Итоговая конкурсная программа учебных групп отдела «Историческое краеведение» «Край Богородский – Отчизны частица», посвященная 230-летию родного города.
материал по краеведению по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_bogorodskiy_-_otchizny_chastitsa.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая конкурсная программа
учебных групп отдела «Историческое краеведение»
«Край Богородский – Отчизны частица»,
посвященная 230-летию родного города.
15 мая 2011 года
Цель:
- подвести итоги работы учебных групп за прошедший учебный год
Задачи:
- выявить положительные моменты и недостатки в организации учебно-познавательной и творческой деятельности педагогов с учебными группами в период подготовки к 230-летнему юбилею родного города
.
Условия:
Конкурсно-познавательная программа «Край Богородский – Отчизны частица» - итоговая программа по изучению темы учебного года.
Деятельность учебной группы по краеведческой программе «Край Богородский – Отчизны частица» осуществляется поэтапно согласно положению для учебных групп исторического краеведения.
План проведения:
- Вступительное слово ведущего программы (5 мин.):
* цель и задачи проведения встречи
* представление команд
* представление экспертного жюри
* порядок проведения и подведения итогов …
.
- Основная часть (90 минут):
- выполнение конкурсных заданий (в устной и письменной форме)
- показ домашних творческих работ – живых картинок «Мы хотим вам рассказать»,
- подведение конкурса творческих работ учащихся «Потому что нет тебя родней»,
- дополнения, комментарий к ответам команд ведущим программы, экспертным жюри конкурса
3. Подведение итогов (10 минут):
* анализ участия учебных групп в конкурсно-познавательной программе с указанием положительных сторон и недостатков подготовки команд,
* анализ решения целей и задач конкурсно-познавательной программы,
* оглашение результатов конкурса, награждение команд-победителей,
* награждение учащихся отдела – участников районных и областных краеведческих конкурсов.
Оформление зала:
- баннер «230-летию родного города посвящается…»
- карты Богородского уезда и Ногинского района,
- выставка творческих работ учащихся,
- столик с предметами.
Технические средства: компьютер, мультимедийный центр, музыкальный центр.
Виды заданий конкурсно-познавательной программы:
- разминка
* «Мы – юные летописцы» (устные ответы на 3 вопроса) – 5 минут
* «Конкурс Почемучек» (устные ответы) – 10 минут
- «Памятные места родного края» - текст с пропущенными словами – 7 минут
- «Вопрос другу» -3 минут
- «Географический кроссворд» – 5 минут
- «Даты. События. Люди» - 5 минут
- «О чем рассказал предмет» – 3 минуты
- домашнее задание команд – живые картинки «Ожившие страницы истории края» (3 минуты)
ВСТУПЛЕНИЕ:
- Дорогие друзья: юные краеведы и уважаемые педагоги!
Сегодня мы собрались на СЮТур для подведения итогов работы ваших учебных групп по подготовке к 230-летнему юбилею родного города. Нашу конкурсную программу мы назвали «Край Богородский – Отчизны частица».
- 16 октября 2011 года исполнится 230 лет родному городу Ногинску.
Но история его более древняя. Он вырос из небольшого села Рогожи, который в 14 веке упоминается в документах Московского князя Ивана Даниловича по прозвищу Калита как вотчинное владение. В 1781 году Императрица Екатерина II своим именным Указом повелевает переименовать ямское село Рогожу в город Богородск и последующим открытием Богородского уезда. В то время в селе проживало 120 душ и в нем были постройки: церковь каменная, богадельня, питейный дом и 40 жилых домов. Именно с 1781 года исчисляется возраст нашего города.
В 18-19 веках территория Богородского уезда была крупнейшей в Московском уезде и включала в себя земли современных Ногинского, Павлово-Посадского, Щелковского районов полностью, частей современных Раменского, Орехово-Зуевского районов (показывается карта Богородского уезда, для сравнения территории – карта Ногинского района).
Много событий произошло за прошедшие почти 230 лет. Много славных страниц в историю Московской земли и России вписали земляки. Сегодня мы перелистаем страницы этой истории.
