Дополнительная образовательная программа «Ландшафтный экодизайн»
учебно-методическое пособие на тему
Основание для разработки программы - реализация совместного проекта МОБУ ДОД «Станция юных натуралистов г. Новотроицка и МОБУ ДОД «Станция юных техников г. Новотроицка» по теме: «Благоустройство дворовых клубов и школьных территорий города Новотроицка»
Программа поможет учащимся:
- проявить себя, обрести уверенность в собственных силах,
- благоустроить школьные дворы, спортивные площадки,
- принять участие в озеленении города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programmalandshaftnyy_ekodizayn.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов города Новотроицка»
Дополнительная образовательная программа
ЛАНДШАФТНЫЙ ЭКОДИЗАЙН
Срок реализации 1 год
Возраст 12-14 лет
Составитель:
педагог дополнительного образования МОБУ ДОД «СЮН» высшей категории Салынская М.В.
Новотроицк 2011г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЛАНДШАФТНЫЙ ЭКОДИЗАЙН»
Основание для разработки программы - реализация совместного проекта
МОБУ ДОД «Станция юных натуралистов г. Новотроицка и МОБУ ДОД «Станция юных техников г. Новотроицка» по теме: «Благоустройство дворовых клубов и школьных территорий города Новотроицка»
I. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.
Мы выбрали эту проблему потому, что:
- школьные дворы, территории домовых клубов находится в неудовлетворительном состоянии;
- пришкольные участки недостаточно озеленены;
- на пришкольных участках отсутствуют игровые зоны;
- школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.
Чтобы верно оценить ситуацию, мы рассмотрели ее с разных сторон: экологической, биологических, социальной, медицинской.
В нашем городе экологическая и социальная ситуации являются не самыми благоприятными. В неудовлетворительном состоянии находятся дворы, прилегающие к школам микрорайонов, что оказывает негативное влияние на внешний облик школьного двора.
Одним из негативных факторов являются также ухудшение состояния здоровья детей, рост вредных привычек, бесполезное времяпровождение подростков, что может привести к негативным последствиям для будущего всего города.
Имеют место социально-экологические проблемы: запыленность воздушной среды в городе из-за нарушения травяного покрова на большей части территории, недостаточное озеленение пришкольных участков и участков около дворов, невысокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей города, невысокий культурный уровень общения с природой.
Так родилась программа по благоустройству пришкольных территорий, дворов «ЛАНДШАФТНЫЙ ЭКОДИЗАН».
Мы считаем, что программа:
- поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность в собственных силах,
- благоустроить школьные дворы, спортивные площадки,
- принять участие в озеленении города.
Цель программы:
- реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи
- содействие улучшения экологической обстановки в городе через благоустройство и озеленение территорий пришкольных участков, дворовых клубов
- формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, родителей, педагогического коллектива, жителей микрорайона в благоустройстве территорий
- формирование ключевых компетентностей учащихся в реализации принципа связи обучения с жизнью (педагогическая)
- используя коллективно-творческую деятельность выполнить озеленение территорий (прагматическая)
Задачи программы:
- сформировать у подрастающего поколения активной гражданской позиции
- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников
- содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников
- усилить региональную направленность экологического образования
- привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов
- сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды
- развить инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство территории
- преобразовать и благоустроить пришкольную территорию
- провести информационно – просветительскую работу по пропаганде экологической культуры учащихся
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды
- развитие организаторских способностей учащихся
- благоустройство и озеленение территории
- повышение экологической культуры учащихся
- создание благоприятных условия для сохранения и укрепления здоровья
- привлечение внимания населения микрорайона к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства
- пропаганда экологической культуры учащихся
- расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды
- использование пришкольного участка на уроках биологии, географии, физики, изо, трудового обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПРОГРАММА РАССЧИТАНА на детей 12-14 летнего возраста.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ – 144;
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ программы – 1 год.
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ –2 раза в неделю по 2 часа
ФОРМА И РЕЖИМ занятий - используются как групповые, имеющие огромные воспитательные возможности в работе с детьми, так и индивидуальные занятия, позволяющиеся корректировать и направлять личностное развитие каждого воспитанника.
Занятия включают в себя как теоретический материал, так и практические работы, а также экскурсии, исследовательские работы, уход за растениями.
На занятиях широко используется наглядные пособия и оборудование лабораторно-демонстрационного комплекса.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей подростков и адаптирована к условиям школы: продолжительность обучения, режим занятий, формы и методы их проведения, способы контроля усвоения полученных знаний соответствуют возможностям детей.
Программа изучается блоками. Она способствует:
- дальнейшей профориентации (знакомит с основами ландшафтного дизайна, приобщает обучающихся к технологиям садово-паркового искусства и цветоводства);
- углублению знаний по биологии;
- воспитанию у учащихся чувства любви к прекрасному, к окружающей среде.
