Старая сказка на новый лад
материал по теме
Автор настоящей статьи - педагог дополнительного образования, руководитель музыально-театральной студии для младших школьников. Предлагаемый материал раскрывает необходимость обращения к классическим авторским и народным сказкам и включает полный сценарий, разработанный по мотивам сказки Корнея Чуковского "Бармалей" для детей 8-10 лет. Кроме этого, в статье содержится пример применения методик ТРИЗ в работе театрального школьного объединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий для театральной студии, применение методик ТРИЗ | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАРАЯ СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД
На одном из родительских собраний, которое я посетила, как мама второклассника, живо обсуждался вопрос новогоднего подарка для ребятишек. Суть его заключалась в следующем: один из хореографических коллективов города пригласил учеников нашей гимназии на великолепное новогоднее представление, заранее оговорив, что в качестве подарка детям будут вручены книги о Санкт-Петербурге. Часть родителей сразу высказала своё отрицательное отношение, мол-де книга – это не серьёзно (то есть, наоборот, слишком серьёзно), и дети подобному «подарку» вряд ли обрадуются. «Это же Новый год!», - говорили они, должно быть ощущение праздника, и от подарка в том числе. И стало мне по-настоящему грустно… Так как, в отличие от большинства родителей, я не только мама, но и педагог этой школы, имеющий возможность понаблюдать за детьми в свободное от уроков время – на переменках, в группе продлённого дня, в летнем городском лагере. Ребёнка с книгой в это время увидеть практически невозможно. Он будет либо исключением из правил, либо показателем высокого уровня убедительности и настойчивости учителя. Телефонные игры, «планшетники», «прыгающий» пластилин и самозабвенная погоня друг за другом по коридору (если бдительность педагога ослабла). Привычка и культура чтения у детей отсутствует. И виноваты в этом мы, родители.
На занятиях в театральной студии, педагогом и руководителем которой я являюсь, много времени мы уделяем сказкам – классическим авторским и народным – особенно с детьми 1 классов. Потому что, по моему твёрдому убеждению, именно через сказку, через её эмоционально насыщенный, образный язык ребёнок постигает и основы человеческих взаимоотношений, и общечеловеческие ценности, и культуру той страны, откуда эта сказка. Сказка понятна, доступна и привлекательна для каждого ребёнка. С каждым годом я убеждаюсь, что мои ученики всё меньше интересуются традиционными сказками, но всё лучше разбираются в «бэтменах», «человеках-пауках», и черепашках-ниндзя. Оно и понятно: на телеэкранах редко когда увидишь старый добрый мультфильм про «Конька Горбунка», «Золушку» или «Репку». Зато много всего другого, вроде «Губки Боба», «Пингвинов из Мадагаскара» и так далее. Единственный способ познакомить детей с литературным наследием – дать ребёнку книгу! Но это требует труда, терпения, времени и желания со стороны родителей. Постепенно интерес ребёнка к сказке ослабевает, и он начинает тянуться к образам массовой культуры, ярким, поверхностным и, подчас, попирающим основы культуры общения между людьми.
Чтобы вернуть живой интерес детей к сказке, в каждый школьный праздник обязательно включаются костюмированные инсценировки с участием героев русских народных и классических авторских сказок. Кроме того, выбирая очередное произведение для постановки в театрально студии, я стараюсь сначала прочитать и обсудить с воспитанниками оригинальный текст, а затем видоизменяю его в соответствии в характерами детей-актёров, новой концепцией, предложенной учениками, либо же яркой и образной фонограммой, которую «слышу» в новом спектакле ещё до начала постановки.
Так произошло с произведением любимого мной и моими ребятами Корнея Чуковского «Бармалей». Будучи с сыном в кино на показе полнометражного мультфильма «Смешарики.Начало» (да, да! массовая культура, если она качественная и по-настоящему детская мне не чужда) я влюбилась в песню «Герой» в исполнении Билли Новика. Она-то и стала отправной точкой нашего нового спектакля.
Для создания убедительных и оригинальных сказочных образов в постановках мне очень помогают дидактические материалы ТРИЗ. Наше с детьми любимое – «Метод морфологического анализа» и «Волшебный домик».
а. – Метод морфологического анализа
Данный метод позволяет найти новое решение путём систематического перебора возможных вариантов. Этапы ММА:
- выбирается объект (персонаж, ситуация, костюм и т.д.), - выделяются его основные характеристики, - для каждой характеристики подбираются возможные варианты, - полученная информация заносится в таблицу.