Мы собрались на конкурсно-познавательную программу, это значит, - каждой команде предстоит показать свои знания, находчивость в трудных ситуациях и сплоченность.
Представление команд …
Порядок проведения и подведения итогов …
Знакомство с членами экспертного жюри …
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Конкурс «Разминка».
Он состоит из 2- заданий: 1 – письменный вариант, 2 – устный.
Задание № 1, конкурс «Мы – юные летописцы».
Краеведение это особая наука. Она представляет собой своеобразную летопись событий, дел, судеб земляков. И пишут эту летопись краеведы и краелюбы - жители, земляки нашей небольшой малой Родины – свидетели тех или иных событий. Нам тоже предстоит с вами быть авторами летописи родного края.
Подумайте и ответьте на 3 вопроса (Без оценок командам. Индивидуальная активность учащихся):
- о каком важном событии в городе, вашем поселке, деревне вы могли бы рассказать потомкам в летописи родного края,
- о каком событии вашей учебной группы вы расскажете будущим ученикам в летописи родной школы,
- какое краеведческое открытие вы сделали для себя, занимаясь в учебной группе.
Задание № 2, конкурс – разминка «ПОЧЕМУЧЕК»
(обсуждение 3 минуты, макс. оценка – 3 б, дополнение – 0,5 б.).
Каждой команде задается по одному вопросу. Максимальное количество баллов за правильный ответ – 2
1. С 1930 года наш город носит имя Виктора Павловича Ногина. Почему? (В.П. Ногин работал на Богородско-Глуховской мануфактуре с 1893 – 1896 год. Позднее он становится советским государственным партийным деятелем, в первые годы советской власти В.П.Ногин возглавляет текстильную промышленность России).
2. На гербе Богородска в 1784 года изображено мотовило. Почему? (Мотовило использовалось для перемотки пряжи. На территории Богородского уезда в деревнях и селах развивается надомное ткачество, что говорит о промысловом значении уезда)
3. На одной из 4-х сторон памятной стелы, посвященной 225-летию города, на площади Бугрова есть барельеф Герасима Курина. Почему? (В 1812 году крестьяне Богородского уезда объединились в отряд для освобождения своей территории от французских войск).
4. На знаках города Ногинска во второй половине 20-ого века появляется изображение атома? Почему? (В Ногинском районе возле деревни Черноголовки с середины 50-х годов 20 века начинает строиться поселок Черноголовка – научный центр АН СССР, одно из направлений в котором – атомная физика. Позднее поселок получает статус наукограда – одного из центров Научного Центра Академии Наук СССР).
5. В черте города Ногинска установлен памятный знак «Противотанковый ёж». Почему? (В начале ВОВ город Ногинск готовился к обороне в случае прорыва немецких войск на восток. На пути предполагаемого вторжения врага при въезде в город был вырыт противотанковый ров, установлены противотанковые ежи, выпуск которых был налажен в цехах литейно-механического завода г. Ногинска).
6. Водоем Коверши в Ногинске представляет собой два озера. Почему? (При освоении торфоразработок в районе Лукового озера и ближних к нему территориях в начале 20 века Морозовы прокладывают узкокалейную железную дорогу с целью подвоза рабочих к месту торфоразработок и доставки оттуда торфа к местам потребления ископаемых. Для удобства прокладки дороги Морозовы через озеро насыпают дамбу, которая делит его на две части).
- Краеведение это наука, которая объединяет множество понятий: историю, культуру, экономику, географию, природу родного края. Нельзя познать свой край, сидя за партами и в библиотеках. Походы, экскурсии, прогулки помогут вам полюбить красоту родного края, обратить внимание на самое важное в его жизни. Мы все свидетели того, как преображается наш город: восстанавливаются и реконструируются исторические здания, появляются новые памятники, благоустраиваются микрорайоны города и района.
Поговорим о памятниках, и о памятных местах города, в которых отражаются исторические события.
Задание: Внимательно прочтите текст. Вместо пропусков вставьте в него необходимые названия.
Наш город в советский период истории называли городом революционной, боевой и трудовой славы. Этого же звания достойны и многие поселения Ногинского района. Давайте мысленно совершим экскурсию по родному краю.
