Программа дополнительного образования детей «Русские традиции и обряды»
рабочая программа (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования детей
«Русские традиции и обряды»
Возраст обучающихся – 14-16 лет;
Срок реализации – полгода.
Составитель:
Педагог русского языка и литературы
Логинова Наталия Евгеньевна
Пояснительная записка
Несмотря на то, что понятие «традиции» известно всем, далеко не полностью осознаётся их роль в жизнедеятельности общества, особенно в плане его стабильности и преемственности поколений. Традиционность – это передаваемость определённых ценностей и опыта от поколения к поколению. При этом происходит преодоление срока жизни одного поколения: народ, нация, страна – не рождается каждый раз заново с новым поколением. Особенно высоко ценить традиции следует в периоды ускоренного развития общества, значительных общественных перемен. В этот момент народ легко может утратить свою самобытность, отражённую в языке.
Поэтому изучение русских обрядов и традиций, русской фразеологии, русского речевого этикета является необходимой и наиболее востребованной задачей.
Современные школьники знают о своих обычаях и традициях до обидного мало, часто их знания о культурах других народов бывают более обширными. Основные темы курса «Русские традиции и обряды» знакомят с традиционной культурой русского народа, с годовым циклом праздников, обрядов, традиций. Подобраны тексты художественной литературы, в которых описаны эти праздники, есть видео- и аудиоматериалы, знакомящие с традиционным русским искусством и русским фольклором. Данные занятия рассчитаны для учащихся среднего и старшего школьного возраста.
Цель программы:
- создать условия для формирования и воспитания духовно – нравственной личности;
- расширить и углубить знания учащихся о русских традициях и обычаях
Задачи:
- систематизация, закрепление и углубление знаний о культуре русского народа;
- формирование русской языковой культуры, усиление роли русского языка как средства объединения нации;
- выработка навыков коммуникативной компетентности учащихся;
-подъём общекультурного уровня.
Содержание программы
Программа рассчитана на 19 занятий. Каждые два занятия рассматривается один модуль, проводится 1 раз в неделю в 4 группах. Всего программа содержит девять модулей, рассказывающих об одном из русских народных праздниках, а также вятском фольклоре. Предусматриваются различные формы реализации программы: занятия-беседы, рассказы, занятия-путешествия, игры, викторины, занятия-экскурсии, занятия с использованием видеофрагментов, занятия с использованием фрагментов литературных произведений. В конце каждого модуля детям предлагается выполнить ряд заданий, позволяющих оценить свои знания.
1 модуль
Масленица. О празднике. Образ масленицы. Масленичные гулянья. Масленичное блюдо – блины.
Просмотр и обсуждение сцены из фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник».
2 модуль
Пасха. О празднике. Рецепты кулича и пасхи.
Задания.
3 модуль
Иван – Купала – главный летний праздник. Традиции, ритуальные действия. Чтение и обсуждение отрывка из повести Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».
Папоротник – растение, с которым связаны народные поверья.
Просмотр и обсуждение эпизода из фильма Павла Кадочникова «Снегурочка».
Задания.
4 модуль
Новый год. История Нового года. Славянские названия месяцев. Первый «настоящий» Новый год в Москве. История Деда Мороза. Великий Устюг и арктическая прародина. О новогодней ёлке. А когда родилась наша песня о ёлочке?
Новый год в русской литературе: А.С. Пушкин (чтение и обсуждение отрывка из романа «Евгений Онегин», А.А. Блок «Ночь на Новый год», С.А. Есенин «Поёт зима – аукает», Д.В. Веневитинов «К друзьям на Новый год», Р. Кудашева «В лесу родилась ёлочка».
Сцена празднования Нового года в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь».
Задания.
5 модуль
Рождество Рождение Христово. Рождественский сочельник. Колядование. Колядки.
Рождество в литературе: А.А. Фет «Ночь крещенская морозна..», А.А. Блок «Рождество».
Задания.
6 модуль
Святки. От чего происходит название праздника. Гадания. Подблюдные гадания.
Святки в литературе: В.А. Жуковский «Светлана».
Фрагмент фильма (сцена гадания из «Евгения Онегина»). Задания.