В конце обучения учащиеся
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- древесные и кустарниковые формы декоративно-лиственных растений, особенности их применения в ландшафтном дизайне;
- функции и особенности проектирования и создания зон отдыха, используемые материалы и декоративные элементы;
- особенности создания газонов и живой изгороди, особенности ухода за ними;
- особенности создания водоема, альпинария на участке и уход за ним.
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- читать топографический план;
- составлять и читать ландшафтный план;
- составлять схемы цветников, подбирать цветочные растения для каждого участка с учетом колористки, функционального назначения, взаимодействия с другими растениями, особенностями ухода;
- графически изображать пространственные элементы, передавать свет и тень, объем предметов, изображать основные ландшафтные элементы;
- грамотно использовать компьютерные программы при создании проекта разных участков;
- проектировать эскизные варианты схем отдельных зон участка - общий вид, местоположение на участке, функциональную роль, используемые материалы и способы проведения работ;
- самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, усваивать и применять биологические знания на практике.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТА:
- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
- текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
- промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: тестовые задания, создание презентаций, защита проектов;
- итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ при работе с садовыми инструментами, почвой, химическими веществами, правила электробезопасности. |
Входное анкетирование. Организация творческих групп, работающих по теме проекта Тема 1. Окрестности и ситуация на участке. Исходные данные для проектирования Изучение экологического состояния пришкольных территорий, территорий дворовых клубов. Сбор и обработка информации, определение темы опытнической, исследовательской работы, исследования по теме проекта. Практические работы: Подготовка территории к благоустройству и озеленению (выкорчевывание погибших деревьев и кустарников, демонтаж построек, уборка территории от мусора) Проведение анкетирования детей «Каким ты видишь дворовой клуб?», «Каким ты видишь школьный двор?» и обобщение результатов. Организация конкурса среди учащихся на лучший эскиз ландшафтного дизайна пришкольной территории. Составление сметы расходов на выполнение работ по реализации проекта |
Тема 2.
История садово – паркового искусства.
Зарождение искусства создания садов в древних цивилизациях (Вавилон, Египет, Персия, Древняя Греция, Рим. Сады востока (Китай, Япония) Особенности этих садов и парков (планировка, растения, произрастающие в них, назначение этих парков). Парки Европы ( Италия. Франция, Англия) и их создатели. Русские сады и парки, их особенности. Основные стили садово – паркового искусства – регулярный и нерегулярный (пейзажный), их зарождение и развитие в разных странах, основные отличительные черты. (Сад дикой природы. Философия и эстетика классицистического сада.Сад в стиле модерн…)
Практические работы:
- Выполнение рисунков исторических парков.
- Создание учебных презентаций
- Подборка фотографий, картин, планов парков; определение по ним стиля, к которому относится тот или иной парк.
- Экскурсия
Тема 3.
Природные и антропогенные ландшафты.
Ландшафт. Компоненты ландшафта: абиотические (рельеф. Климат, вода. Почва); биотические, социально – экономические. Взаимосвязи между различными компонентами ландшафта.
Воздействие человека на компоненты ландшафта: изменение рельефа, климата, вод, почвы, биоты. Возникновение урбанизированных территорий.
Антропогенные ландшафты: сельскохозяйственные. Лесохозяйственные, водохозяйственные, горнопромышленные, селитебные, рекреационные. Управление ландшафтными процессами. Охрана и восстановление ландшафта. Оценка состояния ландшафта.
Практические работы:
- Сбор природного материала
- Фенологические наблюдения
- Участие в мероприятиях по благоустройству территории
Тема 4.
Зонирование в ландшафтном дизайне.
Проект участка в зависимости от типа местности.
Знакомство с основными элементами садового дизайна - садом и огородом, газоном, местами отдыха, хозяйственными постройками, системой полива и освещения и т.д.
Понятие о функциональных зонах сада. Летняя и зимняя зона, парадная зона, живописная, хозяйственная и резервная зоны.
Понятие о съемке участка и масштабном плане. Составление плана участка. Зонирование участка, дренирование.
Дизайнерское оформление участка: лестница на участке, терасса, искусственные сменяемые объекты, учет местности при оформлении участка. Экономика сада.
Практическая работа:
- Разработка ландшафта участка и составление плана с учетом зонирования.
Тема 5.
Основы композиции сада
Понятие об основных приемах композиции в проектировании сада - симметрии и ассимметрии, перспективе. Пропорциональность и масштаб, динамика и статика, ритм и пластика, контраст и нюанс в ландшафтном искусстве.
Практическая работа:
- Варианты планировки участка в прямоугольной, круговой и диагональной темах
Тема 6.
Ограды и заборы.
Выбор ограждения для участка.
