Методические рекомендаци по самообразованию
методическая разработка на тему
В представленном материале обобщен опыт работы по организации работы по самообразованию педагогов дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_samoobrazovaniyu.docx | 36.44 КБ |
samoobrazovanie.ppt | 720.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 сл. Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
2 сл. «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»
Самообразование педагога.
Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др.
3 сл. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, какому либо мероприятию и др. у любого педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же доклады.
• Изменение нормативно-правовой базы, регламентирующей образовательно-воспитательный процесс в дополнительном образовании.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в учреждение, хотят отдать своего ребенка конкретному педагогу.
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно.
4 сл. Источники самообразования.
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
5 сл. Формы самообразования
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.
6 сл. Этапы самообразования
Интерес | - определение проф. потребностей; - формулировка темы, постановка цели; | Чего хочу? Чему хочу научиться, что узнать? Чего хочу достичь? |
План | - отбор действий; - установка их последовательности; - определение сроков; | Как достигну? Что надо сделать? В какой последовательности? Когда? |
Работа | - обучение и воспитание; - оснащение учебных занятий и мероприятий; - сбор информации для анализа; | Что делаю? С помощью чего? Как получается? |
Анализ | - подбор методик анализа; - проведение анализа; - выводы, задачи на будущее; | Что получилось? Что не получилось и почему? Что дальше делать? |
7 сл. Выбор направления для самообразования.
Только педагог может знать, в каком направлении необходимо самообразовываться. Методист может посоветовать провести элементарную самодиагностику.
Проведение самодиагностики является достаточно эффективной формой работы по выявлению уровня профессиональной компетентности, так как ее результаты известны только самому педагогу и он не стремится скрыть свою некомпетентность от других.
С целью проведения самодиагностики затруднений в профессиональной деятельности педагогу можно использовать диагностическую карту.
После проведения самодиагностики с целью изучения тех вопросов, которые вызывают затруднения у педагога, необходимо сформулировать тему по самообразованию.
8 сл. Как правильно сформулировать тему:
1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:
Изучаемый процесс | Предмет исследования | Условия |
Изучение Исследование Развитие Формирование Становление Воспитание Анализ Разработка Организация Влияние и т.п. | Познавательные способности Познавательная активность Умения что-то делать Личностные качества Любознательность Самостоятельность Наблюдательность и т.п. | На музыкальных занятиях В процессе изучения чего-либо В процессе знакомства с чем – либо В игровой деятельности и т.п. |
Например:
«Развитие культуры речи детей старшего дошкольного возраста в ходе занятий в детском объединении »
Формулировка темы по схемам:
¨ ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО
¨ ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО
¨ Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО
Например:
«Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания школьников»
«Использование потенциала хореографического искусства в воспитании школьников»
«Использование проектных технологий в дополнительном образовании»
Определение актуальности и новизны исследования
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?
Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, которая будет достигнута в результате выполнения работы.
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
Формулирование цели исследования
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.
Например: тема
«Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Цель: Значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
9 сл. Формулирование задач исследования
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач
Содержание деятельности исследования | Частичный предмет деятельности |
Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п. | Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п. |
10 сл. Форма завершения самообразования может быть представлена:
1. Консультация для педагогов по теме самообразования;
2. Выступление на заседании совета педагогов;
3. Выступление по итогам работы и обмену опытом;
4. Составление картотеки по проблеме;
5. Изготовление игр и пособий;
6.Советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
7. Составление перспективного плана работы с детьми;
8.Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
9. Творческий отчет
10.Оформление передового педагогического опыта.
11. Публикация
12. Методическое пособие с обоснованием и описанием
11 сл. Содержание папки по самообразованию (ведется в течение нескольких лет)
1. Лист - титульный (тема, педагог, начало и окончание работы над темой самообразования).
2. Актуальность выбранной темы.
3. Что используется в работе над этой темой (дидактические игры, приемы и методы, наглядность и т.п.), используемая литература при работе над данной темой.
4. Диагностика и выводы по данной теме, корректирующая группа - если она есть, а также задачи и план работы с этой группой.
5. Конспекты занятий, методических выступлений, докладов, проведенные за данный период и планы на будущее.
12 сл. В начале учебного года каждому педагогу необходимо разработать индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы учреждения. Совместно с методистом выбираются формы отчета по данной теме.
Памятка по самообразованию
Возможная проблема | Пути решения |
1. Не могу определиться с темой самообразования | ¨ Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. ¨ Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные. |
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе | Подбор литературы: ¨ Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным. ¨ Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания? Составление плана изучения конкретной выбранной литературы ¨ Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме ¨ Включите современные взгляды на проблему ¨ Используйте опыт работы педагогов других ДОУ. |
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал | ¨ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. ¨ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. ¨ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. ¨ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия. |
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. | ¨ Составьте план или схему полученных при изучении материалов. ¨ Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий. |
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации. | ¨ Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми. |
АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГА ДОУ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(самодиагностика педагога)
Содержание вопроса | Варианты ответа |
Знание возрастных особенностей учащихся, необходимых для построения образовательного процесса в условиях учреждения дополнительного образования | |
Владение педагогической диагностикой | |
Выбор типа занятия и темпа его проведения | |
Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений) | |
Умение планировать учебно-воспитательный процесс | |
Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения | |
Использование методов, направленных на развитие воспитанников | |
Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников | |
Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению | |
Использование здоровьесберегающих технологий | |
Обеспечение благоприятных условий в детском объединении: | |
Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью | |
Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития воспитанников | |
Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом |
Варианты ответа: Не владею, Владею частично, Владею свободно.
