УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
статья по теме
Материал статьи раскрывает пути формирования и развития художественного творчества детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Может быть полезен родителям, педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stati_na_saytword.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
Ананенко В.Л.
МБОУ Усуглинская основная общеобразовательная школа,
учитель технологии.
МБОУ ДОД ДДТ п.В.-Дарасунский,Тунгокоченского района
педагог дополнительного образования
.
Мы часто любуемся видом лесных полян, спокойным течением реки и всем тем, что называется красотой природы. При этом один человек испытывает особые, очищающие его чувства, восторг, радость общения с природой, а другой человек не видит в этом ничего красивого.
Подобную эстетическую невосприимчивость иногда склонны объяснять неспособностью увидеть красивое (подразумевая под этим некий врождённый недостаток в эмоциях, в восприятии). Но как объяснить это несовпадение эстетических оценок у разных людей? Недостаток «природных способностей» здесь ничего не объяснит. Одни люди видят, чувствуют красивое в природе, но не то, что видят и чувствуют другие.
В подобной ситуации часто оказывается взрослый, пытающийся показать ребёнку что-либо красивое в природе. Он говорит:
-Смотри, сынок, какой красивый цветочек.
-Да,- Отвечает сын, глядя не на цветочек, а на землю, где бегают муравьи. Давай - посмотрим.
У мамы оказался один эстетический объект, а у сына - другой.
Как же помочь ребёнку увидеть в природе кудрявую берёзу, искрящуюся реку, облака похожие на лошадок и многое другое, что вызывает эстетические чувства у нас самих?
Воспитание эстетических чувств и художественных способностей детей нередко тормозятся убеждением взрослых в их природной предопределённости, в том, что или способности есть, или их нет; отсюда: «Воспитывай, не воспитывай – природа своё возьмёт». Как надежда на природную одарённость, так и ссылки на отсутствие у ребёнка художественных способностей приводят к пассивности в воспитании – этим наносится большой урон развитию личности.
Но если даже исходить из врождённой природы таланта, то, как минимум, необходимо создать условия, чтобы он проявился. А это значит- заниматься с ребёнком тем или иным видом искусства.
Большинство родителей, заметивших у своих детей склонность, интерес к музыке, живописи, танцу, так и поступают.
Сложнее с теми, кто считает, сына или дочь «не способными к искусству». Они решают не тратить зря времени на художественную самодеятельность ребёнка, чем наносят ему большой вред. Опыт многих педагогов убедительно показывает, что если правильно организовать занятия искусством, то у любого ребёнка художественные способности можно развивать до высокого уровня, что детей абсолютно неспособных к искусству, нет. И «неспособность» человека почти всегда объясняется тем, что в детские годы он не получил надлежащего целенаправленного эстетического воспитания.
Ещё боле скептически многие родители относятся к возможности того, чтобы их «рядовой», «ничем не замечательный» ребёнок был в состоянии решать творческие задачи. Это напрасный скептицизм. Разумеется, дети (дошкольники и младшие школьники) вряд ли могут создавать нечто новое, чего до них в искусстве не создали. То новое, что создают дети, - лишь новое для их собственного художественного развития. И всё-таки в творческой деятельности ребёнка (в отличие от деятельности воспроизводящей, которая воссоздаёт что-то уже существующее в его опыте, в его переживаниях) создаётся что-то такое, чего этот ребёнок ранее не знал, не видел и не чувствовал.
Известный психолог Л.С.Выготский писал: «Мы знаем, что опыт ребёнка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека. Мы знаем далее, что интересы его проще, элементарнее, беднее; наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости, многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а ведь это всеважнейшие факторы, которые определяют работу воображения. Воображение у ребёнка, как ясно уже из этого, не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребёнка развивается и воображение, достигая своей зрелости у взрослого человека». Развитие творческого воображения, творческих способностей важно для каждого человека. Начинать нужно в детском возрасте, так как детский возраст является наиболее сенситивным моментом такого развития.
