Конспект игровой познавательной программы программы «Подземные параллели».
методическая разработка (5 класс) на тему
Эта игровая познавательная программа стала необычным компонентом цикла программ по безопасности дорожного движения. О подземных дорогах города и правилах пользования ими ребята знают не так уж много, хотя пользуются метро каждый день. В этой програмее есть место и истории, и игре, и командной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_programmy_podzemnye_paralleli.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект программы «Подземные параллели»
Автор: Александрова Е.В. педагог-организатор
Задачи:
- Знакомить детей с историей возникновения и развития метрополитена в России и в мире.
- Делать осознанный выбор безопасного поведения в транспорте.
- Развить коммуникативные навыки.
Участники: учащиеся шестых классов, учащиеся творческих объединений ЦДЮТТ.
Форма проведения: командная.
Продолжительность: 60 минут
Ожидаемые результаты:
- участники программы знают основные этапы истории Санкт-Петербургского метрополитена, имеют представление об особенностях развития метро в других странах,
- способны осознавать причины возникновения опасных ситуаций и делать выбор в пользу безопасного поведения в качестве пассажира,
- получают практический опыт творческой работы в группе.
Перечень используемых технологий: имитационные игры, обучение в сотрудничестве, технология «дебаты».
Сценарий программы
Наше занятие называется «Подземные параллели». Какому виду транспорта оно посвящено, как вы думаете?
Метро – особенный вид транспорта, имеется ли он в каждом городе? Только крупные города-мегаполисы имеют этот уникальный вид транспорта, которым пользуется большинство пассажиров.
Вашему вниманию – кинокадры, посвященные открытию Ленинградского метрополитена. Смотрите внимательно, у каждой команды есть возможность заработать первый балл.
Демонстрация видео до кадра дежурной со знаком.
Первый вопрос командам: (слайд№2)
Что обозначает этот знак и в метро, и на железной дороге? ( -Поезд готов к отправлению)
Слайд №3
Перед вами – первая станция Ленинградского метрополитена «Дачное». Так сложилось история нашего метрополитена, что первая станция сейчас не существует – там находится депо, так что это фотография историческая. Станция находилась около нынешней станции «Ленинский пр». Давайте отправимся к моменту зарождения идеи создания метро.
Вопрос к командам: что было первым транспортным средством – трамвай, автомобиль или метро?
Метрополитен явился миру в ту пору, когда еще не были изобретены ни трамвай, ни автомобиль. Уже в конце ХIX века чадили паровозными трубами подземки Чикаго.
Посмотрите на эту старинную картинку Санкт-Петербурга
(слайд №4)
и попробуйте догадаться, почему впервые возникла идея создания подземной железной дороги, а впоследствии метро. Подсказка командам – метро должно было помочь любителям путешествий, а в Петербурге уже тогда было несколько вокзалов. Метро должно было связать все вокзалы города, чтобы к ним можно было добраться вовремя.
Город разрастался. Перед вами – карта ПЕТРОГРАДА( слайд №5). Какая транспортная проблема уже в то время сделала создание метро насущной необходимостью?
- Транспортные «пробки».
С начала 20-го века в столице России обсуждали планы строительства подземки, о них шумно спорили газеты, видные инженеры обсуждали достоинства и недостатки проектов, но первый гудок экспресса в метрополитене нашего города прозвучал только в 1955г.
Строительство метро в Ленинграде началось еще до ВОВ в 30-е годы прошлого века, но война остановила работы. В войну тоннели метро спасли многих людей, которые укрывались там от бомбежек.
Всего через десять лет после тяжелого военного лихолетья наш город построил первую линию метрополитена Первой линией метро стала Кировская линия , она и сейчас имеет №1.(слайд№6) Вы видите первых пассажиров(слайд№7).
Метрополитен 2010г. – это подземные трассы которые связывают бывшие окраины Петербурга (слайд№8), 62 станции метровокзалов, три с половиной тысячи поездов, 2,5 миллиона пассажиров в день и 13000 работников, обслуживающих это сложнейшее инженерное сооружение.
Петербургское метро – это уникальное сочетание мощного транспортного конвейера, обеспечивающего перевозками многомиллионный мегаполис, с неповторимым архитектурным художественным ансамблем метровокзалов, гармонично вписавшимся в исторический облик нашего города. За полвека метрополитен не утратил репутацию самого быстрого, безопасного и комфортабельного городского транспорта, достойного нашего великого города.
Итак, первое практическое задание командам – проект линии метро.
