Может пригодится.
материал по теме

Канеева Юлия Адгамовна

Сценарий проведения занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Хорошие манеры»

Цель: сформировать у школьников этическую культуру, нравственные    

ценности и  нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по 

отношению к другим людям.

Эпиграфы:

1. «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований». Р.Эмерсен

2. «Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры». Бернард Шоу

Подготовительная работа:

·Распределить тексты между учениками на карточках (для пересказа)

1-й ученик: «Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам уходит вглубь тысячелетий. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям  вручили карточки с перечислением обязательных правил поведения».

2-й ученик: «От французского названия карточек-«этикеток» и произошло слово «этикет».

Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от  человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди.

3-й ученик:  «Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской  вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения. Каждая нация, обладая собственной  неповтори мостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей.

4-й ученик: «Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило представлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. У них для  произнесения тостов имелись определенные правила. За нарушение этикета  назначались штрафы».            

5-й ученик: «Здравствуйте!

Поклонившись мы друг другу сказали,

Хотя  были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку  счастья  прибавилось в мире?

Отчего же на капельку  радостней сделалась жизнь?»

6-й ученик:  (после слов учителя: «Есть интересная история о происхождении хороших манер») «Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на прогулке. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мёрзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то мёрзли, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, всё,  как  у людей. Потом все же договорились: погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди».

·       Оформление класса (цитаты мыслителей великих людей написать плакатами)

·       Оформление плаката «Свод правил воспитанного человека»

·       Прищепки или ленточки для штрафов за плохое поведение

·       Подготовка листиков для теста «Насколько вы конфликтный человек»

Ход мероприятия

           I Вступление. Слово учителя: «Обратите внимание на эпиграфы» (чтение эпиграфов, записанных на доске).

           II Основная часть. Слово учителя.

1.     «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»,- так писал поэт А.С.Пушкин. это утверждение относится и к внешней культуре человека.

2.     Дети читают свои тексты: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й ученик

3.     Слово учителя: «Мы сегодня тоже за нарушение правил поведения будем штрафовать, а в конце мероприятия посмотрим, кто самый злостный нарушитель. К нарушителям мы будем крепить прищепки ( или ленточки). Предлагаю вести «Свод правил воспитанного человека» (прикреплять правила по очереди).»

4.     Слово учителя.

«Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы; представители африканского племени зулусов говорят: Я тебя вижу»;    в Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» Всё это означает одно и то же. По-русски это звучит просто «здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья.

Всегда верхом  невоспитанности   считалось то, что человек не  

приветствует другого или уклоняется от приветствия».

5.     Чтение  стихотворения 5-ым учеником «Здравствуйте!»

6.     Слово учителя:

«Вы поздоровались – и чуть лучше стала жизнь! А теперь проверим, кто лучше знает правила  этикета.

7.     «Конкурс знатоков этикета»:

·       Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?

(ответ - младший)

·       Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе с незнакомым? (ответ – да)

·       Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (ответ – да, можно просто кивнуть, но к не кричать через весь автобус)

·       С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в парке, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (ответ – да )

·       Кто подает первым руку – старший  младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (ответ – первым подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному)

                Слово учителя: «Вот видите, мнения ваши  не совпали. Одним кажется, что лучше поступать так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Следуйте этому правилу – и никогда не ошибетесь. Этот пункт и будет первым в нашем своде правил!» (прикрепить это правило на доску)

IV 1.Слово учителя: «Есть  интересная история о происхождении хороших манер, ее нам расскажет …ученик

     2. Текст читает ученик (6-ой ученик).

     3. Слово учителя: «Поэтому, следующее правило, которое нам надо запомнить – «Уступай друг другу» (прикрепить к доске).

        Правила этикета очень разумны. Когда юноша идет с девушкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед, но если дорога незнакома, а идти  страшно, то юноша или девушка  должен идти первым?

       Если вы позвонили по телефону кому-то, то вы первым должны поздороваться и сразу назвать себя. Для чего? (ответ – чтобы собеседник не ломал голову, с кем он разговаривает).

