Интеграция общего и дополнительного образования в новых социально-экономических условиях
статья по теме

Журбина Тамара Алексеевна

 В работе отражены теоретические и практические вопросы интеграции основного и дополнительного образования детей,значение и необходимость рассмотрения данной проблемы по созданию единого образовательного пространства. Модель школы базируется на принципе полноты образования, то есть базовое и дополнительное образование детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, тем самым создаёт единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребёнка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

центр детского творчества «Созвездие»

Интеграция общего и

дополнительного образования

в новых социально-экономических условиях.

                     

Составитель: заместитель директора по  УВР

                    Журбина Тамара Алексеевна

г.о. Власиха, 2013г.

  1. Содержание

п/п

Название  разделов

Стр.

1

Содержание

1

2

Введение

2-4

3

Пути интеграции базового и дополнительного образования детей

4-13

3.1.

Основные модели интеграции основного и дополнительного образования детей.

13-14

3.2.

Варианты интеграции

14

3.3.

Механизмы интеграции.

14

3.4.

Результаты интеграции.

15

3.5.

Возможности школы и учреждений дополнительного образования детей в реализации новых образовательных целей.

15

4.

Заключение

16

5.

Приложение

17-22

Таланты создавать нельзя, но создавать культуру,
то есть почву, на которой растут и процветают
таланты - можно. Иногда наш труд оправдан.
Генрих Нейгауз

  1. Введение

« Насколько человек глубок, настолько он личность.

Всегда и во всем — внутри должно быть больше, чем снаружи »

Бальтасар  Грасиан-и-Моралес

Цель: построение целостного образовательного и  развивающего пространства - как условия развития личности ребёнка, ориентированного на  гармонизацию личности ребёнка, её культурологическое, духовно-нравственное, креативное, социальное развитие. 

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. 
Модернизация российской системы образования предполагает интегра-цию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей муниципального и регионального уровней в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности.

Необходимость интеграции обоих видов образования обусловлена также тем, что на фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Ощущается острая необходимость снижения напряженности, нетерпимости, агрессивности среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом.

Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество), с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Самое главное состоит в том, что вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает жизнь детей новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Поэтому есть все основания утверждать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования. Чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга – тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе.

Большой вклад в создание условий для развития интересов и талантов ребят призван внести классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы ребят, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые мешают ребенку в становлении личности. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологи-ческими  знаниями, способен оказать поддержку и своим коллегам в реализации принципов гуманистической педагогики на практике, т.е. осуществлении личностно-ориентированного образования, являющегося сутью дополнительного образования детей.

Успешно могут взаимодействовать с педагогами дополнительного образования и  помогать  детям  найти свой талант, раскрыть свои способности педагоги-организаторы и воспитатели групп продленного дня.

Возможна и обратная связь, когда педагог-организатор, к примеру, сможет найти помощников в организации социально-значимых дел, праздников, соревнований и других общешкольных мероприятий, активными участниками которых являются, прежде всего, члены творческих объединений. С помощью педагога дополнительного образования легче обнаружить ребят, обладающих инициативой, самостоятельностью, лидерскими качествами.

3.Пути интеграции базового и дополнительного образования детей

    Модель школы базируется на принципе полноты образования, то есть базовое и дополнительное образование детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, тем самым создаёт единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребёнка. Интеграция общего и дополнительного образования  способствует формированию у школьников эстетического отношения к окружающей жизни, воспитанию духовно богатой,  эстетически образованной, воспитанной личности, способной к творчеству через формирование  художественно-образного мышления, расширения диапазона чувств, развитию творческого воображения и фантазии, повышению уровня знаний по другим предметам, а также решает проблему занятости детей.

Интеграция общего и дополнительного образования позволяет:

  • обогатить содержание и формы учебной деятельности;
  • сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
  • предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индиви-дуального маршрута путем включения в занятия по интересам;
  • создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями;
  • решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. 

