Первичные навыки игры по слуху на баяне и аккордеоне.
учебно-методический материал по теме
Методическая работа преподавателя игры на баяне/аккордеоне Низова Д.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_na_temu-pervichnye_navyki_igry_po_slukhu.doc | 66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Детская музыкальная школа»
г. Дзержинский
Реферат на тему:
«Первичные навыки игры по слуху
на баяне и аккордеоне»
Выполнил:
Преподаватель по классу баян/аккордеон
ДМШ г.Дзержинский
Низов Д.Н.
г. Дзержинский
2012г.
Содержание:
1) Введение………………………………………………………………..стр.3-4
2) Обучение первичным навыкам игры по слуху
учащихся 1-2 класса ДМШ……………………………………………стр.5-7
3) Обучение первичным навыкам игры по слуху
учащихся 3-4 классов ДМШ…………………………………………..стр.7-8
4) Обучение первичным навыкам игры по слуху учащихся
5 класса ДМШ…………………………………………………..………стр.9-10
5) Заключение……………………………………………………………..стр. 11
6) Список используемой литературы……………………………………стр. 12
Введение.
Музыкант, блестяще играющий по слуху оригинальные аранжировки, тонко чувствующий красоту изысканной гармонии и великолепно владеющий различными фактурными приёмами, всегда вызывает искреннее восхищение окружающих. Отсутствие же таких творческих способностей чаще всего объясняют недостатком таланта. «Не дано», - говорят педагоги и закрывают на проблему глаза. Однако причина неумения современных музыкантов играть по слуху кроется прежде всего в сложившейся системе музыкального образования, ориентированной в основном на развитие чисто исполнительских навыков.
Музыкальные произведения усваиваются с их готового графического изображения, т.е. с нот, оставляя при этом слух музыканта в пассивном состоянии. Такое обучение особенно опасно при игре на инструменте с фиксированной звуковысотностью, каковым является баян и аккордеон. Непосредственная связь между слуховым предслышанием и движениями рук развивается слабо, и как итог этого – не только неумение
подбирать по слуху, но и недолговременная музыкальная память, непривязанность музыканта к нотному тексту, боязнь забыть его на сцене, невыразительность игры, отсутствие свободы владения инструментом.
Комплексное разностороннее музыкальное воспитание детей в музыкальной школе, традиционно включающее в себя обучение игре на одном из инструментов, развитие вокально-интонационных и слуховых навыков, освоение музыкальной грамоты и основ элементарной теории музыки, а также изучение музыкальной литературы, очевидно, подразумевает и практическое знакомство с элементами гармонии. Без этого невозможно ни полноценное воспитание внутреннего слуха вообще, ни развитие собственно гармонического слуха и связанного с ним навыка в подборе гармонического сопровождения к мелодии, ни осознанное в музыкально-теоретическом отношении исполнение или изучение музыкальных произведений.
Вместе с тем. Знакомство учащихся с элементами гармонии осуществляется во многом спонтанно, эпизодически, получение необходимых знаний рассредоточено между разными учебными предметами: специальным курсом баяна/аккордеона и сольфеджио. Знакомство с аккордикой на уроках сольфеджио начинается лишь в средних классах, и развитие у учащихся гармонического слуха, таким образом, опаздывает, нередко оказывается наиболее уязвимым местом в их музыкальном воспитании.
В результате к концу обучения учащиеся далеко не всегда понимают, какие аккорды они встречают при разучивании музыкальных произведений по специальности. К тому же набор аккордов, которым владеет ученик, зачастую слишком узок и не позволяет ему подобрать сопровождение к интересующим его мелодиям.
Материал по подбору гармонического сопровождения может быть использован не только на уроках сольфеджио, но и в классе баяна/аккордеона. Тесное взаимодействие педагогов на практике приводит к выработке определённой системы в развитии музыкального мышления, гармонического слуха и творческих навыков.
Значимость и актуальность данной темы реферата, в свете изложенного выше представляется очевидной.
