Дымковская игрушка
методическая разработка по теме
Методическая разработка занятия на тему:" Декоративно-прикладное искусство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymkovskaya_igrushka.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Методическая разработка занятия в отделении дополнительного образования детей « ИЗОСТУДИЯ»
Мартюкова Надежда Николаевна
Преподаватель ОДОД
ГБОУ СОШ № 270
Красносельского района
г.Санкт-Петербург
2013год
Пояснительная записка.
1.1. Цель урока:
Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере росписи Дымковской игрушки; сформировать навыки композиции .
1.2. Актуальность выбранной темы:
Определение значимости символики в жизни каждого человека.
1.3.Тип урока - получение новых знаний
Форма урока: «Урок – сказка, с элементами интерактивного исследования».
Задачи урока:
- Научить выделять характерные особенности росписи.
- Научить определять значение цвета.
- Сформировать у учащихся умение рисовать элементы росписи и правильно их компоновать.
- Воспитать интерес и любовь к истории России.
- Развивать нравственные и эстетические чувства.
На этапе решения поставленных задач была обеспечена их комплексность и взаимосвязь как межпредметная (музыка, литература, символика, ИЗО, МХК, история) так и метапредметная. Метапредметная связь позволяет более правильно и широко раскрыть тему урока и приобщить учащихся к самопознанию.
1.4. Контроль знаний
Контроль в виде составления собственного рисунка росписи. Выполнение росписи игрушки на бумаге.
Работоспособность на уроке
Работоспособность в течение всего урока поддерживается с помощью типа урока – интерактивная сказка, применения разноуровневых заданий, деление на творческие группы, различных видов опроса, применение скрытой физминутки, различных видов рефлексии.
Критерии урока:
Компетентность:
- наличие знаний, и опыта, необходимых для эффективной деятельности в области изобразительного искусства.
Стиль:
- Урок разработан на основе создания презентации в программе Microsoft PowerPoint. Это позволяет легко усвоить материал в непринужденной форме.
Инновационность:
- Изучение материала в виде ролевой сказки с использованием интерактивных технологий в скрытых методах и формах обучения с здоровье сберегающими технологиями.
Креативность:
- оригинальность
- восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
- метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному. Умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
Рефлексивность:
- Рефлексия эмоционального настроения и эмоционального состояния ребенка.
- Рефлексия деятельности.
- Рефлексия содержания учебного материала.
1.5. Занятия по теме « Декоративно-прикладное творчество»- первый этап в изучении многообразного декоративно-прикладного искусства народов России.
1.6.Структура занятия
-Организационный момент;
-Теоретическая часть
-Физкультминутка
-Самостоятельная работа
-Итог занятия
1.7. По структуре урока выявлена связь от общего к частному и наоборот.
1.8. Использование итк.
Оборудование для учителя:
- Репродукции
- Интерактивная доска и мультимедиа проектор
- Текст: историческая справка о возникновении Дымковской росписи.
- Раздаточный материал для самостоятельной работы (шаблоны игрушек разной формы, карточки красного и желтого цвета для скрытой физминутки).
- Пакет справочного материала на парту ( словарик, символика цвета и формы, варианты фигурок , росписи, основные виды орнаментов).
Оборудование для учащихся:
- Краски
- Альбомы
- Кисти
- Карандаши
- Фломастеры
1.9. Методы обучения:
Коллективная работа:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: сказка, лекция, объяснение, демонстрация презентации.
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике,
в) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Индивидуальная работа:
е) метод проекта:
- творческий
- практико-ориентированный (создание собственной росписи по предложенным мотивам )
1.10.Практическая значимость урока.
Данный материал можно использовать как занятиях в отделении допобразования так и на уроках изобразительного искусства , труда и музыки . Богатый справочный материал, мультимедийная презентация и форма урока – урок-сказка, позволяют легко и в непринужденной форме познакомить учащихся с одним из красивейших видов ДПИ – росписи игрушек. Дети хотят сами получать новые знания, активно включаются в процесс изучения символики. Для этого разработан раздаточный материал для индивидуальной и коллективной самостоятельной и творческой работы.
2. Отражение в работе своего опыта.
В данной разработке я попыталась сложную тему «Символы», сделать доступной и интересной для изучения в младшем звене общеобразовательной школы. Используя современные педагогические технологии и личный , пусть и не большой педагогический опыт, а так же владение обширным информационным материалом в области создания глиняной игрушки и символической росписи – позволили сделать методическую разработку урока насыщенной и в то же время легкой для усвоения учащимися.
