Программа "Художественная обработка ткани"
рабочая программа по теме
Информационная карта программы:
1.Тип программы - модифицированная
2. Образовательная область - декоративно-прикладное искусство
3. Направленность деятельности - художественно - эстетическая
4. Способ освоения содержания образования - репродуктивный, творческий
5. Уровень освоения содержания образования - общекультурный
6. Уровень реализации программы - начальный, средний, основной
7. Форма реализации программы - групповая, индивидуальная
8. Продолжительность реализации программы - три года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_khud._obr._tkani._-_kopiya.docx | 95.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Большой опыт русских мастериц в создании национальных костюмов, в вышивке, кружеве отразился в изделиях из лоскута, которые хранятся в Государственном Русском музее. В коллекциях Российского этнографического музея собрано немало изделий, украшенных лоскутной аппликацией. Необыкновенные стеганые одеяла XVII века предоставлены в Историческом музее. Очевидно, что мотивы разных культур пришли из глубины веков.
За многие века люди вдоволь налюбовались на все многообразие и великолепие красок, созданное великим художником Природой, и открыли для себя законы цветовой гармонии, которые хорошо знают профессиональные художники.
Тех, кто работает с лоскутами, тоже можно назвать художниками, только в руках у них вместо кисти и красок цветные лоскуты. Так же, как и художникам, им необходимо владеть цветовой грамотой, которая поможет избежать грубых ошибок при создании лоскутной «живописи».
Прошло много лет, и лоскутки стали частью нашей жизни, позднее пришло понимание - этим заниматься стоит, это искусство, а не экономия или признак нищеты, как считают многие. Сейчас, когда регулярно проводятся выставки, фестивали лоскутного творчества, уже никому не приходит в голову, что это занятие несерьезное.
Изучение традиций, особенностей русского народного и зарубежного лоскутного шитья приобщают детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен.
Использование текстильного лоскута в качестве изобразительного материала предполагает ознакомление учащихся с художественно- теоретическими основами декоративно-прикладного творчества.
Работа с красочными, многоцветными позволяет ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, научить создавать своими руками оригинальные декоративно-прикладные изделия.
Выполненные учащимися предусмотренных программой «Художественная обработка ткани» изделий (подушки, панно, коврики) с использованием текстильного лоскута может превратиться в увлекательное занятие, так как каждый этап работы сопряжен с творческим поиском. Кроме того, этот вид рукоделия позволяет использовать отходы текстильного и швейного производства, ткань, бывшую в употреблении.
Большое внимание необходимо уделять технологическому аспекту лоскутного шитья. Без овладения технологией трудно добиться высокого качества изделий. Изучение различных технологий в области лоскутного шитья можно отожествить с изучением азбуки или таблицы умножения, овладев которыми необходимо стремиться работать свободно, творчески, индивидуально.
В программу входит и изготовление мягкой игрушки.
Традиции изготовления игрушек уходят корнями в далекое прошлое, они были известны у многих народов в разных районах мира. Об этом говорят археологические раскопки захоронений Египта, Греции. На территории нашей страны известно развитие этого промысла в Сергиевом Посаде (ныне город Загорск).
В наше время традиции этого жанра народного промысла находят выражение как в промышленной так и в самодеятельной игрушке. Их с полным правом можно отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства.
Работа над мягкой игрушкой очень увлекательна. Она требует фантазии, изобразительности, умения подмечать характерные черты животных людей. Значение игрушки в творческом развитии и воспитании детей общеизвестно и его трудно переоценить. Занятия мягкой игрушкой учат детей творить- создавать новую реальность, воспитывают усидчивость, отзывчивость и доброту. Приобщая детей к сотворению мягкой игрушки, мы не только передаем им опыт и мастерство, но и фундамент их будущей судьбы. Ибо человек, который познал радость творчество труда, умеющий видеть красоту и гармонию в привычных вещах на много счастливее того, перед кем мир предстает серым и однообразным.
Программа рассчитана на 3 года обучения, возраст детей 7-17 лет.
Для ребят первого года обучения предусмотрено программой - 144 часа в год, второго года обучения - 216 часов в год, а третьего года - 216 часов в год.
Учащиеся, получившие практические навыки в изготовлении изделий, проявившие интерес и способность к занятиям. Могут объединяться в творческую группу. Программа группы направлена на развитие творческих способностей, самостоятельности, способности к сотрудничеству, чувства ответственности, а также ориентирована на предпрофильную подготовку.
Учитывая накопившийся опыт детей в изготовлении изделий, перед ними ставятся более сложные творческие задачи - создание оригинальных моделей игрушек или композиций, которые выбрали и обсудили вместе - педагог и обучающиеся в творческой группе. Этих детей отличают от начинающих творческий поиск наиболее интересного решения художественного образа, усовершенствование первоначального варианта, желание изменить его, сделать лучше, интересней, внести что-то свое.
Творческая группа для наиболее активных, способных ребят, занимающихся в студии не первый год - занятия три раза в неделю по два часа, как дополнительное к основному - в группе пять ребят.
В случае необходимости можно одновременно вести работу с детьми разных возрастных групп, давая им коллективные задания или делить по подгруппам и даже индивидуально по причинам: подготовка к конкурсам, подготовка к воспитательным мероприятиям, подготовка к выставкам.
Организация встреч с народными мастерами, художниками, проведение экскурсий в музеи, выставочные залы, выполнение коллективных работ ускоряют процесс творчества и дают учащимся навыки совместной работы.
Подбор и тематика изделий, предусмотренных программой, могут меняться в зависимости от заготавливаемого материала, его цвета и фактуры, а также умение и навыков детей.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включает в себя:
основные понятия, основы материаловедения алгоритм пошива изделий, технику безопасности, знакомство с цветовым кругом, историю орнамента, аппликации, различные беседы по психологии культуры общения, беседы о народном костюме интересные факты о животных и т. д.
Практическая часть программы включает в себя:
зарисовка моделей, изготовление выкроек, лекал, шаблонов, раскрой ткани, сшивание деталей, набивку, соединение заготовок, оформление изделий, составление собственных проектов, технологических схем, авторских композиций.
При оборудовании мастерской большое значение должны иметь вопросы, связанные с обеспечением охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Инструктаж по технике безопасности проводится не менее двух раз в год в форме беседы и обязательно проводить перед экскурсиями, поездками, походами. В кабинете имеется инструктаж по технике безопасности при работе с утюгом, швейной машиной, острыми режущими предметами.
Основная цель программы - создание условий для развития творческого, интеллектуального и культурного потенциала ребенка, реализация его интересов и творческой деятельности.
Задачи:
- Закрепить и расширить знание, полученные на уроках трудового
обучения;
- Совершенствовать умения и формировать навыки всех видов
отдельных швов при обработке ткани. При изготовлении игрушек;
- Научить учащихся любить и понимать искусство лоскута,
познакомить с технологией пошива различных видов материала, дать общие понятия основ швейного производства;
- Познакомить с основными технологическими операциями
изготовления изделий: работа с выкройками, шаблонами; изготовление изделий ручным способом с элементами отделки; поэтапным приемам из лоскута.
- Способствовать развитию фантазии, кругозора ребят,
самостоятельности, интереса к творческой деятельности; создание для воспитанников «ситуации успеха».
- Развить художественно-творческие способности учащихся.
- Сформировать у учащихся целостное восприятие народного
творчеств, как части культуры народа.
•Править любовь к традиционному народному искусству.
- Сформировать представление о народном мастере. Как творческой
личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителя традиций коллективного опыта.
О красоте можно говорить красивые и правильные слова. Но можно ее делать своими руками и учить этому других.