Распространённое мнение об исключительности творческих способностей (творчество якобы удел избранных людей, одарённых особым талантом) глубоко не верно. В большей или меньшей степени каждый ребёнок способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счёте, развивается у ребёнка опять – таки взрослыми, педагогами и родителями. Вместе с тем надо признать, что это очень тонкая и деликатная область воспитания; растить творческие способного ребёнка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальных черт, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.
Если мы серьёзно хотим способствовать развитию творческих способностей ребёнка, мы не можем довольствоваться тем, что просто поощряем его, так, сказать, естественное «творческое поведение» - оно должно быть преобразовано в собственно художественное творчество, отвечающее уже закономерностям самого искусства, особенностям тех художественных форм, которые выработаны в искусстве. Ребёнок должен учиться действовать с живописным цветом, музыкальным звуком, художественным словом.
В нашей школе работают различные кружки. Дети имеют возможность выбрать то, что им действительно интересно. Пением, танцами в хореографическом кружке. Учиться сочинять стихи в кружке «Мои любимые поэты» и тд. Опытные педагоги организуют работу с учётом психофизиологических возможностей ребёнка, их способностей и интересов.
Знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетаются в его художественную деятельность – без этого она не может стать творческой. Конечно, взрослые, задавшись целью «построить» художественную деятельность детей, дать им общие средства и способы такой деятельности, в той или иной степени направляют выбор детьми того или иного конкретного рисунка, стихотворения, сценки, но насколько осторожными следует быть, «задавая» тему или сюжет! Каждый ребёнок должен получить возможность воплотить в своей творческой работе близкое и интересное ему содержание.
Занимаясь с детьми художественным творчеством, чаще всего даю возможность самостоятельно выбрать тему, заметила, что с большей охотой дети выполняют то, что им по душе.
Словом необходимо постоянно учитывать два главных условия. Одно из них – то, что существуют развитые в традициях искусства средства и способы художественной деятельности. Другое – то, что ребёнок обладает индивидуальным опытом переживаний. Только при естественном слиянии этих двух условий и возможно полноценное эстетическое воспитание. А это ставит перед теми, кто ведёт такое воспитание, сложную задачу: надо, чтобы каждое художественное средство ребёнок усваивал как своё собственное, делал средством своей собственной деятельности. Без самовыражения художественное творчество обойтись, разумеется, не может. Но с помощью чего самовыражаться ребёнку? Где взять средства самовыражения, как их применять? Если не учиться не тому не другому, ни о каком творчестве не может быть и речи.
Средства в разных видах искусства разнообразны и воздействуют они на человека через определённые органы чувств. Например: музыка – через слух звуками, живопись - через цветовое зрение и т.д. Вместе с тем средства искусства – результат исторического развития культуры.
В живописи цвет является средством передачи красоты изображаемого пейзажа, натюрморта, портрета. Также передачи объёма, пространства, перспективы, настроения и т.д.
В музыке это лад, в графике – сочетание белого и чёрного, в скульптуре – соотношение объёмов (форма). Живописец, скульптор, музыкант, поэт действуют и мыслят на основе этих средств. Именно через средства выразительности в искусстве происходит воздействие на мысли и чувства человека, хотя они нередко скрыты от зрителя за деталями, жанровыми особенностями.
У каждого искусства свой язык. И всё – таки существует идея единства различных видов искусства, которая привычна для эстетики и педагогики.
Комплексное обучение искусствам особенно важно на начальном этапе, когда у детей складываются общие средства и способы художественной деятельности. Такое обучение позволяет ребёнку схватить многие на первый взгляд не похожие друг на друга средства выразительности. Например, средства изобразительных искусств могут помочь ребёнку «наладить контакт» с музыкой.
