Программа школьного кукольного театра
рабочая программа по теме
Для развития индивидуальных творческих способностей у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkolnogo_kukolnogo_teatra.docx | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кукольного театра
Направление: художественно-эстетическое, адаптированная
Срок реализации: 1 год
Возрастной контингент: 7-12 лет
Разработчик:
педагог дополнительного образования ____________________
ПАСПОРТ
программы кукольного театра
Наименование программы | Программа кукольного театра «______________» |
Разработчик программы | Педагог дополнительного образования _________________________ |
Координатор программы | Администрация муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования _____________________________________ |
Основные исполнители программы | 1.Педагог дополнительного образования муниципального образовательного |
Цель программы | Развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством кукольного театра |
Задачи программы | 1. Создание условий для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр; |
Условия реализации программы | 1. Достаточная ресурсно-финансовая обеспеченность программы; |
Основные направления программы | 1. Актерское мастерство кукловода. |
Сроки реализации программы | 1 год |
Основные разделы программы | 1.Пояснительная записка. |
Объем финансирования | Финансирование программы осуществляется Муниципальным общеобразовательным учреждением дополнительного образования детей _____________________, спонсорскими и родительскими средствами. |
Допущения и риски при реализации программы. | 1. Недостаточное материально-ресурсное обеспечение. |
1. Пояснительная записка
Программа включает в себя комплекс специальных дисциплин, таких как упражнения по мастерству, сценическая речь, сценическое движение, особенности работы с куклами разных видов.
Кукольный театр – искусство коллективное. Оно включает в себя деятельность различных специалистов: драматурга, режиссера, художника, композитора, осветителя и многих других. Все они работают над созданием спектакля как единого целого.
Занимаясь таким видом театральной деятельности как кукольный театр, ребенок может воспитать в себе творческие и человеческие качества. Дети – самые лучшие актеры, поскольку они непосредственны, активны, эмоциональны. Игра для них – естественная потребность. Необходимо не только научить их владеть куклой, как сценическим партнером, но и голосом, мимикой, т.е. выразительными средствами актера. Кукольное театральное искусство позволяет заниматься этим осознанно. Участие в создании самих кукол, декораций и представления в целом позволяет приобрести так же дополнительные практические навыки. А так же навыки работе в команде, коллективе.
Одной из основных задач педагога является обеспечение социализации обучающихся, формирование общей культуры личности, инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, а также акцентировать внимание каждого учащегося на его успехах в процессе обучения.
Творческая деятельность позволяет реализовать ребенку свои творческие способности, которые не всегда проявляются в учебной деятельности общеобразовательных школ. Следует отметить, что детская потребность в игре совпадет с игровой природой актерского искусства. Работая на сценической площадке, дети приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, концентрация, умение свободно держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, взаимодействие с партнером, самостоятельность мышления, творческое воображение, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Развитие этих качеств является актуальным при формировании личности ребенка в современных условиях и способствует самореализации ребенка в будущем.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 7-12 лет в течение одного учебного года.
Цель программы
Развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством кукольного театра
Задачи программы
1. Создание условий для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр;
2. Создание предпосылок к выявлению, развитию индивидуальных способностей у детей и совершенствованию их в практике работы с куклами;
3. Обучение основам актерского творчества и развитие памяти, внимания, воображения, мышления посредством кукольного театра;
4. Развитие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности и организация содержательного досуга.
2. Учебно-тематическое планирование
Основные навыки | Задачи | Средства | Формы реализации |
1.Актерское мастерство | Активизация детей. | Музыкальное сопровождение, различные предметы для упражнений. | Упражнения на внимание, память, воображение. Развивающие упражнения на физическое самочувствие, зрительное восприятие, чувство ритма и т.д. Этюды с куклами – индивидуальные, коллективные |
2.Сценическое движение кукловода | Развитие жестов, мимики, движений. Укрепление мышечной системы. Обучение умению создавать физические действия по тексту. | Необходимый реквизит, музыкальное сопровождение | Упражнения на координацию движений, темпоритм, мышечное внимание, освобождение мышц, жест, осанка, центр тяжести. Пластические этюды. |
3.Сценическая речь | Развитие речи через правильное, четкое, громкое произношение звуков. Обучение четкому произношению слов во время движения. | Дидактический материал. | Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения, речь в движении, дикция, гигиена голоса, работа со скороговорками, текстом описательного характера. |
4.Теоретические знания | Знакомство с историей кукольного театра, различные системы и виды кукол и кукольного театра. Рождение куклы, декораций, сценария. | Дидактический материал. | Беседы, самостоятельное изучение. Написание и режиссура сценариев. |
3. Формирование знаний, умений, навыков
Результат обучения по основным навыкам
Актерское мастерство:
• умение концентрировать внимание;
• умение правдиво и логично действовать на сценической площадке с куклой;
• умение чувствовать партнера по сценической площадке;
• умение сочинять и демонстрировать индивидуальные и коллективные этюды.