Такая таблица называется «Морфологический ящик» и очень полезна как для работы над знакомым объектом (когда требуется внести некую новизну), так и для создания фантастических образов и ситуаций. МЯ составляется воспитанниками при содействии педагога, и совместными усилиями выбирается наиболее приемлемый для постановки вариант.
Характеристика1 | Характеристика2 | Характеристика3 | Характеристика4 | |
Вариант 1 | ||||
Вариант 2 | ||||
Вариант 3 | ||||
Вариант 4 |
Вариант МЯ на примере роли Бармалея из постановки «Что такое доброта?»
Исполнитель | Костюм | Текст | Движения | Характер | |
1 | Мальчик | Пиратский | Без отступлений от авторского | Статика | Злой |
2 | Девочка | Обычный детский | Язык жестов и звукоподражательные выкрики, имитирующие животных и птиц | Минимальные жесты | Добрый |
3 | Воображаемый персонаж | Стилизованный африканский | Диалоги с персонажами | Свобода движений | Стеснительный |
4 | Голос за кулисами | Живописные лохмотья | Без слов | - | Агрессивный (нападение – лучшее средство защиты) |
Волшебный домик
Этот дидактический приём развивает у детей устную речь и способствует формированию максимально полного представления о своём театральном образе. Каждый воспитанник получает от педагога таблицу и, ориентируясь по символам, рассказывает о своём персонаже. Детям предлагается записать несколько определений (признаков) персонажа: реальных и театральных. Таблица заполнена на Бармалея.
Семейство (кто? что?) Хулиган, невоспитанный ребёнок, «главарь» стаи, возможно – сын очень занятых работой (и другими делами) родителей | Где? Живёт в Африке, в самого лучшем шалаше, иногда спит под открытым небом, гуляет, где вздумается | Из каких частей состоит? Обыкновенный 10-летний мальчишка, но с огромными (бутафорскими!) усами |
Размер Сравнительные характеристики (больще-меньше, выше-ниже, шире-уже и т.п.) Ростом повыше большинства зверей, но ниже Крокодила. Похож на Таню с Ваней | Цвет Понятия: «аналогия», «сравнение», «ассоциация» Ярко-рыжие усы, «маленький разбойник» - по аналогии с персонажем сказки Г.-Х.Андерсена «Снежная Королева» | Форма Худощавый, юркий, с лохматой причёской |
Ощущения Опора на вкус, осязание, обоняние Пахнет дымом, костром, не потрогать – всё время ускользает | Что необходимо для жизни (или из чего сделан)? Жить не может без шалостей и хулиганств… а вообще – очень нуждается в друзьях | Вред – польза Понятие «функция» (главная, полезная, вредная) Главный заводила и организатор всех африканских «развлечений». Настоящий лидер. Выдумщик и фантазёр. |
Итак, сценарий!
По мотивам сказки
Корнея Чуковского БАРМАЛЕЙ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Экскурсовод
Мама – бизнес-леди
Папа - бизнесмен
Таня – школьница, 10 лет
Ваня – её брат
Бармалей – ровесник Тани и Вани, житель Африки
Обезьянки, Львёнок и Жирафята – звери, обитатели Африки
Крокодил – совесть Африки
Одноклассники Тани и Вани
Часть первая
(Открывается занавес. На сцене, представляющей музейный зал, в различных позах находятся артисты, изображающие африканскую фауну: лев, обезьяны, крокодил. Отдельно от всех стоит Бармалея. Выходит экскурсовод, следом за ним, с интересом оглядываясь по сторонам, школьники.)
Экскурсовод – Проходите, пожалуйста, не задерживайтесь! Подходите поближе…Мы находимся в Африканском зале. Что вы знаете об Африке?
1 ученик – Африка – это второй по величине материк, на территории которого уместилось полсотни стран.
Экскурсовод – Правильно.
2 ученик - Берега Африки омывают воды Атлантического и Индийского океанов.
Экскурсовод – Верно!
3 ученик - Общая площадь, включая острова, составляет более 30 миллионов км².
Экскурсовод - Что ещё?
Дети (в недоумении пожимая плечами) – Не знаем…
Экскурсовод – Как же так! Вы забыли самое главное: Африка ужасна и крайне опасна!
4 ученик – Потому что там акулы?
Экскурсовод – Да! А ещё гориллы и злые крокодилы (показывает на «чучела» животных). Кроме того, в Африке иногда встречаются Бармалеи. (Танечка и Ванечка подходят к Бармалею) Девочки, не трогайте чучело!