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ
__________________________________________________________________
(Ф.И.О. педагога)
_____________________(стаж работы) ____________________(категория)
Год | Тема | Этап | Содержание работы | Результат/ форма отчетности | Перспектива |
1 | |||||
2 | |||||
3 |
Методические рекомендации по самообразованию педагогических работников
Памятка для анализа процесса самообразования
1.Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ЦДТ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская, проектная работа;
2.Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.;
3.Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.);
4.Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами, специалистами ЦДТ);
5.Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы;
6. Постановка новых задач.
Литература:
1.Львова Л.Т.Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\\ Справочник старшего воспитателя. № 11,2008.
Интернет ресурсы:
1. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac05.htm
2. http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками . Болта Галина Николаевна).
Resource id #2558
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. (источник:педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru)
Ежедневная работа с информацией Желание творчества Изменения нормативно-правовой базы Изменения, происходящие в жизни общества Конкуренция Общественное мнение Материальное стимулирование Интерес Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию :
Источники самообразования: Телевидение, газеты, журналы, литература, интернет, видео, аудио информация, платные курсы, семинары и конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации
Этапы самообразования сроков
Содержание вопроса Варианты ответа Знание возрастных особенностей учащихся, необходимых для построения образовательного процесса в условиях учреждения дополнительного образования Владение педагогической диагностикой Выбор типа занятия и темпа его проведения Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений) Умение планировать учебно-воспитательный процесс Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения Использование методов, направленных на развитие воспитанников Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии учащихся Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению Использование здоровьесберегающих технологий Обеспечение благоприятных условий в детском объединении: - гигиенических, - эстетических Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития учащихся Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями учащихся и социумом АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучаемый процесс Предмет исследования Условия Изучение Исследование Развитие Формирование Становление Воспитание Анализ Разработка Организация Влияние и т.п. Познавательные способности Познавательная активность Умения что-то делать Личностные качества Любознательность Самостоятельность Наблюдательность и т.п. На музыкальных занятиях В процессе изучения чего-либо В процессе знакомства с чем – либо В игровой деятельности и т.п. Как правильно сформулировать тему
Содержание деятельности исследования Частичный предмет деятельности Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п. Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п. Схема формулирования задач
Форма завершения самообразования 1. Консультация для педагогов по теме самообразования; 2. Выступление на заседании совета педагогов; 3. Проведение открытого просмотра; 4. Выступление по итогам работы и обмену опытом; 5. Составление картотеки по проблеме; 6. Изготовление игр и пособий; 7.Советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы; 8. Составление перспективного плана работы с детьми; 9.Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования; 10. Творческий отчет; 11.Оформление передового педагогического опыта; 12. Публикация; 13. Дидактический материал с обоснованием и описанием.
1. Лист - титульный (тема, педагог, начало и окончание работы над темой самообразования). 2. Актуальность выбранной темы. 3. Что используется в работе над этой темой (дидактические игры, приемы и методы, наглядность и т.п.), используемая литература при работе над данной темой. 4. Диагностика и выводы по данной теме, корректирующая группа - если она есть, а также задачи и план работы с этой группой. 5. Конспекты занятий, методических выступлений, докладов, проведенные за данный период и планы на будущее. Содержание папки по самообразованию
Примерный план работы по самообразованию
« Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир» А. Дистервег
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация "Самообразование педагога дополнительного образования"
Материал в помощь педагогам дополнительного образования...
Методические рекомендации для выбора и формулирования тем самообразования
Методические рекомендации для выбора и формулирования тем самообразования1. Как выбирается тема. 1.1...
Методические рекомендации для педагога дополнительного образования «Организация работы по самообразованию»
Активная самообразовательная деятельность является основой любого непрерывного образования. Самообразование представляет собой постоянный и существенный компонент процесса самосовершенствования специа...
Методические рекомендации по самообразованию
Структура методической разработки представлена в соответствии с требованием к составлению методических разработок и содержит следующий материал: планируемые результаты применения рекомендаций, периоды...
Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию
В презентации представлены рекомендации по состалению индивидуального плана работы по самообразованию педагога...
Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию
В данной разработке предложены методические рекомендации по выбору темы и составлению индивидуального плана работы по самообразованию и пути решения возможных проблем....
Методические рекомендации "Составление плана работы по самообразованию педагогов дополнительного образования"
Методические рекомендации помогут педагогам написать программу по самообразованию....