Подобных  доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну – а вы продолжайте:

·       Тарелку с супом нельзя наклонять ни к себе, ни от себя, т.к…….

·       Навещая заболевшего друга,  не задерживайтесь долго, потому что…..

·       Размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, т.к……….

4.  Слово учителя:

«Человек может обойтись без многого – но не без человека! Так, французский  врач  Ален Бомбар доказал, что человек после кораблекрушения  мог бы продержаться в океане не меньше месяца, но обычно умирает не третьи сутки! Почему? Это смерть не от истощения, а от одиночества. Именно поэтому человек хочет иметь  друзей, но он должен научиться дружить!!! А значит, не конфликтовать по мелочам.

V     Тест «Насколько вы конфликтный человек»:

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

А) не принимаю участия;

Б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

В) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

2. Выступаете вы где-нибудь с критикой руководства?

А) нет;

Б) только, если имею для этого веские основания;

В) критикую всегда и по любому поводу;

3.  Часто ли вы спорите с друзьями?

А) только в шутку или если они люди необидчивые;

Б) лишь по принципиальным вопросам;

В) споры – моя  стихия.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

А) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

Б) делаю замечание – надо же научить хулигана хорошим манерам;

В) прохожу вперед и  начинаю следить за порядком.

5. Дома  на обед подали несоленый суп. Ваша реакция:

А) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

Б) молча возьму солонку;

В) не удержусь от  едких замечаний и, быть может, откажусь от еды.

6. В транспорте вам наступили на ногу:

А) с возмущением посмотрю на обидчика;

Б) сухо, без эмоций сделаю замечание;

В) выскажусь, не стесняясь в  выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится:

А) промолчу;

Б) ограничусь коротким тактичным замечанием;

В) выскажу все, что я об этом думаю.

8.      Не повезло: на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь:

А) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово: никогда больше не участвовать в этом безобразии;

Б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;

В) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщику.

БАЛЛЫ:

«а» - 4 очка; «б» - 2 очка; «в» - 0 очков.

22-32 очка:  Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если потребуют обстоятельства, высказывайтесь смелее.

12- 20 очков: Вы  слывете человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет другого выхода, когда все другие способы исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы  «не выходите  за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

до 10 очков : Споры и конфликты – ваша стихия,  ведь вы любите критиковать других. Если  же  услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живым. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами, т.к. ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер!!!

VI  Слово учителя:

   «В психологии есть такой пример: человек – это дробь, где числитель означает, как сам человек себя оценивает, а знаменатель – это то, как его оценивают окружающие».

ИГРА:

(по желанию) выходят два человека, на листке они пишут три своих положительных  и три своих отрицательных качества.

- листок передается  педагогу

- затем одноклассники называют три положительных  и три отрицательных качества этого человека.

- учитель вслух называет качества, и все сравнивают, что получилось.

«Человек посмотрел на себя со стороны, а теперь вы подумайте, нет ли у вас привычек, которые раздражают окружающих:

·      Не грызете ли вы ногти

·      Не хлюпаете ли вы носом

·      Не разговариваете слишком громко

·      Не размахиваете ли вы  руками так   сильно, что друзьям еле-еле удается увернуться, чтобы не быть задетым

·      Не раскачиваетесь ли вы на стуле

·      Не чистите ли зубы ногтем мизинца

·      Не хлопаете ли вы дверью

·      Не чистите ли вы ботинки о штанину брюк

ИГРА  «Зеркало» :

- один человек встает перед классом, а все остальные повторяют его фразы, привычки, походку, слова-паразиты.

Следовательно, вы посмотрели на себя со стороны.

Давайте посмотрим следующее наше правило:

«Следите за собой всегда и везде. Помните:  вы -  среди людей!»

Следующее  правило: «Учись смеяться над собой», т.к. это говорит о наличии у вас чувства юмора  и  еще  служит хорошей защитой!!!

VII  ВЫВОД :

Слово учителя: «Сегодня мы попытались разными способами оценить себя и лучше узнать себя. Следовательно, наше последнее правило звучит так: «Человек не должен своим поведение  доставлять неудобства окружающим людям!»

