Опыт формирования начальных навыков инженерного мышления
статья по теме

Логинова Нина Николаевна

Сегодня особенно актуально использование ИКТ в формировании начальных навыков инженерного мышления у обучающихся технической направленности. В статье приводится пример повышения интереса к точным наукам и активизации основ инженерного мышления у детей среднего школьного возраста посредством использования инновационного электронного ресурса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_inzhenernoe_myshlenie.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Силевич Н. М.

Педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ЦВР Калининского района СПб «Академический»

Логинова Н.Н.

Кандидат технических наук, методист ГБОУ ДОД ЦВР Калининского района СПб «Академический»

Опыт формирования начальных навыков инженерного мышления

у обучающихся технической направленности

центра внешкольной работы Калининского района «Академический»

Информационные технологии, используемые в образовательном процессе центра внешкольной работы «Академический», призваны усиливать развивающую, политехническую, технологическую и информационную составляющие содержания образования. Они адекватны современным техническим возможностям и способствуют гармоничному вхождению ребенка в информационное общество, так как являются неотъемлемой частью целостного образовательного процесса учреждения, значительно повышающими его эффективность. Информационные технологии учат детей применять совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Именно поэтому основной задачей педагога по информатике Центра является совершенствование базовой подготовки обучающихся по современным информационным технологиям, создание условий для формирования творческой личности ребенка, его дальнейшего непрерывного самообразования и самосовершенствования.

Особенно актуально использование ИКТ в формировании начальных навыков инженерного мышления у обучающихся технической направленности. Для активизации интереса детей к техническому творчеству требуется качественное изменение содержания, методов и форм обучения на занятиях по программам компьютерных технологий. Техническое мышление детей развивается с увеличением уровня доступности и оперативности получения информации.

Для обучающихся 10.- 14 лет создана образовательная программа «Мой компьютер как инструмент познания мира», основанная на трехлетнем опыте работы с указанной возрастной группой. В ее содержание входит большое количество прикладных программ с достаточно глубоким уровнем освоения. В связи с серьезным содержанием программы используется новая форма обучения, которая интересна и понятна детям, проста в процессе пользования и помогает в освоении учебного материала. Это разработанная специально к программе электронная библиотека.

Электронная библиотека представляет собой коллекцию оцифрованной информации в виде каталогизированного документа. В ней содержатся материалы, соответствующие учебно-тематическому плану, подобранные из учебников по информатике, ресурсов Интернета и созданные автором образовательной программы. Библиотека разбита по разделам программы. К каждой теме программы имеется обучающий, справочный, иллюстративный и демонстрационный материал.  Кроме того, в данную библиотеку введены образцы детских работ. Ресурсы систематизированы в соответствии с запросом ребенка. Материалы, взятые из Интернета, адаптированы для соответствующего возраста. Работа в электронной библиотеке значительно облегчает учебный процесс. Ребенок может воспользоваться обучающей презентацией по любой изучаемой теме. Пользование этими презентациями оживляет процесс обучения, повышает интерес к теме и в целом к предмету.

Дети обращаются к ресурсам электронной библиотеки за необходимой информацией по ходу занятия, так как выход в библиотеку является привычным действием для каждого из них. Пользование библиотекой включает их в активную многостороннюю деятельность, в которой происходит актуализация личного жизненного опыта, постановка и решение ребенком проблемных вопросов. Обоснованность выбора формы ознакомления детей с достаточно сложным предметом в форме электронной библиотеки диктуется доступностью учебного материала, использующегося в соответствии с возрастом обучающихся, а также простотой навигации, которая достигнута за счет определенного построения файловой структуры каталога.

Формирование информационной культуры, главным компонентом которой является операционный стиль мышления, который в свою очередь закладывает начальные навыки инженерного мышления у детей, склонных к техническому творчеству, стимулирует их к продолжению  обучения по научно-технической направленности.

Предлагаемая форма и приемы обучения в информационных технологиях с интересом восприняты педагогами города, которые предполагают использование опыта создания предметных электронных библиотек в преподавании предметов другой направленности.

Resource id #5052

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ: ЗНАЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАННЕМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»

Выступление на городской научно-педагогической конференции"Культурологические и технологические основы развития юношеского инженерного мышления в дополнительном образовании детского технического творч...

Формирование начальных навыков на этапе становления вокального ансамбля

В данном методическом материале говорится о формировании основных певческих навыков, таких, как певческое дыхание на опоре, развитии вокального слуха, приобретении дикционных навыков, а также способах...

Формирование инженерного мышления на уроках английского языка.

В последнее время мы очень часто слышим об инженерном мышлении и его формировании у детей. Этот приём подразумевает анализ, синтез и опробацию. Инженерное мышление можно формировать при любых формах р...

Формирование инженерного мышления школьников посредством курса внеурочной деятельности "Образовательная робототехника"

Стастья "Формирование инженерного мышления школьников посредством курса внеурочной деятельности "Образовательная робототехника" "...

Формирование инженерного мышления и технической культуры на уроках информатики.

Формирование инженерного мышления и технической культуры на уроках информатики.«Инженер – это профессионал высокого уровня, который не только обеспечивает работу сложнейшего оборудования, ...

Формирование инженерного мышления учащихся посредством геометрического моделирования

Развитие науки и техники предполагает увеличение числа изобретений, использование наукоёмких технологий в производстве и актуальность инженерных профессий. Одной из основных задач общеобразовательной ...

Инновационный педагогический опыт "Формирование исследовательских навыков и умений учащихся на уроках географии"

В современом мире наличие у человека исследовательских умений и навыков является важным условием социальной адаптации личности. Как утверждают психологи, возможности для раскрытия творческой индивидуа...