Русский язык через театр
статья на тему

Сартыл Сабина Александровна

О развитии выразительной речи учащихся через занятия в детском театре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

        Работа по изучению русского языка очень интересна и разнообразна. Существуют множество методик преподавание и интересных разработок, однако практика показывает что, помимо самих занятий, именно театр позволяет наиболее эффективно сохранять русский язык и усиливает мотивацию к его изучению. В игровой форме происходит ускоренное овладение языком. Занятие в драматических кружках и студиях способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса, формированию хорошей дикции, развитию выразительности произношения и повышению культуры слова.

       Театральная студия влияет на формирование у воспитанников русского языкового сознания,  воссоздает мир живого общения на русском языке в условиях ограниченной языковой среды. Театр является  одним из главных носителей культурных традиций русского языка, в ходе работы над театральной постановкой или сказки происходит знакомство с русской культурой, а через нее - и с мировой культурой. Работа в театральной студии идет постепенно, начиная с восприятия и изучения русского языка, знакомство русскими народными сказками, русским театром, т.е. с живым русским языком. Таким образом, образовательный и творческий процессы органично дополняют друг друга.

Актуальность проблемы

           Многолетний опыт работы показывает, что речь большинства детей старшего дошкольного возраста страдает многими недостатками: нарушение произносительной стороны речи, невысокий уровень культуры устной речи, эмоциональная бедность языка. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, организации совместной деятельности детей, приобщает к духовному богатству. 

         Актуальность исследования в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.     

         

Объект исследования-дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: театрализованные игры, развивающие речевые и творческие способности детей дошкольного возраста; уровень знаний детей по игровой деятельности и речевому развитию; подбор форм и методов работы по раскрытию индивидуальности ребенка, его склонности и способности в дальнейшем для участия в постановках.

Цель исследования

определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности. Развитие речевых, творческих способностей детей через театрализованные игры. Создание модели воспитательно – образовательного процесса, обеспечивающего развитие личности дошкольника, способного думать и чувствовать, свободно общаться с окружающими людьми, быть готовым к творческой деятельности в любой области. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: речевые, творческие способности детей дошкольного возраста будут развиваться эффективнее при условии, способствующих их развитию:

1. Повышение статуса дополнительного образования.

2. Совместный поиск методических, педагогических проблем ДОУ по теме проекта.

Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта.

Отсутствие детского сообщества (дети пропускают, ходят через день в детский сад, продленку) влияет на полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых детей, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение.

В период адаптации ребёнка в садике или продленках возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театральные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки.

Театральная студия «Созвездие талантов» вносит свой вклад в развитие русского языка в регионе. Учитывая, что школьники испытывают большую необходимость в практическом овладении русским языком, коллектив нашего учреждения с 2008 года ввел в образовательный процесс театральную студию «Созвездие талантов». Мы считаем, что именно театр позволяет эффективно сохранить русский язык. Занятия в театральном кружке способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса, формированию хорошей дикции, развитию выразительности произношения и повышения культуры слова.

       Для того чтобы вызвать интерес к языку, который пробуждается благодаря творчеству, ответственности и чувству собственной значимости, необходимо удачно выбрать подход к детям дошкольного возраста. Тема сказки должна быть близка и понятно, интересна юным актерам. Самое главное, чтобы предлагаемый материал был изучен на занятии театральной студии достаточно подробно и доходчиво во всех аспектах (фонетическом, лексическом, грамматическом).

 Для детей исполнителей очень важна ясность языка, уверенность произношения.

Уровень знания русского языка в театральной студии «Созвездие талантов»

100%

100%

99%

99%

80%

80%

графика .№ 1.                                             2012 год;           2013 год;              2014 год.

Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей, театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: самим лепить  сказочных героев из соленого теста или пластилина, создание и обсуждение постановки сказки.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей (выезд в город на театральное представление в театре),  создает обстановку,  требующую от ребят  вступить

в беседу, рассказать о сказке  товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалоги и предавать свои впечатления в монологической форме. Кроме того, это огромный эмоциональный всплеск для всех участников театрализации, он является показателем  совместной работы педагогов, родителей и детей. Как важно, чтобы каждое исполнение ребенка,  было не простым заучиванием текста, мелодии и правильно выполненным движением под музыку, а выразительной игрой,  отличалось артистизмом, но и познанием русского языка.