Слушая музыку, дети воспринимают ритмы и музыкальные контрасты через призму своих представлений о цвете, в своих работах отражая при этом общую эмоциональную характеристику музыки. Приведу пример из собственной практики. На занятии по рисованию вместе с детьми слушаем несколько мелодий весёлых, грустных, затем дети красками рисуют цветовые пятна. Цвета берут те, которые на их взгляд отражаются в музыке, то с чем они ассоциируют эти звуки. Обычно слушая весёлую музыку дети ассоциируют её с тёплыми цветами (красным, жёлтым, оранжевым), а грустную с холодными (голубым, синим, сине-зелёным), тяжёлый рок вызывает у некоторых неприятные чувства и эту музыку они «окрашивают» в чёрный, коричневый цвета. Затем цветовые пятна дети доводят до образа, дорисовывают, получаются очень интересные работы. Ребятишки любят рассказывать о том, что они увидели в цветовых пятнах.
Разнообразие видов, форм и жанров изобразительного искусства даёт исключительно широкие возможности для того, чтобы показать детям различные закономерности художественной деятельности: при этом в занятии могут включаться и элементы других видов искусств, особенно музыки и художественной литературы. Часто на занятиях мы сочиняем сказки, стихи к рисункам.
Взрослый передаёт ребёнку всё богатство эстетической культуры, накопленной человечеством. И от того, как он это делает, в значительной степени зависит успех воспитания. Формирование эстетического сознания ребёнка – дело достаточно сложное, обращённое в основном к сфере чувств и поэтому требующее от взрослого - руководителя осторожности и такта. Конечно, роли педагога-руководителя и родителей не во всем совпадают. На педагоге, как правило, лежит «технология» обучения. Но создание атмосферы заинтересованности занятиями ребёнка зависит, прежде всего, от родителей (это ещё одно условие развития художественных способностей детей - не быть самим равнодушным к искусству). Для ребёнка очень важно, как взрослый сам воспринимает красоту окружающей действительности, и особенно произведений искусства.
Взрослые, к сожалению, часто стесняются высказать вслух своё восхищение красотой. А ребёнок хочет знать: почему папа долго смотрит на эту картину, что взволновало маму в этой музыке, что побудило родителей выбрать вот эту поляну… Взрослые не должны в таких случаях забывать, что рядом с ними дети, которые ждут их пояснений. Гуляя с ребёнком, нужно рассказывать ему о той красоте, которую видим сами. Например: о красивом строении, которое нас привлекло, объяснить ему, что пропорции этого дома отличаются стройностью, а резные украшения на окнах так легки и изящны, что кажутся сделанными из кружева. Рассказать о прошлом и настоящем этого здания. Дети должны понимать, что красота архитектуры помогает людям интересно работать и приятно отдыхать.
В саду, в лесу следует учить детей наблюдать жизнь природы, видеть её целесообразность и красоту. На занятиях кружка мы часто с детьми выходим на пленэр, изображаем красоту родной природы, здесь у ребятишек что называется «полёт творчества».
А эстетические качества человеческого труда? Ребёнок должен увидеть, что труд прекрасен не только потому, что направлен на благо людей, но и самим своим «устройством». Любой посильный, интересный труд, имеющий практическую значимость, совместная трудовая деятельность воспитывает дружбу, дисциплинированность, взаимопомощь.
Трудовая деятельность при правильной организации способствует воспитанию любви к труду, организованности, чувства коллективизма. Внеурочные занятия ценны тем, что дети чаще всего идут в кружок по желанию, т.е. из интереса к данному виду деятельности. Это естественно немаловажно в воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему много радости и большое удовлетворение.
Искусство развивает чувства детей. Оно многообразно. Дети любят распевать песенки, весёлую развлекательную музыку. Родителям следует побеспокоиться и о музыкальных впечатлениях от серьёзных музыкальных произведений, которые дают эстетические переживания и помогают почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которых раньше он не замечал. Сейчас очень редко можно услышать классическую музыку в школе на уроках музыки, дети не привыкли к ней, в основном звучат современные мелодии, а дома есть прекрасная возможность знакомить детей с произведениями Глинки, Моцарта, Чайковского в конечном счёте это благоприятно отразиться на развитии и воспитании ребёнка.