Обучение первичным навыкам игры по слуху учащихся 1-2 класса ДМШ
1. Так как подбор по слуху предполагает знание тональностей, следует ознакомить ученика с квинтовым кругом мажорных тональностей. Дети уже знают, что существует два основных лада – Dur и moll. Тональность – это высота лада. В каждой тональности есть определенное количество знаков. Только в одной мажорной и одной минорной знаки отсутствуют (C-Dur, а-moll). Порядок расположения мажорных тональностей (диезных вверх по квинтам, а бемольных вниз по квинтам) называется квинтовый круг. На этом этапе дети уже знают, что гамма – это последовательность звуков по ступеням, всего их семь.
Ступень – это звук лада, у которого есть свое выразительное "лицо”, "характер”, "поведение”. Ступень – это живой звук, у которого появилась "душа”. Он может быть либо твердым, либо мягким, то толкает движение, то останавливает его (устойчивые и неустойчивые звуки). Ступени имеют порядковые номера и обозначаются римскими цифрами. Определение ступени, с которой начинается песня, является обязательным.
2. Показ на примере Русской песни «У кота-воркота». Определим удобную ноту, от которой будем подбирать песенку. Для начала пусть это будет нота «До» первой октавы.
3. Напевая песенку вслух, определяем направление движения мелодии. Можно воспользоваться графическим изображением, зафиксировать места, где мелодия останавливается на месте, это существенно облегчит задачу. Проигрываем мелодию непосредственно на инструменте, определяем устойчивый звук, от него строим трезвучие и определяем тональность (До мажор).
4. Для закрепления полученного навыка, изучаем интервальное строение мелодии, подбираем эту песенку от других нот: «Фа», «Соль», «Ре», при этом помним, что музыка мажорная, и, при подборе от других нот она не должна изменить окраску.
5. Пришло время подобрать аккомпанемент, сопровождение к этой песенке. Начнём с простейшей формы – тонической квинты. Это непрерывно звучащее созвучие I и V ступеней лада. Произведём подбор в «До» мажоре.
Для закрепления знаний подберём аккомпанемент к песне, подобранной от «Фа», «Соль», «Ре».
6. Дети знают, что каждая ступень имеет номер, а вот три из них называются по именам. Это главные ступени, где
I ступень – ТОНИКА – T (в тоническом трезвучии I, III, V ступени);
IV ступень – СУБДОМИНАНТА – S (в трезвучии I,IV,VI ступени);
V ступень – ДОМИНАНТА – D (в трезвучии II,V,VII ступени).
Учащиеся подбирают сопровождение к мелодии в виде басов.
7. Сопровождение к мелодии в виде басов мы покажем на примере другой песенки «Как под горкой». Составляем и записываем схему, в которой верхняя строчка для правой руки обозначает ступени мелодии, а нижняя строчка для левой руки обозначает басы. По этой схеме видно, что 1.3.5 ст. соответствуют тонике, 2.5.7 ст. – доминанте, 1,4,6 ст. – субдоминанте. Мелодию, и басы необходимо играть в трех или пяти тональностях, так как это способствует установлению связи между движением и слухом – весь игровой процесс начинает подчиняться музыкально-слуховым представлениям. Исполняем песенку с басовым сопровождением.
8. Далее эту песенку ученик исполняет с терцовым аккомпанементом от главных ступеней лада.
9. Следующий этап нашей работы: гармонический оборот T-D-T (автентический), гармонический оборот T-S-T (плагальный). Закрепить навык в пройденных тональностях.
10. Для закрепления полученных навыков ученик самостоятельно подбирает «Как под горкой» от «ре», «фа», «соль» с использованием гармонического оборота в виде созвучий: T-S-T-D-T.
Прогнозируемый результат:
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
1) самостоятельно подобрать несложную мелодию;
2) самостоятельно подобрать несложную мелодию в пройденных тональностях по классу;
3) самостоятельно подобрать к несложной мелодии аккомпанемент пройденными способами.