В небольших сквериках района автовокзала Ногинска находятся два памятника, посвященные людям времен революции и годам гражданской войны ______________________________________________________________________________________________________________________________________. Существуют и другие объекты, отражающие страницы истории этой поры - памятники, памятные доски, поселки, улицы, площади:________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Трудовая слава земляков была известна не только в России, но и во многих странах мира. Больше 70 лет в Ногинске и его районе работали предприятия, выпускающие для народа лучшие ткани и товары. В основном, это были предприятия, основанные Богородскими купцами в 19 веке:______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Нельзя умолчать и о значении нашего города для победы советского народа в Великой Отечественной войне. Много памятных мест посвящено событиям этой поры: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
- Сегодняшняя встреча это не только соревнование – что и сколько знаем мы о родном крае, но это еще и конкурс творческих работ участников, который называется «Мы хотим вам рассказать…». Важно познавать свои корни через общение с земляками, посещение музеев и экскурсий, работу с архивами и краеведческой литературой. О том, что вы узнали в ходе поисково-собирательской творческой работы – ваши живые картинки).
Выступление 2-х команд с домашним заданием (выступление каждой команды не более 3-х минут, макс. оценка - …).
- Конкурс «Вопрос другу»:
Задание: готовясь к конкурсно-познавательной программе, какие-то темы вам показались особенно интересными, важными. Подумайте в течение 2-х минут, сформулируйте свой вопрос для команды – друга. Учтите, что оценивать правильность ответа вы будете сами, в случае неправильного ответа – вам самим предстоит дать правильный ответ. Жюри оценивает и сам вопрос, и ваш ответ.
- Конкурс «Географический кроссворд»
Задание: Краеведение имеет одно из интереснейших направлений – топонимические загадки округи. Они помогают познать историю родного края. Хотя часто загадки трудно разгадать из-за множества существующих версий.
Ответьте на каждый из вопросов и впишите ответы в таблицу по горизонтали в соответствии с их порядковым номером:
1. Форма этого озера напоминает форму вида овощей. Одна из версий названия гласит: водоем образовался от удара метеорита.
2. Легенды связывают название этого поселения с именем разбойника; оно же присутствует в названии некогда сильного монастыря в Богородском уезде.
3. Эта река в нижнем течении протекает вдоль границы с Щелковским районом и впадает в Клязьму у города Монино.
4. От этой станции Нижегородской железной дороги в 1885 году была проложена железнодорожная ветка до Богородска.
5. Название местности в Богородском уезде, где с 19 века процветал известный гончарный промысел с использованием особого вида росписи.
6. Версии названия этого села связывают с названием пролегающей рядом дороги или с деятельностью (житием) преподобного Сергия Радонежского.
7. Название этой речушки созвучно с названием растения, произраставшего на ее берегах.. Существует версия, что эта речка дала название современному городу Ногинского района.
Л | у | к | о | в | о | ||||
Б | е | р | л | ю | к | и | |||
В | о | р | я | ||||||
Ф | р | я | з | е | в | о | |||
Г | ж | е | л | ь | |||||
С | т | р | о | м | ы | н | ь | ||
К | у | п | а | в | и | н | к | а |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
- В настоящее время выпускается немало краеведческой литературы для любителей истории родного края, это: книги, брошюры, журналы, иллюстративные справочники, фотоальбомы, ... Но для краеведа важно самому осмысливать происходящие события. Для этого мы должны научиться видеть главные события в жизни родного города, своей школы, своей семьи и уметь зафиксировать эти события в виде фотографий, фильмов, зарисовок, заметок, интервью, репортажей и других видов письменных работ. К юбилею родного края мне бы хотелось видеть ваши творческие работы и оформить из них выставку. Я хочу всех вас провести по этой выставке… (анализ представленных работ, подведение итогов).
- Конкурс «Даты. События. Люди»
(3 минуты, макс. оценка – 4 б.: ответы 1-4 – 0,5 б., 5,6 ответы – 1 б.)
Задание: Вставьте вместо пропущенных цифр, событий, имен необходимую информацию.