Большую роль в развитии художественных способностей детей играет театр. Опыт внеклассной работы по эстетическому воспитанию средствами театра – убеждает в том, как это важно. На кружке с детьми мы сделали куклы из папье-маше. Устраиваем кукольные спектакли в школе, ходим в детский сад с выступлениями.
Ребёнок получает возможность по - настоящему поделиться с родителями своими впечатлениями, обсудить с ними увиденное, или то, что он испытывал, когда сам играл роль. И родители могут поддержать этот разговор, в таких совместных обсуждениях может постепенно выработаться у ребёнка понимание особенностей театрального искусства, специфически «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
Дети любят смотреть кино, к сожалению, сейчас очень часто они смотрят боевики, фильмы, которые ничему не учат, а порой даже приносят вред. Отношение к кино складывается как к зрелищу, а не как к настоящему искусству, от которого можно получить такое же эстетическое наслаждение как от хорошей книги, или серьёзной музыки, или картины великого художника. Детей нужно учить отличать хорошее кино от плохого. Как это сделать? Путь для родителей здесь один: самим больше размышлять, самим больше читать про кино, стараться ориентироваться на признанные шедевры (даже если они поначалу кажутся скучными – ведь многие объявляют серьёзную музыку скучной, просто потому, что не научились её слышать). Не нужно смотреть подряд все фильмы, дети будут следовать примеру и когда они вырастут, установившийся стиль отношения к кино как к пище для глаз возьмёт своё.
Ребёнок сочиняет… Творческие, литературные способности должны развиваться у каждого ребёнка. Отношение к детскому сочинительству следует определить однозначно: его следует поддерживать, не ставя в зависимость от того, получится ли, по нашему мнению, из ребёнка литератор или нет. Более того, нужно, чтобы и те дети, которые и не пытаются сочинять по собственной инициативе, с нашей помощью прошли школу литературного творчества, ощутили все его трудные радости, сделали шаги к самовыражению в слове. Оценивая произведения маленького автора, важно поддержать в нём огонёк творчества.
Не каждый ребёнок станет художником, музыкантом, но в любом деле человеку поможет творческая активность, воображение, наблюдательность, способность понимать людей, отзываться на их радости и печали.
Все эти важные качества вызревают в художественной деятельности самих детей. Если ребёнок любит рисовать или лепить, помогите ему: дайте бумагу, краски, кисти. Отведите место для работы. Похвалите его рисунки. Не пугайтесь пролитой на пол воды и пятен краски на руках и на одежде – со временем ребёнок приучится быть аккуратным. Ребёнку не нужен, вреден тщеславный ажиотаж, устраиваемый иногда взрослыми вокруг его бесхитростного творчества. Но благоприятные моральные условия ему нужны. Нужно обязательно найти место для его рисунков, поделок. Лучше всего помещать рисунки в рамки или складывать в специальную папку, просматривать, и отмечать, как ребёнок стал лучше рисовать, это поможет повысить уровень мотивации к художественной деятельности ребёнка. Естественно далеко не все родители в силах руководить творческим развитием ребёнка, но есть другое не менее важное условие того, чтобы раскрылись его способности. Это благожелательный интерес и уважение к его творчеству. И это условие может и должно быть обеспечено ребёнку в каждой семье.
Литература
1. С.К.Кожохина. Растём и развиваемся с помощью искусства. – СПб.: Речь, 2006.-216 с.
2. В.С.Мухина. Шестилетний ребёнок в школе: Кн. Для учителя. – 2-е изд., испр. и доп..- М.: Просвещение, 1990.-175 с.- (Б-ка учителя нач. кл.)
3. Т.Я. Шпикалова. Изобразительное искусство в 1 классе: Пособие для учителей. – М. Просвещение, 1981. -191 с., ил.
