Открытое занятие"Нет милей дружка, чем родная матушка"
методическая разработка по теме

Кожинова Татьяна Владимировна

Открытое интегрированное занятие по русскому народному творчеству “Нет милей дружка, чем родная матушка…» в 1 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое интегрированное занятие

по русскому народному творчеству

“Нет милей дружка, чем родная матушка…»

(кружок «Домовёнок», педагог доп.образования Кожинова Т.В.)

Педагог:

 Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы!  Здравствуйте, дорогие гости!

           Недавно мы все отмечали праздник, который называется День Матери. Он посвящён нашим любимым мама и бабушкам, без которых мы не представляем себе нашей жизни.

«Нет милей дружка, чем родная матушка»  говорит нам русская народная пословица.

 

Педагог: А и то, правда, со всеми своими бедами, проблемами к кому мы бежим в первую очередь? К нашим родным мамочкам.  А  они нас пожалеют, подбодрят, совет умный дадут…

Педагог: Хорошая и добрая Мама сопровождает своего ребёнка на протяжении всей жизни, растит его, заботится  о нём, желает, чтобы он стал хорошим человеком, передаёт ему свою любовь да ласку, рассказывает ему о нашем сложном мире…

Педагог: Ребята, а какие такие песни мамочка поёт своему ребёнку, показывает, что она любит его, оберегает, успокаивает? (ответы детей)  

Иллюстрация №1  (см. Приложение №1 )

 

Педагог: Правильно, ребята, это -  Колыбельные… Мы с вами уже слушали несколько колыбельных, пытались их петь и даже досочинять.  Это «Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки..», «Бай, бай,  ты собачка, не лай…», «Уж ты, котенька-коток», «Баю-баю, зыбаю..»…   (см. Приложение №2 )

Педагог:  А в какой колыбельной, ребята, мы пробовали сочинять сами? (ответы детей) Верно, это колыбельная «Котя – котенька, коток» (Уж я котику коту за работу заплачу, дам кусочек пирога, полну крынку творога).  Варианты  детей: «уж я котику-коту тёплый шарфик подарю», « уж я котику -  коту даже  шапочку свяжу» и т.д.  

Иллюстрация № 2 (см. Приложение №1)

Педагог: А в какой колыбельной, мать рассказывает своему дитятке о том, кто чем занимается в их семье… каково положение их семьи? (ответы детей)  Правильно, ребята…Это наша вятская колыбельная «Баю-баю, зыбаю» (поёт)

Педагог: Ну, вот наш ребёночек поспал, проснулся и что ему надо сначала сделать? Правильно, умыться.

А для этого мама  специальный заговор произносит «Водичка», заодно и массаж ему сделает…Давайте мы с вами это покажем. (см. Приложение №2)

Педагог: А чтоб ребёнок рос умным да весёлым, надо с ним заниматься… И вот мама или бабушка играют с ним, рассказывают при этом весёлые  смешные стихи потешки да пестушки (вместо зарядки да массажа)  

 Вот и мы сейчас с вами тоже вспомним некоторые  пестушки для массажа ладони и пальцев «Сорока-сорока», «Этот пальчик – дедушка»    (см. Приложение №2 )

Педагог:   Когда ребёнок ещё подрастал, его сажали на колени взрослым и приговаривали пестушку: «Ладушки». Давайте её вспомним и покажем в парах. (см. Приложение №2)

Педагог: Ребёнок должен был учиться ходить, чтоб он не боялся упасть, взрослые придумали весёлую игру, где ребёнок падал в подол няни: «По кочкам».

 Сейчас мы тоже её в парах покажем.. (см. Приложение №2 )

Педагог: Вы помните, ребята, что весёлые упражнения на внимание и смекалку называются загадками? А что нужно делать, чтоб  ребёнок вырос умным, да сообразительным, смекалистым? И когда вы разгадываете загадки, вы пожалуйста, обращайте внимание как они сочиняются… с помощью сравнений..и описаний….

Педагог: У двух матерей по пяти сыновей? Что это? (Руки и пальцы).

С чем сравнили руки? А пальцы? Как вы думаете, это правильное сравнение?

Педагог: А такая загадка: два кольца, два конца, посредине гвоздик? (Ножницы) Сочинена эта загадка при помощи приёма сравнения и описания.

Педагог: Ребята, вот мы с вами всё говорили про наших родных матушек, а вы слышали такое выражение: Земля – Матушка… 

А почему она Матушка? Она нас кормит, поит, одевает, когда надо, приласкает, а когда и уму разуму поучит…Иллюстрация №3  «Макошь»  (см. Приложение №1 )

 А есть ещё такое выражение: Природа наша  - Матушка. Потому что всё на Земле живое, а мы без природы  жить не сможем, как без Матушки родимой….   

Педагог: Ребята, послушайте, как на Руси про ещё Родину свою говорят– Матушка Русь, Матушка Россия.

 А вы Родину свою любите, Россию? (ответы детей) Да? Конечно.

А пословицу на Руси  какую  верную сложили: «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха». Как, вы думаете, ребята, почему так в народе говорят? (ответы детей)

Педагог: А сейчас, ребята, отгадайте загадку:

Что нас сверху пригревает, без чего лета не бывает?

