Иллюстрация к русской народной сказке "Снегурочка"
план-конспект урока на тему

Открытый урок преподавателя

отделения изобразительного искусства

МБОУДОД «ДШИ» с.Александров-Гай Саратовской области

Андрияновой Л.И.

по предмету «Основы изобразительного искусства» 3 класс(7)

 

Тема: Иллюстрация к русской народной сказке «Снегурочка».

Цель:

- Знакомство учащихся с видом книжной графики – иллюстрацией.

- Развивать образное мышление.

- Создание эскиза к сюжету русской народной сказке «Снегурочка», с определением композиции, пространственного расположения основной сюжетной группы в тематическом рисунке.

           Задачи

1. Учить детей выбирать главное в сюжете и сочетать композицию по мотивам текста сказки.

2. Развивать зрительное представление учащихся о взаимоотношении действующих лиц и предметов при передаче про­странства на плоскости листа.

3. Учить детей правильно располагать рисунок на листе.

4. Прививать им навыки цветового решения композиции с помощью гуашевых красок.

Оборудование для учителя: репродукции  картин худож­ников, и иллюстрации из детских книг, таблицы с поэтапным изображением человека.

Оборудование для учеников: альбом, карандаш, ластик, кисти, гуашь,  стаканчик для воды, тряпочка.

Ход урока:

Ребята, любите ли вы сказки? Посмотрите на доску, к каким сказкам сделаны эти иллюстрации. Правильно, это иллюстрации к русским народным сказкам, Баба-Яга, Волк и семеро козлята, Журавль и цапля, Зайкина избушка, Колобок.

- Как вы думаете, что такое иллюстрация?

- Мы сегодня познакомимся с иллюстрацией, ее особенностями.

- Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение) - это вид книжной графики, ее основа.

Книжной иллюстрации приходится считаться с особенностями книги ее форматом, с характером шрифта, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок преподавателя

отделения изобразительного искусства

МБОУДОД «ДШИ» с.Александров-Гай Саратовской области

Андрияновой Л.И.

по предмету «Основы изобразительного искусства» 3 класс(7)

Тема: Иллюстрация к русской народной сказке «Снегурочка».

Цель:

- Знакомство учащихся с видом книжной графики – иллюстрацией.

- Развивать образное мышление.

- Создание эскиза к сюжету русской народной сказке «Снегурочка», с определением композиции, пространственного расположения основной сюжетной группы в тематическом рисунке.

           Задачи

1. Учить детей выбирать главное в сюжете и сочетать композицию по мотивам текста сказки.

2. Развивать зрительное представление учащихся о взаимоотношении действующих лиц и предметов при передаче пространства на плоскости листа.

3. Учить детей правильно располагать рисунок на листе.

4. Прививать им навыки цветового решения композиции с помощью гуашевых красок.

Оборудование для учителя: репродукции  картин художников, и иллюстрации из детских книг, таблицы с поэтапным изображением человека.

Оборудование для учеников: альбом, карандаш, ластик, кисти, гуашь,  стаканчик для воды, тряпочка.

Ход урока:

Ребята, любите ли вы сказки? Посмотрите на доску, к каким сказкам сделаны эти иллюстрации. Правильно, это иллюстрации к русским народным сказкам, Баба-Яга, Волк и семеро козлята, Журавль и цапля, Зайкина избушка, Колобок.

- Как вы думаете, что такое иллюстрация?

- Мы сегодня познакомимся с иллюстрацией, ее особенностями.

- Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение) - это вид книжной графики, ее основа.

Книжной иллюстрации приходится считаться с особенностями книги ее форматом, с характером шрифта, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски.

Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. В узком, строгом смысле иллюстрации — это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрация имеет особенности: так как иллюстрации рассматриваются близко, поэтому рисуя иллюстрацию, художник уделяет особое внимание мелким деталям.

- Как называют художника иллюстрирующего литературное произведение? Иллюстратор – художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения.

- Сегодня мы будим рисовать иллюстрации к русской народной сказке «Снегурочка».

  - Наверное, всем вам знакома эта сказка? Давайте ее вспомним.

- Жили-были дед и баба. Не было у них детей. Решили они слепить себе внучку, Снегурочку. Слепили. Девочка ожила и стала у них жить. Добрая она была, красивая и работящая. Но с наступлением весны стала грустной. Не любила тепла и солнечного света. Пошла она как-то с подружками в лес гулять. Разожгли костер девчонки и стали через него прыгать. Весело всем. А Снегурочка грустит. Настала и ее очередь прыгать. Страшно было. Но все же она разбежалась и прыгнула. И растаяла. Будто и не было ее. Как видим финал и в этой сказке печальный.
 Зачитываю наиболее яркие и подходящие для иллюстрирования отрывки из сказки:

- Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке... Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру... Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась... Закричали подруженьки:
- Прыгай, прыгай, Снегурочка!
Разбежалась Снегурочка и прыгнула...
Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки.
Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.
Растаяла Снегурочка...

 Или другой сюжет например: Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки - роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой - не насмотрятся, любуются - не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.
Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.
Ребята, вы наверное уже представили к какому отрывку вы будите рисовать иллюстрацию. Прошу двух—трех учеников дать словесное описание предлагаемой картины. Давайте посмотрим презентацию «Художники иллюстраторы русских народных сказок». Сравните их между собой, что вы заметили? Слушаю ответы детей.

- Молодцы. Да, рассмотрев иллюстрации, мы видим, что каждый художник по - своему передал содержание сказки и его героев.

- Ребята, в своих иллюстрациях вы можете использовать изображения не только снегурочки, но и изображение леса, русской избы, бабушки, дедушки, подружек

  

  Художник М.Maлкyc 

                                                        

Художник В.М.Васнецов Снегурочка" (1899)                        

Художник М.Врубель "Снегурочка" (1890-е.)      

             

             

Художник В.Г.Перов «Тающая Снегурочка»          

Художник В.Б.Зворыкин «Снегурочка»            

       

И еще несколько современных лаковых миниатюр на сюжет сказки "Снегурочка"




Практическая работа.

  1. Работа над сюжетом иллюстрации. Выполнение эскиза.
  2. Нарисовать главных действующих лиц, расположив их грамотно на листе бумаги. Соблюдая пропорции человеческого тела (рисуем по таблице). Рисование необходимых деталей картины.
  3. Работу с красками начинаем с определения колористической гаммы (солнечный день или пасмурный). Сначала фон (небо, изба), затем основные цветовые пятна. Светотеневая раскладка.
  4. Завершающий этап. Прорисовка деталей рисунка. Обобщение.

В конце урока выставка готовых иллюстраций. Работа над ошибками.

Ребята, я горжусь вами, вашим творческим отношением к заданиям! 

Источники информации:

http://www.liveinternet.ru/users/4549244/post303768035/

http://videouroki.net/index.php?subj_id=15

http://azku.ru/russkie-narodnie-skazki/snegurochka.html














По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

иллюстрация русской народной сказки "Петушок - золотой гребешок"

Тема: Иллюстрация к русской народной к сказке «Петушок – золотой гребешок».Вид деятельности:  тематическое  рисование.Цели:Развитие у детей умения выделять в иллюстрациях художников средства...

Чтение русской народной сказки с показом иллюстраций и комментариям к ним.

Чтение русской народной сказкис показом иллюстраций и комментариям к ним....

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...