4. Мир детства: Младший школьник / Под. Ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред. В.В. Давыдов.- 2-е изд., доп..- М.: Педагогика, 2003.-272 с.: ил.- (Б-ка для родителей)
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ В ЖИЗНИ
В.Л. Ананенко
рук. МО учителей эстетического цикла,
учитель технологии
МБОУ УООШ Тунгокоченский район
В настоящее время происходят глубокие изменения в сфере образования. Эти изменения нашли отражение в программных документах по развитию и модернизации образования. Современная модель образования до 2020 года, федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения определяют цели общего образования на современном этапе. Основной задачей ОУ становится обучение, развитие и воспитание ребёнка, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
Одним из подходов для решения данной проблемы является использование технологии проектного обучения. Концепция технологии проектного обучения основывается на личностно - деятельностном подходе, который означает ориентацию учебного процесса на постановку и решение самими школьниками познавательно - коммуникативных и исследовательских задач, развитию их ключевых компетенций, таких как: умение самостоятельно искать и находить информацию по выбранной теме; умение приниматься за дело; сотрудничать в группе и т.д.
В теоретическое осмысление проблемы управления проектной деятельностью, значительный вклад внесли идеи Дж. Дьюи, В. Кильпатрика, система М. Монтессори, концепция А.С. Макаренко; труды В.П. Беспалько, О.Г. Грохольской, Н.Д. Никандрова, Г.А. Монаховой, С.А. Печерской, Е.С. Полат, Т.Я. Решетовой, И.В. Роберт, М.В. Рыжакова, В.Д. Шадрикова и др.
Нами были рассмотрены различные подходы к обучению, представленные в работах Н.А. Зайцева, А.А.Кузнецова, А.А. Окунева, Н.Н. Палтышева, Р. Штейнера, С. Френе, А.М. Кушнир, М. Монтессори и др., в которых раскрыты вопросы использования частнопредметных, альтернативных, а также природосообразных технологий обучения. Как известно, технология проектного обучения занимает особое место в ряду педагогических технологий. Проектное обучение, возникшее на рубеже XIX-XX веков, успешно себя зарекомендовало в образовательной практике, как за рубежом, так и в нашей стране. Многие идеи, заложенные в этом методе, использовали в своих педагогических системах С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко. Педагогическая деятельность этих ученых убедительно показала, что с помощью проектного обучения можно реализовывать как принципы личностно-ориентированного, так и коллективного обучения.
Метод проектов использовался в России в школьном и вузовском образовании в 20-х годах прошлого столетия (например, как было сказано ранее, в педагогической практике С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко и др.). В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осуждён, поскольку он не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 80-х годов он не практиковался в отечественной педагогике. За эти годы наше образование под влиянием авторитарно-бюрократического государства превратилось в тотализированную систему, в которую индивидуальность ребёнка не вписывалась. В зарубежной же педагогике метод проектов активно и успешно развивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 80-х годов, когда на волне демократизации нашего общества положение о российском образовании стало меняться. Начали возрождаться идеи приоритетности субъективности ребёнка в образовательном процессе, ориентации на его личные интересы и особенности, нацеленности образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие учащихся.
С 2004 года в УООШ учителями эстетического цикла реализуется проектно-исследовательская деятельность. Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области «Технология» видное место. В области художественного образования детей в УООШ также широко применяется метод проектов. Накоплен немалый опыт в проведении защиты творческих проектов. Как правило, заключительный этап проекта тщательно готовится, разрабатываются сценарии театрализованного представления. Используются разнообразные формы проведения защиты, например такие как: открытое занятие-путешествие в сказочную страну, занятие - экскурсия в страну Китай, сюжетно-ролевая игра и т.д.