Интеграция общего и дополнительного образования реализуется через:

  • использование часов базисного учебного плана (компонент ОУ), часов   кружковой работы и часов учреждений дополнительного образования для углубленного изучения отдельных учебных предметов в рамках элективных курсов и курсов по выбору с целью предпрофильной подготовки;
  • проведение на базе школы и учреждений дополнительного образования (социальных партнеров) мастер-классов с приглашением преподавателей вузов;
  • проведение педагогами школы, учреждений дополнительного образования и тренерами занятий спортивно-оздоровительной направленности по формированию здорового образа жизни и профориентации;
  • создание базы интегрированных образовательных программ (в рамках предпрофильного и профильного обучения) и программ дополнительного образования, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся;
  • организацию совместно с учреждениями дополнительного образования – социальными партнерами работы в рамках научного общества учащихся.

        Пути интеграции базового и дополнительного образования детей можно проиллюстрировать следующими схемами ( приложение № 1 , схема 1,схема 2,схема 3, схема 4).

Одной из важных задач следует назвать сотрудничество на основе договора или соглашения школ с учреждениями дополнительного образования детей, что также способствует сближению основного и дополнительного образования детей. Благодаря творческим и деловым контактам школ с учреждениями дополнительного образования детей, можно улучшить содержание и уровень подготовки  различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок и др. Такое сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и учреждений дополнительного образования детей в интересах личности обучающихся. Не менее важно  творческое сотрудничество с учителями-предметниками, классными руководителями, воспитателями ГПД: совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, социальных, общекультурных) дает возможность не только создать методические объединения, педагогические мастерские, но и единый педагогический коллектив, что способствует профессиональному обогащению.

Педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками.

 Современная наука рассматривает совокупность образовательных учреждений как систему общего образования, в рамках которой ребёнок должен иметь возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, способность реализовать его ожидаемые результаты, т.е. быть готовым к самостоятельному решению проблем, значимых для него. Поэтому наибольшую актуальность приобретают вопросы сетевого взаимодействия разных типов образовательных учреждений, расширения возможностей общего образования, оптимальное использование кадрового, научно-методического, материально-технического потенциала в интересах развития личности ребёнка.

В рамках сетевого взаимодействия удаётся обмениваться различными типами ресурсов (кадровыми, материально-трудовыми, методическими и пр.), В результате чего каждый учащийся имеет доступ к интегрированным образовательным ресурсам, принадлежащим сети образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

 В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Одним из критериев полной готовности образовательного учреждения к введению ФГОС является определение оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса потребуется согласованные усилия многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для её реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через (рис.1):

                                                                                               Рис.1

                               ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     

Несомненно, внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в творческую деятельность различной направленности. В силу своей гибкости оно может решать самые разные образовательные задачи, опираясь на вариативный, неформальный,  нестандартизированный характер. Однако следует помнить, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС, в котором сказано, что образовательное учреждение  в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности   образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными  программами. Модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребёнка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребёнка, привлечение к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и  деятельностная  основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.  

   В качестве первоочередных мер, совершенствующих образовательную деятельность  наших  учреждений следует назвать: апробацию интегри-рованных программ, занятий: СОШ      УДОД. (приложение № 2 , схема 1,2).