Сценическая речь:
• Освоение дыхательной и артикуляционной гимнастики;
• Знание гигиенических правил голосового аппарата;
• Совершенствование техники речи. Культура речи.
• Моделирование голоса, тона и речи. Технические приёмы моделирования речи: ритм, темп и громкость речи, и психологические аспекты.
• Развитие умения привлечь речью зрителя
• Работа с речевым текстом: монолог, диалог, полилог.
Сценическое движение:
• Освоение основных приемов работы с куклами;
• Умение посредством куклы привлечь внимание зрителя
• Умение создавать физические действия с куклой по тексту.
• Освоение основных движений за ширмой (в одиночку, в паре, в тройке)
Практические навыки:
• Создание кукол, костюмов, декораций
• Основы мастерства звуко и светооператора
• Написание сценариев
4. Методическая работа.
• Формирование «портфолио» документов, отзывов на работы учащихся
• Разработка и проведение открытых занятий (по графику учреждения)
• Участие в мероприятиях различного уровня (в течение года)
• Изготовление кукол, реквизита, декораций (в течение года)
• Участие в мероприятиях по проведению диагностики учащихся в рамках учреждения.
Принципы:
• Индивидуализации
• Системности (последовательности)
5. Условия реализации программы.
Для качественной реализации программы необходимы материалы для изготовления кукол, реквизита, оформления сцены (ширмы, кулисы); репертуарный материал (периодика); диски с музыкой и спецэффектами.
Материально-техническая база, инвентарь, расходный материал.
Занятия в кукольном театре «Колобок» проводятся в актовом зале МБОУ «СОШ № 4 г. Льгова» ». В зале имеется сцена, ширма. Для теоретических занятий предоставлен кабинет.
Дидактический материал.
Для проведения занятий накоплен достаточный теоретический, демонстрационный и дидактический материал: специальная литература, сценарии занятий, спектаклей, мини сценок и т.п.
Перспективы развития программы.
• Возрождение в городе детского кукольного театра как одного из видов театрального искусства.
• Создание коллектива единомышленников
• Сотрудничество с другими творческими коллективами города
6. Работа с родителями
Реализация программных мероприятий невозможна без сотрудничества с родительской общественностью. Связь с родителями воспитанников осуществляется на протяжении всего курса обучения. Не исключается проведение совместных занятий детей с родителями.
В начале учебного года проводится общее родительское собрание, на котором родители могут ознакомиться с планом работы кукольного театра, а также сделать социальный заказ на те или иные образовательные услуги, которые могут реализоваться в рамках данной программы.
В течение учебного года родители могут интересоваться успехами детей, посещая открытые занятия, концерты, спектакли, которые реально отражают успехи их детей. Родители должны стать неотъемлемой частичкой коллектива. Для этого необходима их помощь в изготовлении кукол, реквизита, а может, и исполнение ролей в спектакле. Обязательное приглашение на внутриклубные мероприятия в качестве зрителей и участников. На практическом примере достижений воспитанников родители смогут убедиться в необходимости обучения детей в кукольном театре.
В конце учебного года в рамках дня открытых дверей проводится спектакль, воспитанников кукольного театра, на которые приглашаются родители всех учащихся.
Мотивацией участия родителей в программе является сформировавшаяся у родителей потребность в развитии у своих детей творческого мышления, инициативности, формирования общей культуры личности и профессионального самоопределения.
7. Литература.
1. Добровольская Н.Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М: Музыка, 2002.
2. Годик М.А., Барамидзе А.М., Киселева Т.Г. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность.- М.:Советский спорт, 1991.
3. Гудков Л.И. Мастерство, творчество, поиск. М: Профиздат, 2001.
4. Добровольская Н.Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М: Музыка, 2002.
5. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра (Серия «Хит сезона»), Ростов-на Дону, «Феникс», 2003
6. Клитин С.С. Режиссер и чтец. СПб: Искусство, 2008.
8. Максимова В.А. …И рождается чудо спектакля: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1980.
9. Методика выразительного чтения/Под ред. Завадской Т.Ф. М: Просвещение, 1999.
10. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании школьников. М: Просвещение, 2005. Раугул Е., М. Козырева. Театр в чемодане, Санкт-Петербург, Литера 1998
11. Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. М: Просвещение, 2004.
12. Самодеятельный театр. Репертуар и методика. М: Искусство, 2007.
14. Театрализованные праздники в школе/ Под ред. заслуженного деятеля наук, доктора педагогических наук профессора Пидкасистого П.И. М: Юникс, 2001.
15. Царев М. Мир театра: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1987.
16. Чаботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке. Для учащихся старших классов. М: Инфо-М, 2005.
17. Чечёрин А.Н. Основы драматургии театральных представлений: история и теория. М: Просвещение, 2001.
19. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.- М.: Метафора, 2002.
ПРОГРАММА
Исходным моментом в работе над спектаклем является выбор пьесу, которая определяет направление и содержание работы кружка на значительный период. Выбор пьесы должен определяться прежде всего ее содержанием, идейной и художественной ценностью. Необходимо учитывать, на какой возраст пьеса рассчитана; она обязательно должна быть понятной и интересной для исполнителей. Однако это положение не нужно понимать узко. Необходимо расширять кругозор ребят и не ограничивать выбор пьес кругом уже имеющихся у них представлений.
Если ребята более старшего возраста решат поставить спектакль специально для показа младшим школьникам или дошкольникам, тогда пьеса выбирается соответственно возрасту будущей аудитории. Как правило, при выборе пьесы надо в первую очередь считаться с заинтересованностью самих исполнителей. Работа над спектаклем должна их увлекать. В старшем возрасте ребята часто проявляют интерес даже к чисто постановочным или техническим задачам. Это тоже надо учитывать.
Образ куклы типизирован, обобщен, или, как говорят, обладает маской. Она изображает только самое существенное и типичное во внешности и поведении персонажа. Поэтому образы пьесы для театра кукол должны быть собирательными и в высшей степени обобщенными. Речь персонажей должна быть действенной и характерной.
При выборе пьесы необходимо учитывать исполнительские и технические возможности кружка. Прежде всего руководителю необходимо подумать, есть ли у него исполнители на все роли, мужские и женские.
Распределение ролей — дело не только режиссерское, но и педагогическое. Нужно равномерно распределять работу в кружке и избегать постоянного выдвижения на ведущие роли одних и тех же исполнителей. Кроме того, не следует усматривать у детей определенные амплуа, надо стремиться расширять диапазон исполняемых ими ролей.
Выбирает пьесу руководитель, но желательно, чтобы коллектив принимал в этом участие. Руководитель может предложить на выбор две пьесы, намеченные им.
Необходимо стремиться к созданию оригинального репертуара, не прибегая к копированию репертуара профессиональных театров кукол. Пьесы, идущие в профессиональных театрах кукол, как правило, не под силу детскому самодеятельному кружку. Даже в кружках, где дети занимаются по нескольку лет, такие пьесы не выдерживают сравнения в художественном и техническом отношении с профессиональным театром и приносят кружковцам известное разочарование, неверие в свои силы и потерю интереса к работе.
Первые репетиционные пробы работы с куклой рекомендуется проводить сразу на грядке ширмы. Если в комнате, где происходит работа за столом, нет возможности установить ширму, можно заменить ее так называемой времянкой в виде, например, длинного деревянного бруса, укрепленного на двух стойках на высоте обычной ширмы. Это позволит уже во время занятий за столом пробовать и проверять движения кукол, репетировать отдельные куски, а потом снова вернуться к анализу и дальнейшему обсуждению роли.
Затем начинается работа за столом. К этому времени роли должны быть переписаны и розданы всем исполнителям. Рекомендуется переписывать не только текст данной роли, но и всю сцену, где участвует этот персонаж, оставляя одну сторону листа или поле для пометок и записи замечаний руководителя.