Постепенно ученики начинают играть песенки с более сложной мелодией и гармонией, такие как: "Жили у бабуси", "Маленькой ёлочке", "Добрый жук", "Мишка с куклой" и т.д.
Обучение первичным навыкам игры по слуху
учащихся 3-4 классов ДМШ
На следующем этапе обучения учащиеся осваивают фактурное сопровождение, которое позволяет играть более сложный и интересный репертуар. Здесь важным условием является наличие стройной системы в
расположении музыкального материала. На каждую гармоническую последовательность изучается группа песен со стандартной гармонизацией.
1. Сначала используем автентический оборот (T – D).
Затем плагальный оборот (T – S) осваиваем по той же схеме.
2. Соединяем плагальный и автентические обороты в полный гармонический оборот T-S-D-T в мажорных тональностях.
3. Закрепляем полученный навык.
Большое значение при соединении аккордов в левой руке имеет двигательная сторона процесса, поэтому для того чтобы сделать упражнения удобными для рук, тщательно продумывается аппликатура. Это ведет к формированию так называемой "слышащей левой руки”.
4. В «До» мажоре подберём детскую песенку «Жили у бабуси». Настроимся трезвучием «до» мажора, определяем направление мелодии, находим ноту от которой начинается песенка.
5. Затем учащихся следует познакомить с необходимыми правилами гармонизации: смена аккордов происходит не слишком часто, обычно на сильные доли такта; в очень медленных темпах смена гармонии, возможна на каждую долю; затакт чаще всего не гармонизуется.
Используя полный гармонический оборот подберём аккомпанемент:
- в аккордовом построении;
- в фактурном варианте бас-терция.
6. Для закрепления полученных навыков подберём песенку в «фа», «соль», «ре» мажоре с использованием фактурных вариантов сопровождения.
7. Коснёмся минорной тональности: вспомним полный гармонический оборот
t-s-D-t и сыграем его, но в минорных тональностях , объясняя, что в миноре доминанта мажорная с VII# ступенью.
Подберём фрагмент песенки «Во поле берёза стояла» в «ля» миноре, настраиваемся трезвучием «ля» минора, определяем ступень, от которой будет звучать песенка и направление мелодии.
8. Теперь исполним мелодию с сопровождением в виде гармонического оборота. Напомним про гармоническую доминанту.
9. Для закрепления полученных знаний подберём фрагмент песенки в «ре» миноре с аккомпанементом.
Прогнозируемый результат:
К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:
1) в пройденных тональностях самостоятельно подбирать мелодии;
2) самостоятельно подбирать аккомпанемент в пройденных тональностях;
3) использовать в аккомпанементе фактурные варианты сопровождения.
Обучение первичным навыкам игры по слуху учащихся 5 класса ДМШ
Во многих народных песнях и в некоторых музыкальных произведениях встречается особый вид лада, в котором не одна, а две чередующихся тоники. Такой лад называется: переменный. Чаще всего тониками переменного лада являются тоники мажора и параллельного ему минора – переменно-параллельный лад.
На примере песни «Ходила младёшенька» мы продемонстрируем этот лад.
1.Делим песню на фразы. Первая фраза звучит в «фа» мажоре, вторая фраза в параллельном «ре» миноре.
2. Подбираем аккомпанемент в виде гармонического оборота аккордами.
3. Говоря о функциональной роли каждого трезвучия в тональности, необходимо осознание того, что кроме доминантового трезвучия существует еще более напряженный аккорд – это доминантовый септаккорд (D7). Он образуется от прибавления к трезвучию доминанты четвертого звука, отстоящего на малую терцию выше квинтового тона (напоминаю, что нижний звук трезвучия называют примой или основным тоном, средний - терцией, верхний - квинтой). Крайние звуки D7 описывают малую септиму, что и определило наименование созвучия – малый мажорный септаккорд. Закрепляется материал в игре различных гармонических оборотов, например, полный оборот с D7.
4. Особую значимость при комплексном подходе обучения детей музыке приобретает пение с аккомпанементом. Можно пользоваться песенниками и сборниками с мелодической нотацией и буквенными обозначениями аккордов. Ученики знакомятся с буквенными обозначениями: мажорные трезвучия обозначаются прописной буквой латинского алфавита, например: A (ля-мажор), C (до-мажор). Минорное – Am (ля-минор), Cm (до-минор). Альтерированные звуки – со знаками диез и бемоль. Септаккорды – цифрой 7, например А7, С7.
Прогнозируемый результат:
К концу четвёртого года обучения учащиеся должны уметь:
1) самостоятельно подбирать мелодии в пройденных тональностях:
2) самостоятельно подбирать аккомпанемент к подобранным мелодиям с использованием кадансового оборота и D7;
3) подбирать аккомпанемент по буквенным обозначениям;
4) в аккомпанементе использовать пройденные фактурные варианты.
Заключение.
Развитый навык подбора мелодий по слуху необходим профессиональному музыканту любой специальности. Ещё более необходим этот навык тем учащимся, которых в любой музыкальной школе большинство, они любят музыку, но не ставят своей целью продолжить музыкальное образование.
Постоянный анализ произведений изучаемого репертуара, осознание гармонической вертикали способствует лучшему запоминанию текста, помогает при чтении с листа. Если дети научились подбирать мелодии и сопровождение к ним по слуху, аккомпанировать себе, то эти умения обязательно будут востребованы дома на семейных праздниках или в школьной самодеятельности, при этом развиваются музыкальные способности:
- мелодический и гармонический слух;
- развивается техника;
- улучшается ориентировка на клавиатуре;
- появляется уверенность в себе;
- удовлетворяется потребность в достижении собственной значительности (ведь человек за инструментом в любой компании чувствует себя нужным, востребованным). Когда подросток видит, что благодаря своим музыкальным достижениям он может доставить удовольствие родным, друзьям, он становится интереснее в их глазах, у него растёт чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность. Эта творческая деятельность развивает такие качества как воображение, мышление, активность, самостоятельность.
Итак, занимаясь подбором по слуху, мы выполняем задачу - приблизить обучение игре на баяне и аккордеоне запросам детей и их родителей, чтобы овладение инструментом нашло практическое применение в жизни. Наша общая цель - воспитывать любителей музыки, умеющих играть на музыкальных инструментах.
Список используемой литературы:
1) Калугина, М. Развитие творческих навыков аккомпанемента вып. 1 М. Калугина, П. Халабузарь. – М.: Музыка, 1989.
2) Семенов В.А. Современная школа игры на баяне. "Музыка", 2003г.
3) Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
4) Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М.-Л.,1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыка игры по слуху в процессе обучения и профессиональной деятельности концертмейстера
Метдическая разработка, адресованная профессиональным концертмейстерам и всем любителям музыки.Я надеюсь, что моя работа будет интересна всем, кто хочет научиться играть по слуху....
"Развитие первоначальных навыков игры по слуху на аккордеоне"
В докладе полно рассмотрены методы работы по развитию первоначальных навыков игры по слуху на аккордеоне. Даны творческие задания и представлены элементарные навыки импровизации.Главная зад...
Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»
Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...
Формирование первичных навыков игры в гольф
В данной презентации расматривается формирование навыков игры в гольф...
Методическая разработка Тема: Формирование навыков игры по слуху, чтения с листа и транспонирования на уроках фортепиано.
Работа имеет следующую структуру: в первой главе дается теоретическое обоснование основам обучения игре по слуху, чтению с листа и транспонированию. Раскрывается значение тональности для произве...
Важная роль ансамблевых форм исполнительства в обучении игре на баяне и аккордеоне.
В статье рассматриваются вопросы связанные с эфективностью такой формы коллективного музицирования, как ансамбль, в оптимизации учебного процесса и повышении интереса учеников к обучению ...
Методическая разработка по классу баяна и аккордеона игра по слуху, транспонирование
Одной из фундаментальных задач детского музыкального воспитания является развитие у учащихся слуха и эмоционального и осознанного восприятия музыкального творчества. В её решении основная роль принадл...