Русский язык должен присутствовать во всех творческих видах деятельности  и их элементах при разговоре. Если это пение, то недостаточно чистого интонирования, четкой артикуляции и знании звуков. Звук у голоса должен быть живой, выразительный. Говоришь роль мышонка, так представь его, какой он: маленький, ушастый, юркий, тонкоголосый. Не забывай о характере: смелый, трусливый или ловкий. Изображает ребенок деда – это не просто прихрамывание, это сгорбленный старичок, у которого болит спина и ноги – еле ковыляет. Если хитрая лисичка – у нее в повадках чувствуется осторожность, наигранная ласковость. Ребенок должен вникнуть в характер исполняемого произведения, персонажа, голоса, роли, и исходя из них, создает свой образ. Если ребенку доверили прочитать стихотворение – он должен продумать о смысле того, что произноситься (педагог должен донести до него это). Если играет  о чем-то страшном – так нужно  показать, что  он испугался, чтобы зрители поверили  и тоже испугались. О смешном – так нужно улыбнуться, а тои засмеяться, да так, чтобы все тоже расхохотались. А если ребенку доверили  целую роль, где надо и спеть и  станцевать, да еще и слова сказать, то здесь нужно научить его выкладываться  на все «сто». Причем, сперва выкладывается педагог. И от того, как он выложился, зависит успех юного дарования.

        Мы предполагаем, что театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей.

        Работая с малышами, обратили внимание на их интерес к лепке  героев сказок, а так же к раскрашиванию фигурок. Младших дошкольников это привлекало, прежде всего, из-за возможности проявить себя роли сказочных героев, а значит измениться. Постепенно я стала формировать интерес детей к озвучиванию сказки на русском языке. Я организовала просмотр небольших виде-сказок  на основе стихов и сказок. Так как в основном дети плохо владели речью я начала знакомство с театральной игрой через игру имитацию.

Существуют разнообразные виды детского театра. Самый распространенный – это пальчиковый театр.  

                                       Вязанный пальчиковый театр  http://stranamasterov.ru/node/17954

        

                  Фото№1.                                                                               Фото№2

Но мы работаем пальчиковым театром, но из соленого теста.

фото№2

Для лепки из соленого теста понадобиться мука,  вода и соль можно добавить растительное масло. Муку и мелкую соль берите в пропорции 1:1, а воды добавляйте столько, чтобы масса не сильно липла к рукам, но и не крошилась. Готовые игрушки можно оставить сохнуть как при комнатной температуре, так и в духовке, однако в последнем  случае игрушки могут потрескаться. Важным условием является, то, что игрушки для пальчикового театра должны  сделать сами дети, а значит, они будут наполнены вашей заботой и любовью.

      Можно не раскрашивать поделки после высыхания, а использовать сразу цветное тесто. Для этого нужно в ¼ стакана воды, постоянно помешивая, развести немного гуаши (количество зависит от насыщенности цвета, который вам нужен). Затем добавить разведенную гуашь в смесь муки и соли, вымесить крутое тесто.


  Уже в период создания сказки - миниатюры, где роли действующих лиц «исполнят» пальчиковые куклы, а руководят ими дети.  Это дает возможность «вжиться» в роль и  прочувствовать героя.

Театр пяти пальчиков, или театр петрушек, создает обстановку театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Процесс подготовки кукол для театра пяти пальчиков  увлекает малышей, ребята сами создают кукол пред представлением и задают героям всевозможные характеры, и они до «премьеры» охвачены созидательной деятельностью. Подготовить декорации и кукол для театра пяти пальчиков – дело хлопотное, но возможное. Особенно хорошо, когда дети сами играют персонажей в таком театре. Им дается возможность проявить себя в творчестве. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Куклы в этом портативном театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, дети экспансивно сопереживают все события вместе с героями спектакля.

Надев куклу  на пальчик, дети могут подойти к своим товарищам, поговорить с ними, немножко пошалить, попросить что-либо сделать. Это придает всем участникам действия раскрепощенность и приучает детей не бояться заговорить по-русски.

