Старая сказка на новый лад
материал по теме
Автор настоящей статьи - педагог дополнительного образования, руководитель музыально-театральной студии для младших школьников. Предлагаемый материал раскрывает необходимость обращения к классическим авторским и народным сказкам и включает полный сценарий, разработанный по мотивам сказки Корнея Чуковского "Бармалей" для детей 8-10 лет. Кроме этого, в статье содержится пример применения методик ТРИЗ в работе театрального школьного объединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАРАЯ СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД
На одном из родительских собраний, которое я посетила, как мама второклассника, живо обсуждался вопрос новогоднего подарка для ребятишек. Суть его заключалась в следующем: один из хореографических коллективов города пригласил учеников нашей гимназии на великолепное новогоднее представление, заранее оговорив, что в качестве подарка детям будут вручены книги о Санкт-Петербурге. Часть родителей сразу высказала своё отрицательное отношение, мол-де книга – это не серьёзно (то есть, наоборот, слишком серьёзно), и дети подобному «подарку» вряд ли обрадуются. «Это же Новый год!», - говорили они, должно быть ощущение праздника, и от подарка в том числе. И стало мне по-настоящему грустно… Так как, в отличие от большинства родителей, я не только мама, но и педагог этой школы, имеющий возможность понаблюдать за детьми в свободное от уроков время – на переменках, в группе продлённого дня, в летнем городском лагере. Ребёнка с книгой в это время увидеть практически невозможно. Он будет либо исключением из правил, либо показателем высокого уровня убедительности и настойчивости учителя. Телефонные игры, «планшетники», «прыгающий» пластилин и самозабвенная погоня друг за другом по коридору (если бдительность педагога ослабла). Привычка и культура чтения у детей отсутствует. И виноваты в этом мы, родители.
На занятиях в театральной студии, педагогом и руководителем которой я являюсь, много времени мы уделяем сказкам – классическим авторским и народным – особенно с детьми 1 классов. Потому что, по моему твёрдому убеждению, именно через сказку, через её эмоционально насыщенный, образный язык ребёнок постигает и основы человеческих взаимоотношений, и общечеловеческие ценности, и культуру той страны, откуда эта сказка. Сказка понятна, доступна и привлекательна для каждого ребёнка. С каждым годом я убеждаюсь, что мои ученики всё меньше интересуются традиционными сказками, но всё лучше разбираются в «бэтменах», «человеках-пауках», и черепашках-ниндзя. Оно и понятно: на телеэкранах редко когда увидишь старый добрый мультфильм про «Конька Горбунка», «Золушку» или «Репку». Зато много всего другого, вроде «Губки Боба», «Пингвинов из Мадагаскара» и так далее. Единственный способ познакомить детей с литературным наследием – дать ребёнку книгу! Но это требует труда, терпения, времени и желания со стороны родителей. Постепенно интерес ребёнка к сказке ослабевает, и он начинает тянуться к образам массовой культуры, ярким, поверхностным и, подчас, попирающим основы культуры общения между людьми.
Чтобы вернуть живой интерес детей к сказке, в каждый школьный праздник обязательно включаются костюмированные инсценировки с участием героев русских народных и классических авторских сказок. Кроме того, выбирая очередное произведение для постановки в театрально студии, я стараюсь сначала прочитать и обсудить с воспитанниками оригинальный текст, а затем видоизменяю его в соответствии в характерами детей-актёров, новой концепцией, предложенной учениками, либо же яркой и образной фонограммой, которую «слышу» в новом спектакле ещё до начала постановки.
Так произошло с произведением любимого мной и моими ребятами Корнея Чуковского «Бармалей». Будучи с сыном в кино на показе полнометражного мультфильма «Смешарики.Начало» (да, да! массовая культура, если она качественная и по-настоящему детская мне не чужда) я влюбилась в песню «Герой» в исполнении Билли Новика. Она-то и стала отправной точкой нашего нового спектакля.
Для создания убедительных и оригинальных сказочных образов в постановках мне очень помогают дидактические материалы ТРИЗ. Наше с детьми любимое – «Метод морфологического анализа» и «Волшебный домик».
а. – Метод морфологического анализа
Данный метод позволяет найти новое решение путём систематического перебора возможных вариантов. Этапы ММА:
- выбирается объект (персонаж, ситуация, костюм и т.д.), - выделяются его основные характеристики, - для каждой характеристики подбираются возможные варианты, - полученная информация заносится в таблицу.