       В современных условиях дополнительное образование детей не нечто вторичное по отношению к школе. Оно по своей сути есть то образование, та ось, на которой строится развивающее вариативное смысловое образование. Рассмотрим некоторые отличительные признаки общего и различного в основном и дополнительном образовании (приложение № 3, таблица 1). Понятно, что нельзя продолжать кормить детей знаниями, пичкать их информацией, нельзя строить дополнительное образование как чисто учебный процесс. Суть образования в создании интегрированного обучения. Мы должны чётко понимать, что дополнительному образованию приходится входить в диалог со школой и внешкольными формами жизни ребёнка, но ни в коем случае нельзя идти по образу и подобию школы. В данный момент огромное количество вопросов дополнительного образования требуют серьёзной подготовки, качественного изменения. В нём не должно быть предметов, в нём должны быть представлены образовательные области, в нём должно быть показано пространство деятельностей, в которые включается ребёнок, через которые он открывает мир. То есть, обозначая учебно-информационную функцию, ни в коем случае нельзя идти по пути школы. Дополнительное образование должно давать ребёнку не только и не столько знания о явлениях мира, сколько значение, смысл для ребёнка той или иной  реальности. Сегодня наша задача заключается в том, чтобы со стороны учреждений дополнительного образования выбор направлений и видов занятий в свободное время развивался не только в соответствии с детскими интересами, но и опережал их, чтобы начиная с удовлетворения интереса, мы помогали состояться личности.

 В типовом Положении об учреждении дополнительного образования детей чётко сформулировано их предназначение – реализация дополнительных образовательных программ в целях творческого развития личности. Современные программы должны предусматривать не только и не столько репродуктивную деятельность детей, но и репродуктивно – поисковую, учебно-исследовательскую, творческую, что даёт  ребёнку пробовать свои силы в разных делах и находить своё по душе, учиться и овладевать конкретными умениями и навыками, мастерски  решать творческие задачи. Только обобщённые знания в целом должны быть едиными у всех, но различными в деталях в зависимости от субъективных интересов учащихся.

   Интеграция – объединение в единое целое отдельных частей.

В ходе реализации интеграции образовательного пространства необходимо решить ряд проблем:

  • Проблема создания целостного образовательного пространства как условие развития личности ребёнка;
  • Проблема взаимосвязи познавательной и практической деятельности, т.е. применение школьных знаний в реальной жизни ребёнка;
  • Выявление ранней творческой одарённости ребёнка, с целью развития его разносторонних творческих способностей;
  • Проблема ранней профориентации;
  • Проблема развития детей с ограниченными  возможностями здоровья;
  • Проблема нехватки педагогических кадров в общеобразовательных школах;
  • Проблема создания интегрированных образовательных программ;
  • Проблема научно-методического и нормативного  обеспечения процессов интеграции;
  • Проблема обучения педагогических кадров вопросам интеграции дополнительного и основного общего образования.

  Интеграция дополнительного и основного общего образования осуществляется в трёх аспектах:

  • Интеграция деятельности учреждений дополнительного и основного общего образования;
  • Интеграция в системе образовательного учреждения;
  • Интеграция деятельности органов управления учреждениями дополнительного и основного общего образования.

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ СО-ОРГАНИЗАЦИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:

1.Основного и дополнительного образования:

  • интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт), элективные курсы, факультативы, проводимые в учебное время, но на основе принципов дополнительного образования детей;
  • творческое переосмысление учебной программы и переход к разработке авторских образовательных программ.

2.Внеучебной и учебной деятельности в свободное от основных уроков время и как продолжение учебной деятельности, но с расширением содержания того или иного школьного предмета (факультативы, спецкурсы, предметные кружки и др.), проводимые учителями - предметниками старших ступеней.

3. Дополнительного  образования и  внеучебной  деятельности (концерты, выставки,  соревнования и  др. общешкольные   дела  массового характера, праздники) во внеучебное время, через вовлечение не только тех детей, которые ходят в различные творческие объединения, но и их руководителей,  педагогов- организаторов, учителей, всех  желающих.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ  СОГЛАСОВАННО - СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • единая цель участников, включенных в деятельность; 
  • общая мотивация к деятельности;
  • объединение, совмещение или сопряжение индивидуальных деятельностей (простых, частных) в единое целое; 
  • разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками;
  • согласование  индивидуальных деятельностей участников,
  • соблюдение строгой последовательности операций в соответствии с заранее определенной программой (управление); 
  • единый конечный совокупный результат;
  • единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми;
  • осознанное изменение (развитие) в последовательности получения промежуточных результатов при сохранении ориентации