3. Стиль, грамотность и логика изложения.
Стиль урока – урок-сказка, вводит учащихся в сказочный город, где живут люди ,животные, птицы . Рассматривая одежду людей(презентация: Русский народный костюм) того времени дети видят красивых барышень, коней ,красивых птиц. Затем вместе с созданной но не расписанной игрушкой отправляются в волшебную страну красок .Для этого они должны проити по лесам, полям, берегам рек и озер. И внимательно, не забывая ничего и не отвлекаясь должны принести из этого волшебного путешествия зарисовки волшебных трав, цветов. Запомнить краски восхода и заката, и то как меняется все в волшебную пору , когда восходит солнце , озаряет все своим светом и цвета как по мановению волшебной палочки превращаются из серых в разноцветные. На перекрестке дорог знакомятся с символами (стерлись надписи). Узнают из своих словариков, что такое символ. Находят символы в повседневной жизни (указатели, дорожные знаки). Затем учитель в форме скрытой физминутки проверяет усвоение материала и закрепляет знание терминологии. (физкультминутка :Если вы согласны с утверждением – высоко поднимаете красный жетон, если не согласны – желтый. )
Возвращение к сюжетной линии – сказке, снова позволяет активизировать деятельность ребят на уроке. Игрушка просит ребят придумать для нее нарядную роспись .В ходе индивидуальной творческой работы закрепляются еще раз знания о цветах, символах. Рефлексия урока – дети представляют свою версию росписи Дымковской игрушки , и придумывают небольшой рассказ, о том, что они хотели показать языком символов и цвета, О характере и названии своей работы.
4.Теоретическая часть.
Дымковская игрушка вошла в нашу жизнь под маркой «традиционное русское народное» , но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять «изюминку» манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение создававших ее людей, которое отразилось в дымковской игрушке. Что же такое дымковская игрушка? Сувенир или детская забава? А может древний магический символ?
В средние века в России зародилось несколько необычных стилей художественной керамики. Абашевская, каргопольская, филимоновская игрушки не забыты и поныне, однако знаменитая дымковская игрушка из Дымковской слободы, расположенной г. Кирова (бывшая Вятка) , затмила их своей популярностью в качестве русского сувенира.
Появилась дымковская игрушка на рубеже XV-XVI веков. Но промысел оформился несколько позже — в XIX веке. Сюжетами для игрушки первоначально являлись мифологические персонажи (птица Сирин, двуглавый конь, «бабы» - женские символы плодородия и пр.) , тотемные животные. Со временем они трансформировались в сказочных (медведь-музыкант) и персонажей бытового жанра - модниц и франтов 19-го века. Из городского быта прошлого столетия в игрушке также фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, вместо кистей используя палочки и перья. Традиционно используют тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото) . В свистульках прокалывают отверстия палочкой. Каждая фигурка - это ручная работа, существующая в единственном экземпляре, поэтому промысел до сих пор не имеет серийного поточного производства.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской» , который был посвящён солнцу.
Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька.
Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника.
Эта работа считалась исключительно женской.
В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью» , с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках.
Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам:
дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.
Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.
Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.
Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит..
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.
Ходит гордо, смотрит важно,
В оперении нарядном.
Синий, желтый, красный круг: распустил свой хвост петух.
Список литературы.
1. Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010.
2. Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007
3. Дьяконов Л. В. Дымковские глиняные расписные, изд. «Художник РСФСР», Л., 1965
4. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка, изд. «Искусство», Л., 1975.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://www.samoffar.ru/dimkovskaya-igrushka.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема занятия «Дымковская игрушка – Вятский народный промысел »
Развитие мотивации воспитанников к декоративно прикладному творчеству, знакомство с дымковской игрушой. ....
Дымковская игрушка
Фотографии в альбоме «Дымковская игрушка» zhital на Яндекс.Фотках...
Презентация "Дымковская игрушка"
Дымковская игрушка - создание, узоры...
2012. Дымковская игрушка: от идеи до костюма
Дымковская игрушка:от идеи до костюма _______________________________________________________________________________ История Дымковской игрушки и создания костюмов для коллекции "Русск...
Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"
Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...
урок по теме Древние образы в современных народных игрушках ( на примере Дымковской игрушки)
для учителей искусства...