). Периоды от 28 часов до 7 суток либо относят к единой группе мезоритмов, либо часть их (до 3 суток) включают в ритмы средней частоты, а от 4 суток – к низкочастотным.

в) ритмы низкочастотные.

  1. а) циркадианный – с периодом около 24 часов (20-28 час.). Их примерно 100.

б) ультрадианные – более короткие. Например: колебания биоэлектрической активности головного мозга, мышц, других тканей и органов.

в) инфрадианные – более длинные.

  1. а) солнечные – солнечные сутки (24 часа).

б) сидерические – звездные сутки (23,9 часа).

в) лунные – лунные сутки (24,8 часа).

Биологический смысл  естественных суточных колебаний физиологических процессов состоит в обеспечении высокой активности, выносливости и работоспособности человека днем за счет преобразования симпатического отдела вегетативной нервной системы и состояния отдыха и восстановительных процессов ночью за счет активизации парасимпатической отдела.

Среди инфрадианных ритмов выделяют:

  • циркасептанные (7±3 сут);
  • циркадисептанные (14±3 ут.);
  • циркавигинтанные (21±3 сут.);
  • циркатригентанные (30±5 сут);
  • цирканнуальные (1 год±2 мес.).

Существуют также представления о многодневных ритмах: физическом с периодами в 23 дня, эмоциональном – 28 дней и интеллектуальном – 33 дня.

Циркадные ритмы основных физиологических параметров организма:

  • психическая деятельность, работоспособность, температура тела выше в часы дневного бодрствования;
  • ЧД, глубина и минутный объем дыхания максимальны в дневные часы;
  • максимальная ЧСС у здорового человека в состоянии покоя во второй половине дня;
  • АД выше во второй половине дня;
  • скорость кровотока в головном мозге и скелетных мышцах достигает максимума в дневные часы, кровоток в сосудах кожи кистей рук и стоп, напротив, повышается в ночные часы;
  • тонус парасимпатического отдела ВНС возрастает в период сна; в период бодрствования повышается тонус симпатического отдела;
  • основные виды обмена веществ претерпевают наибольшую активность в дневные часы и т.д.

Условно суточный цикл можно разделить на три фразы, характеризующиеся преобладанием определенных эндокринных и метаболических процессов:

1.Фаза восстановления – первая половина сна (идет процесс долговременного запоминания информации, накопленной в активный период).

2.Фаза подготовки к активной деятельности - вторая половина сна и начало периода бодрствования (увеличение доли парадоксальных стадий сна, которые играют важную роль в творческой переработке и упорядочивании накопленной информации).

3.Фаза активности – соответственно весь период бодрствования. Инфрадианные биологические ритмы (сверхсуточные).

В нашей стране начало исследованиям ритмических колебаний в организме человека было положено Н.Я. Пэрма (1925).Распространена была «теория трех биоритмов» (физического, эмоционального, интеллектуального), но была доказана нестабильность инфрадианные ритмов. Наиболее обширные сведения имеются по околонедельным ритмам.

Инфрадианные биологические ритмы – один из механизмов волнообразности адаптационных процессов в организме. Повторение некоторого события  в биологической  системе через более или менее регулярные промежутки времени можно  рассматривать как биологический ритм .Стабильности  периода биоритмов нет.

Существует 2 гипотезы относительно причин, порождающих инфрадианные ритмы:

1.Основную роль в формировании этих ритмов играют или социальные факторы;

2.Предлагается наличие эндогенных механизмов.

 5-7- дневная ритмичность обнаружена:

-в колебаниях интенсивности энергетического обмена и температуры тела;

-в динамике массы тела;

-в периоде двигательной активности;

-в экскреции с мочой у человека 17-оксикортикортикоидов;

-в колебаниях функциональных состояний нервной системы;

-в содержании количества эритроцитов, лейкоцитов, АД; неспецифической активности иммунитета и т.д.

Ритмические колебания с периодом 10-16 дней выявлены в показателях:

- роста человека, интенсивности энергетического и пластического обмена;

-функционального состояния нервно-мышечного аппарата;

- количества нейтрофилов в крови;

-деятельности кардиореспираторной системы.

21-дневный ритм обнаружен:

-в экскреции с мочой кортикостероидов и адреналина;

-в уровне тестостерона у человека;

- в изменении температуры тела у мужчин        .

Примеры сезонных (циркануальных) биологических ритмов:

-интенсивность энергетического обмена больше в зимне-весенний период, а теплоотдача - летом;

-устойчивость к тепловым нагрузкам возрастает летом и снижается зимой;

-максимальный прирост массы тела у детей наблюдается в летние месяцы;

-активность симпатоадреналовой системы максимальна в зимние месяцы;

-активность нервной парасимпатической системы максимальна в весенние месяцы;

-концентрация  кортизона в крови минимальна летом;

-функциональная активность ССС выше в весенние  месяцы;

-уровень физической работоспособности минимален зимой и максимален в конце лета – начале осени.