   В связи с этим целесообразно выделить  группы критериев реализации поставленных задач:

 а) Взаимодействие учреждений дополнительного и основного общего образования:

  • Информационная поддержка учреждений дополнительного и основного общего образования относительно деятельности друг друга;
  • Осознание субъектами деятельности необходимости интеграции и мотивация на участие в ней;
  • Организация совместных дел учреждениями дополнительного и основного общего образования;
  • Наличие гуманистических отношений между субъектами деятельности.

б) Деятельность образовательного учреждения:

  • Наличие у учреждения цели участия в совместной деятельности с другими учреждениями;
  • Взаимопроникновение сфер деятельности образовательных  учреждений  разных  типов;
  • Создание воспитательных комплексов;
  • Целостность восприятия субъектами деятельности единого образовательного пространства;
  • Наличие эмоционального единства участников взаимодействия.

в) Развитие образованности учащихся:

  • Мотивация учащихся на участие в интеграции учреждений дополнительного и основного общего образования;
  • Обогащение  учащихся  знаниями и опытом практической деятельности за счёт участия в совместной деятельности  образовательных  учреждений;
  • Использование знаний и опыта, приобретённого в совместной деятельности образовательных учреждений в процессе участия учащихся в учебной и внеучебной работе;
  • Умение учащихся выстраивать индивидуальный образовательный  маршрут в рамках образовательного пространства  учреждения, района.

г) Развитие профессионализма педагогов:

  • Мотивация педагогов на участие в интеграции учреждений дополнительного и основного общего образования;
  • Обогащение педагога знаниями и опытом практической деятельности за счёт участия в совместной деятельности образовательных  учреждений;
  • Использование знаний и опыта, приобретённого в совместной  деятельности образовательных учреждений в процессе организации педагогом учебной и внеучебной работы;

 Интеграция основного и дополнительного образования неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения  явлений.

Направленность интеграции разнообразна. Образовательные программы педагогических работников не являются традиционными моделями передачи знаний, умений и навыков, а представляют собой педагогические технологии развития личности и становления механизма её самореализации. При этом учитывается три уровня  результативности образовательного проце-сса. Такая логика построения образовательного процес-са лежит в основе долгосрочных, интегрированных, разноуровневых, комплекс-ных программ, реализация которых создаёт условия для удовлетворения образовательных потребностей как детей одарённых, так и проявляющих обычные способности.

    На примере нашего учреждения интеграцию образовательного процесса можно вспомнить при проведении интегрированных занятий - уроков физкультуры в начальной школе и занятий по ритмопластике в ЦДТ. Целесообразность проведения таких форм обучения обуславливается:

  • Недостаточностью физической нагрузки для полноценного развития  опорно-двигательного аппарата и мышечно-сухожильной системы;
  • Возрастание уровня информативности и усиления интеллектуального развития;
  • Необходимостью развития сознательного подхода к своему телу, процессов происходящих в нём, возможности  управления им.

Уроки трудового обучения, искусства, естествознания, истории в системе дополнительного образования могут получить прекрасные условия для развития личности, её творческих потенциалов, опробовать полученные теоретические знания, умения и навыки в условиях, приближённых к реальным жизненным ситуациям.

    Если такой подход сохранить и развивать, то повысится педагогический потенциал дополнительного образования, которое способно не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка.

3.1.Основные модели интеграции основного и дополнительного образова-ния детей.

  • Первая модель характеризуется тем, что набор кружков, студий, секций, по сути случаен, поскольку определяется не столько потребностями детей, сколько имеющимися в школе возможностями.
  • Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой структуры школы и дополнительного образования, хотя как единая управляемая система она ещё не функционирует.
  • Третья модель строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей.
  • Четвёртая модель представляет собой организацию дополнительного образования детей в общеобразовательной школе, работающей в системе полного дня.