7 модуль
Свадьба. История праздника. Сватовство. Рукобитье. Девичник. Венчание. Свадебные столы. Причет невесты. Причет матери. Причет на девичнике. Причет подруг невесты.
Задания.
8 модуль
Вятский фольклор. Мудрость пословиц и загадок о вятских крестьянах.
Песенные игры крестьян. Опыт поиска песенной игры в своей семье и библиотеке.
9 модуль
Итоговые занятия. Без прошлого нет будущего. Знатные люди нашего посёлка. Конкурс знатоков крестьянской культуры земли Вятской.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Форма |
1. | Масленица. О празднике. Образ масленицы. Масленичные гулянья. Масленичное блюдо – блины. | мастерская |
2. | Просмотр и обсуждение сцены из фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». | беседа |
3. | Пасха. О празднике. | путешествие |
4. | Рецепты кулича и пасхи. Задания. | игра |
5. | Иван – Купала – главный летний праздник. Традиции, ритуальные действия. Чтение и обсуждение отрывка из повести Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала». | Деловая игра |
6. | Папоротник – растение, с которым связаны народные поверья. Просмотр и обсуждение эпизода из фильма Павла Кадочникова «Снегурочка». Задания. | диспут |
7. | Новый год. История Нового года. Славянские названия месяцев. Первый «настоящий» Новый год в Москве. История Деда Мороза. Великий Устюг и арктическая прародина. О новогодней ёлке. А когда родилась наша песня о ёлочке? | лекция |
8. | Новый год в русской литературе: А.С. Пушкин (чтение и обсуждение отрывка из романа «Евгений Онегин», А.А. Блок «Ночь на Новый год», С.А. Есенин «Поёт зима – аукает», Д.В. Веневитинов «К друзьям на Новый год», Р. Кудашева «В лесу родилась ёлочка». Сцена празднования Нового года в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». | Театральный конкурс |
9. | Рождество Рождение Христово. Рождественский сочельник. Колядование. Колядки. | мастерская |
10. | Рождество в литературе: А.А. Фет «Ночь крещенская морозна..», А.А. Блок «Рождество». | Театральный конкурс |
11. | Святки. От чего происходит название праздника. Гадания. Подблюдные гадания. | Игра |
12. | Рождество в литературе: А.А. Фет «Ночь крещенская морозна..», А.А. Блок «Рождество». | Литературная игра |
13. | Свадьба. История праздника. Сватовство. Рукобитье. Девичник. Венчание. | рассказ |
14. | Свадебные столы. Причет невесты. Причет матери. Причет на девичнике. Причет подруг невесты. | Конкурс |
15. | Вятский фольклор. Мудрость пословиц и загадок о вятских крестьянах. | путешествие |
16. | Песенные игры крестьян. Опыт поиска песенной игры в своей семье и библиотеке. | Конкурс |
17. | Вятские ремёсла и промыслы. Умельцы и мастера вятского края. | лекция |
18. | Вятский диалект. Вятский характер. | тренинг |
19. | Итоговые занятия. Без прошлого нет будущего. Знатные люди нашего посёлка. Конкурс знатоков крестьянской культуры земли Вятской. | конкурс |
Предполагаемый результат: дети будут знать традиции русского народа, откроют для себя смысл русских народных праздников и обрядов, приобретут сведения из истории Вятского края.
Использованная литература
1.ПоздеевВ.А. Народная культура. К., 1999,с.б.
2.Фёдорова В.С. Окно в историю. Москва «Просвещение» 1997г.
3.Бабайлова И.П. Вятка – страна деревенская.М., «Просвещение» 1998г.
4.Трушкова И.Ю. Традиционная культура русского населения Вятского региона в 19-начале 20 вв.М., «Просвещение» 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Русский язык сквозь призму литературного наследия" (социально-педагогическая направленность)
В содержании программы "Русский язык сквозь призму литературного наследия" осуществлен принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.Данная прог...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Стрелковый клуб ТРАДИЦИЯ"
Программа Стрелкового клуба ТРАДИЦИЯ создана в 2010 году в системе дополнительного образования Нахимовского военно-морского училища. Ежегодно программа редактируется. В данном случае она представлена ...
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...