рабочая программа по ОПК 4 класс
учебно-методический материал по теме
Рабочая программа составлена в соответствии с Локальным актом «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_4_klass.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 им. М.М. Пришвина
«Согласовано» Руководитель МО ___________Г.М.Тюнина Протокол № ___ от «____»__________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________Н.А. Щукина «____»____________2013г. | «Утверждено» Директор МБОУСОШ № 1 им. М.М.Пришвина ___________О.В.Гришанова Приказ № ___ от «___»___2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
4 класс
Разработчик:
учитель основ религиозных культур и светской этики Киселева Г.С.
1 квалификационная категория
Липецкая область город Елец
2013- 2014 учебный год
Пояснительная записка
В соответствии с изменениями, которые внесены в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования, с 4 класса в школах устанавливается обязательный для изучения курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Культурологический курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя шесть модулей: Основы православной культуры, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы иудейской культуры, Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики.
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Родители МБОУСОШ №1 им. М.М.Пришвина выбрали модуль «Основы православной культуры».
Целями изучения основ православной культуры являются:
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами православной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
формирование первоначальных представлений о православии, его роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли православной религии в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи курса:
Формировать целостное восприятие мира, представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства.
Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
Создавать условия для познавательной активности школьников, позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
Способствовать нравственному, моральному и патриотическому воспитанию школьников.
Познакомить с особенностями церковного искусства.
Познакомить с основными сюжетами Ветхого Завета и содержанием Евангелия.
Изучить основы православной этики.
В основе разработки рабочей программы лежат нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012.г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Образовательная программа МБОУ СОШ №1 им. М.М. Пришвина (утверждена приказом № 280 от 31.08.2013 г.)
- Учебный план МОУ СОШ №1 им. М.М. Пришвина (утверждён приказом №279 от 31.08.2013 г.)
- Локальный акт МОУ СОШ №1 им. М.М.Пришвина «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»
Данная программа составлена на основе следующих примерных программ:
Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. М. Просвещение 2012 г
Программа по основам православной культуры для 4-5 классов. А.В.Кураев. М. Просвещение 2012 г
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Основной формой организации образовательного процесса является урок. Предусмотрено проведение следующих типов уроков: комбинированный, урок-исследование, урок-экскурсия, урок - защита творческих проектов.
Осуществление целей рабочей программы по основам православной культуры обусловлено использование в образовательном процессе следующих технологий:
1.По организационным формам: классно-урочная, индивидуальная, дифференцированное обучение, коллективные способы обучения.
2. По типу управления познавательной деятельностью:
Обучение по книге, использование Интернет-ресурсов
3. По подходу к ребенку:
Личностно-ориентированные, сотрудничество.
4. По преобладающему методу:
Объяснительно-иллюстративные, информационные, игровые.
Механизмами формирования ключевых компетенций обучающихся является использование современных образовательных технологий на основе деятельностного подхода, увеличения доли самостоятельности в исследовательском плане, применение ИКТ.
Видами и формами контроля являются:
1.Текущий: самостоятельная работа, устный опрос, письменный опрос.
2. Итоговый: защита проекта на заданную тему
Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года:
В результате изучения модуля «Основы православной культуры» ученик должен
знать/понимать:
основные понятия православной культуры;
историю возникновения православия;
историю развития православной культуры в истории России;
особенности и традиции религии;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
описывать различные явления религиозных традиций;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами православной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
Программа соответствует учебнику «Основы православной культуры» А.Кураев. 4-5 классы. Просвещение. Москва. 2012г
Содержание программы
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
Россия – наша Родина.
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия.
Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии.
Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва.
Ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие.
Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа.
Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха.
Воскресение Христа. Русская Пасха. Как празднуют Пасху.
Православное учение о человеке.
Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние.
О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди.
Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание.
Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики.
Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм.
Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм.
Икона.
Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся.
Конкурс сочинений.
Подведение итогов.
Выполнение праздничного проекта.
Раздел II. Православие в России.
Как христианство пришло на Русь.
Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг.
О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств.
Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро?
Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина.
О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде.
Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия.
Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь.
Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе.
Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья.
Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества.
Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде.
О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
Раздел 1. Введение в православную духовную традицию. | 17 ч | 03.09-30.12 | |
Раздел 2. Православие в России | 17 ч | 13.01-30.05 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-комууникационных технологий;
- осуществлять информационный поиск;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Литература и средства обучения
1.ФГОС А.В. Кураев «Основы духовно-нравственной культуры народов России» «Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендованно Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2011г.
2.А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики» Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы 2-е издание Москва «Просвещение» 2011г.
3.Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы Москва «Просвещение» 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...