Именно дополнительное образование способно развивать творческую инициативу к самостоятельности обучающихся, приобщить их к общечеловеческим и к национальным культурным ценностям и традициям, учитывая возрастные и личные особенности каждого ребенка.
Это особенно важно в настоящее время, когда все более наступает западная культура, так как именно искусство, выражающее духовные традиции народа, выступает для подрастающего поколения своего рода защитным поясом, охраняющим ребенка от идеологического вакуума и бездуховности. Необходимо защитить то, сто нам оставили предки. В настоящее время изделия изготовленные в лоскутной технике приобрели широкий спрос в одежде, в оформлении интерьера квартир, офисов, дач.
Общение с народным искусством не только одно из средств закрепления преемственности, но и мощное средство воспитания и формирование личности.
Процесс постижения тайны рукоделия предполагается осуществить через блочную систему занятий по принципу от простого к сложному, дающему возможность постепенного «вхождения» в рукоделие, одновременно «вылетая» и к концу занятий элемент творческого осмысления темы. Процесс творчества включает коллективные и индивидуальные работы.
Итоги работы подводятся на персональных выставках, на городских, областных выставках, конкурсах и т. д.
Рассказ, беседа, обсуждение готовых изделий, просмотр видеофильмов с литературой.
Форма организации учебно-воспитательного процесса.
- Учебные занятия.
- Интегрированные занятия.
- Воспитательно-досуговое.
I
- Индивидуальная.
- Групповая.
- Тематический зачет.
- Тематические выставки.
- Персональные выставки.
- Конкурсы.
Образовательные нормативы
Учащиеся первого года обучения должны
- «Холодные» и «теплые» цвета;
- инструменты и приспособления (ножницы, измерительные инструменты, наперсток, шаблоны);
- направление долевой и поперечной нити (утка);
- технику безопасности при работе с иглой и ножницами, швейной машине;
- устройство швейной машины;
- свойства и состав тканей;
- виды швейных ниток;
- соответствие иглы и нити;
- правила работы с мелком;
- технологию выполнения основных швов: «вперед иголка», «за иголку», потайной, «через край», петельный;
- последовательность сборки разных вариантов блоков;
- виды аппликации и технологию выполнения4
- правила раскроя;
- основные приемы плетения;
- название швов;
- технологию изготовления каркасов;
- алгоритм пошива игрушек.
Уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- подобрать ткани по цвету и рисунку;
- определить вид ткани;
- заправлять нитью швейную машину;
- экономнее кроить детали и правильно вырезать;
- правильно составить чертеж;
- пользоваться готовыми выкройками, лекалами;
- выполнить эскиз;
- подобрать эскиз;
- подобрать ткань по цвету и фактуре;
- выбрать длину нити, завязать узелок;
- изготавливать каркас;
- набивать и оформлять игрушки;
- закреплять веревочные конечности;
- пользоваться инструментами и приспособлениями (ножницы, наперстки, шаблоны, измерительные инструменты);
- правильно выбрать длину проволоки;
- читать схемы.
Психолого - педагогическое сопровождение программы объединения
«Художественная обработка ткани»
Качественные изменения содержания образования включают и изменение взгляда на личность человека , рассматриваемую с позиции культурно- исторической педагогики развития.
Программа объединения «Художественная обработка ткани» нацелена на расширение проблем социализации личности, осуществления выбора вида деятельности и будущей профессии.
Опыт работы объединения позволяет сделать вывод, что творческая деятельность, являющаяся ведущей в образовательном процессе Школы Народной Культуры способствует не только качественным изменениям личности воспитанника, но и развитию его интеллектуального, творческого потенциала и нравственной культуры, что способствует решению целей и задач образовательной программы «Творческая личность. Интеллект. Культура.»
Психологическое сопровождение образовательного процесса объединения « Художественная обработка ткани» строится в соответствии с основными направлениями программы:
- .Творческая личность;
- Интеллект;
3 Культура.
Реализация программы рассчитана на 3 года обучения воспитанников, в течении которых проходит отслеживание творческих, личностных, интеллектуальных и культурных особенностей развития личности ребенка.
Ведущим компонентом развития способностей личности ребенка является творческая деятельность. В течении обучения отслеживаются личностные изменения творческой мыслительной деятельности (теоретическое мышление).
Интеллектуальные возможности личности в процессе обучения также возрастают отслеживание и сравнение показателей указывает на развитие интеллектуальных способностей обучающихся.
Культура рассматривается как мера соответствия личности обучающегося запланированному воспитательному конечному результату. Степень воспитательного влияния и качественное формирование на развивающуюся личность ребенка будет доказана посредством отслеживания изменений личностного развития, характерологических способностей воспитанников.
Учебно-тематический план (I год обучения) | ||||
№ н/н | Разделы программы | теория | практика | всего |
I | Лоскутная мозаика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Цвет. Цветовой круг | 2 | 4 | 6 |
3. | Изучение материалов | 2 | 4 | 6 |
4. | Правила работы на швейной машине | 2 | 2 | 4 |
5. | Технология сборки разных видов блоков из лоскутов. | 2 | 18 | 20 |
6. | Аппликация | 2 | 14 | 16 |
II | Мягкая игрушка | |||
7. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
8. | Изучение швов | 3 | 6 | 9 |
9. | Плоские игрушки | 2 | 5 | 7 |
10. | Объемные игрушки (без каркасов) | 2 | 12 | 14 |
11. | Объемные игрушки (на каркасной основе) | 3 | 17 | 20 |
12. | Простейшие игрушки из меха | 4 | 14 | 18 |
13. | Игрушки из меха с бисером | 2 | 12 | 14 |
14. | Экскурсии | 6 | 6 | |
Итого | 36 | 108 | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
( I ГОД ОБУЧЕНИЯ )
1.ЛОСКУТНАЯ МОЗАИКА Вводное занятие (2 часа)
Материалы и оборудование: ткани, ножницы, иглы, палочки, нитки, образцы готовых поделок, фотографии.
Теория: цели и задачи на новый учебный год, знакомство с планом группы, правила внутреннего трудового распорядка, техника безопасности при работе с ножницами, иглой, порядок хранения рабочих материалов.
Практика: упражнения по отработке навыков работы с иглой и ножницами, практикум по организации рабочего места.
Методы: объяснительно- иллюстрированный, наглядный, практический.
ЗУНы: знать назначение инструментов, технику безопасности при работе с иглой, ножницами, уметь правильно организовать рабочее место.
Форма контроля: опрос, организация рабочего места, порядок хранения инструментов, пользования ими.
Ключевые слова: игла, палочка-набивалочка, ножницы, шило.
- ЦВЕТ. ЦВЕТОВОЙ КРУГ. (6 часов)
Материалы и оборудование: цветные шаблоны из картона и ткани, 13 конвертов с готовыми шаблонами разных форм.
Теория: основные свойства цвета. Гармоничные сочетания цветов, Контраст цветов.
Практика: составление фрагмента рисунка из готовых шаблонов и ткани, используя конверты.
Методы: беседа, наблюдение, обсуждение.
ЗУНы: знать «холодные» и «теплые» цвета, уметь правильно подобрать ткани по цвету и рисунку.
Форма контроля: анализ и обсуждение выполненной мозаики. Ключевые слова: колорит, контраст, цветовая гамма.
З.ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ.
(6 часов)
Материалы и оборудование: образцы тканей разных видов и переплетений.
Теория: свойства и состав тканей. Краткие сведения по материаловедению.
Практика: самостоятельное выполнение практической работы по карточкам. Определение вида ткани.
Методы: объяснительно- иллюстрированный, практический.
ЗУНы: знать направление долевой и поперечной нити (утка), уметь определить вид ткани.
Форма контроля: наблюдение анализ и обсуждение. Ключевые слова: декатировка, фактура, крахмаление.