Вам необходимо нарисовать схему одной линии метро с 3-мя станциями. Представьте, что вы проектируете метро прямо здесь, на карточке у вас чертеж, а потом с помощью фишек вы строите макет и делаете презентацию своей линии. Вы должны продумать все: насколько линия удобна для пассажиров, где расположить станции, как их назвать.(помните что названия отражают то, что находится в городе).
(слайд №9)
Стокгольм. Станция «РИНКЕБЮ»
(слайд №10)
Мы прибыли с вами на станцию «РИНКЕБЮ». Странное название? Но жители Стокгольма не считают его странным – ведь это одна из самых старинных станции шведского метрополитена. Мы прибыли сюда, чтобы познакомится с теми сложностями, которые встречаются на пути инженеров и проектировщиков метро. Скажите, почему так сложно строить метро? (слайд№11). Правильно, метро – это подземное сооружение.
Природа Швеции (слайды №12, 13,14) изобилует великолепными скалами – это привлекательно для туристов, но очень неудобно при строительстве метро. Скальные породы этих мест настолько крепки, что их не возьмет ни один бур – и тут на помощь приходят взрывники. Пробивая в таких вот скалах узкие лунки, специалисты закладывают в них точно вымеренное количество взрывных веществ. Только так можно справиться с камнями, которым не страшно само время.
Посмотрите, как выглядят тоннели в начале строительства. Неуютно, правда?
(слайд №15) А это - рабочие тоннели в которых все необходимые коммуникации.( слайды №16 – 20). Перед нами – подземная сеть дорог.
Шведское метро отличается от Петербургского не только уникальным способом строительства. В Стокгольме половина метропутей – наземные.Они проходят по мостам, эстакадам – как у нас пригородные поезда. Интервал между поездами намного больше, чем у нас. На табло каждого поезда написана конечная станция прибытия.
(слайд №21)
Посмотрите, как необычно выглядит подземные вестибюли станций шведского метро ( слайды №22,23).
А сейчас три задания на смекалку и на сообразительность. Каждая команда письменно отвечает на вопрос. Каждый правильный ответ – 5 баллов. Внимание на экран ( слады №23,24,25).
Станция «АНДЕГРАУНД»
(слайд№26)
Как вы думаете в метро какой крупной европейской столицы мы сейчас окажемся?(слайд №27)
Это английское слово, и мы прибыли в город, где родился первый в мире метрополитен- Лондон.
Взгляните на карту(слайд №28). У метро в разных странах разные названия: метро в России, подземка в Америке , U-BAN S-BAN в Германии, а в Лондоне это «тьюб» то есть тюбик – тоннель в виде тюбика.
Многие считают, что в Петербургском метро сложно ориентироваться, но посмотрите на карту Лондонской подземки, которая является мировым рекордсменом по запутанности. Правда там так продуманы указатели, что туристы всегда находят нужный путь.
Мы с вами на станции Бейкер стрит(слайд №29). Ее название знакомо жителям многих стран. А вы можете сказать ,почему и чем замечательна эта улица Лондона? Ответ приносит команде дополнительный бал.
Принято считать, что в Лондонском метро действуют самые строгие меры безопасности. Все метрополитены мира объединяет то, что у них есть общие правила безопасности. Какие из них вам известны?
Задание – безопасность в Петербургском метрополитене.(зачеркнуть в карточке лишнее правило) - 5 баллов.
Задание повышенной сложности : Команде выдается карточка с описанием экстренной ситуацией в метро. Команды должны разобраться как действовать в предлагаемой ситуации и попробовать представить видеоверсию происходящего, разыграв сценку.
ТОКИО-САН
Догадываетесь, в какую страну мы прибыли? Да, это Япония. В Японии к имени уважаемого человека принято прибавлять «сан» - а как же не уважать такой прекрасный город?
Взгляните – это просто пейзаж из фантастического фильма. Токийское метро состоит из множества линий, принадлежащих четырем разным компаниям. Если внутри линии одной компании билет действителен, то на линии другой нужно купить уже другой билет. Стоимость проезда зависит от количества станций проезда, то есть от конечного пункта вашего назначения.
Токио уже сегодня можно назвать городом будущего как и удивительное токийского метро – метро будущего.
Метрополитен постоянно развивается и смотрит в будущее, так как это самый востребованный вид общественного транспорта.
Взгляните на схему метро сегодняшнего дня (слайд 30) – на ней обозначены новые станции, которые находятся в процессе проектирования и строительства.
А это проектная схема нашего метро через 30 лет. (слайд 31) . На ней вы видите кольцевую линию, которая свяжет между собой сразу несколько направлений.