Работоспособность человека меняется на протяжении суток, недели, года. Нарушение ритма может повлечь понижение внимания, повышенную утомляемость и, как следствие, ошибки в работе.

Самым активными днями считаются вторник, среда, иногда четверг, самым трудным днем – понедельник.

Особенности цикла физиологической активности  в течение суток:

1.«Жаворонки» - 25-30% - рано засыпают и рано пробуждаются, они чувствуют себя бодрыми, полными энергии в первой половине дня;

2. «Совы» - 25-30% - засыпают далеко за полночь, встают с трудом, так как наиболее глубокий период сна у них утром; работоспособность таких людей достигает максимума лишь во второй половине дня, однако это не значит, что «совы»совершенно не могут работать в утренние часы, просто наивысший коэффициент  полезного действия приходится у них на второй пик работоспособности, а у «жаворонков» - на  первый;

3. «Голуби» - 40-50% (аритмики) – легко приспосабливаются к любому режиму труда и отдыха; в течение суток у них имеется два пика работоспособности : первый – с 9 до 13 и второй – с 16 до 18 часов; в детстве все люди «голуби».

Методика расчета индивидуальных годовых биоритмов.

Выполните следующее:

  1. Запишите год, число и месяц рождения (пример: 11.12.1978 года);
  2. Перемножьте год рождения на число и месяц рождения (пример : 1978 * 1112 =  2199536);

3. Цифры полученного числа сложите; их сумма будет говорить о возрасте, в котором, возможно, установится характер (пример: 2199536; 2+1+9+9+5+3+6=35; в 35 лет установится характер).

4. Начертите систему координат: по вертикали отложите числа от 0 до 9; по горизонтали – года (с года установления характера);

5. Для этого сложите возраст установления характера и год рождения( пример: 1978+35=2013);

6.На горизонтальной шкале откладываем это число, затем слева направо отсчитываем года в порядке увеличения (2013, 2014, 2015 и т. д.);

Можно начинать строить график, для этого цифры, полученные в п.2, поочередно откладываем по вертикальной прямой (2199536) и соединяем точки между собой, получаем кривую.

Цифра 9-это годы наибольшей активности, 0- наименьшей.

Методика расчета индивидуальных биоритмов.

 Тест 1 «Сова» или «жаворонок»?

Эти восемь вопросов нацелены на определение режима активности, которому Вы отдадите предпочтение в той или иной ситуации.

  1. Вам пришлось лечь спать на 4 часа позже обычного. Длительность Вашего сна ничто не ограничивает. Сможете ли Вы проснуться позже обычного времени и насколько?

Не смогу, проснусь как обычно – 1 б.

Проснусь позже на час – 2 б.

Проснусь позже на 2 часа – 3 б.

Проснусь позже на 3 часа – 4 б.

Проснусь позже на 4 часа – 5 б.

  1. В течение недели вы ложились спать и вставали, когда хотели. Сколько времени Вам потребуется, чтобы теперь уснуть в 11 часов вечера?

10 минут и даже меньше – 1 б.

15 минут – 2 б.

0,5 часа – 3 б.

около часа – 4 б.

Больше часа – 5 б.

  1. Если в течение долгового времени Вы будете ложиться спать в 11 часов вечера, а вставать в 7 утра, какой будет динамика Вашей физической активности и работоспособности?

С вечерне-дневным пиком – 5 б.

С дневным пиком – 4 б.

С утренним и вечерним пиком – 3 б.

С утренне-дневным пиком – 2 б.

С утренним пиком – 1 б.

  1. Представьте, что Вы оказалась на необитаемом острове. У Вас есть наручные часы. Когда бы Вы хотели, что бы на вашем острове светало?

В 9 часов утра и позже – 5 б.

В 8 часов утра – 4 б.

В 7 часов утра – 3 б.

В 6 часов утра – 2 б.

В 5 часов утра и раньше – 1 б.

5. В течение недели вы ложились спать и вставали по собственному усмотрению. Завтра хотели бы проснуться в 7 часов утра. Разбудить вас некому. В какое время вы проснетесь?

Раньше 6.30 утра – 1 б.

Между 6.30 и 6.50 утра – 2 б.

Между 6.50 и 7 утра  – 3 б.

Между 7 и 7.10 утра – 4 б.

После 7.10 утра – 5 б.

6. Если в течение 3 часов Вы должны выполнять сложные задание (оно потребует напряжения всех ваших сил и внимания). Какие часы Вы бы выбрали для этой работы?

С 8 до 10 часов утра – 1 б.

С 9 часов утра до 12 часов дня – 2 б.

С 10 часов утра до 1 часа дня – 3 б.

С 11 утра до 2 часов утра  – 4 б.

С 12 до 3 часов дня – 5 б.

  1. Если Вы бодрствуете в обычное для Вас время, то когда вы ощущаете упадок сил (вялость и сонливость).

Только после сна – 5 б.

После сна и после обеда – 4 б.

В послеобеденное время – 3 б.

После обеда и перед сном – 2 б.

Только перед сном – 1 б.

  1. Когда Вы вольны спать сколько хотите, в какое время вы обычно просыпаетесь.

В 11 часов утра и позже – 5 б.

В 10 часов утра – 4 б.

В 9 часов утра – 3 б.

В 8 часов утра – 2 б.

В 7 часов утра и раньше – 1 б.

Сосчитайте сумму цифр, соответствующих вашим ответам.

Если вы набрали больше 32 баллов, вы – типичная «сова» (вечерний тип), 28-32 балла – умеренная «сова» (вечерне-дневной тип), 21-27 баллов – «голубь» (промежуточный, дневной тип), 16-20 баллов – умеренный «жаворонок» (утренне-дневной тип), меньше 16 баллов – типичный «жаворонок» (утренний тип).

Тест 2: «Сова» или «жаворонок»?

  1. Трудно ли вам вставать рано утром?

Да, почти всегда – 3

Иногда – 2

Редко – 1

Крайне редко – 0.

  1. В какое время вы предпочитаете ложиться спать?
  1. После часа ночи – 3
  2. От 11.30 до часа – 2
  3. От 10 до 11.30 – 1
  4. До 10 – 0

  1. Какой завтрак предпочитаете в первый час пробуждения?

                Солидный – 3

Обильный, но не очень калорийный – 2

Достаточно одного вареного яйца или бутерброда – 1

Хватит чашки чая или кофе – 0

  1. Вспомните ваши легкие раздражения или мелкие ссоры на работе и дома. В какое время они чаще всего случаются?

В первой половине дня – 1

Во второй половине дня – 0

  1. От чего вы могли бы легко отказаться?
  1. От утреннего чая или кофе – 2
  2. От вечернего чая – 0

  1. Легко ли Вы во время отпуска нарушаете привычки, связанные с приемом пищи?
  1. Очень легко – 0
  2. Достаточно легко – 1
  3. Трудно – 2
  4. Привычки не меняю – 3

  1. С утра вас ждут важные дела. На сколько раньше вы ляжете вечером спать?
  1. Более чем на два часа – 3
  2. На час-два – 2
  3. Менее чем на час – 1
  4. Как обычно – 0

  1. Как точно вы можете оценивать без часов отрезок времени, равный минуте? Попросите кого-нибудь помочь вам этой проверке.
  1. Отрезок оказался меньше минуты – 0
  2. Отрезок оказался больше минуты – 2

Результаты.

Если вы набрали от 0 до 7 баллов, вы – «жаворонок». Сумма от 8 до 13 баллов свидетельствует о неопределенности типа. Вы аритмик, который время от времени впадает то в одну, то в другую крайность. От 14 до 20 баллов набрали явно выраженные «совы». Остается добавить, что у каждого типа свои преимущества, так что только от вас зависит, сможете ли вы ими воспользоваться.

  1. Рассчитать индивидуальные биологические ритмы студентов группы.
  2. Сделать вывод о преобладании тех или иных типов людей по биоритмам в вашей группе.
  3. Оцените режим дня студента, дайте замечания, предложения.

1. Подъём  - 6.30

2. Утренний туалет-6.30-6.45

3. Завтрак -6.45-7.05

4. Одевание -7.05-7.35

5. Дорога на учебу: транспортом-7.40-8.00, пешком-8.00-8.15

6. Учёба -8.30-14.05

7. Обед -11.50-12.30

8. Дорога домой: пешком-14.15-14.30, транспортом-14.30-14.50

9. Обед дома -15.00-15.30

10. Отдых -15.30-16.00

11. Домашняя подготовка -16.00-18.30

12. Прогулка -18.30-21.30

13. Ужин -21.03-22.00

14. Домашняя подготовка -22.00-24.00

15. Вечерний туалет -00.00-00.20

16.Сон -00.30.

4. Заполнение дневника самоконтроля. Для этого необходимо в течение 1-2 месяцев вести дневник, куда записывать свои физические нагрузки, степень их переносимости, колебания настроения, а также параметры изменений атмосферных явлений и т.д.

№ записи

Дата

Темпера тура атмосфер ного воздуха

Погода

Направ ление

ветра

Фаза луны

Настроение

Сон

Самочувствие

Примеч.

1

06.11.06

+120С

С3

О

Хорошее

2

20.11.06

-20

3

27.11.06

-5

4

04.12.06

5

11.12.06

Через месяц можно проанализировать данные, сделать выводы, сравнить с передаваемыми в центральной печати неблагоприятными днями, порекомендовать предупредительные меры, например, соблюдение режима дня, своевременное измерение артериального давления, правильное питание и пр.

  1. Что такое биологические ритмы?
  2. Какие виды биологических ритмов вы знаете?
  3. На какие фазы можно условно разделить суточный цикл?
  4. Приведите примеры разнообразных биологических ритмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель  урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...

Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса

ТЕСТ  по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами,   для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....

Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".

Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...

Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)

Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...

Сочинение "Согласны ли вы с утверждением "Человек человеку-волк"? (к литературному направлению "Человек и общество" 2017г.)

Данное сочинение написано в рамках литературного направления "Человек и общество" 2017г....