4. ПРАВИЛА РАБОТЫ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ
(4 часа)
Материалы и оборудование: ручная швейная машина, масленка, ткань, иглы, ножницы, рабочий стол.
Теория: устройство, места смазки и чистки швейной машины, неполадки, т.б. при работе, знакомство с разными классами машин.
Практика: заправление верхней нити швейной машины, установка челнока.
Методы: объяснительно- иллюстрированный, практический, наглядный.
ЗУНы: знать технику безопасности при работе на швейной машине, соответствие иглы и нити, уметь без ошибок заправлять нитью швейную машину.
Форма контроля: наблюдение.
Ключевые слова: класс, челнок, холостой ход, игловодитель, нитедержатель.
5.ТЕХНОЛОГИЯ СБОРКИ РАЗНЫХ ВИДОВ БЛОКОВ ИЗ ЛОСКУТОВ.
(20 часов)
Материалы и оборудование: картон, циркуль, бумага, угольник, ножницы, фотографии, образцы лоскутных блоков, цветные шаблоны.
Теория: последовательность выполнения сборки разных видов блоков, техники и приемы лоскутного шитья, основные понятия.
Практика: составление любого лоскутного фрагмента из цветных шаблонов, пошив прихваток из блоков в натуральную величину.
Методы: объяснительно- иллюстрированный, наглядный, практический.
ЗУНы: знать последовательность сборки разных вариантов блоков, уметь правильно составить чертеж, рассчитать размер шаблона.
Форма контроля: наблюдение, анализ, обсуждение работ.
Ключевые слова: сетка, шаблон, блок, основа, структура ткани.
6. АППЛИКАЦИЯ
(16 часов)
Материалы и оборудование: калька, копирка, нитки, ножницы, рамка, лоскуты ткани, лекала, тесьма, фотографии детских работ.
Теория: знакомство с техникой и приемами выполнения аппликаций. История аппликаций, ее разновидности: машинная, клееная, ручная. Перенос рисунка на ткань.
Практика: занятие № 1 «Оформление сумки ручной аппликацией»
занятие №2 «выполнение декоративной наволочки для подушки»
занятие №3 «карман для газеты»
занятие №4 «накидка на табурет»
Методы: объяснение, показ, беседа.
ЗУНы: знать разные виды аппликации и технологию выполнения, уметь выполнить эскиз, изготовить лекала, подобрать ткань по цвету и фактуре.
Форма контроля: наблюдение, обсуждение работ.
Ключевые слова: схемы, подрамник, фон, бахрома, драпировка, трафарет.
II. МЯГКАЯ ИГРУШКА
7. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. (2 часа)
Материалы и оборудование: мех, велюр трикотаж, синтепух, поролон; проволока, пуговицы, палочки, нитки, шило, кусачки, резак по меху, лезвие.
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, шилом, иглой; порядок хранения рабочих материалов. Цветовое решение игрушки.
Практика: упражнения по отработке навыков работы с иглой, ножницами и резаком по меху; практикум по организации рабочего места.
Методы: наглядный, практический.
ЗУНы: знать технику безопасности при работе с острыми режущими предметами, уметь определить направление ворса и правильно резать мех.
Форма контроля: объяснение, показ. Ключевые слова: основа, ворс, мездра.
8. ИЗУЧЕНИЕ ШВОВ. (9 часов)
Материалы и оборудование: ткань, нитки, иглы, ножницы.
Теория: материаловедение; история об игле и нитках; история о ножницах.
Практика: отработка техники выполнения швов.
Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический.
ЗУНы: знать название и технологию выполнения швов, где в каких изделиях используют определенный шов; уметь обращаться с иголкой и ниткой, завязывать узелок.
Форма контроля: наблюдение.
Ключевые слова: узелок, стежок, петельный шов, шов вперед иглу, шов назад иглу, стебельчатый шов, через край.
9. ПЛОСКИЕ ИГРУШКИ.
(7часов)
Материалы и оборудование: ткани, ножницы, иглы, нитки, лекала, клей, вата, клеенки, карта раскроя, образцы деталей оформления.
Теория: основные понятия; алгоритм и технология пошива игрушки; технология влажно-тепловой обработки ткани; почему сукно гладят через мокрую тряпку; история об утюге.
Практика: изготовление работ по образцу и готовым лекалам (игольницы, футляры для очков и карандашей, кошельки, сумочки под сотовый телефон).
ЗУНы: знать алгоритм пошива игрушки; уметь правильно подобрать ткань, пользоваться лекалами; иметь навыки кроя; пошива; набивки и оформление плоской игрушки.
Форма контроля: анализ и обсуждение работ.
Ключевые слова: плоская игрушка, алгоритм, технология, раскрой, лекало, выкройка.
10. ОБЪЕМНЫЕ ИГРУШКИ.
(без каркасов) (14 часов)
Материалы и оборудование: ткани, лекала, ножницы, иглы, нитки, карта раскроя, образцы игрушек, фурнитура.
Теория: объемная игрушка - основные отличия от плоской; правила раскроя; последовательность сборки; цвет и цветовое решение.
Практика: изготовление игрушек (мышка, овечка, пингвиненок, щенок, цыпленок, кит, арбузик).
Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический, творческий.
ЗУНы: знать алгоритм пошива игрушки, уметь самостоятельно производить все технологические операции, иметь отработанный навык закрепления веревочных конечностей.
Форма контроля: анализ, обсуждение изделий; выставка работ в мастерской.
Ключевые слова: объемная игрушка, карта раскроя, шарнирное соединение, отверстие, сборка, сувенир.
11. ОБЪЕМНЫЕ ИГРУШКИ.
(20 часов) (на каркасной основе)
Материалы и оборудование: проволока, кусачки, материалы, лекала, нитки, ножницы, иглы, фурнитура, клей, вата.
Теория: технология изготовления каркасов; техника безопасности при работе с кусочками, проволокой; технология пошива игрушек с каркасами («клубничка», «сморчки», «одуванчики», «ромашка», «ослик», «старичок»).
Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический, творческий.
ЗУНы: знать технологию изготовления каркасов; технику безопасности при работе с кусочками, уметь самостоятельно изготовить каркасы.
Формы контроля: наблюдение, анализ, обсуждение изделий, выставка работ в мастерской.
Ключевые слова: каркас, кусочки, проволока, халафайбер, синтепух.
12. ПРОСТЕЙШИЕ ИГРУШКИ ИЗ МЕХА.
(18 часов)
Материалы и оборудование: мех, ножницы с острыми кончиком, лекала, вата, иглы, нитки, фурнитура.
Теория: правила раскроя меха; технология изготовления игрушек из меха.
Практика: работа по готовым лекалам, изготовление игрушек (петушок, ежик, гномик, домовенок, лягушка, телепузик).
Методы: объяснительно-иллюстрированный, практический, творческий, наглядный.
ЗУНы: знать правила работы с мехом и технологию изготовления игрушки из меха; уметь экономно кроить детали, красить по направлению ворса меха.
Форма контроля: наблюдение, анализ, обсуждение изделий, выставка работ в мастерской.
Ключевые слова: направление ворса, потайной шов.
13. ИГРУШКИ ИЗ МЕХА С БИСЕРОМ.
(14 часов)
Материалы и оборудование: бисер, трикотаж, драп, проволока, инструменты, нитки, леска, иглы, клей.
Теория: история бисероплетения, технология изготовления игрушек с бисером. Интересные факты о насекомых.
Практика: самостоятельное изготовление игрушек с бисером, насекомые (букашка, божья коровка, бабочка, паук, и т.д.), заключительное занятие.
Методы: наглядный, практический.
ЗУНы: знать историю бисероплетения, основные приемы плетения, технология изготовления игрушек с бисером, уметь работать с бисером.