Танечка – Маленький он какой-то…
Ванечка – И совсем не страшный!
Экскурсовод – Маленький, да удаленький! Встретите – мало не покажется. Всё поняли?
Дети – Да!
Экскурсовод – Молодцы! А теперь переходим в следующий зал.
(Танечка и Ванечка задерживаются)
Танечка – А здорово было бы поехать в Африку!
Ванечка – Да… А давай у родителей попросим?
Танечка – Давай!
(Дети убегают за кулисы. Занавес закрывается)
Часть вторая
(Сцена представляет собой комнату. Оживлённо беседуя по телефону, входит мама. За ней, ведя деловой разговор по телефону, папа)
Мама – Да-да-да! Маникюр, педикюр и солярий. Что? Да! Шопинг – лучшее средство от депрессии. А потом - шпильки. И сумочка, сумочка из крокодиловой кожи.
Папа– Да-да-да! Заказ будет готов через две недели. Что? Ну, конечно! С поставщиками проблем не будет. Да! Сеть магазинов по всему городу.
(Вбегают Танечка и Ванечка)
Дети – Маааам! Ну, поедем в Африку, ну, пожааааалуйста! В Африке акулы, В Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы! Из них сумочки делают…
Мама (детям) - Африка ужасна! А сумочку мы и здесь купим, тем более, сейчас распродажа. Идите к папе! (Продолжает разговор по телефону.) Да-да-да! Сумочка, сумочка из крокодиловой кожи…
Дети –Паааап! Поехали в Африку! В Африке разбойник, в Африке злодей, в Африке ужасный Бар-ма-лей!
Папа (детям) - Африка опасна! Не мешайте! (Продолжает разговор по телефону.) Это я не вам. Не волнуйтесь, пожалуйста, фрукты из Африки самые качественные.
Дети –Ну, ма-ам, ну, па-ап!...
Мама и Папа (хором)- Не ходите в Африку никогда! (Уходят из комнаты, продлолжая разговаривать по телефонам.) Да-да-да! Конечно, конечно… И сумочка, сумочка из крокодиловой кожи…
Таня – Мне кажется, им совсем не до нас.
Ваня – А мы что – маленькие? Сами доберёмся!
(Звучит фонограмма Mad Band – Гангстерская. Дети достают карту, изучают её и убегают со сцены)
Часть третья.
(Звучит фонограмма. На сцену, озираясь по сторонам, выходят Танечка и Ванечка)
Танечка – Ну и Африка!
Ванечка – Вот так Африка…
Танечка – А без родителей даже лучше!
Ванечка – Точно! Делай, что хочешь, никто и слова не скажет.
Танечка – Смотри! Бежит кто-то.
Ванечка – Прячемся!
(На сцену, с корзинкой в руках, выбегает Обезьянка. За ней – другая Обезьянка, Жирафята и Львёнок)
Обезьянка1 – Не отдам!
Обезьянка2 – Мама всем дала!
Обезьянка1– Мне и самой мало!
Львёнок – Отдай, а то укушу.
Обезьянка1– А ты вообще молчи, ве-ге-та-ри-анец!
(Тянут корзинку в разные стороны.)
Жираф (становится между ними)- А давайте посчитаемся (Забирает корзинку и ставит её в сторону. Звери отходят вглубь сцены, считаются. На сцену осторожно выходят Таня и Ваня)
Танечка – Гляди, финики! (Начинают есть. Звери замечают детей и подходят ближе).
Звери – Отдавайте, это наша корзина!
Ванечка – Вот ещё!
Танечка – И не подумаем!
Обезьянка1– Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть.
Обезьянка2– Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Звери - Прямо в пасть?
Танечка – Нам акула Каракула нипочём?
Ванечка – Нипочём! Мы акулу Каракулу кирпичом!
Звери (удивлённо) – Кирпичом?
Ванечка – Мы акулу Каракулу кулаком!
Звери (с испугом)- Кулаком??
Танечка – Мы акулу Каракулу каблуком!
Звери (с ужасом) - Каблуком?!?
Танечка – Испугалася акула! Ха-ха-ха!
Звери - И со страху утонула…
Дети - Поделом тебе, акула, поделом! (Смеются и продолжают угощаться финиками )
Львёнок – Надо их прогнать!
Обезьянка2– Как? Они даже акулу не испугались…
Жираф – Давайте позовём Бармалея!
Звери – Верно! Выходи, Бармалей, поскорей!
Этих гадких детей, Бармалей,
Помоги нам прогнать поскорей!