Виды заборов: деревянные, металлические.
Капитальные ограды: кирпичная ограда, каменные ограды, бетонная ограда.
Живые изгороди. Высаживание живой изгороди. Комбинированная ограда.
Тема 7.
Дорожки.
Функция дорожек на участке.
Виды дорожек: бетонная дорожка, гравийная, кирпичная дорожка, дорожки из камней. Материалы для дорожек.
Тема 8.
Водоемы на участке.
Виды искусственных прудов. Материалы для сооружения пруда. Вода и
растения в искусственном водоеме. Уход за искусственным водоемом. Бассейны, фонтаны, их виды.
Тема 9.
Освещение и подсветка.
Общие принципы освещения участка. Виды светильников (ретро-фонари и
сферы. Фонари отраженного света и светильники для дорожек. Эффекты освещения.
Тема 10.
Озеленение участка.
1. Этапы озеленения. Подготовка территории к посадке. Выбор деревьев и кустарников, цветочных культур. Подготовка почвы под цветники. Сад непрерывного цветения.
2.Изумрудный ковер газона. Виды газонов: садово-парковый, партерный, мавританский «ковер», рулонный газон. Принципы закладки газона. Основные правила ухода за газоном.
Общие сведения о травянистых растениях открытого грунта. Классификация растений по продолжительности жизни: одно,- дву - многолетники; луковичные, клубнелуковичные, клубневые, папоротники, красивоцветущие, декоративно–лиственные, декоративно – плодовые, сухоцветы, вьющиеся, почвопокровные.
3.Цветники и клумбы. Правила формирования клумб. Прямоугольная вытянутая клумба – рабатка. Бордюр, миксбордер, клумба-ковер. Душисто-пряные и лечебные клумбы. Растения для цветников.
4.Альпийская горка. Рокарий. Устройство каменистой горки. Выбор места, дренаж, почва, камни для рокария. Уход за каменистой горкой. Каменистый садик из многолетников в сине-желтых тонах.
5.Декоративное оформление дорожек. Летники возле дорожек. Луковичные и клубнелуковичные, многолетники. Правила оформления. Оптимальный выбор кустарников и деревьев. Виды оформления дорожек: лесная тропинка, душистые дорожки.
6.Деревья и кустарники. Лиственные деревья: береза, каштан конский, клен, липа, орех, рябина. Хвойные деревья: ель, сосна, пихта. Кустарники: барбарис, бересклет, калина, снежноягодник белый, шиповник. Посадка деревьев и кустарников.
Понятие о жизненных формах растений. Древесные растения, лианы, кустарники, вечнозеленые, листопадные. Декоративность: размер и форма кроны, форма ствола, окраска коры, величина и окраска цветов и плодов.
Особенности размещения элементов цветочного и древесно – кустарникового оформления в насаждениях разного назначения. Насаждения по функциональному признаку: общего пользования (парки, скверы, бульвары и т.д.), ограниченного пользования (посадки в производственной зоне, вокруг лечебных учреждений), специального назначения (защитные), утилитарные (у частных домов, подъездов). Особенности подбора и расположения растений в них. Типы посадки травянистых растений и композиции из деревьев и кустарников. Массивы, рощи, групповые и одиночные посадки, аллеи, живые изгороди, вертикальное озеленение.
Практические работы:
- Создание презентаций;
- Оформление методических рекомендаций
- Составление ассортимента древесно - кустарниковых растений для озеленения пришкольного участка.
- Составление ассортимента травянистых растений для озеленения пришкольного участка
- Проектирование цветочного оформления на фоне газона
- Составление проекта озеленения территории
Экскурсия «Элементы ландшафтного дизайна на территории города»
Тема 11.
Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества.
Востребованность услуг ландшафтного дизайнера, возросшая с повышением уровня благосостояния людей, престиж учреждения, начинающийся с состояния прилежащей территории, влияние рынка на стоимость услуг.
Сведения о профессии ландшафтного дизайнера, типичные виды деятельности, учреждения, готовящие специалистов в этой области, трудоустройство, востребованность и т.д.
Практическая работа:
- Расчет экономической прибыли проекта с учетом стоимости работ в ходе его реализации.
Итоговое занятие
Выставка и презентация отчетных работ. Подведение итогов прохождения курса.
Учебно-тематический план.