Форма контроля: наблюдение, анализ и обсуждение, выставка.
Ключевые слова: схема, бисер, стеклярус, рубка, приемы бисероплетения.
- Какие основные свойства цвета вы знаете?
- Какую роль в работе с цветом играет цветовой круг?
- Что такое контраст цветов? Какие контрасты цветов вы знаете?
- Что такое колорит, гармония?
- Что такое фактура и структура ткани? В чем их отличие?
- Что такое декатировка ткани? Для чего она производится?
- Какие виды материалов вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Какие переплетения тканей вы знаете?
- Назовите, какая из строк образца ткани долевая, а какая уток ?
- Для чего машину переключают на холостой ход?
- Укажите, где расположен нитедержатель, а где игловодитель?
- В какую сторону крутится шпулька в челноке, если потянуть за нить?
- Что такое блок?
- Объясните упрощенный метод выполнения блока «двойной квадрат»?
- Какие виды блоков вы знаете? ,
- Какой блок чаще всего используется в русских деревнях? 17.Что такое аппликация?
- Какие разновидности аппликаций вы знаете?
- Что такое эскиз?
- Как определить направление ворса на меху?
- Что такое мездра?
- Какие виды швов вы знаете? Где их применяют?
- Что такое влажно- тепловая обработка?
- Назовите несколько отличий между плоской и объемной игрушкой?
- Где используют шарнирные соединения?
- Что такое каркас?
- Какие виды набивного материала вы знаете?
- Из чего делают бисер?
- Перечислите виды украшений?
Учащиеся второго года обучения должны
Знать:
- технику безопасности при работе с инструментами;
- особенности цветового круга;
- историю лоскута и основные направления;
- технологию выполнения основных швов;
- свойства и состав тканей;
- разные виды материалов их отличия;
- последовательность пошива одеял, подушек, настенных панно;
- разные приемы аппликации, технологию их выполнения;
- отделочные машинные и ручные швы;
- технологию выполнения швов «буфы» и «рюши»;
- последовательность пошива игрушки;
- экономный край;
- технологию изготовления игрушек из меха;
- правила раскроя трикотажа;
- технологию изготовления комбинированной плоской игрушки и игрушки шариков.
- самостоятельно выбирать технологию изготовления любых изделий;
- навыки выполнения отделочных швов;
- уменьшить и увеличить выкройку, пользоваться лекалом;
- отличать разнообразные виды лоскутных блоков;
- различать ткани по фактуре;
- правильно начертить эскиз и рассчитать расход ткани;
- перенести эскиз на основную ткань;
- оформлять края издеия;
Учебно-тематический план (II год обучения) | ||||
№ н/н | Разделы программы | теория | практика | всего |
I | Лоскутная мозаика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | История развития и основные направления лоскутной техники | 2 | 2 | |
3. | Изучение швов | 1 | 7 | 8 |
4. | Свойства и состав тканей | 2 | 2 | 4 |
5. | Технология сборки разных видов блоков из лоскутов | 4 / | 24 | 28 |
6. | Аппликация | 6 | 30 | 36 |
7. | Лоскутные изделия в интерьере | 4 | 24 | 28 |
II | Мягкая игрушка | |||
8. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
9. | Отделочные швы | 1 | 3 | 4 |
10. | Объемные игрушки (без каркасов) | 2 | 28 | 30 |
11. | Игрушки из меха | 2 | 16 | 18 |
12. | Игрушки из трикотажа | 3 | 13 | 16 |
13. | Игрушки на проволочной основе | 2 | 10 | 12 |
14. | Игрушки из меха с бисером | 2 | 16 | 18 |
15. | Экскурсии | 8 | 8 | |
Итого | 43 | 173 | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(II год обучения)
Лоскутная мозаика
1.Вводное занятие
(2 часа)
Материалы и оборудование: ткани, вспарыватель, ножницы, флизелин, синтепон.
Теория: цели и задачи на учебный год, знакомство с планом, повторение правил поведения и техники безопасности при работе на швейной машине и острыми и режущими предметами.
Практика: организация рабочего места, выполнение швов.
Методы: объяснительно- иллюстрированный, наглядный, практический.
ЗУНы: знать технику безопасности при работе с инструментами, уметь самостоятельно выбирать технологию изготовления любых игрушек, иметь навыки автоматического исполнения отделочных швов.
Формы контроля: наблюдение, опрос.
Ключевые слова: узор, блок, схема, вспарыватель, стежок.
2.История развития и основные
направления лоскутной техники.
(2 часа)
Материалы и оборудование: .папки с фотографиями разных видов лоскутной техники.
Теория: традиционное лоскутное шитье России , история возникновения лоскутной мозаики. Основные направления (мелкая лоскутная пластика, текстильная мозаика, стежка, аппликация, коллаж)
Методы: беседа, показ фотографий, иллюстраций.
ЗУНы: знать историю лоскута и основные направления, уметь отличать разнообразные виды лоскутного шитья.
Форма контроля: опрос, кроссворд из ключевых слов.
вышивка.
Ключевые слова:.фрагмент, стежка, аппликация, коллаж, декоративная вышивка.
Материалы и оборудование: нитки, иглы, ткань, ножницы, швейная машина.
Теория: знакомство с основными видами ручных и машинных швов, их применение и названия.
Практика: отработка техники выполнения швов на образцах ткани: « за иголку», «строчкой», «потайной», «через край», «петельный», «притачной», «окантовочный», «стачной».
Методы:, объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический.
ЗУНы: знать технологию выполнения основных швов, уметь выбрать длину нити, завязать узелок.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Ключевые слова: узелок, стежок, «за иглу», «через край».
(4 часа)
Материалы и оборудование;_образцы разных видов тканей, спички, свечка, желатин, утюг, ванночка.
Теория: знакомство с разными видами материалов, крашение, изменение фактуры( крахмаление), свойство и состав, возможности тканей. Направление утка и долевой нити.
Практика: определить вид ткани, назвать ее свойства. Методы: беседа, показ, объяснение.
ЗУНы: знать разные виды материалов, уметь различать их по фактуре, определять направление утка и долевой нити.
Формы контроля: наблюдение, обсуждение.
Ключевые слова: декатирование, уток, долевая нить, влажно-тепловая обработка.
видов блоков из лоскутов.
(28 часов)
Материалы и оборудование: ткань, флизелин, нитки, ножницы, швейная машина, утюг, гладильная доска, угольник, линейка, миллиметровая бумага, циркуль, карандаш, закройный мелок, деревянная рамка, замочек, закройное колесико- резак.
Теория: современные виды прокладочных клеевых. Стежка изделия и ее разновидности, соединение слоев. Ручная, машинная стежка. Уход за стеганными лоскутными изделиями. Использование закройного колесика.
Практика: практическое задание №1« Диванная подушка на замочке», №2 детское покрывало «треугольники» (фрагмент), №3 панно для кухни.
Методы: объяснительно- иллюстративный, наглядный, практический.
ЗУНы: знать последовательность пошива одеял, подушек, картин; уметь правильно начертить эскиз и рассчитать расход материала.
Форма контроля: наблюдение, обсуждение.
Ключевые слова: разметка, основа, сетка, флизелин, стачивание, разутюживание, влажно- тепловая обработка.
(36 часов)
Материалы и оборудование: готовые эскизы, калька, ножницы, нитки, закройные мелки, ткань, кусачки, мех, поролон, синтепон, лекала, тесьма.
Теория: повторение видов аппликаций, новые приемы их выполнения, использование клеенки. Аппликация в детской одежде и интерьере.