3.2. Варианты    интеграции

I.

  • Внутренняя интеграция основного и дополнительного в условиях учреждения дополнительного образования детей
  • Внутренняя интеграция основного и дополнительного в условиях в условиях общеобразовательной школы (начальной, средней и т.д.)
  • Внутренняя интеграция основного и дополнительного в образовательном пространстве города (территории)
  • Внутриведомственная интеграция в дополнительном образовании  

                                                       II.

  • Внешняя интеграция основного и дополнительного в условиях учреждения дополнительного образования детей
  • Внешняя интеграция основного и дополнительного в условиях общеобразовательной школы (начальной, средней и т.д.)
  • Внешняя интеграция основного и дополнительного в  образовательном пространстве города (территории)
  • Межведомственная интеграция

В связи с этим целесообразно выделить  группы критериев реализации поставленных задач:

  1. Механизмы интеграции.
  • разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
  • кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
  • предоставление услуг (консультативных, информационных, техничес-ких и др.);
  • взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
  • совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

3.4.Результаты интеграции.

  • повышение качества образования;
  • переход от разрозненных форм общего и дополнительного образо-вания к целостной  образовательной системе в условиях обще-образовательного учреждения;
  • обновление содержания программ общего и дополнительного образования;
  • формирование устойчивого интереса и мотивации детей к собственной учебной деятельности;
  • оптимизация учебно-воспитательного процесса.

3.5.Возможности школы и учреждений дополнительного образования детей в реализации новых образовательных целей.

ШКОЛА

УДОД

Обязательное обучение детей в соответствии с государственным образовательным стандартом

Добровольный выбор детьми развиваю-щей и созидательной деятельности

Подготовка к поступлению в ВУЗ

Предоставление среды для активной самореализации, творчества, профессио-нальной ориентации

Взаимодействие с внешней средой

ШКОЛА

УДОД

На основе гарантированного заказа государства (право на общедоступное  и бесплатное основное общее образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ)

На основе спроса потребителей (самостоятельный выбор детьми  инте-ресующего их вида деятельности, опре-деляющий необходимость изучения их интересов и постоянное обновление до-полнительных образовательных услуг)

Организация взаимодействия с детьми

ШКОЛА

УДОД

На основе субъектно-объектных отношений (ребёнок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных учителем)

На основе субъектно-субъектных от-

ношений(неформальное содружество де-тей и взрослых, объединённых общими интересами и добровольным характером совместной деятельности, с учётом индивидуальных особенностей ребёнка)

  1. Заключение

    Из всего вышесказанного следует сделать вывод. Если, имеются плюсы от интеграции дополнительного и общего образования, а одним из важнейших плюсов это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов учащихся, то развитие интегрированного дополнительного образования позволит самореализоваться в полной мере не только учащимся, но и непосредственно педагогам. Если такой подход сохранить и развивать, то повысится педагогический потенциал дополнительного образования, которое способно не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка. Это связано с тем, что во внешкольном дополнительном образовании удовлетворяются не только образовательные, но и иные социальные потребности детей

       

                                                     

5.Приложения

Приложение №1                                                                                            Схема 1

Схема 2

Схема 3

Схема 4


Приложение№2                                                                                                                                                                            Схема 1

Схема 2

                                                                                                                 


Приложение № 3                                                                             

 Таблица 1      

Некоторые отличительные признаки общего и различного в основном и дополнительном образовании.

Компонен-

ты  учебно-

го процесса

Общее образование

Дополнительное образование

1.Цель

Социальное и профессиональ-ное самоопределение школь-ника через адаптацию к учеб-ным  программам , государст-венным образовательным  стандартам

Социальное и профессиональное самоопреде-ление школьника через создание усло-вий для самообразования, самопознания, само-совершенствования и самореализации в интересной для личности деятельности.

2.Задачи:

а)обучения

б)развития

в)воспитания

Обучить на основе требований  гос.обр. стандартов; развить интерес к самобразованию и саморазвитию;

воспитать мотивацию к самосовершенствованию.

Обучить современным технологиям само-образования,  саморазвития  и самосовер-шенствования;  воспитать мотивацию к самореализации в активной деятельности в интересах Человека,общества и государства.

3.Содержа-

ние  образо-

вания,  дея-

тености

ЗУН             Д

З-знания,

У-умения,

Н-навыки,

Д-деятельность

Д             R             ЗУН + МЦС

Д-деятельность, R-рефлексия, З-знания,

У-умения, Н-навыки,  М- мастерство,

Ц- морально-нравственные  ценности,

С- задатки и способности

4. Принципы

Общепедагогические

Общепедагогические + принципы  любви, красоты и свободы

5.Базовая познава-

тельная категория

Представление - внешнее восприятие предметного содержания, которое формируется в процессе пассивно-созерцательного восприятия предметного содержания  (слушания , видения, чтения)

Его признаки: формальность, умозрительность,  дозирован-ность, предметно-темати-ческая   расчленённость.

Понятие – понимание сути дела (проектной деятельности по конкретному предметному содержанию). Оно формируется в процессе проектной переработки предметного содержания в суть проектируемого объекта. Его признаки – содержательность, конкретно-чувственная форма, практичность, синтетичность, неограниченность.

6.Ресурсное обеспечение учебного процесса

Наличие типовой матери-ально-технической и програм-мно-методической базы, качество и объём которых обусловлены не только требованиями жизни, сколько финансовыми возможностями органов образования.

Использование разнообразной метериально-технической и прогаммно-методической базы, ориентированной на индивидуальные способности, соответствующей актуальным стандартам рынка труда и развивающейся на инвестиционной основе и на грантах различных фондов

7.Критерии оценки

Требования государственных образовательных стандартов

Когнитивные: участие в престижных конференциях, слётах, состязаниях и др.

Мотивационно-личностные: принадлежность к престижным объединениям, клубам, научным и спортивным обществам, к составу сборных команд и т.п.;

Деятельностно-практические: самоутверждение в престижной деятельности, уровень лич-ностного развития

8.Показатели  оценки

Пятибальная система. Субъек-тивная похвала, признание педагогов, одноклассников

Звания  лауреатов, дипломантов,

спортивные разряды и звания, чемпионы и рекордсмены

9.Резуль-

   тат образования

Уровень обучения, развития и воспитания, зафиксированный в государственном образова-тельном стандарте

Уровень обучения, развития и воспитания, возможный при работе заинтересованного человека (личностные задатки, таланты и способности )

10.Связь с рынком труда

Знания по предметам само-ценны,  хотя и остаются внешними по отношению к потенциальным способностям обучающегося, к овладению им видами работ, востре-бованными на рынке

Знания по предметам не столько самоценны, сколько - средство  развития способностей самообразования и овладения конкретными видами деятельности, востребованной на рынке труда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС

Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...

Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума

Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях перехода на ФГОС

Требования к современной системе образования направлены на  формирование  высокообразованной, интеллектуально развитой личности с  целостным  представлением картины  мир...

«Интеграция общего и дополнительного образования как условие формирования социальной активности детей »

Тезисы:Анализ опыта  работы Дома детского творчества «Юность» на протяжении 15 лет выявил следующие проблемы:ДДТ «Юность» не имеет собственной площадки, все мероприятия проводятся на базе школигр...

"Детское объединение по интересам как способ интеграции общего и дополнительного образования в условиях информационно-образовательной среды"

Целью работы является рассмотрение вопроса интеграции общего и дополнительного образования в сельской школе в современной информационно-образовательной среде....

Интеграция общего и дополнительного образования в современных условиях

Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное. В современных условиях возникла необходимость в том, чтобы российская школа начала строить принципиально иную функциональную мо...