Такая таблица называется «Морфологический ящик» и очень полезна как для работы над знакомым объектом (когда требуется внести некую новизну), так и для создания фантастических образов и ситуаций. МЯ составляется воспитанниками при содействии педагога, и совместными усилиями выбирается наиболее приемлемый для постановки вариант.
Характеристика1 | Характеристика2 | Характеристика3 | Характеристика4 | |
Вариант 1 | ||||
Вариант 2 | ||||
Вариант 3 | ||||
Вариант 4 |
Вариант МЯ на примере роли Бармалея из постановки «Что такое доброта?»
Исполнитель | Костюм | Текст | Движения | Характер | |
1 | Мальчик | Пиратский | Без отступлений от авторского | Статика | Злой |
2 | Девочка | Обычный детский | Язык жестов и звукоподражательные выкрики, имитирующие животных и птиц | Минимальные жесты | Добрый |
3 | Воображаемый персонаж | Стилизованный африканский | Диалоги с персонажами | Свобода движений | Стеснительный |
4 | Голос за кулисами | Живописные лохмотья | Без слов | - | Агрессивный (нападение – лучшее средство защиты) |
Волшебный домик
Этот дидактический приём развивает у детей устную речь и способствует формированию максимально полного представления о своём театральном образе. Каждый воспитанник получает от педагога таблицу и, ориентируясь по символам, рассказывает о своём персонаже. Детям предлагается записать несколько определений (признаков) персонажа: реальных и театральных. Таблица заполнена на Бармалея.
Семейство (кто? что?) Хулиган, невоспитанный ребёнок, «главарь» стаи, возможно – сын очень занятых работой (и другими делами) родителей | Где? Живёт в Африке, в самого лучшем шалаше, иногда спит под открытым небом, гуляет, где вздумается | Из каких частей состоит? Обыкновенный 10-летний мальчишка, но с огромными (бутафорскими!) усами |
Размер Сравнительные характеристики (больще-меньше, выше-ниже, шире-уже и т.п.) Ростом повыше большинства зверей, но ниже Крокодила. Похож на Таню с Ваней | Цвет Понятия: «аналогия», «сравнение», «ассоциация» Ярко-рыжие усы, «маленький разбойник» - по аналогии с персонажем сказки Г.-Х.Андерсена «Снежная Королева» | Форма Худощавый, юркий, с лохматой причёской |
Ощущения Опора на вкус, осязание, обоняние Пахнет дымом, костром, не потрогать – всё время ускользает | Что необходимо для жизни (или из чего сделан)? Жить не может без шалостей и хулиганств… а вообще – очень нуждается в друзьях | Вред – польза Понятие «функция» (главная, полезная, вредная) Главный заводила и организатор всех африканских «развлечений». Настоящий лидер. Выдумщик и фантазёр. |
Итак, сценарий!
По мотивам сказки
Корнея Чуковского БАРМАЛЕЙ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Экскурсовод
Мама – бизнес-леди
Папа - бизнесмен
Таня – школьница, 10 лет
Ваня – её брат
Бармалей – ровесник Тани и Вани, житель Африки
Обезьянки, Львёнок и Жирафята – звери, обитатели Африки
Крокодил – совесть Африки
Одноклассники Тани и Вани
Часть первая
(Открывается занавес. На сцене, представляющей музейный зал, в различных позах находятся артисты, изображающие африканскую фауну: лев, обезьяны, крокодил. Отдельно от всех стоит Бармалея. Выходит экскурсовод, следом за ним, с интересом оглядываясь по сторонам, школьники.)
Экскурсовод – Проходите, пожалуйста, не задерживайтесь! Подходите поближе…Мы находимся в Африканском зале. Что вы знаете об Африке?
1 ученик – Африка – это второй по величине материк, на территории которого уместилось полсотни стран.
Экскурсовод – Правильно.
2 ученик - Берега Африки омывают воды Атлантического и Индийского океанов.
Экскурсовод – Верно!
3 ученик - Общая площадь, включая острова, составляет более 30 миллионов км².
Экскурсовод - Что ещё?
Дети (в недоумении пожимая плечами) – Не знаем…
Экскурсовод – Как же так! Вы забыли самое главное: Африка ужасна и крайне опасна!
4 ученик – Потому что там акулы?
Экскурсовод – Да! А ещё гориллы и злые крокодилы (показывает на «чучела» животных). Кроме того, в Африке иногда встречаются Бармалеи. (Танечка и Ванечка подходят к Бармалею) Девочки, не трогайте чучело!
Танечка – Маленький он какой-то…
Ванечка – И совсем не страшный!
Экскурсовод – Маленький, да удаленький! Встретите – мало не покажется. Всё поняли?
Дети – Да!
Экскурсовод – Молодцы! А теперь переходим в следующий зал.
(Танечка и Ванечка задерживаются)
Танечка – А здорово было бы поехать в Африку!
Ванечка – Да… А давай у родителей попросим?
Танечка – Давай!
(Дети убегают за кулисы. Занавес закрывается)
Часть вторая
(Сцена представляет собой комнату. Оживлённо беседуя по телефону, входит мама. За ней, ведя деловой разговор по телефону, папа)
Мама – Да-да-да! Маникюр, педикюр и солярий. Что? Да! Шопинг – лучшее средство от депрессии. А потом - шпильки. И сумочка, сумочка из крокодиловой кожи.
Папа– Да-да-да! Заказ будет готов через две недели. Что? Ну, конечно! С поставщиками проблем не будет. Да! Сеть магазинов по всему городу.
(Вбегают Танечка и Ванечка)
Дети – Маааам! Ну, поедем в Африку, ну, пожааааалуйста! В Африке акулы, В Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы! Из них сумочки делают…
Мама (детям) - Африка ужасна! А сумочку мы и здесь купим, тем более, сейчас распродажа. Идите к папе! (Продолжает разговор по телефону.) Да-да-да! Сумочка, сумочка из крокодиловой кожи…
Дети –Паааап! Поехали в Африку! В Африке разбойник, в Африке злодей, в Африке ужасный Бар-ма-лей!
Папа (детям) - Африка опасна! Не мешайте! (Продолжает разговор по телефону.) Это я не вам. Не волнуйтесь, пожалуйста, фрукты из Африки самые качественные.
Дети –Ну, ма-ам, ну, па-ап!...
Мама и Папа (хором)- Не ходите в Африку никогда! (Уходят из комнаты, продлолжая разговаривать по телефонам.) Да-да-да! Конечно, конечно… И сумочка, сумочка из крокодиловой кожи…
Таня – Мне кажется, им совсем не до нас.
Ваня – А мы что – маленькие? Сами доберёмся!
(Звучит фонограмма Mad Band – Гангстерская. Дети достают карту, изучают её и убегают со сцены)
Часть третья.
(Звучит фонограмма. На сцену, озираясь по сторонам, выходят Танечка и Ванечка)
Танечка – Ну и Африка!
Ванечка – Вот так Африка…
Танечка – А без родителей даже лучше!
Ванечка – Точно! Делай, что хочешь, никто и слова не скажет.
Танечка – Смотри! Бежит кто-то.
Ванечка – Прячемся!
(На сцену, с корзинкой в руках, выбегает Обезьянка. За ней – другая Обезьянка, Жирафята и Львёнок)
Обезьянка1 – Не отдам!
Обезьянка2 – Мама всем дала!
Обезьянка1– Мне и самой мало!
Львёнок – Отдай, а то укушу.
Обезьянка1– А ты вообще молчи, ве-ге-та-ри-анец!
(Тянут корзинку в разные стороны.)
Жираф (становится между ними)- А давайте посчитаемся (Забирает корзинку и ставит её в сторону. Звери отходят вглубь сцены, считаются. На сцену осторожно выходят Таня и Ваня)
Танечка – Гляди, финики! (Начинают есть. Звери замечают детей и подходят ближе).
Звери – Отдавайте, это наша корзина!
Ванечка – Вот ещё!
Танечка – И не подумаем!
Обезьянка1– Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть.
Обезьянка2– Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Звери - Прямо в пасть?
Танечка – Нам акула Каракула нипочём?
Ванечка – Нипочём! Мы акулу Каракулу кирпичом!
Звери (удивлённо) – Кирпичом?
Ванечка – Мы акулу Каракулу кулаком!
Звери (с испугом)- Кулаком??
Танечка – Мы акулу Каракулу каблуком!
Звери (с ужасом) - Каблуком?!?
Танечка – Испугалася акула! Ха-ха-ха!
Звери - И со страху утонула…
Дети - Поделом тебе, акула, поделом! (Смеются и продолжают угощаться финиками )
Львёнок – Надо их прогнать!
Обезьянка2– Как? Они даже акулу не испугались…
Жираф – Давайте позовём Бармалея!
Звери – Верно! Выходи, Бармалей, поскорей!
Этих гадких детей, Бармалей,
Помоги нам прогнать поскорей!