Список  литературы:

1.    В.А.Герасимова. Классный час играючи. Выпуск 2.- М., 2003.

2.    Практическая психология. Этикет для подростков.- М, 2002.

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества Каменского района

(МОУ ДОД ЦДТ Филиал №8).

Внеклассное мероприятие

«Хорошие манеры»

Подготовила и провела:

педагог дополнительного образования

Канева Юлия Адгамовна.

2012 г.



Предварительный просмотр:

Жизнь детско-взрослого сообщества учреждения дополнительного образования  обречена на противоречия, борьбу за свои интересы, столкновения, инциденты. Единственный участник всех этих событий, обремененный профессиональной позицией – педагог (учитель, воспитатель, наставник), именно поэтому ответственность за все сложности и шероховатости отношений на нем. В тоже время, отношение педагога к конфликтам неоднозначное, с одной стороны, еще в рамках профессиональной вузовской подготовки заложена необходимость подходить к разрешению педагогических ситуаций на основе профессиональной позиции, а с другой на первом плане – реализация образовательной программы, проведение тех или иных дел, мероприятий, а тут в жизнь детского объединения врывается КОНФЛИКТ. Педагог не всегда может отнестись к нему как ситуации профессиональной деятельности, конфликт в силу своей эмоциональной насыщенности, сбивает педагога, заставляет зачастую реагировать не профессионально, а по житейской схеме. Отсюда периодическая актуализация профессиональной позиции при разрешении конфликта становится весьма целесообразным.

Среди многочисленных категорий педагогов, работающих с детским коллективом наименее изученный педагог дополнительного образования, существующий в ситуации, когда «дети голосуют за него ногами», то есть приходят по желанию или не приходят, в сфере разрешения конфликтов находится в тонкой туманной дымке неизвестности. В тоже время отношения педагога дополнительного образования с родителями, представляют собой сложную проблему.

1)Конфликт (педагог –родитель):

В четверг после генеральной репетиции перед очередным концертом педагог по хореографии Наталья Викторовна сидела в зале и отдыхала. Вдруг, в зал буквально «влетела» одна из мам, и тыча в педагога пальцем закричала: « А, сидите, довольны собой, ну сидите, сидите. Я это так не оставлю! Да что же это такое? Сколько еще вы будете издеваться над моей девочкой? До каких пор моя Катя будет на задворках танцевать, где ее не видно, сколько можно? Выставили одних и тех же, а мы любуйся?! Где справедливость, вы, знаете ли, не за этим сюда пришли, ну, а если вы работать и учить не умеете, то и не беритесь!!!
Педагог, вскочила и со словами: «Да, кто вы такая, чтобы разговаривать со мной в таком тоне! Я после этого даже разговаривать с вами не собираюсь, выйдите отсюда, и можете идти жаловаться. А не нравится, можете и не ходить, никто не держит!

 Упражнение «Как реагировать»? (Работа в микрогруппах).

Задание: 
1 группа должна предложить (показать) наиболее адекватную, эффективную реакцию педагога на заявление мамы .

2 группа должна предложить (показать) наиболее типичные способы реагирования в типичных конфликтных ситуациях.

После сигнала ведущего, участники обсуждают задание, распределяют и проигрывают роли. По окончании заданного времени группы демонстрируют результаты работы.


2)Конфликт (Ученик –ученик):

Часто на занятиях в кружках между детьми возникают конфликты из-за нехватки инвентаря, из-за места для работы и т.п. Педагог  должен вмешаться в этот конфликт и прекратить его.

Перечислить способы разрешения данного конфликта.