Педагог театральной студии на занятии проводит

        Актуальным становится распространение инновационного  педагогического опыта по формированию навыков общения детей в условиях многоязычия через театр.      

        •        На республиканском семинаре-практикуме «От творчества к успеху» на базе ГОУ ДОД РЦТТУ г.Кызыл 7 апреля 2010 был проведен мастер-класс «И оживают куклы» (интегрированное занятие). Где  демонстрировалось данная инновационная педагогическая деятельность;

        •        29 января 2014года на республиканском форуме, посвященном Году русского языка в Туве был прочитан доклад по теме «Русский язык через театр»;

        •         Для распространения  инновационного педагогического опыта в МУ в Тес-Хемского  кожууна в рамках проведения кожуунного семинара по программе «Государственно-общественное управление как условие реализации ФГОС и обеспечение современного образования»  24 декабря 2013г. Были прочитаны лекции в объеме 12 часов;

        •        Для учителей начальных классов Сукпакской средней школы было проведено открытое занятие, на котором учащиеся научились изготавливать куклы из соленого теста, с разыгрыванием  учащимися русской народной сказок «Колобок» и «Теремок».

         Свой инновационный опыт педагог освещает и в средствах массовой информации. В газете в «Танды-Уула» издательства «Тываполиграф» в 2011года по настоящее время. Такие статьи как  «У нас в Челээше», «Сказки народов мира», « Мы в победителях», «Челээш спутник детства», «Вторые по республике», «Творчество детей», «Экологический форум «Зеленая планета».

Вызывает у детей интерес и теневой театр. Теневой театр – распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность  располагать один силуэт за другим – это во многом определяет и выбор репертуара. Без особых затруднений можно осуществлять в таком театре постановку русской народной сказки «Теремок», где все персонажи могут проследовать в кувшин – теремок. Для расширения возможности теневого театра делают несколько силуэтов одного и того же персонажа в различных позах и положениях. Показ спектакля теневого театра требует участие трех человек и более: один должен сидеть перед экраном и читать текст (это может быть воспитатель), двое других за экраном управлять силуэтами ( это дети). Но если дети уже взрослые (подготовительная группа), то все они могут делать сами или быть ассистентами. Ребята учатся говорить за разных персонажей, выразительно и придавая каждому образу определенную интонацию и образность. Дети могут разыгрывать сценки-импровизации, шутить и веселиться. Для создания комического эффекта можно дать им смешные головные уборы, приделать длинные волосы, пышные бороды и т.д. Затем  можно готовить небольшие жанровые сценки.

Большой популярностью у ребят пользуется картонный театр на столе. В нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки – делаются из картона и раскрашиваются. По характеру сценического материала этот театр называют театром картинок. Самодельные театры картинок можно изготовить воспитателем совместно с детьми и родителями, это будет способствовать сплочению детей, родителей  и воспитателя и воплощению задуманной  идеи. Для создания театральной обстановки театрально представления  воспитатели, родители  и дети делают занавес, кулисы, В таком театре могут находиться разные фигурки, передвигаться в разных направлениях. Репертуар театра разнообразен: можно инсценировать многие сказки и сюжетные стихотворения.  

Существуют разнообразные виды театров, но все они способствуют развитию  у детей артистизма и творческих способностей, а мы педагоги и родители должны увидеть эти качества у детей, раскрыть их  и помочь нашим детям проявлять себя .

Сохранность контингента по годам обучения

        Динамика охвата детей и подростков  Республики 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассную работу.

Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка, играет развитие у учащихся интереса к предмету. Говоря о проблеме развития интереса, я имею в виду следующие вопросы...

Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания

Учащиеся коррекционной школы слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы у...

Проблемное обучение на уроках русского языка через выполнение нестандартных заданий

Данные упражнения направлены на развитие познавательных способностей учащихся...

Научно-исследовательская работа "Русский язык в театре"

В рамках двухнедельной научно-исследовательской работы школьники изучали лексику, входящую в состав тематической группы "Театр"  с точки зрения её языковых особенностей. Результатом раб...

Русский язык через театр

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17572782","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...