Цель работы за столом — вместе с исполнителями разобрать текст пьесы, найти в каждой сцене действенное содержание, осветить каждый момент спектакля с точки зрения его идеи, темы, сюжета и характеров действующих лиц. Она проводится в форме читок, обсуждений и бесед. Руководитель вовлекает всех исполнителей, вызывая их на высказывания наводящими вопросами. Он обращает внимание на обстоятельства, предлагаемые пьесой, добивается понимания того, как влияют они на поведение действующих лиц. Затем просматриваются действия каждого персонажа и куски его роли. Наводящими вопросами здесь будут: что хочет данный персонаж? К чему стремится? Что делает?
Работа за столом будит воображение исполнителей. Очень важно дать их воображению определенное направление, научить их мыслить в образах театра кукол, а не представлять себе при этом живых людей. Поэтому в работе за столом поднимаются также вопросы устройства кукол, ширмы и декораций. Обсуждая действия своих персонажей, исполнители должны задумываться над тем, как осуществить эти действия на ширме. В связи с работой по анализу пьесы в целом идет и разбор текста.
В работу за столом не следует вносить элементы игры, побуждать детей к переживанию или включать работу над словом. В отрыве от куклы это не принесет никакой пользы. Основная задача руководителя — научить исполнителя вкладывать свои мысли, чувства в игру куклы. Всякое упражнение в отрыве от куклы будет нарушать необходимую гармонию между внутренним творческим устремлением исполнителя и реализацией в игре кукол.
Работа с исполнителями на ширме ведется в двух направлениях: общая работа над спектаклем и индивидуальная работа с каждым исполнителем. Они могут осуществляться одновременно, но руководитель в процессе занятий должен отчетливо видеть границы между ними. Общая работа — постановочная. В этом случае все указания, замечания и предложения руководителя направлены на формирование спектакля. Индивидуальная же — это педагогическая работа. Руководитель воспитывает у исполнителей навыки водить куклу, тренирует их в выполнении определенных действий и т. д. Все его замечания могут носить индивидуальный характер применительно к данному исполнителю.
Работа с исполнителями разделяется на два периода.
В первый период исполнитель овладевает куклой и ее действиями в конкретных условиях спектакля и одновременно приспособляется сам ко всей обстановке за ширмой. То, что было задумано в работе за столом, теперь конкретно воплощается на ширме. Одновременно режиссер проверяет, как осуществляются задуманные в спектакле положения, как обыгрываются куклами все предметы и декорации, находит новые приспособления.
Второй период работы основывается на уже найденных действиях кукол, выработанном поведении самих исполнителей. В это время находят нужный темп, окончательно шлифуют, выравнивают все течение спектакля, вносят необходимые коррективы, устанавливают окончательно все оттенки игры в отдельных кусках, сценах. Словом, вторая часть работы с исполнителями касается общей композиции спектакля.
Эти два периода отличаются не только содержанием, но и методами работы. В первый период все поправки, указания и советы дает руководитель, как только возникает в них необходимость, для чего действие прерывается. Возможны показ (как делать), совместные поиски наиболее интересных сценических приспособлений. Во второй период указания даются по большим кускам, целым сценам и актам. Исполнители выполняют указания руководителя более самостоятельно. В этот период необходимы прогоны актов, сцен спектакля и т. д., за ширмами должен быть создан необходимый порядок. Все участники — и те, кто занят в спектакле как исполнители, и те, кто обслуживает спектакль, — должны знать свои места, свои задачи, куклы и реквизит должны лежать на своих местах. Необходимо ряд занятий целиком посвятить вопросам организации ребят за ширмой.
Программа занятий театрального кукольного кружка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кружок театра кукол — одна из форм внеклассной (внешкольной) работы с детьми в области художественного воспитания. В основе этой работы лежит любимый детьми вид театрального зрелища — театр кукол.
Работая с куклой, исполнитель должен понимать содержание образа, сценическую ситуацию, изобразительные возможности куклы, обладать некоторой музыкальностью. В процессе изготовления кукол, декораций и монтировки учащиеся приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструментами и материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности в области изобразительного искусства — чувство цвета, формы, понимание художественно-образного изображения.