 Для этого существует несколько способов:

  1. Устранить реальный предмет спора (например, мяч для игры).
  2. Привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо, решению которого готовы подчиниться конфликтующие.
  3. Сократить количество конфликтующих.
  4. Создать условия, при которых конфликтующие стороны не могли бы ступить в непосредственное взаимодействие (драку).
  5. Спросить у конфликтующих, как бы они сами разрешили данный конфликт, попытаться изменить их представление о конфликте (придать предмету конфликта меньшую значимость; показать негативные стороны конфликта и его последствий для самых конфликтующих, для людей, мнение которых они дорожат; показать, как этот конфликт выглядит со стороны).
  6. Изменить отношение одного конфликтующего к другому (уменьшить роль в конфликте противоположной стороны).
  7. Убедить в необходимости уступки другому: «Ты – мальчик, должен, как джентльмен, уступить девочке».
  8. Попытаться свести причину конфликта к юмористической или гротескно-сатирической стороне.

2)Конфликт(педагог-руководство):

Элементарная конфликтная ситуация: вы постоянно опаздываете на работу , что вызвало негодование вашего руководства. Ситуация обостряется с каждым днем: 
Причина данного конфликта: их много, первая - отношение к работе, вторая - уровень ответственности, третья - внутрення неготовность к данной работе и ли другие внутренние конфликты, ваш режим ( поздно спите или долго собираетесь на работу) итд. 

Назовите возможные варианты выхода из конфликтнойм ситуации.


Возможные варианты выхода из конфликтной ситуации: 
1. Поговорить с руководством о смене выхода на работу , на час позже. 
2. Сменить место работы. 
3. Пересмотреть свой режим 
4. Поработать над собой и тд.

Разрешение конфликта происходит несколькими способами: 

устранение объекта конфликта; замена одного объекта конфликта другим; устранение одной стороны участников конфликта; изменение позиции одной из сторон; изменение характеристик объекта и субъекта конфликта; получение новых сведение об объекте и создание дополнительных условий; недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия участников.

        

1)Конфликт (педагог –родитель):

В четверг после генеральной репетиции перед очередным концертом педагог по хореографии Наталья Викторовна сидела в зале и отдыхала. Вдруг, в зал буквально «влетела» одна из мам, и тыча в педагога пальцем закричала: « А, сидите, довольны собой, ну сидите, сидите. Я это так не оставлю! Да что же это такое? Сколько еще вы будете издеваться над моей девочкой? До каких пор моя Катя будет на задворках танцевать, где ее не видно, сколько можно? Выставили одних и тех же, а мы любуйся?! Где справедливость, вы, знаете ли, не за этим сюда пришли, ну, а если вы работать и учить не умеете, то и не беритесь!!!
Педагог, вскочила и со словами: «Да, кто вы такая, чтобы разговаривать со мной в таком тоне! Я после этого даже разговаривать с вами не собираюсь, выйдите отсюда, и можете идти жаловаться. А не нравится, можете и не ходить, никто не держит!

1)Конфликт (педагог –родитель):

В четверг после генеральной репетиции перед очередным концертом педагог по хореографии Наталья Викторовна сидела в зале и отдыхала. Вдруг, в зал буквально «влетела» одна из мам, и тыча в педагога пальцем закричала: « А, сидите, довольны собой, ну сидите, сидите. Я это так не оставлю! Да что же это такое? Сколько еще вы будете издеваться над моей девочкой? До каких пор моя Катя будет на задворках танцевать, где ее не видно, сколько можно? Выставили одних и тех же, а мы любуйся?! Где справедливость, вы, знаете ли, не за этим сюда пришли, ну, а если вы работать и учить не умеете, то и не беритесь!!!
Педагог, вскочила и со словами: «Да, кто вы такая, чтобы разговаривать со мной в таком тоне! Я после этого даже разговаривать с вами не собираюсь, выйдите отсюда, и можете идти жаловаться. А не нравится, можете и не ходить, никто не держит!

1)Конфликт (педагог –родитель):

В четверг после генеральной репетиции перед очередным концертом педагог по хореографии Наталья Викторовна сидела в зале и отдыхала. Вдруг, в зал буквально «влетела» одна из мам, и тыча в педагога пальцем закричала: « А, сидите, довольны собой, ну сидите, сидите. Я это так не оставлю! Да что же это такое? Сколько еще вы будете издеваться над моей девочкой? До каких пор моя Катя будет на задворках танцевать, где ее не видно, сколько можно? Выставили одних и тех же, а мы любуйся?! Где справедливость, вы, знаете ли, не за этим сюда пришли, ну, а если вы работать и учить не умеете, то и не беритесь!!!
Педагог, вскочила и со словами: «Да, кто вы такая, чтобы разговаривать со мной в таком тоне! Я после этого даже разговаривать с вами не собираюсь, выйдите отсюда, и можете идти жаловаться. А не нравится, можете и не ходить, никто не держит!