Практика: выполнение аппликаций ручной, машинной, клееной;
- оформление детского кубика, аппликация на кармане, «весенний букет» ( аппликация для комнаты, клееная аппликация), корзина с фруктами (настрочная аппликация), оформление готового детского покрывала аппликацией (ручная), прикроватный коврик «Детские сны» (фрагмент), оформление готовых аксессуаров клееной аппликацией.
Методы: беседа, показ, объяснение.
ЗУНы: знать разные приемы в аппликации, технологию их выполнения, уметь переносить эскиз на основную ткань, оформлять края изделия, подбирать ткань по цвету и фактуре.
Форма контроля: наблюдение, анализ и обсуждение работ. Ключевые слова: эскиз, трафарет, фон, подрамник.
в интерьере. (28 часов)
Материалы и оборудование : ткань, флизелин, нитки, английские булавки, ножницы, мелок, швейная машина, утюг.
Теория: знакомство ребят с традициями лоскутного крестьянского искусства (русская изба]. Дизайн детской комнаты, оформление кухни на даче, сочетание лоскутных изделий с интерьером.
Практика: практическая работа: №1 - лохматый коврик из полосок; №2 - чехол на табурет из треугольников; №3 - грелка на чайник; №4 - варежки- рукавички; №5- оформление полотенца; №6- коврик из шестигранников на сундук; №7 - накидка на лавку в виде половичка; №8 - панно для детской «Клоун».
Методы: объяснительно-иллюстративный, творческий, практический.
ЗУНы: знать технологию изготовления, варианты оформления разных комнат(детской, кухни).
Форма контроля: наблюдение, обсуждение.
Ключевые слова: интерьер, дизайн, пространство, диагональ, кайма, панно, узор, фрагмент, мотив, раппорт, «мельница».
Материалы и оборудование: натуральный и искусственный мех, поролон, синтепух, ватин, проволока, пуговицы, палочки, нитки, шило, кусачки, резак по меху, лезвие.
Теория: техника безопасности при работе с острыми режущими предметами; порядок хранения рабочих материалов, правила раскроя меха.
Практика: упражнения по отработке навыков работы с резаком по меху, практикум по организации рабочего места.
Методы: наглядный, практический.
ЗУНы: знать технику безопасности при работе с иглой, ножницами, резаком, кусачками; уметь определить направление ворса и правильно резать мех.
Ключевые слова: синтепух, кусачки, резак, колышек, каркас.
(4 часа)
Материалы и оборудование: ткань, шнур, кант, нитки, иглы, ножницы, швейная машина.
Теория: знакомство с разными видами отделочных машинных и ручных швов. Применение их в оформлении одежды, предметов быта.
Практика: отработка техники выполнения отделочных швов:»встык», «рулик». «объемный кант» (со шнуром),; буфы ручные и машинные, оборки, рюши «две оборки», рюши «змейка». На выбор 4 вида.
Методы: объяснительно- иллюстративный, наглядный, практический.
ЗУНы: знать название и технологию выполнения определенного шва, где его применяют, уметь настроить ширину стежка на машине, высчитать расход ткани на «буфы».
Форма контроля: наблюдение, конкурс на самый аккуратный шов. Ключевые слова: зигзаг, «буфы», «рюш», «шнур», «кант», «встык», «рулик».
10.Объемные игрушки. (без каркаса) (30 часов)
Материалы и оборудование: ткани, лекала, ножницы, иглы, нитки, образцы игрушек, фурнитура, фотографии.
Теория: объемная игрушка - основные отличия от плоской, правила раскроя; последовательность сборки, цвет и цветовое решение.
Практика: изготовление игрушек (капуста, перец, тыква, арбуз, дятел, солнышко, пингвин, ежик).
Методы: объяснительно- иллюстративный, наглядный, практический, творческий.
ЗУНы: знать последовательность пошива игрушки, экономный крой, уметь самостоятельно производить технологические операции, иметь навык закрепления пластиковых глаз и носиков.
Форма контроля: анализ, обсуждение изделий, выставка работ.
Ключевые слова: объемная игрушка, шарнирное соединение, отверстие, сборка, сувенир.
11. Игрушки из меха (18 часов)
Материалы и оборудование: мех, вата, синтепух, фурнитура, образцы, цветовой круг, нитки, иглы, лекала.
Теория: игрушки на основе шарика, технология выполнения игрушек из шариков, цвет и цветовое решение, знакомство с разными видами натуральных и искусственных мехами.
Практика: изготовление игрушек на основе шариков (снежки, гномик, лучик, снеговик, солнышко, Дед Мороз, Снегурочка).
Методы: наглядный, практический, творческий.
ЗУНы: знать технологию изготовления меховых игрушек из шариков, уметь правильно подобрать цвета, использовать навыки изготовления игрушек.
Форма контроля: обсуждение, наблюдение, конкурс «Во что может превратиться шарик?»
Ключевые слова: синтепух, мездра, цветовой тон, яркость, насыщенность.
12. Игрушки из трикотажа (16 часов)
Материалы и оборудование: трикотаж, лекала выкроек, пряжа, цветной шнур, бомбошки, иглы, синтепух, ватин, бусины деревянные.
Теория: правила раскроя из трикотажного полотна, утяжка. Интересные факты, реклама в нашей жизни, маленькие хитрости оформления: косички и шнурочки; сборка и набивка.
Практика: изготовление игрушек из трикотажа по готовым выкройкам («капля», «ш&ш», «Делми»,« Корова»)
Методы: объяснительно-иллюстративный.
ЗУНы: знать правила раскроя трикотажа, уметь создать объем игрушке, оформить.
Форма контроля: наблюдение, обсуждение изделий, выставка работ в объединении «Рекламные герои».
Ключевые слова: лекало, восковой мелок, «волшебный» карандаш, вспарыватель, пайетки.
13. Игрушки на проволочной основе (12 часов)
Материалы и оборудование: драп, проволока, кусачки, фурнитура, фотографии, пряжа, шнур.
Теория: технология изготовления игрушек на проволочной основе, выполнение разных видов каркасов.
Практика: самостоятельное изготовление игрушек на проволочной основе по теме: «Что растет в лесу и на поляне?» (Опята, лисички, мухомор, клевер, клубничка)
Методы: наглядный, практический.
ЗУНы: знать технологию изготовления проволочных каркасов, уметь самостоятельно обтянуть и придать форму игрушке.
Форма контроля: анализ, обсуждение работ.
Ключевые слова: каркас, силуэт.
14. Игрушки из меха с бисером (18 часов)
Материалы и оборудование: подкладочный и натуральный мех, бархат, велюр, проволока, леска, кусачки, нити, клей, иглы, ножницы, резак по меху.
Теория: приемы бисероплетения, технология изготовления мягких игрушек- сувениров с бисером, приемы кроя на бархате.
Практика: самостоятельное изготовление куклы-сувенира народов севера в национальном костюме, «Шапка-Монамаха», ободок для волос из меха и бисера.
Методы: объяснительно-иллюстративный, творческий.
ЗУНы: знать последовательность пошива игрушки, экономный край, цветовое решение национального костюма, уметь закреплять мелкие детали.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Ключевые слова: основа, резак, ворс.
Контрольные вопросы: (II год обучения)
- Знаете ли вы в какой стране впервые возникло лоскутное шитье?
- Перечислите где использовали лоскутную мозаику?
- Почему в средние века остатки тканных полотнищ не выбрасывали?
- Какие виды ручных и машинных швов вы знаете?
- Назовите, где используют «потайной» и «притачной» швы?
- Какие виды материалов вы знаете?
- Какое переплетения нитей в хлопке?
- Укажите на образце ткани долевую нить.
- Какие виды прокладочных материалов вы знаете? Какой из них чаще используют в лоскутном шитье?
- Чем отличается эскиз, схема от чертежа? Для чего они необходимы?