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ КРУЖКОВ
№ n/n | Вид работы | Кол-во занятий | Кол-во часов |
1 | Знакомство с кружковцами. Прослушивание ребят проверка музыкального слуха, технических и художественных навыков. | 1 | 3 |
2 | Рассказ об искусстве театра кукол. Показ кукол различных систем. | 1 | 3 |
3 | Знакомство ребят с правилами поведения в кружке, выбор старосты и ответственных за хранение кукол, инструментов и т. д. Рассказ о плане работы кружка на год. | 1 | 3 |
4 | Овладение навыками кукловождения на материале простейших этюдов с перчаточной куклой. | 10 | 30 |
5 | Тематические этюды на развитие фантазии, творческого внимания. Коллективные этюды, этюды на игру с предметами. | 10 | 30 |
6 | Занятия техникой речи. | В течение года | 20 |
7 | Работа над пьесой: Читка пьесы и распределение ролей. Обсуждение идеи и темы пьесы. Рассказ руководителя о будущем спектакле. Этюды с куклами па материале пьесы. Репетиция по кускам, установка мизансцен, пластического и речевого поведения образов. Монтировочные репетиции н прогоны. Генеральная репетиция. |
1 1 4 15 3 1 |
3 3 12 45 9 3 |
8 | Работа по изготовлению кукол: Лепка головки. Отливка гипсовой формы, выклеивание папье-маше (или изготовление мягкой головки из байки, трикотажа и т. д. Отделка головки, левкас, раскраска глаз, парик и т. д. Раскройка и шитье туловища куклы и одежды, отделка костюма. Изготовление рук кукол. Сборка кукол. |
2 2 2 2 |
6 6 6 6 |
9 | Экскурсии в музеи, посещение спектаклей театров кукол, беседы по искусству. | В течение года | 16 |
ДЛЯ КРУЖКОВ, РАБОТАЮЩИХ ДВА ГОДА И БОЛЬШЕ
№ n/n | Вид работы | Кол-во занятий | Кол-во часов |
1 | Прием новых кружковцев. Обсуждение плана работы на год. | 1 | 3 |
2 | Читка пьесы, принятой к постановке. Обсуждение постановочного плана. | 1 | 3 |
3 | Распределение ролей. Обсуждение характеров образов. Определение идеи, темы, сквозного действия пьесы. | 2 | 6 |
4 | Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы. Этюды с куклами на материале пьесы. | 7 | 21 |
5 | Репетиции спектакля по кускам, картинам, актам. | 15 | 45 |
6 | Монтировочные репетиции. Репетиции музыкальных номеров. | 5 | 15 |
7 | Прогоны всего спектакля. Генеральная репетиция. | 4 | 12 |
8 | Работа над оформлением спектакля: Обсуждение эскизов кукол и декораций. Разработка конструктивного решения спектакля. Лепка головок, изготовление папье-маше, сборка головок, левкас, окраска. Раскройка и шитье корпусов и костюмов кукол. Отделка костюмов. Сборка и отделка кукол. Изготовление декораций и бутафории. |
3 5 5 4 6 |
9 15 15 12 18 |
9 | Выступления со спектаклем, экскурсии, посещение спектаклей театра кукол. | В течение года | 26 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия по сценической речи в школьном кукольном театре
В разработке приводятся упражнения, использующиеся в занятиях кукольного театра....
Школьный кукольный театр на немецком языке
Статья написана мною о проведении внеклассной работы на немецком языке "Кукольный театр", как одна из форм для успешного изучения немецкого языка....
«Школьный кукольный театр на немецком языке как образовательная среда формирования ключевых компетенций обучающихся» (педагогический проект)
Педагогический проект «Школьный кукольный театр на немецком языке как педагогическая среда формирования ключевых компетенций обучающихся» посвящен деятельности школьного театра кукол на немецком языке...
Программа кружка "Кукольный театр"
Цель программы: раскрытие творческого потенциала личности ребёнка посредством игры в кукольном театре.Направление программы:- коррекция недостатков в речевом развитии детей- эстетическое в...
МАСТЕР - КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Развитие эмоционально-нравственной сферы ребёнка средствами кукольного театра» Для детей среднего школьного возраста, группы третьего года обучения.
Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением жаждут дети встречи с ним!Сегодня кукла активно вводится в учебный процесс начальной школы и ДОУ. И это находит отражение в са...
Мастер класс по изготовлению кукол для школьного кукольного театра. (Дед Мороз для сказки «Дед Мороз и лето»)
Мастер класс с пошаговыми фотоДля работы нам потребуется:лист красного картона,¼ листа чёрного картона,плотная белая бумага (для акварели, пастели, ватман и т.п.),ножницы,клей,декоративные глазк...
Программа кружка "Кукольный театр"
Театральная деятельность- это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связа...