Образовательная программа дополнительного образования детей "Страна Мастеров"
рабочая программа по теме
Данная программа содержит пояснительную записку, организационно-педагогические основы обучения, учебно- тематические планы, прогнозируемые результаты.Разработана для занятий с учащимися 1-4 классов в соответствии с требованиями ФГОС вв внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strana_masterov.docx | 49.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования»
Рекомендована Утверждаю
Методическим советом Директор МОУДОд «ЦДО»
Протокол № ________ Лезликова Ю.В.
от _______ 20__г. ________ 20__г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Страна Мастеров»
Объединение «Мастерок»
Тип: дополнительная
Вид: модифицированная
Направленность:
художественно-эстетическая;
Для обучающихся 7-10 лет;
Срок реализации программы – 4 года обучения.
Составитель:
Конорева Елена Анатольевна,
педагог дополнительного образования.
Койгородок 2011
Пояснительная записка
I.Концепция программы Программа «Мастерок» разработана для занятий с учащимися 1-4 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Программа обладает широкими возможностями для организации внеурочной работы, т.к. вводит ребенка в удивительный мир проектов и творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, познавательных интересов, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей – будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественной творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, и с окружающим миром.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- у обучающихся не сформированы инструментальные, конструкторские навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые для решения творческих задач;
- низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, добывать новые сведения, информацию;
- младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
- учащиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных действий.
В отличие от уже существующих образовательных программ, эта направлена на продуктивную внеурочную преобразовательную творческую деятельность, и создает условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Ведь программа включает в себя не только обучение, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно - тематических композиций.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала ЦЕЛЬ:
- развитие индивидуальных особенностей личности ребенка через обучение основам прикладного творчества;
- воспитание у него интереса к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительного отношения к труду.
ЗАДАЧИ:
а) обучающие:
- познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
- научить работать с различными инструментами и материалами, помочь овладеть основами культуры труда;
- формировать умение достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ;
б) воспитательные:
- формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;
- создавать творческую атмосферу и устанавливать контакт с воспитанниками, а также с их родителями;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
в) развивающие:
- помочь детям проявить индивидуальные способности – фантазию, наблюдательность и творчество в раннем возрасте;
- развивать положительные эмоции и волевые качества; моторику рук и глазомер.
II. Организационно-педагогические основы обучения
Программа «Мастерок» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на полный курс обучения. Объем часов, отпущенных на занятия, составляет в каждом классе по 72 часа в год. Занятия проводятся по 2 часа в неделю.
Расписание составлено в соответствии с санитарными нормами, Уставом МОУДОд «ЦДО», по согласованию с родителями и общеобразовательным учреждением.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии – коллективная, групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного воздействия – беседы;
- по дидактической цели – вводные, практические, творческие занятия.
Занятия практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях ( знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов );
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различных материалов образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
-ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Мастерок» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитие универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отношения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе: место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с обучением по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка линейкой, угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Системно – деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Мастерок» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путем индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять решение о выборе задания, исходя из степени его сложности.
В программе уделяется внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, коллективный творческий проект, коллективные игры и др.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведение, возникающее в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Следует помнить, что задача занятия -освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты: как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
III.Учебно-тематические планы
1-й год обучения (72 часа, 2 часа в неделю)
№ п\п | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
I | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
II | «Чудесный лес» - работа с природным материалом | 8 | 4 | 4 |
III | «Бумажный город» - оригами; - вырезание из бумаги; - плетение из бумаги; - поделки из картона; - аппликация; - объемные поделки | 18 | 8 | 10 |
IV | «Город ниток» - игрушки из моточков; - ниткопись | 6 | 2 | 4 |
V | «Пластилиновая гора» - лепка объемных поделок» - рельефные композиции | 6 | 2 | 4 |
VI | «Остров ненужных вещей» - поделки из нетрадиционных материалов: фантиков, остатков ниток, опилок | 6 | 2 | 4 |
VII | «Лебединое озеро» - аппликация на бархатной бумаге; - объемные игрушки из яичной скорлупы | 4 | 2 | 2 |
VIII | «Омут плетения» - плетение косичек; цепочек узлами макраме | 6 | 2 | 4 |
IX | «Лоскутный город» - клеевая аппликация из ткани | 4 | 2 | 2 |
X | «Башня принцессы Иголочки» - изонить | 6 | 2 | 4 |
XI | «Дворец бисера» - низание простой цепочки; - параллельное плетение | 4 | 2 | 2 |
XII | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого
| 72 | 30 | 42 |
Планируемые результаты освоения 1-го года обучения
Личностные результаты
- научатся положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью;
- получат представление о причинах успеха в практической деятельности;
- получат знания основных моральных норм поведения на занятиях.