Часть четвёртая
(Выход Бармалея под фонограмму Смешарики «Начало» - Герой. Со словами «А ну, отдай!» Бармалей вырывает корзину у Тани. Расталкивает детей и встаёт в центре. Звери выстраиваются полукругом позади Бармалея. Звучит 1 куплет песни. Бармалей делает вид, что поёт в микрофон. Звери ему подпевают и танцуют вокруг детей)
Жизнь твоя, дружок, была похожа на поезд!
Идущий спокойно в депо!
Все тихо, все мирно, все гладко!
Теперь она больше похожа на кем-то снятое дурное кино!
Все дымно! Все странно!
И, словно в тоннеле, темно!
Да, теперь ты герой! Нормальный герой!
И сны тебе снятся — ты главный герой!
Но внутренний голос твердит и твердит:
Какой ты герой? Ну, сам посуди!
Герой — он какой-то другой!
А ты…
Бармалей – Эй, вы, герои! Убирайтесь из нашей Африки!
Танечка – Вот ещё!
Ванечка – Он даже петь не умеет. (вырывает из рук Бармалея микрофон. Показывает всем, что это муляж.)
Танечка - Да мы вам такое тут устроим!
(Ванечка хватает с пола корзину, расталкивает собравшихся вокруг зверей и вместе с Танечкой убегает. Звери бросаются в погоню. Около кулис навстречу всей компании выходит Крокодил)
Часть пятая
Крокодил – Что за шум, что за гам?
Это стыд, это срам! (становится между детьми и зверями)
Признавайтесь, кто был виноват?
Звери( показывая на детей) - Это они виноваты!
Дети (показывая на зверей) – А они нас обижали!
Обезьянка1– Да они наши финики съели.
Бармалей – Пусть убираются подобру-поздорову!
Крокодил –Ну, конечно, где Бармалей, там драки и скандалы.
Бармалей – Да, я такой!
Крокодил –Постой-ка пока в углу. (уводит Бармалея в угол)
Звери (перешёптываясь) – Он злодея!.....Бармалея!.....Словно муху!.....
Крокодил (обращаясь к зверям) - Как вы себя ведёте? Где ваше гостеприимство? (с укором, к Тане и Мане) – А вас разве не учили, что вежливыми нужно быть?
Дети – Учили…
Крокодил –Жирафы и детишки,
Весёлые мартышки
Сейчас же помиритесь!
И будем танцевать! (звучит фонограмма Барбарики – Что такое доброта, минусовка, все обнимаются и мирятся)
Бармалей – А я опять крайний? Ну, уж, нетушки!
Вы простите меня, дорогие друзья!
И возьмите к себе танцевать.
(Танец продолжается с участием Бармалея. В этот момент на сцену выбегают Мама и Папа)
Родители – Танечка! Ванечка!
Мама – Какой ужас: дикие звери, страшный Бармалей!
Папа - Я же говорил, что Африка опасна! Живо домой. (тащит детей в сторону, они вырываются и подбегают к зверятам)
Танечка – Нет, папочка! Это – наши друзья!
Ванечка - Мы поняли, что самое страшное - быть злым, невоспитанным и жадным. (Все вместе поют финальную песню под фонограмму Барбарики – Что такое доброта, минусовка и танцуют)
Что такое доброта?
Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта – это когда,
Доброта – это тогда, когда
Все друг другу друзья,
И летать все могут!
К нам на праздник доброты
Приходи и ты, и ты, и ты.
Кто умеет летать, и кто не умеет.
А летать просто так –
Надо улыбнуться просто так.
Чтобы звёзды достать,
Надо стать добрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/04/picture-55753.jpg)
"Старая сказка на новый лад"
Конспект внеклассного мероприятия по физике. Командная игра - соревнование по физике для учащихся 7 - 9 классов (разновозрастные команды)....
"Старые сказки на новый лад" (новогоднее представление)
Интересный материал для проведения новогоднего праздника для детей среднего и старшего возраста....
Старая Сказка на новый лад
A selfish businessman ...
Старая сказка на новый лад
Обновленная версия сказки "Конек-горбунок"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/27/picture-276271-1374949448.jpg)
новогодний сценарий "Старая сказка на новый лад"
новогодний сценарий для старшеклассников. Требует большой подготовки от старшеклассников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-661376-1442872368.jpg)
Сценарий сказки "Wolf and seven kids" (проект "Старые сказки на новый лад")
Современная инсценировка сказки "Wolf and seven kids" в рамках проекта "Старые сказки на новый лад"...