Изменятся не только маршруты, но и технологии. (слайд 32)
Посмотрите на новые вагоны, на монорельсовую дорогу, по которой состав движется по наземной линии, планируется, что управление составом будет полностью автоматизировано(без машиниста).
Идет работа над увеличением скорости, над безопасностью и комфортом пассажиров. (слайд)
Необходимо сказать и о том, что обслуживают метрополитен тысячи людей самых разных специальностей ;составы необходимо проверять и ремонтировать, под землей не должно скапливаться никакой грязи и все знают , что небрежность под землей может привести к катастрофе, так как метрополитен – это зона повышенной опасности.
Каждый из вас неоднократно пользовался метрополитеном, и обладает информацией об этом виде транспорта, и следующее испытание команд называется «Верители вы?»
Каждой команде выдается игровой светофор с зеленым и красным сигналами,
В случае утвердительного ответа команда показывает зеленый сигнал, аа в случае отрицательного - красный
1. Верите ли вы, что форма машиниста метро и машиниста железной дороги одинаковая?
(Нет, она разного цвета)
2.Верите ли вы, что у машиниста есть «волшебная палочка» , запускающая состав в движение?
(Да, реверсный ключ)
3. Верите ли вы, что работающие в ночную смену машинисты спят прямо под землей?
(Нет, в квартирах метрополитена)
4. Верите ли вы, что у светофора метро сигнал только синего цвета?
(Нет, есть и обычные)
5.Верите ли вы, что в каждом вагоне есть видеокамеры?
(Нет)
6.Верите ли вы, что для того, чтобы приступить к работе машинист каждый день проходит медосмотр?
(Да)
7. Верите ли вы, что в нашем метро есть горизонтальный лифт?
(Да)
8.Верите ли вы, что в метро в вагонах проходят выставки картин?
(Да)
9.Верите ли вы, что у метрополитена есть свои милиционеры?
(Да)
СТАНЦИЯ
ПОДЗЕМНЫЙ МУЗЕЙ
Почему метрополитен называют подземный музей – вопрос к командам.
Метрополитен удивителен не только своей инженерной сложностью, но и красотой – ведь над обликом станций трудятся архитекторы и художники- дизайнеры.
СЛАЙДЫ
Посмотрите , ведь это не просто станции, это произведения искусства, представляющие разные художественные стили.
В метро можно посмотреть картины, послушать музыку и пение, узнать об исторических событиях.
Конкурс «Узнай станцию в лицо»
Команда получает фото вестибюлей различных станций, необходимо определить название станции.
После выполнения задания проводится устная проверка с помощью презентации
Пока подводятся итоги я попрошу вас назвать самые привлекательные свойства метрополитена, отличающие его от других видов транспорта.
Подведение итогов, награждение.
Уважаемые участники, обратите внимание на название ваших команд - они составляют фразу «МЫ - ЗНАТОКИ МЕТРО». Давайте ее произнесем все вместе. Вы с уверенностью теперь можете назвать себя знатоками. «Вы – знатоки метро».
СЛАЙД
Спасибо за работу, ждем вас на других занятиях по безопасности дорожного движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Прекрасных женщин имена"- игровая литературно-познавательная программа.
« Прекрасных женщин имена…»- игровая литературно-познавательная программа для обучающихся 9-11 классов(к 8Марта)...
Игровая познавательная программа "Воздушные дороги"
Игровая познавательная программа «Воздушные дороги»Задачи:Формирование навыков дисциплинированного безопасного поведения в транспортеРазвитие познавательного интереса к истории и современным тенденция...
Игровая познавательная программа «Вот она какая, сторона родная», посвященная празднованию 217 – годовщине основания станицы Брюховецкой
Игровая программа по традициям и обычаям Кубани и Брюховецкого района...
Игровая познавательная программа "Он и Она. Ключ к разгадке"
Игровая программа для старшеклассников, посвященная гендерным различиям....
Сценарий игровой познавательной программы «Космическая вечеринка»
Актуальность данной темы заключается в том, что 50 лет назад началась эра освоения космоса и успешно продолжается до сих пор, встав на новую ступень своего развития. Основоположниками космонавти...
Квест как альтернативная форма организации образовательного процесса на примере познавательно-игровой досуговой программы «Петербургские окраины» по Шуваловскому парку Санкт-Петербурга
Данная методическая разработка содержит опыт проведения познавательно-игровой досуговой программы для учащихся восьмых классов «Петербургские окраины», которая реализуется с 2009 года в ра...
Игровая познавательная программа "Путешествие домой"
Игра развивает у подростков познавательные способности, логическое мышление и сообразительность....