Метапредметные результаты
- получат первоначальный опыт использования коммуникативных учебных действий: распределение ролей руководителя и подчиненных, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
-овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий: ориентироваться в своей системе знаний по изготовлению поделок; наблюдать, сравнивать, анализировать, группировать предметы и их образы; делать выводы в результате совместной работы;
- получат первоначальный опыт организации собственной творческой деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: определения формулирования цели деятельности на занятии с помощью педагога; проговаривание последовательности действий при выполнении работы; организации под контролем педагога рабочего места и поддержание порядка на нем во время работы; осуществления оценивания работ учащихся.
Предметные результаты
- получат представления о начальных сведениях по проектной деятельности, основам культуры труда;
- узнают виды материалов, их свойства, названия и возможности для применения в творческих работах;
- узнают названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы с ними; узнают технологическую последовательность изготовления несложных изделий: резание, сборка, отделка;
- узнают способы соединения деталей;
- научатся под контролем педагога организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
- овладеют первоначальными приемами работы с бумагой, пластическими и природными материалами и т. д.
- научатся под руководством педагога последовательно проектировать и выполнять работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие), а также реализовывать творческий замысел в контексте художественно-творческой и трудовой деятельности с помощью педагога.
2-й год обучения(72 часа, 2 часа в неделю)
№ п\п | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
I | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
II | «Чудесный лес» -работа с природными материалами | 8 | 3 | 5 |
III | «Бумажный город» - оригами; - силуэт; - симметричное вырезание; - аппликация; - игрушки из конусов; - игрушки из картона | 12 | 4 | 8 |
IV | «Город ниток» - игрушки из помпонов; - аппликация из нарезанных нитей | 4 | 1 | 3 |
V | «Пластилиновая гора» - пластилиновая роспись; - лепка из соленого теста; - роспись изделий из соленого теста | 6 | 2 | 4 |
VI | «Остров ненужных вещей» - поделки из бросовых материалов | 8 | 3 | 5 |
VII | «Омут плетения» - знакомство с макраме | 4 | 2 | 2 |
VIII | «Лоскутный город» - аппликация из ткани, ленточек | 4 | 1 | 3 |
IX | «Башня принцессы Иголочки» - изонить; - мягкая игрушка | 10 | 4 | 6 |
X | «Дворец бисера» - низание на проволоке; - параллельное низание | 8 | 3 | 5 |
XI | «Замок вязания» - вязание крючком воздушных петель | 4 | 1 | 3 |
XII | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого | 72 | 26 | 46 |
Планируемые результаты освоения 2-го года обучения
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- проявление устойчивого познавательного интереса к художественно-творческой и проектной деятельности на занятиях;
- объяснение своих чувств и ощущений от созерцаемых произведений художественно-творческой деятельности учащихся;
-интерес к предметно-исследовательской и проектной деятельности, к различным видам конструкторско-исследовательской деятельности;
- этические чувства на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников;
-умения определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- определять цель деятельности на занятиях с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться, совместно с педагогом, выявлять и формулировать учебную проблему, планировать последовательность практических действий для реализации замысла;
- проектировать изделия под руководством педагога и самостоятельно, создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел;
- ориентироваться в своей системе знаний и умений, добывать новые знания;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения заданий;
- наблюдать, исследовать, сравнивать изготовляемые изделия; делать простейшие выводы и обобщения;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- слушать и понимать речь других; вступать в беседу и обсуждения на занятиях и в жизни;
- участвовать в совместной творческой деятельности;
- проявлять инициативу в коллективных работах.
Предметные результаты
Обучающиеся узнают:
- виды материалов, их свойства и названия;
- конструктивные особенности используемых инструментов;
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединяемых материалов;
- основные приемы работы с материалами, техники выполнения изделий.
Обучающиеся научатся:
- выполнять краткосрочные проекты;
- самостоятельно организовывать рабочее место, поддерживать на нем порядок, экономно и рационально использовать необходимые материалы;
- анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности выполняемых изделий, выполнять разметку;
- реализовывать творческий замысел;
- использовать полученные умения для работы в домашних условиях.
3-й год обучения (72 часа, 2 часа в неделю)
№ п\п | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
I | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
II | Флористика -аппликации из семян и сухих растений; | 10 | 3 | 7 |
III | Работа с бумагой - оригами; - вырезание; -плоская аппликация; - объемная аппликация; | 18 | 6 | 12 |
IV | Работа с соленым тестом -лепка; -роспись | 8 | 2 | 6 |
V | Работа с нитками -изонить; -вязание крючком; -макраме | 18 | 8 | 10 |
VI | Работа с лентами -изготовление цветов из лент; -аппликация | 8 | 3 | 5 |
VII | Творческие мастерские -создание творческой работы с использованием изученных техник | 6 | 1 | 5 |
IX | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Итого | 72 | 25 | 47 |
Планируемые результаты освоения 3-го года обучения
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- проявление устойчивого познавательного интереса к художественно-творческой и проектной деятельности на занятиях;
- положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
- осознание своей ответственности за общее дело;
- уважение к чужому труду и результатам труда;
- уважение к культурным традициям своего народа.