Учебно-тематический план занятий по программе
«ЛАНДШАФТНЫЙ ЭКОДИЗАЙН»
№ п/п | Перечень разделов и тем | Форма занятий | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение | рассказ, беседа, тест, экскурсия | 2 | 1 | 1 |
2 | Тема 1. Окрестности и ситуация на участке. Исходные данные для проектирования | экскурсия, исследование, рассказ, проектная деятельность, практикум | 24 | 12 | 12 |
3 | Тема 2. История садово – паркового искусства. | рассказ, беседа, демонстрация, практикум | 16 | 10 | 6 |
4 | Тема 3. Природные и антропогенные ландшафты. | демонстрация, мозговой штурм, рассказ, беседа, | 14 | 8 | 6 |
5 | Тема 4. Зонирование в ландшафтном дизайне. | рассказ, беседа, эссе, экскурсия, практикум | 18 | 9 | 9 |
6 | Тема 5. Основы композиции сада | Рассказ,экскурсия, видео, исследование, беседа, | 6 | 4 | 2 |
7 | Тема 6. Ограды и заборы. | демонстрация, видео, рассказ, беседа, практикум | 6 | 4 | 2 |
8 | Тема 7. Дорожки. | практикум, рассказ, беседа, экскурсия | 6 | 3 | 3 |
9 | Тема 8. Водоемы на участке. | Рассказ, демонстрация, беседа, практикум | 6 | 4 | 2 |
10 | Тема 9. Освещение и подсветка. | Беседа, тест, демонстрация | 2 | 1 | 1 |
11 | Тема 10. Озеленение участка. | рассказ, беседа, демонстрация, практикум | 36 | 18 | 18 |
12 | Тема 11. Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества. | Рассказ, демонстрация, беседа, практикум | 6 | 4 | 2 |
13 | Итоговое занятие | Выставка и презентация отчетных работ | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 144 | 79 | 65 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-методический комплекс:
- учебно-методические пособия (см. Литература);
Материал из опыта педагога:
- методический и инструктивный материал к проектным исследовательским и видам деятельности;
- дидактический материал;
- методические разработки (конспекты занятий, компьютерные презентации, памятки и т.д.);
- методическое психолого-педагогическое сопровождение личности обучающегося (тесты, анкеты).
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходима материально-техническая база, включающая:
кабинет для проведения занятий, мини-лаборатория для проведения анализа воды, почвы, растений, приспособления, инструменты и лабораторное оборудование, набор лабораторной посуды, коллекции образцов растений, почвы, вредителей, насекомых, набор удобрений, коллекция плодов и семян, вредители сада, таблицы, карты, атласы, муляжи, видеокассеты, телевизор, компьютер, медиапроектор, простые карандаши | экран, динамические пособия, семена, горшки, вёдра, грабли, колья, лопаты, совки, шнур, ящики посевные и другой необходимый инвентарь, микроскопы, лупы, компас торф, планшет, рулетка, |
ЛИТЕРАТУРА
для учителя
- А.И. Колесников «Декоративная дендрология» М. Лесная промышленность,1973
- Л.И.Рубцов «Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре» Киев. Наукова дума 1990
- А.А Чаховский «Красивоцветущие кустарники для садов и парков» Минск, 1988
- Г. Воке «Энциклопедия декоративных растений»,Омега, 200
- Д.С.Лихачев «Поэзия садов» Л: Наука, 1982
- А. М. Андреев Новые советы Максимыча по благоустройству садовых
и приусадебных участков– М.: Мир книги,2008
- Агишева Т. А. Ландшафтный дизайн для начинающих. – М.:ООО
ИКТЦ «Лада»,
В. В. Чуб, К. Д. Лезина Уход за комнатными растениями, – М.: Мир
книги,2008
- Спутник садовода /Сост. О. Н. Мятовский. – Тула: изд-во «Пересвет»,
1993
для учащихся
- Агишева Т. А. Современный дизайн участка. – М.:ООО ИКТЦ «Лада»,
- Вольк Р. Занимательная энциклопедия. – М.: Мир книги,1999
- Хаберер М. Атлас многолетников /Пер. с нем. И. А. Забелиной
- Штырлина О. В., Румянцев Ю. А. Краткий определитель растений для
любителей природы. – Н. Новгород: Изд-во ООО «Вектор - Т и С»,
- Титова «Ландшафтный дизайн Вашего сада»М: Олма –Пресс, 2002
- И.О.Боговая «Ландшафтное искусство»М,1998
- Н.П.Титова «Ваш сад» М,2002
- М.С.Александрова «Аристократы сада» М,1999
- А.А Чувикова «Практикум по цветоводству», М. Колос 1994
- Периодические издания «Garden», «Цветники», «Мой прекрасный сад»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
Авторская образовательная программа «Ландшафтный дизайн» для детей среднего школьного возраста
Программа состоит из 7 разделов: основы почвоведения и агрохимии; древоводство, цветоводство, основы ландшафтного дизайна, элементы ландшафтного дизайна, ландшафтное проектирование, основы зеленого ст...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
дополнительная общеразвивающая программа "Ландшафтный дизайн"
Программа ориентирована на формирование опыта практической деятельности в области ландшафтного дизайна, что позволяет обучающимся соотнести свои индивидуальные особенности и возможности с требов...