1339 год – первое упоминание села Рогожи в духовном завещании московского князя Ивана Калиты
2010 год - 80 лет город носит имя В.П. Ногина, открыт памятник земляку Патриарху Пимену, полет в космос нашего земляка – Максима Сураева,…
1784 год – утверждение в Сенате плана застройки уездного города Богородска
1974 год – зажжение Вечного Огня на площади Победы в Ногинске
Извеков Сергей Михайлович (Пимен) – мирское имя нашего земляка, в последствии – богослова, патриарха всея Руси.
Александр Васильевич Беляков – фамилия, имя, отчество земляка - Генерал-лейтенанта, Героя Советского Союза, профессора, доктора географических наук, Почетного гражданина города Ногинска.
- Выступление 2-х команд с домашним заданием (выступление каждой команды не более 3-х минут).
Один город от другого отличается не только своим внешним видом, но и характером. Характер города это его историческое и экономическое своеобразие. О характере города рассказывают многие предметы
- Конкурс «О чем рассказал предмет»
(5 минут, макс. оценка – 5 б.)
Задание: каждый из представленных предметов имеет свой номер. Назовите этот предмет и расскажите о нем.
Время на работу – 5 минут.
1. Черепок глиняной посуды славян 9 – 11 – из коллекции археологических находок на территории Ногинского района
2. Челнок – деталь ткацкого станка, используемых в машинах 19-20 века
3. Гвоздь – костыль, используемый при строительстве железной дороги с целью укрепления рельсов к шпалам
4. Рубель – приспособление для разглаживания белья в быту крестьян.
5. Нотный лист с крюковой записью распевов для старообрядческого знаменного пения
Выступление 2-х команд с домашним заданием (выступление каждой команды не более 3-х минут).
- Слово жюри для подведения итогов конкурсно-игровой программы.
- Анализ участия учебных групп в делах отдела.
Награждение команд-победителей программы, победителей творческого конкурса, учащихся – участников районных, областных конкурсов, лучших педагогов отдела.
- Вручение свидетельств участникам конкурсно-познавательной программы, дипломов и сувениров победителям.
- Заключительное слово: Наш край сегодня это не только исторические здания и памятники, новые микрорайоны и предприятия, прекрасные площади и фонтаны, бульвары и кафе. Ногинский муниципальный район Московской области занимает площадь почти 90 тысяч га, это почти 210 тысяч жителей. В его состав входят 5 городских и 5 сельских поселений, десятки сел и деревень.
Ногинский район был и остается одним из крупных в Московской области. Древний и вечно молодой Богородский край всегда прекрасен. Нужно сделать все, чтобы традиции, слава, доблесть родного края не угасала.
Наш конкурс «Край родной – станицы летописи» я бы назвала стартом познавательных, поисковых, необходимых городу акций и интересных дел, посвященных юбилею родного города. Наша встреча показала не только ваши знания о малой родине, но в большей степени - ваш интерес к ее судьбе.
Д.С. Лихачев, обращаясь к россиянам, писал: «Любовь к своей родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому».
- Объявление о Всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия ХХ век».
Методист краеведческого отдела,
педагог дополнительного образования Ефремова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Историческое краеведение" Край наш Клинский
Курс «Историческое краеведение» построен на материале истории России, поскольку эти курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и соб...
Программа кружка "Историческое краеведение" Край наш Клинский
Курс «Историческое краеведение» построен на материале истории России, поскольку эти курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и соб...
Урок мужества, посвященный 69-летию освобождения города Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков «Никогда не забудут живые»
Классный час посвящен 69-летию освобождения города Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков. Данный материал был представлен на научно-практической конференции "Приосколье и Великая Победа"...
Методические материалы для школьной конференции в рамках единого дня краеведения «С любовью к Отечеству», посвященного 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.
В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знам...
"Люблю тебя мой край марийский!" зачетное мероприятие посвященное 95 летию республики Марий Эл. Презентация к занятию.
Конспект зачетного мероприятия "Люблю тебя мой край марийский!"посвященный 95 летию республики Марий Эл....
Урок памяти, посвященный 75-летию освобождения города Льгова
Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории...