Развитие гибкости на занятиях хореографией.
статья по теме

Видонова Светлана Владимировна

Статья содержит информацию о важности природного физического качества-гибкости, и о способах ее развития на занятиях хореографией. Здесь так же даются методические рекомендации, которые могут быть использованы в работе педагога на занятии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хореография —это танцевальное искусство. Первоначально под хореографией понимали запись танца, затем — искусство сочинения танца, с конца XIX — XX вв.— танцевальное искусство в целом. Хореография – основа основ любой танцевальной деятельности. Тело «учится» правильно мыслить. Осанка, гибкость, пластика, сила и растяжка – это слагаемые свободы движения.   Хореография – это здоровье и развитие. Главные достижения от занятий хореографией – правильная осанка, пластичность, грациозность и легкость движений, уравновешенность, улучшение способности концентрироваться, укрепление здоровья, формирование сильного и гибкого тела.

Гибкость тела - это одно из главных профессиональных требований к тем, кто собирается заниматься каким-либо видом танца или уже занимается. Гибкость как показатель пластичности тела исполнителя, придаёт танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа. Танец очень тесно связан со здоровьем и красотой человека. Мышечная нагрузка во время исполнения номера — прекрасный вид физической зарядки. Танец так же способствует развитию гибкости и сохранению ее до преклонных лет,  вырабатывают культуру движений, шлифуют фигуру, осанку, походку. Это одна из форм не только высокой физической культуры, но и психической. Ведь танцы доставляют человеку радость, удовольствие, расслабляя после психических и нервно-эмоциональных нагрузок.

Воспитанники хореографических коллективов обладают большой природной гибкостью, увеличенной за счет повседневной хореографической тренировки. Танцору для высокой техники исполнения необходима высокоразвитая гибкость позвоночника и суставов конечностей, так как именно они участвуют в движениях с большой амплитудой.

Гибкость является важной составляющей подтянутого, здорового тела, без неё любой танец был бы и невозможен сам по себе. Именно поэтому все танцы предусматривают большой блок упражнений, развивающих гибкость.

Тренировка гибкости может свести к минимуму вероятность получить травму, а так же позволит избежать многих проблем связанных с суставами. Без достаточного уровня гибкости будет трудно добиться существенных результатов не только в классическом танце, но и любом другом танцевальном направлении. Если  мышцы не работают в тандеме, где одна из мышц антагонистов (мышцы, вызывающие движения в двух противоположных направлениях:  сгибание и разгибание конечностей) выступает в качестве основой мышцы, а другая в качестве стабилизатора, то Вы не сможете выполнять правильно танцевальные элементы и рискуете получить травму (Миловзорова М.С.).

Среди воспитанников танцевальных коллективов есть и  такие, гибкость которых надо развивать, не смотря на то, что они уже обладают определенным уровнем развития всех своих природных задатков, в том числе и гибкости. Развитие гибкости происходит в основном за счет упражнений на растягивания. Они увеличивают подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата.
Любому человеку, занимающемуся хореографией, для высокой техники исполнения необходима высокоразвитая гибкость позвоночника и суставов конечностей, так как именно они участвуют в движениях с большой амплитудой. Гибкость зависит от подвижности отдельных суставов и от подвижности их по отношению друг к другу, от перераспределения тонуса мышц и соотношения в работе мышц.
Развивая гибкость, полезно сочетать упражнения на растяжения с силовыми. Амплитуда движений берется большая, но не вызывающая болевых ощущений, количество повторений такое, при котором можно сохранить данный размах движений. При частом выполнении этих специальных упражнений гибкость увеличивается быстро.

Упражнения, направленные на развитие гибкости, основаны на выполнении разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращении` и махов. Комплексы таких упражнений могут выполняться самостоятельно или с партнером, с различными отягощениями или простейшими тренировочными приспособлениями: утяжелителями, накладками, у гимнастической стенки, а так же с гимнастическими палками. Посредством целенаправленного выполнения специальных комплексов упражнений можно достичь гораздо большей гибкости, чем требуется в процессе профессиональных действий. Этим создается "запас гибкости". Если такого запаса нет и имеющийся уровень подвижности в суставах используется "до предела", то трудно достигнуть максимальной точности, силы, скорости и экономности движений ( Гвоздева К.И.).

Выполняемые упражнения могут носить активный, пассивный и смешанный характер, а также выполняться в динамическом, статическом или смешанном статодинамическом режиме. Развитие активной гибкости способствует улучшению выполнения упражнения с собственным весом тела и с внешним отягощением. К таким упражнениям относятся, прежде всего, разнообразные маховые движения, повторные пружинистые движения в тренируемых суставах. Использование небольших отягощений позволяет за счет использования инерции кратковременно преодолевать обычные пределы подвижности в суставах и увеличивать размах движений. Выполнение упражнений на растягивание с относительно большими весами увеличивает пассивную гибкость. Наиболее эффективными для улучшения пассивной гибкости являются плавно выполняемые принудительные движения с постепенным увеличением их рабочей амплитуды при уступающей работе мышц. Пассивная гибкость развивается в 1,5-2,0 раза быстрее, чем активная. Для поддержания гибкости на уже достигнутом уровне можно сократить количество занятий. Обычно в течение одного занятия на выполнение растяжений затрачивается в сумме от 15 до 60 минут. Упражнения на гибкость выполняют во всех частях тренировочного занятия. Необходимо только всегда помнить, что растягиваться можно лишь после хорошей разминки, и при этом не должно быть никаких сильных болевых ощущений, а лишь чувство слегка "растягиваемых" мышц и связок.

Гибкость зависит и от растяжимости мышц. Как и все упругие тела, мышцы обладают значительной растяжимостью, а после прекращения действия растягивающей силы  мышца восстанавливает свою первоначальную длину. Особенностью мышц является непостоянство их растяжимости: в отличие от других упругих тел растяжимость их может изменяться (увеличиваться). На этом основана тренировка растяжимости мышц.

Гибкость является важной составляющей организма здорового человека. Танец требует большой гибкости. В большинстве случаев занятия танцами начинается с разминки, в том числе нескольких упражнений на растяжку. Танцоры должны стремиться к достижению максимального диапазона движения для всех основных групп мышц. Чем больше диапазон движения, тем больше возможностей открывается в танце и тем меньше усилий нужно прилагать к уже изученным сложным движениям.

Перед началом выполнения упражнений на гибкость необходима разминка для разогревания организма и улучшения кровоснабжения мышц. Растяжка, обычно, входит в разминочную и заключительную части занятий, но она обязательно проводится после разогревающих упражнений. Начинать растягивание рекомендуется пассивной и статической растяжкой, после чего переходить к динамической, активной или изометрической, а заканчивать в обратной последовательности.

Существует несколько видов растягивания:
1. Баллистическое растягивание предполагает использование импульса перемещающегося органа для вынуждения мышцы растягиваться (резкие, пружинящие, маховые движения). Этот вид растяжки наиболее опасен, и чреват травмами, т.к. мышца не успевает приспособиться к новой длине, мышечные волокна постоянно заключаются в контрактуру, и нет фазы расслабления, дающей возможность постепенно растягиваться.
2. Динамическое растягивание - это медленное управляемое перемещение частей тела в максимально возможно положение.
3. Активное растягивание представляет собой принятие необходимого положения и удержание его при помощи работающих мышц. Этот вид предполагает не только развитие гибкости, но и мышечной силы. Как правило, такое положение удерживается не более 10-15 секунд.
4. Пассивное растягивание - это принятие необходимого растянутого положения и удержание его при помощи рук, партнера или оборудования.
5. Статическое растягивание происходит тогда, когда, приняв необходимое положение, танцор расслабляется, а партнер медленно, плавно "дожимает"  в более растянутое положение.
6. Изометрическое растягивание - это тип статического растягивания, при котором вы добавляете сопротивление групп растянутых мышц, изометрически их сокращая. Например, вы упираетесь ногой в стену, пытаясь сдвинуть ее, зная, что этого не произойдет. Никакого движения не происходит, но мышца напрягается. Этот тип растягивания эффективнее для развития пассивной гибкости и мышечной силы. Его можно выполнять при помощи партнера, оборудования, собственных рук, использовать стену, пол, опоры.
Все эти виды растягивания имеют место быть на занятиях по развитию гибкости и подвижности суставов. Они не используются все сразу на одном занятии. Как правило, в зависимости от цели и задач занятия, выбирается какой то ведущий вид растягивания, а несколько других будут сопутствующими. Любая работа начинается с динамического растягивания, затем к нему присоединяется пассивное ( хореограф – воспитанник) и заканчивается процесс статическим растягиванием. Комбинацией таких способов происходит растягивание шпагатов на хореографии.
   
Гибкость очень важна для всех видов танца. Как правило, каждое движение танца может быть выполнено более эффектно за счет увеличения пластичности всего организма. Единственным способом улучшить гибкость и пластичность является регулярные тренировки по его растяжению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Развитие физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики

В предлагаемой статье рассматривается система занятий партерной гимнастикой, ориентированная на детей младшего школьного возраста (7-10 лет), занимающихся танцами. Занятия партерной гимнастикой предн...

ЗАНЯТИЯ ХОРЕОГРАФИЕЙ КАК СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. (КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА).

Актуальность выбранной нами темы обусловлена рядом противоречий в современной теории и практике развития занятия хореографией в Дошкольных образовательных учреждениях.Первое противоречие заключа...

Основные принципы развития ребёнка на занятиях хореографией

В данном выступлении изложены основные принципы работы хореографа, применяемые на зянятиях. В совокупности, использование этих принципов даёт положительный результат....

Методическая разработка "Гибкость, методы развития гибкости у детей подросткового возраста (11-14 лет)"

        В своей работе я выдвигаю гипотезу что, этот вид физической нагрузки является важнейшим звеном, связывающим активное и пассивное состояние тела. Он поддерживает элас...

Комплекс упражнений для занятий " Йога для развития гибкости"

Данный комплекс можно использовать на уроках физической культуры...

Развитие гибкости у обучающихся начальной школы на занятиях в объединениях физкультурно-спортивной направленности

Гибкость является одним из важнейших для человек как физических качеств. Разработка различных видов программ на развитие гибкости в основном связана с профессиональной деятельностью в цирке, в балете,...

Конспект урока по хореографии «Развитие координации и эмоциональной выразительности обучающихся на занятиях хореографии»

Конспект урока по хореографии  «Развитие координации и эмоциональнойвыразительности обучающихся  на занятиях хореографии»...