2)Конфликт(педагог-руководство):

Элементарная конфликтная ситуация: вы постоянно опаздываете на работу , что вызвало негодование вашего руководства. Ситуация обостряется с каждым днем: 
Причина данного конфликта: их много, первая - отношение к работе, вторая - уровень ответственности, третья - внутрення неготовность к данной работе и ли другие внутренние конфликты, ваш режим ( поздно спите или долго собираетесь на работу) итд. 

Назовите возможные варианты выхода из конфликтнойм ситуации.


2)Конфликт(педагог-руководство):

Элементарная конфликтная ситуация: вы постоянно опаздываете на работу , что вызвало негодование вашего руководства. Ситуация обостряется с каждым днем: 
Причина данного конфликта: их много, первая - отношение к работе, вторая - уровень ответственности, третья - внутрення неготовность к данной работе и ли другие внутренние конфликты, ваш режим ( поздно спите или долго собираетесь на работу) итд. 

Назовите возможные варианты выхода из конфликтнойм ситуации.

2)Конфликт(педагог-руководство):

Элементарная конфликтная ситуация: вы постоянно опаздываете на работу , что вызвало негодование вашего руководства. Ситуация обостряется с каждым днем: 
Причина данного конфликта: их много, первая - отношение к работе, вторая - уровень ответственности, третья - внутрення неготовность к данной работе и ли другие внутренние конфликты, ваш режим ( поздно спите или долго собираетесь на работу) итд. 

Назовите возможные варианты выхода из конфликтнойм ситуации.

2)Конфликт (Ученик –ученик):

Часто на занятиях в кружках между детьми возникают конфликты из-за нехватки инвентаря, из-за места для работы и т.п. Педагог  должен вмешаться в этот конфликт и прекратить его.

Перечислить способы разрешения данного конфликта.

2)Конфликт (Ученик –ученик):

Часто на занятиях в кружках между детьми возникают конфликты из-за нехватки инвентаря, из-за места для работы и т.п. Педагог  должен вмешаться в этот конфликт и прекратить его.

Перечислить способы разрешения данного конфликта.

2)Конфликт (Ученик –ученик):

Часто на занятиях в кружках между детьми возникают конфликты из-за нехватки инвентаря, из-за места для работы и т.п. Педагог  должен вмешаться в этот конфликт и прекратить его.

Перечислить способы разрешения данного конфликта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Может пригодится...Рекорды Гиннеса

Буклет разработван не мной,скачен из Интернета,но можно применить в работе......

Подборка материалов к урокам №№ 13-15 по теме "Из современной оренбургской поэзии" может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

Шестиклассники откроют для себя имена современных оренбургских поэтов  В.Кузнецова, В.Курушкина, С.Поповой, И.Бехтерева....

Подборка материалов к уроку № 16 по теме "Из современной оренбургской поэзии" (творчество поэтов В.Одноралова, Н.Лукьяновой) может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

Учитель откроет для учащихся 6 классов имена современных оренбургских поэтов  Владимира Одноралова, Нины Лукьяновой.  (По материалам Интернета)...

Математика 6 класс. Деление с остатком. Когда может пригодиться деление с остатком.

Математические знания полученные в школе применимы в жизни. Примеры практических задач и их решение. О роли в жизни человека темы "Деление с остатком"Геометрия 8 класс....

Тестирование «Итоговое тестирование по курсу» (курсы "Точка роста", может кому пригодится)

Тестирование «Итоговое тестирование по курсу»1Выберите утверждения, которые относятся к педагогическому проекту:продуктовый результат – самоцель педагогического проектаимеет вне...