Часть четвёртая
(Выход Бармалея под фонограмму Смешарики «Начало» - Герой. Со словами «А ну, отдай!» Бармалей вырывает корзину у Тани. Расталкивает детей и встаёт в центре. Звери выстраиваются полукругом позади Бармалея. Звучит 1 куплет песни. Бармалей делает вид, что поёт в микрофон. Звери ему подпевают и танцуют вокруг детей)
Жизнь твоя, дружок, была похожа на поезд!
Идущий спокойно в депо!
Все тихо, все мирно, все гладко!
Теперь она больше похожа на кем-то снятое дурное кино!
Все дымно! Все странно!
И, словно в тоннеле, темно!
Да, теперь ты герой! Нормальный герой!
И сны тебе снятся — ты главный герой!
Но внутренний голос твердит и твердит:
Какой ты герой? Ну, сам посуди!
Герой — он какой-то другой!
А ты…
Бармалей – Эй, вы, герои! Убирайтесь из нашей Африки!
Танечка – Вот ещё!
Ванечка – Он даже петь не умеет. (вырывает из рук Бармалея микрофон. Показывает всем, что это муляж.)
Танечка - Да мы вам такое тут устроим!
(Ванечка хватает с пола корзину, расталкивает собравшихся вокруг зверей и вместе с Танечкой убегает. Звери бросаются в погоню. Около кулис навстречу всей компании выходит Крокодил)
Часть пятая
Крокодил – Что за шум, что за гам?
Это стыд, это срам! (становится между детьми и зверями)
Признавайтесь, кто был виноват?
Звери( показывая на детей) - Это они виноваты!
Дети (показывая на зверей) – А они нас обижали!
Обезьянка1– Да они наши финики съели.
Бармалей – Пусть убираются подобру-поздорову!
Крокодил –Ну, конечно, где Бармалей, там драки и скандалы.
Бармалей – Да, я такой!
Крокодил –Постой-ка пока в углу. (уводит Бармалея в угол)
Звери (перешёптываясь) – Он злодея!.....Бармалея!.....Словно муху!.....
Крокодил (обращаясь к зверям) - Как вы себя ведёте? Где ваше гостеприимство? (с укором, к Тане и Мане) – А вас разве не учили, что вежливыми нужно быть?
Дети – Учили…
Крокодил –Жирафы и детишки,
Весёлые мартышки
Сейчас же помиритесь!
И будем танцевать! (звучит фонограмма Барбарики – Что такое доброта, минусовка, все обнимаются и мирятся)
Бармалей – А я опять крайний? Ну, уж, нетушки!
Вы простите меня, дорогие друзья!
И возьмите к себе танцевать.
(Танец продолжается с участием Бармалея. В этот момент на сцену выбегают Мама и Папа)
Родители – Танечка! Ванечка!
Мама – Какой ужас: дикие звери, страшный Бармалей!
Папа - Я же говорил, что Африка опасна! Живо домой. (тащит детей в сторону, они вырываются и подбегают к зверятам)
Танечка – Нет, папочка! Это – наши друзья!
Ванечка - Мы поняли, что самое страшное - быть злым, невоспитанным и жадным. (Все вместе поют финальную песню под фонограмму Барбарики – Что такое доброта, минусовка и танцуют)
Что такое доброта?
Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта – это когда,
Доброта – это тогда, когда
Все друг другу друзья,
И летать все могут!
К нам на праздник доброты
Приходи и ты, и ты, и ты.
Кто умеет летать, и кто не умеет.
А летать просто так –
Надо улыбнуться просто так.
Чтобы звёзды достать,
Надо стать добрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Старая сказка на новый лад"
Конспект внеклассного мероприятия по физике. Командная игра - соревнование по физике для учащихся 7 - 9 классов (разновозрастные команды)....
"Старые сказки на новый лад" (новогоднее представление)
Интересный материал для проведения новогоднего праздника для детей среднего и старшего возраста....
Старая Сказка на новый лад
A selfish businessman ...
Старая сказка на новый лад
Обновленная версия сказки "Конек-горбунок"....
Конкурс "Старая сказка на новый лад"
Сценарий конкурса для учащихся 5-6 классов....
новогодний сценарий "Старая сказка на новый лад"
новогодний сценарий для старшеклассников. Требует большой подготовки от старшеклассников....
Сценарий сказки "Wolf and seven kids" (проект "Старые сказки на новый лад")
Современная инсценировка сказки "Wolf and seven kids" в рамках проекта "Старые сказки на новый лад"...