 Правильно, без солнышка. Солнышка нам сейчас мало показывается, плохо пригревает.

А что же на Руси всегда в таких случаях делали?   Правильно, пели песни закликательные,  заклички называются

Давайте, мы сейчас все вместе закличку  «Солнышко» исполним (встать в круг) 

(см. Приложение №2 )

Позвали мы солнышко, должно оно скоро прийти, посветить, обогреть…

Педагог: Ребята, а что мы ещё про родную природу  мы знаем? (ответы детей).  А вы знаете, что есть в народе такие песенки весёлые, смешные  -  прибаутки называются… То, чего в природе не бывает.

А мы с вами такую игру знаем:« Ой, ребята, тара – тара..» (см. Приложение №2 )

Педагог: Сыграем? Кто у нас ворон будет? Давайте по справедливости при помощи считалки определим…. («Заяц белый») (см. Приложение №2 )

Педагог: Ребята, так нужно ли любить свою матушку…  А почему? (ответы детей) Потому что она вас тоже любит, а матушку природу нужно любить… а Матушку Родину? Конечно, ребята, ведь «нет, милей дружка, чем родная матушка…!

Педагог: А теперь, ребята, поблагодарим друг друга за добро, за ласку , за хорошее отношение: правую руку на сердце положим и отдадим русский поклон от всего сердца. «В добрый путь на добрые дела!»

Приложение №1

Иллюстрация №1

Иллюстрация №2

Иллюстрация №3

Приложение №2

1.Баю-бай, баю-бай, 
Ты, собачка, не лай, 
Белолапа, не скули, 
Нашу Машу не буди.

Ты, собачка, не лай,

Нашу Машу не пугай.
Темна ноченька  - не спится,
Наша Машенька боится.

2.Уж ты, котенька - коток,
Котя, серенький хвосток.

 Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусочек пирога,
Полну крынку творога.
Платок аленький свяжу,

Да на шейку повяжу.

Шубку бархатну куплю,

Всю на беличьим меху.

3.Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.

Сели в изголовьице,

Спи-ка на здоровьице.

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.

Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать.

4. Баю, баю, зыбаю,

Мать ушла за рыбою,

Дедушка дрова рубить,

Бабушка уху варить,

Бабушка уху варить,

Деточка уху хлебать
Баю, баю, зыбаю,

Мать ушла за рыбою.

5.Водичка, водичка,

Умой моё личко,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели.

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

6.Ой, ребята, тара-ра,

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

Позолоченных серьгах.
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная.
Труба  ладная,

Песня складная.

7.Сорока – сорока,

Где была? Далёко.

Кашку варила,

Детушек кормила.

Этому дала, этому дала,

этому дала, этому дала,

А этому -  не дала:

Он дрова не рубил,

Печку не топил,

Кашку не варил,

Не дадим ему кашки!

8.Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – тятенька,

Этот пальчик – маменька,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

9.Ладушки, ладушки,

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Коле – два, Оле- два,

Ване  - два,Тане – два,

Всем дала!

10.По кочкам, по кочкам,

По маленьким дорожкам,

В ямку – бух!

Там сидит петух!

11.Солнышко, солнышко,

выгляни в окошечко, 

там твои детки, там малолетки!

Солнышко, солнышко,

выгляни в окошечко,

приди поскорей, освети, обогрей!

Солнышко, солнышко,

 выгляни в окошечко,

дай хлебу рост, чтоб до неба рос!

12.Заяц белый, куда бегал?

 - В лес зелёный!

Что там делал?

-  Лыко драл!

Куда клал?

-  Под колоду!

Кто украл?

 - Родион!

Выйди вон!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие клуба «В мире английского языка» по теме: «Россия – моя родная страна».

Открытый урок по английскому языку для учащихся 5-6 классов по теме "Россия -  моя родная страна"...

Нет лучше дружка чем родная матушка

Сценарий фолклорного праздника для подготовительной группы...

Открытое занятие по развитию речи. Старший дошкольный возраст. Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края»

Открытое занятие по развитию речи.  Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края». Старший дошкольный возраст.Цель: Приобщать детей к богатствам крутинской литературы, пр...

Разработка воспитательного мероприятия "Нет такого дружка,как родная матушка"

Воспитательное мероприятие "Нет такого дружка,как родная матушка" для учащихся 10-12 лет....

Проект к Дню матери "Нет лучше дружка, чем родная матушка"

В последнее время, в календаре появилось много праздников. Мы решили обратить внимание на «День Матери», так как он схож с привычным  - «8 Марта». Но разница в том, что в ...

Разработка открытого занятия посвященный Международному дню родного языка Тема: «Как прекрасен мой родной язык»

Международный день родного языка отмечается с 2000 года по инициативе 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1999) с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистическо...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Матушка печка, укрась своих детушек"

На занятии дети знакомятся с особенностями русской избы и бытом крестьян. Активизируется словарный запас детей новыми словами: матушка печка, кормилица, поддувало, заслонка, дрова. Прививать любовь к ...