- Что такое стежка? Для чего она нужна и где ее используют?
- Что такое аппликация?
- Какие виды аппликации вы знаете?
- Назовите традиционные лоскутные изделия, используемые в интерьере русской избы?
- Что такое интерьер?
- Перечислите какие виды отделки вам знакомы?
- Что такое буфы? Где их можно использовать?
- Как рассчитать расход ткани на буфы?
- Перечислите виды набивных материалов используемых для мягких игрушек?
- Каким швом чаще всего соединяют меховые детали игрушки?
- Как определить направление ворса?
- Что такое каркас?
- Как можно оформить игрушку, чтобы она была уникальной?
Учащиеся третьего года обучения должны
- технику безопасности при работе с инструментами и оборудованием (швейная машина, утюг)
- название и технологию выполнения декоративных швов («буф», «рюш»)
- назначение декоративных швов;
- отличия от ручных и машинных буфов;
- что представляет собой русская тряпичная кукла;
- варианты изготовления тряпичных кукол;
- основы русского кроя;
- основные элементы женского народного костюма;
- отличия от сшивной и несшивной куклы;
- что такое «блок»?
- технологию изготовления блоков: «ананас», «изба», «полоска», «двойной квадрат».
- что такое объемная аппликация?
- разные способы присоединения объемных фрагментов аппликации
- правила раскроя трикотажа
- технологию изготовления игрушек из трикотажа
- направление долевой и нити «утка»
- технологический процесс обработки кожи и ее свойства
- самые простые приемы работы с кожей
- технологию изготовления проволочных каркасов
- утяжку мелких деталей.
Уметь:
- правильно организовать рабочее место
- выполнять «буфы» по схемам
- пришивать пайетки
- навыки выполнения декоративных швов
- рассчитать расход ткани на «буфы»
- выполнить схему «буфов»
- выполнить не сшивную куклу-закрутку
- отличать разнообразные виды лоскутных блоков
- правильно начертить схему блока
- выполнить эскиз и подобрать ткань по цвету и фактуре, подходящие к данному фрагменту
- создать игрушке объем, оформить внешний вид
- самостоятельно обтягивать и придавать форму игрушке
.
Учебно-тематический план (III год обучения) | ||||
№ п/п | Разделы программы | теория | практика | всего |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Декоративные швы (буфы) | 4 | 16 | 20 |
3. | Русская тряпичная кукла. Народный костюм | 2 | 8 | 10 |
4. | Выполнение предметов быта из лоскутов | 10 | 32 | 42 |
5. | Объемная аппликация | 9 | 29 | 38 |
6. | Игрушки из трикотажа | 4 | 24 | 28 |
7. | Сувениры из кожи | 2 | 22 | 24 |
8. | Игрушки на проволочной основе | 2 | 24 | 26 |
9. | Экскурсии | 2 | 24 | 26 |
Итого | 37 | 179 | 216 |
Содержание программы
(III год обучения)
1. Вводное занятие (2 часа)
Материалы и оборудование: ткань, вспарыватель, ножницы, кусачки, флизелин, синтепух, поролон, мех.
Теория: цели и задачи на учебный год, техника безопасности, повторение правил поведения, порядок хранения рабочих материалов.
Практика: организация рабочего места.
Методы: наглядный, практический.
ЗУНы: знать технику безопасности при работе с инструментами, уметь пользоваться лекалами, уменьшать и увеличивать выкройки, владеть технологическими операциями; правильно организовать рабочее место.
Форма контроля: наблюдение.
Ключевые слова: фрагмент, вспарыватель, кусачки.
- Декоративные швы (20 часов)
Материалы и оборудование: ткань, шелковые нитки, линейка, транспортир, закройный мелок, пайетки, бисер.
Теория: составление схем построения «буфов», технология выполнения декоративных швов и их разновидности.
Практика: отработка техники, выполнение машинных буфов, ручных; изготовление декоративных наволочек.
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.
ЗУНы: знать название и технологию выполнения декоративных швов, уметь правильно рассчитать расход ткани на буфы; пришивать пайетки.
Форма контроля: наблюдение.
Ключевые слова: «буфы», «рюши», сетка, пайетки.
3. Русская тряпичная кукла. Народный костюм
(10 часов)
Материалы и оборудование: ткань х/б, синтепух, картон, ножницы, катушка от ниток, нитки, иглы.
Теория: из истории русской народной куклы; сшивная кукла, этнографическая кукла, знакомство с русским народным костюмом основами русского края.
Практика: изготовить один из вариантов куклы-закрутки и сшивной куклы.
Методы: иллюстративный (открытки, фото, иллюстрации в книгах)
ЗУНы: знать основы русского кроя; элементы женского костюма, разные варианты изготовления тряпичных кукол, уметь выполнять несшивную куклу- закрутку;
Форма контроля: наблюдение, кроссворд из ключевых слов. Ключевые слова: кукла-закрутка, рубаха, понёва, сарафан, орнамент.
4. Выполнение предметов быта из лоскутов
(42 часа)
Материалы и оборудование: швейная машина, утюг, поролон, ткань, синтепон, рамки, пяльца, нитки, иглы, флизелин, мех.
Теория: сочетание лоскутных изделий с окружающим интерьером, знакомство с традициями лоскутного крестьянского искусства (русская изба), предметы быта.
Практика: изготовление предметов быта из лоскутов:
игрушка-подушка «панда» (для детей)
игрушка-подушка «лисичка» (для детей)
салфетка для журнального столика
накидка на табурет
наволочка для диванной подушки
Методы: наглядный, творческий
ЗУНы: знать технологию изготовления блоков: «ананас», «изба», «полоска», «двойной квадрат», уметь правильно начертить схему блока и перенести на Ткань, изготавливать шаблоны.
Форма контроля: наблюдение, выставка работ.
Ключевые слова: флизилин, блок, фрагмент.
5. Объемная аппликация (38 часов)
Материалы и оборудование: калька, копирка, нитки, ножницы, рамки, лоскуты ткани, лекала, тесьма, закройное колесико, швейная машина.
Теория: знакомство с техникой и приемами выполнения объемных аппликаций на плоской поверхности, регулировка ширины зигзага на швейной машине.
Практика: выполнение машинной аппликацией
- панно для кухни (корзинка с яблоками)
- «ваза с цветами»
- «яблоня»
- ваза с фруктами
- панно «птичий двор» Методы: объяснение, показ.
ЗУНы: знать разные способы присоединения объемных фрагментов аппликации, уметь выполнить эскиз и подобрать ткани по цвету и фактуре, подходящие к данному фрагменту.
Форма контроля: анализ и обслуживание работ.
Ключевые слова: полуобъем, объем, контур.
6. Игрушки из трикотажа (28 часов)
Материалы и оборудование: выкройки, лекала, трикотаж, цветной шнур, пряжа, бомбошки, деревянные бусины, пуговицы, иглы ватин, поролон, синтепух.
Теория: сувенирная игрушка, правила раскроя из трикотажа, набивка, придание разных форм, утяжка, выполнение глаз и носа, оформление головы
Практика: изготовление игрушек из трикотажа по готовым выкройкам (пчела, паук, божья коровка, стрекоза, муха-цокотуха, муравей, шмель, майский жук, черепаха, бабочка)
Методы: наглядный, практический.
ЗУНы: знать правила раскроя трикотажа, направление долевой нити, утка; уметь создать объем игрушке, оформить внешний вид.
Форма контроля: наблюдение, обсуждение изделий, выставка работ в объединении «Обитатели леса».
Ключевые слова: лекало, сувенир, синтепух.
7. Сувениры из кожи (24 часа)
Материалы и оборудование: образцы изделий из кожи, технологическая карта по изготовлению изделия, канцелярский нож, образцы кожи, пробойник, шнурок, шило, ножницы.