Критически преобразованный метод проектов Д.Дьюи и его последователей поможет развитию ключевых компетенций ученика таких как:
- изучать (умение извлекать пользу из опыта, умение решать проблемы, умение самостоятельно заниматься своим обучением);
- искать (умение получать информацию, умение консультироваться, опрашивать окружение, умение входить в Интернет и т.д.);
- думать (умение критически относиться к тому или иному аспекту, умение устанавливать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, умение противостоять неуверенности и сложностям);
- сотрудничать (умение сотрудничать в паре, группе, умение принимать решение, умение выполнять договорённости и т.д.);
- умение приниматься за дело (умение включаться в проект (дело), умение нести ответственность, умение войти в группу и привнести свой вклад, умение организовать работу, умение пользоваться вспомогательной техникой, аппаратурой);
- адаптироваться (умение находить новое решение, проявлять стойкость, гибкость перед трудностями, умение использовать прогрессивные технологии).
Использование проектной технологии в УООШ помогает обеспечить развитие самостоятельности учащихся, их критического мышления, умений применять полученные знания на практике, научить их учиться. При этом роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой школьников к их мотивации.
Формирование проектной деятельности учащихся необходимо для вооружения их универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В УООШ проектная деятельность используется не вместо классно-урочной системы, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
В основе технологии положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который возникает при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Технология ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени. Например: на уроках технологии ребята выполняют индивидуальные творческие проекты и групповые. Это может быть изготовление подставок для цветов, мебели, и др.(групповые проекты). Чучело птицы, белки, вязание шапочки, декоративных цветов, и т.д. (индивидуальные творческие проекты). В области дополнительного образования в частности на занятиях кружка по декоративно-прикладному искусству дети также занимаются проектно-исследовательской деятельностью и здесь ребята выполняют как индивидуальные, так и коллективные творческие проекты. Такие как: панно в технике деревянной мозаики, аппликации из соломы, морских ракушек и т.д. Занимаются макетированием, изготовлением минидиорам и тд.,
Проектная технология нацелена на развитие не только интеллектуальной, но и мотивационно - волевой, нравственно - эмоциональной сферы обучающегося. Акцентируется внимание на совместной деятельности детей в микрогруппах; обращенность помимо сознания к душе, воле, подсознанию школьника. Данная технология нацелена на подготовку к жизни в информационном обществе, когда особо требуются умения самостоятельно добывать нужную информацию и пользоваться ею. Прежде чем начать практическое выполнение проекта, школьнику нужно найти информацию по данной теме, т е. подобрать книги, поискать информацию в журналах, газетах, на сайтах Интернета, другим словом провести исследование в этом ему помогает педагог.
Проектное обучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. в общественном смысле это означает «искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. В психолого–педагогическом определении творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо нового ранее неизвестного для данного субъекта.
Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познаёт окружающий нас мир. Поисковая творческая деятельность создаёт все материальные и духовные ценности. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в создании новой техники, пошиве одежды, приготовлении пищи, рукоделии и т.д.
В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:
- индивидуальной заинтересованностью;
- социальной значимостью.
Система творческого воспитания должна строиться на свободе творчества школьников, которая имеет глубокий педагогический смысл, т.к. расширяет умственный кругозор учащегося, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Чем опытнее становятся ученики, тем сложнее их творческие замыслы, тем больше они предъявляют требований к себе в отношении техники выполнения результата деятельности по сравнению с намерениями. Рассматривая процесс творчества, следует обращать внимание на формирование климата среди учащихся, сам творческий процесс, наличие у учащихся творческих способностей и определение творческой личности. Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. В нашей школе созданы условия для раскрытия таланта и развития творчества, для самоактуализации и самовыражения ребёнка в любом виде деятельности, как в урочное, так и внеурочное время. В школе работают кружки, например: по декоративно-прикладному искусству, «Народные промыслы», «Рукодельница», хореографический кружок, театральный и др. Элементы творчества появляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в обычном учебном, воспитательном процессе, они проявляются в самостоятельности личности.
Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Опыт показывает, чем раньше детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека. В УООШ дети вовлекаются в проектную деятельность с четвёртого класса, и успешно проявляют себя в данном виде деятельности. Ребята участвуют в школьных и районных научно-практических конференциях «Шаг в науку», в различных конкурсах на муниципальном, региональном, краевом, Всероссийском уровнях. В дальнейшем планируется вовлекать в проектную деятельность детей младшего школьного возраста.
Результаты проектно-исследовательской деятельности в УООШ свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации школьников на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации; стимулировании педагогом развития творческой активности детей, включении детей в активную творческую деятельность на основе сотворчества педагога, ребёнка, родителей.
Замечено, что у детей появился устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству, к урокам по изобразительному искусству, который способствует пониманию структуры и составу художественного процесса в обобщённом виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Например дети легко могут изготовить подарки для своих близких, это могут быть картины, панно, поздравительные открытки и т.д.
Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности на уроках технологии, мастерства школьников, появились результаты влияния такой работы на других детей, ребята с удовольствием занимаются исследованиями, выполняют творческие проекты, выдвигают новые интересные идеи, всё шире становится круг участников деятельности.
Школьники из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое, а ведь это именно, то без чего ребёнок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творческими, свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития, развивать их ключевые компетенции, учить их учиться. Смело браться за дело и доводить его до конца, Учить договариваться, выстраивать межличностные связи, отношения - это то, без чего в нашей жизни будет достаточно сложно существовать. Век информационных технологий требует от человека умения владеть информацией и использовать её с пользой для дела, для себя в первую очередь. Умение находить новое решение, проявлять стойкость, гибкость перед трудностями, умение использовать прогрессивные технологии, это значит, умение адаптироваться, а это-то для чего нужно развивать ключевые компетенции школьников.
Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.
С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроках, занятиях кружков, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности школьников.
Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках, кружковых занятиях: дети не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на муниципальном, районном, краевом, всероссийском уровнях.
Таким образом, широко используя различные приёмы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, педагоги УООШ добиваются положительных результатов в обучении и воспитании школьников, у детей развиваются ключевые компетентности, они учатся адаптироваться и социализироваться в окружающем мире.
Литература
1.Богоявлинская Д.Б. Пути к творчеству. / Д.Б.Богоявлинская (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология: №10) -М: Знание, 1981. -96с.
2.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения // В.В.Гузеев: Директор школы, 1995-№4
3.Использование проектной деятельности на уроках технологии 9 класс. / Сост. А.Н Боборвская, Г.Ф. Долина.- Волгоград: ИТД Корифей, 2006.-112с.
4.Литова, З.А. Как мы внедряем технологию. Школа и производство // З.А. Литова, В.И.Мигунов: 1998-№4.
5.Макарова, Л.Н. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. / Л.Н. Макарова, А.С.Шаршов: - М.: ТЦ Сфера, 2005.-96 с.
6.Пахомова, Н.Ю Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова: -М.: АРКТИ, 2003. 162с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий для социальной адаптации детей. Развитие положительной мотивации учебной деятельности
Формирование учебной мотивации у школьников...
Мастер-класс "Поиск, выявление и развитие одаренных детей в условиях ОУ""
Разработка мастер-класса для педагогов (текст мастер-класса, презентация). Идея может быть использована при проведении заседаний методических объединений....
Одаренные дети и педагогические условия их развития.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий....
Условия для развития творческих способностей детей на занятиях ИЗО
Окружающая нас природа радует обилием форм и цвета. В природных материалах мы видим красоту и согласованность форм, гормонию....
Центр дистанционного образования детей-инвалидов создает условия для развития детей
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Организация...
Важные условия для развития речи детей - способность слышать.
Развитие речи детей...
"Разработка и реализация индивидуально--ориентированных маршрутов развития у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях образовательного учрежденния"
Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Тяжелое положение лиц с тяжелыми и множес...