В помощь разработчику программ
учебно-методический материал по теме
Всегда возникают трудности с разработкой и оформлением программ. Этот материал поможет избежать ошибок, разработать и представить четкую, понятную программу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В помощь разработчику программ
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОУ, РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПЕДАГОГОВ
Структура и содержание
программы дополнительного образования детей[1]
Выделение в образовательном плане школы самостоятельных часов на обеспечение внеучебной деятельности обучающихся, накладывает определённую ответственность образовательного учреждения за её обеспечение. Поэтому администрации и педагогам необходимо грамотно её организовать на школьном уровне.
Нормативно-правовой аспект
В соответствии со статьёй 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее − Закон) образовательная программа определяет содержание образования определённых уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 233 от 7 марта 1995 г.), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).
Содержание дополнительных образовательных программ
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целью и задачей дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной);
- современным образовательным технологиям, отражённым в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчёте на каждого обучающегося в объединении);
быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребёнка;
- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для coциального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
Таблица 1
Оформление и содержание структурных элементов программы
дополнительного образования детей
Элементы программы дополнительного образования детей | Содержание элементов программы дополнительного образования детей |
1. Титульный лист | - наименование образовательного учреждения; - где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; - название дополнительной образовательной программы; - возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; - срок реализации дополнительной образовательной программы; - Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; - название города, населённого пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; - год разработки дополнительной образовательной программы. |
2. Пояснительная записка | - направленность дополнительной образовательной программы; - новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; - цель и задачи дополнительной образовательной программы; - отличительные особенности данной дополнительной образовательной; - программы от уже существующих образовательных программ; - возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; - сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); - формы и режим занятий; - ожидаемые результаты и способы определения их результативности; - формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.). |
3. Учебно-тематический план | - перечень разделов, тем; - количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. |
4. Содержание изучаемого курса | - краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) |
5. Методическое обеспечение дополнительной программы | - обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); - рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; - дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д. |
6. Список литературы | - указывается основная и дополнительная литература. |
Контроль может проводиться в следующих формах:
- собеседование;
- зачет; зачетный лист;
- вопросник по программе;
- реферат; защита работы;
- выполнение нормативов;
- контрольное упражнение;
- участие в конкурсах, выставках;
- выступление на концертах, соревнованиях;
- КВН, викторина, открытое занятие и др.
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.
[1] «Народное образование». − №3. − 2007. - С. 267-269.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль знаний при помощи компьютерной программы
Преимущества компьютерных программ перед традиционными методами обучения, контроля знаний и умений....

Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»
Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...

Конспект урока. Выбор схемы вышивки с помощью компьютерной программы
Разработка урока технологии для 6 класса " Использование компьютера в вышивке" Современные технологии позволяют создавать вышивку счетными швами по авторским рисункам или фотографиям. В этом...

Программа по прикладной композиции для учащихся 1-5 классов детских художественных школ, 2013 г. Разработчик программы Пак Лидия Петровна
Настоящая программа предназначена для обучения прикладной композиции учащихся 1-5 классов детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств.Разработчик программы Л.П.П...
Обучение аргументированию при помощи элементов программы «Молодёжь дебатирует»
подборка материалов и информации на основании программы конкурса "Jugend debattiert"...

Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»
Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»...

Сентябрь 2023г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Реставрационная мастерская». Разработчик программы Михаил Викторович Кутаков
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Реставрационная мастерская» имеет техническую направленность. Уровень программы: ознакомительный. Акт...