Теория: художественная обработка кожи, старинный вид ремесла, предметы быта, последовательность сборки, цветовое решение.
Практика: выполнить поделку из кожи на выбор
- Брошки (лев, кот, зайка, петушок, собачка, лошадка].
- Корешки для книжных переплетов.
- Ремешок для часов.
- Книжная закладка.
- Сумочка под сотовый.
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.
ЗУНы: знать технологический процесс обработки кожи и ее свойства, самые простые приемы работы, уметь выполнять из кожи мелкие выпуклые детали
Форма контроля: наблюдение, выставка работ учащихся.
Ключевые слова: шаблон, пробойник, шило, основа.
8. Игрушки на проволочной основе (26 часов)
Материалы и оборудование: ткань, проволока, кусачки, фурнитура, шнур, пряжа, синтепон.
Теория: каркасная игрушка - основные отличия от обычной, правила раскроя, выполнение каркаса, последовательность сборки, цвет и цветовое решение, виды проволоки.
Практика: выполнить изделие на проволочной основе (одуванчики, лошадка, индеец, африканочкаО.
Методы: наглядный, практический.
ЗУНы: знать технологию изготовления проволочных каркасов, утяжку мелких деталей, уметь самостоятельно обтягивать и придавать форму игрушке, оплетпть шерстяной ниткой конечности, анализ, обсуждение работ.
Ключевые слова: каркас, синтепон.
9.Веточки на основе низания петельками (34 часов)
Материалы и оборудование: проволока, леска, иглы, сантиметр, ножницы, кусачки, бисер, стеклярус, пайетки, шелковые нитки.
Теория: плетение двумя концами одной проволоки (параллельное низание), низание петельками. Разные виды веточек. Деревья, кустарники.
Практика: плетение деревьев и кустарников: осеннее дерево, зимнее и летнее.
Наглядность: папка с большими фотографиями, схемы плетения, образцы деревьев из бисера, пайеток, стекляруса.
Методы: объяснительно - иллюстративный, практический.
ЗУНи: знать способы бисероплетения петельками, основные приемы низания бисера на леску, уметь правильно подобрать цвета, толщину проволоки.
Форма контроля: анализ, обсуждение композиции, выставка « Природа нашего края».
10. Сувениры из бисера (14 часов)
Материалы и оборудование: деревянные яйца, кольца для брелков, карабины, бисер, стеклярус, леска, проволока, тесьма, бархат, кусачки, ножницы.
Теория: виды сувениров, их роль в жизни человека, назначение.
Практика: изготовление сувениров из бисера на проволоке или леске, сетчатое плетение: брелки, пасхальные яйца, сувенирные зажигалки.
Наглядность: оплетенные яйца, разные виды брелков, схемы плетения.
Методы: объяснительно - иллюстративный, наглядный, практический, творческий.
ЗУНи: способы плетения ажурной сетки, порядок выполнения выбранного сувенира, уметь закреплять проволоку или леску к застежке или карабину, обтягивать деревянные яйца бархатом.
Форма контроля: анализ и обсуждение работ.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: (3 год обучения)
- Что такое декоративные швы?
- Перечислите, какие виды декоративных швов вам знакомы?
- Чем отличаются технологии выполнения машинных буфов от ручных?
- Для чего в декоративный шов вшивают шнур?
- В каких предметах интерьера используют «рюш»?
6. Что представляет собой русская тряпичная кукла?
7. Какие варианты изготовления тряпичных кукол вам известны?
8.Назовите основные элементы женского народного костюма?
9.Чем отличается сшивная от не сшивной куклы?
10.Как называется не сшивная кукла?
11.Что такое «блок»?
12.Чем отличается эскиз, схема от чертежа? для чего они необходимы?
13.Чем отличается трикотаж от хлопка?
14.Как опредилить долевую нить?
15.Назовите отличия искусственной кожи от натуральной?
16. Из какой кожи делают мелкие выпуклые детали?
17.Назовите самые простые приемы работы с кожей?
18. Что такое объемная аппликация?
19.В каких изделиях ее используют?
20. Из чего изготавливают каркас?
21.Назовите основные отличия каркасной игрушки от обычной?
МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Предусмотрен мониторинг результатов обучения по теоретическим знаниям, практическим навыкам по основным разделам программы.
Методы контроля: собеседование, наблюдение, опрос. Результаты оцениваются по знаковой системе: О- высокий (80-100%)
- средний (50- 70%)
- низкий (10- 40%)
- Теоретические знания оцениваются 2 раза в год по знаковой системе.
- Теоретические знания по основным разделам учебно- тематического плана программы
- Критерии: соответствие теоретических знаний ребенка к программным требованиям
- Уровни:
-низкий уровень- ребенок овладел менее чем % объема знаний предусмотренных программой;
- средний уровень- объем усвоенных знаний составляет более
- высокий уровень- ребенок освоил весь объем знаний, предусмотренный программой за конкретный период.
- Владение специальной терминологией.
- Критерии - осмысленность и правильность использования специальной терминологии.
- Уровни:
- низкий уровень- ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины;
- средний уровень - ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой;
- высокий уровень - употребляет специальные термины осознанно и в полном соответствии с их содержанием.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА
Практические умения и навыки оцениваются 3 раза в год по контрольным вопросам, кроссвордам, по самостоятельному выполнению работ.
1. практические умения и навыки, предусмотренные программой.
- Критерии:
Соответствие практических умений и навыков требованиям программы.
1. высокий уровень- ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, за конкретный период.
Самостоятельно работает, старается совершенствовать изделия, вносить изменения в работу, умеет пользоваться инструментами.
- Средний уровень- объем усвоенных умений и навыков предусмотренных программой за конкретный период составляет 50- 70%. Самостоятельно работает, выбирает подходящий материал, но работает с помощью педагога, по указанию, не принимает самостоятельных решений.
- Низкий уровень- ребенок испытывает серьезные затруднения при работе. Объем усвоенных умений и навыков, предусмотренных программой, за конкретный период составляет 10-40%. Все выполняет с помощью педагога.
ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ
Тема: Обследование умений и навыков при работе с тканью на момент поступления в объединение.
Цель: 1) Определить стартовый уровень развития знаний, умений и навыков ручного труда.
2) Определить творческие способности.
Чтобы проверить, в какой степени ребёнок владеет тем или иным умением, целесообразно провести контрольное обследование. Это позволит оценить динамику развития ребёнка. Спланировать дальнейшую работу с учётом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков. Предлагаю провести для обследования умений и навыков следующий ряд заданий:
Сводная таблица
№ | Ф.И. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание №5 | Итого |
1 | |||||||
2 |
Задание №1. Дидактическая игра «Размести шаблон»
Детям предлагается прямоугольный отрез ткани. Каждому из учащихся раздаются несколько шаблонов различной формы. Необходимо на ткани разместить как можно больше шаблонов.
Задание №2. Тест «Основы цветоведения»
Раздаточный материал для каждого ребенка: конверт с цветными треугольниками и лист белой бумаги. Детям предлагается составить узор , используя разные цветовые оттенки треугольников
Задание №3. Тест « Материаловедение».
Тестирование проводится в форме игры: дети по очереди вытягивают из «цветка» лепесток с цифрой, которая обозначает номер карточки. На карточках- различные виды материала, используемые в изготовлении игрушки: трикотаж, ситец, искусственный мех, синтепон. Дети должны определить название материала на карточке.
Задание №4 Дидактическая игра «Что это?»
Необходимо придумать, на что похожа эта чёрная клякса (можно дорисовать). Чем больше ребёнок придумает вариантов, тем лучше.
Задание №5. Работа с ножницами.
Детям раздаются ножницы и пять одинаковых квадратных листов цветной бумаги (желтый, красный, оранжевый, зеленый) и предлагается вырезать из них фрукты или овощи.
Критерии оценок.
-ребенок быстро и аккуратно справляется с заданием, работает по собственному замыслу, правильно располагает шаблоны на ткани.
- ребенок работает быстро, но неаккуратно, долго думает над ответом
- ребенок работает медленно, неаккуратно, копирует работу соседа, не называет ни одного вида ткани, неправильно выполняет задание
Оценивание производится по пятибалльной шкале с последующим определением уровня развития:
От 1-11-низкий;
от 12-19-средний;
от 20-25- высокий.
Механизм отслеживания результатов
.
№ п/п | Фамилия, Имя ребёнка | Конец 1 полугодия | Конец 2полугодия | Общее за год | ||||||||||
теория | практика | Общее за 1 полугодие | теория | практика | Общее за 2 полугодие | |||||||||
Умения различать разновидности ткани | Выполнение изделий из ткани | Координация движений | Умение смётывать изделия | Умения работать с шаблонами и трафаретами | Умение экономить ткань | Вырезание по контуру | Умение соединять две детали вместе | Точность выполнения | ||||||
Зрительно | тактильно | |||||||||||||
Высокий уровень – выполняет работу самостоятельно. Умеет применять полученные знания в новой деятельности. Охотно работает с разными видами материала. Ловко владеет инструментами.
Средний уровень – достаточно самостоятельно применяет знания. Иногда прибегает к помощи педагога. Пытается работать с разными материалами, но не всегда удачно их комбинирует. С инструментами не экспериментирует, предпочитает уже знакомые.
Низкий уровень – выполняет работу с помощью педагога, пользуется шаблонами. Слабо ориентируется в материалах. С инструментами обращается робко, не используя до конца его возможности.
Материально-техническое обеспечение.
- Электрическая швейная машина - 2 шт.
- Утюг
- Рабочий стол.
- Гладильная доска.
- Ткань в ассортименте.
- Искусственный мех.
- Синтепон, халафайбер.
- Закройные мелки.
- Швейные нитки.
- Пряжа.
- Шпагат.
- Проволока.
- Иглы для ручных и швейных работ.
- Булавки.
15.Циркуль.
16.Картон.
17.Измерительные инструменты (линейка, угольник, лекала).
18.Наперсток.
19.Ножницы.
20.Лезвие.
21Вращающийся резак.
22.Вспарыватель.
23.Кусачки.
24.Калька, миллиметровая бумага.
25.Универсальный клей.
26.Кисти для клея.
27.Пуговицы, бусинки.
28.Спички, свечка
Методические и дидактическое обеспечение.
Методические разработки:
1.«Техника шитья из лоскутков» (пэчворк)
2.«Лоскутная подушка» (геометрический рисунок, технологическая карта]
3.«Двойной квадрат» (мастер- класс : чехол на табурет)
4.«Пляжная сумка» (декоративные швы с использованием шнура, бусин, колец)
5.Кроссворд из ключевых слов
6.«Букет»
7.Поделки из кожи (сувениры, мастер- класс)
«Лоскутная техника в интерьере» (56 фотографий с выставок, семинаров, мастер- классов, фестивалей, 24 иллюстрации из журналов)
«Живопись из квадратов и полос» (образцы разных видов блоков в натуральную величину из ткани 17 шт., фотографии лоскутных изделий 20 шт., вырезки из журналов и газет 14 шт.)
21 конверт с цветными бумажными шаблонами (тема «Цветовой круг») Карточки- схемы (10 шт.) на которых изображены чертежи сборки разных видов лоскутных блоков.
Конверты (14шт.) - выкройки в натуральную величину и шаблоны из картона (лоскутные блоки 50*50 см.)
Папка - настенное панно из ситца, фрагменты разных видов блоков. Наглядность: настенное панно, коврики, чехлы в лоскутной технике на стендах.
Методические разработки:
1.Кроссворд №1 по теме «Алгоритм пошива игрушки»
2.Кроссворд №2 из ключевых слов
3.Игрушка - подушка «Полосатый кот» (технологическая карта)
4.Пошив игрушки- сувенира «Овечка» (мастер- класс)
5.Игрушки из бомбошек (мастер- класс)
Дидактическое обеспечение:
Фотографии работ с выставок, конкурсов, семинаров (22 шт.), вырезки из журналов (15 шт.), выкройки в масштабе.
58 конвертов с бумажными выкройками мягких игрушек в натуральную величину
Шаблоны игрушек- сувениров из картона (18 шт.)
Образцы мягких игрушек в натуральную величину: плоских, объемных и на каркасной основе.
Стенды, оформленные сувенирными мягкими игрушками
Лоскутная мозаика и мягкая игрушка.
- М. Максимова, М, Кузьмина «Лоскутики». ЗАО Издательство «ЭКСМО-Пресс» 1998 г.
- И.Ю. Муханова «Шитьё из лоскутов», «Лоскутные узоры». Издательство «ОЛМА-
Пресс» 2001 г.
- Кузьмина «Азбука плетения», «Девичьи хлопоты». Издательство «ЭКСМО-Пресс»
1997 г.
- И. Мухамова «Лоскутное шитье». Издательство «АСТ-ПРЕСС» 2000 г.
- К. Митителло «Аппликация. Техника и искусство». Издательство «ЭКСМО-Пресс»
- г.
- Донна Купер «Лоскутное шитье». Москва Школьная Пресса 2004 г.
- Е. Путятина «Учимся шить мягкие игрушки. Первые шаги». Издательство «Феникс»
- Алла Столярова «Игрушки-подушки». Издательство «Культура и традиции» Москва
2003 г.
- Дворец пионеров и школьников им. Крупской «Сказка своими руками» (выкройки).
- Т.В. Городкова, М.И. Нагибина «Мягкие игрушки-мультяшки и зверюшки».
- Н. Деревянко, А. Трошкова «Мягкая игрушка», Игрушки в подарок». Издательство
ЭКСМО 2004 г.
- Джемми Кадж «Мишки» ОЛМА-ПРЕСС Гранд 2006 г.
- О.И. Нагель «Художественное лоскутное шитье». Москва. Школьная Пресса 2004 г.
- А.Н. Малышева «Работа с тканью». ООО Т.Д. «Издательство Мир книги» 2005 г.
- Технология «Поурочные планы». Издательство «Учитель» О.В. Павлова 2006 г.
Надежда Войдинова «Мягкая игрушка». Издательство
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка и использование учебных электронных пособий. ЭУП «Технология обработки ткани»
В статье представлены принципы, основные компоненты, построение и требования к содержанию ЭУП. Представлено описание разработанного пособия "Технология обработки ткани"...
Кроссворд "Технология обработка ткани" 6 класс
Кроссворд "Технология обработка ткани" 6 класс...
Обобщающий урок по разделу: «Обработка ткани».
повторение раздела "Обработка ткани"....
Урок "Обработка ткани с элементами машиноведения", 8 класс
Игра-соревнование "Искусство кройки и шитья" - повторение пройденного материала, проверка знаний учащихся, воспитание ответственности, внимательности, привитие навыков культуры общения....
Методические рекомендации и основы проведения занятий по разделу: "Художественная обработка ткани"
В статье даны методические рекомендации учителям технологии по изучению разделов " Основы вышивки" и "Вязание"....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ТКАНИ В 5 КЛАССЕ
Тема: введение. Цель: ознакомить с планом работы, программой, инструментами, принадлежностями, материалами; провести экскурсию по кабинету «Технология ...
Конспект урока ПО ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ТКАНИ В 5 КЛАССЕ
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ТКАНИ В 5 КЛАССЕ УРОК 1 Тема: введение. ...