Метапредметные связи
Обучающиеся научатся:
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;
- в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками контролировать свои действия при работе на занятиях;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
- в сотрудничестве с педагогом формулировать цель занятия после предварительного обсуждения; выявлять и формулировать учебную проблему;
- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого изделия, отбирать оптимальные способы его выполнения;
- под контролем педагога выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы;
- осуществлять итоговый контроль общего качества выполненного изделия;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнений поисковых знаний;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать, классифицировать, наблюдать, сопоставлять факты и явления;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний по художественно-творческой, проектной деятельности;
- участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы;
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты
Обучающиеся узнают:
- виды изучаемых материалов, их свойства, способ получения объемных форм – на основе развертки;
- о происхождении искусственных материалов, их названия.
Обучающиеся научатся:
- организовывать свою деятельность, подготавливать свое рабочее место, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;
- под контролем педагога реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;
- под контролем педагога проводить анализ образца изготавливаемого изделия, планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
- особенности проектной деятельности.
4-й год обучения (72 часа, 2 часа в неделю)
№ п\п | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
I | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
II | Флористика. - виды оберегов; - технология изготовления; | 10 | 2 | 8 |
III | Работа с бумагой - плетение; -складывание; -конусная поделка; -цветы из креповой бумаги | 20 | 5 | 15 |
IV | Работа с соленым тестом -лепка игрушек; -роспись | 4 | 1 | 3 |
V | Работа с нитками -изонить; -вязание на спицах; -макраме | 24 | 10 | 14 |
VI | Работа с лентами - технология изготовления цветов; - композиция из цветов | 4 | 1 | 3 |
VII | Творческие мастерские - создание творческих работ с использованием изученных техник | 6 | 1 | 5 |
VIII | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Итого | 72 | 22 | 50 |
Планируемые результаты освоения 4-го года обучения
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к внеурочной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успешности во внеурочной деятельности, в т. ч. На самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
- знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
- этические чувства как регуляторы морального поведения.
Метапредметные связи
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
-в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы, ИКТ;
- строить рассуждения об изготовляемом объекте, его строении, свойствах, связях;
- работать с информацией, представленной в форме текста, схемы, чертежа;
- анализировать изготавливаемые поделки с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изготавливаемых объектов;
- устанавливать аналогии;
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации, сотрудничеству;
- контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своих действий;
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
- строить понятные для партнера высказывания.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира;
- самостоятельно анализировать, планировать и контролировать собственную практическую деятельность, понимать особенности проектной деятельности;
- замысел проектной деятельности, искать пути его реализации, воплощать его в изготавливаемом объекте, реализовывать защиту проекта;
- осуществлять под руководством педагога проектную деятельность в малых группах.
IV.Методическое обеспечение программы
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:
- обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
- получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
- обретение трудовых навыков и умений без принуждения;
- занятость каждого ребенка в течении всего занятия.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.
Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.
Образовательный процесс осуществляется при помощи различных методов обучения:
- объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
-репродуктивный (воспроизводящий);
- проблемный (ставится проблема, и дети под руководством педагога ищут пути ее решения).
В проведении занятий используются индивидуальные и коллективные формы работы.
Основной вид занятий - практический.
Методы проведения занятия: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения предусматривают определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, рассказов с привлечением иллюстративного материала. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Дидактическое и техническое оснащение занятий
Большая часть дидактического материала изготовлена самим педагогом:
- индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого учащегося: трафареты, шаблоны, и т.д.
- технологические карты;
-альбомы с образцами, схемами;
- библиотека по прикладному творчеству, а также методики преподавания прикладных видов творчества.
Материалы, инструменты, приспособления: материал под основу, материал для стендов, рамки небольших размеров, ножницы, клей ПВА, «Момент», канва, цветная и бархатная бумага, белый и цветной картон, кисточки, нитки, пряжа и др.
Кабинет для занятий должен быть оборудован учебной доской, столами, шкафами для хранения материалов, стендами.
Главными формами стимулирования учащихся к занятиям являются праздники, свободные мастерские, выставки, игротеки, дни творчества.
Досуговые и воспитательные мероприятия, изготовление сувениров проводятся к следующим праздникам: День открытых дверей, День матери, Новый год, Рождество, День Св. Валентина,8 Марта и др., на которые приглашаются и родители. Связь с родителями поддерживается в течении всего учебного года и в форме индивидуальных бесед, где важно говорить о проблемах воспитания, не переводя разговор на личность ребенка, чтобы не оттолкнуть родителей, а помочь взглянуть на проблемы правильно. Следует говорить о развитии творческих способностях ребенка, хвалить его за успехи, о создании положительного микроклимата в семье. Педагог должен стараться привлечь родителей к подготовке и проведению праздников.
Формы подведения итогов реализации программы
Формами подведения итогов являются: участие воспитанников в выставках и конкурсах, открытые занятия, массовые мероприятия.
Хорошими показателями эффективной реализации программы являются достойный уровень общего развития ребенка, его положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности.
Формы подведения итогов по каждой теме программы:
1.Правильно и хорошо оформленные работы применяются в дальнейшем в качестве наглядных пособий.
2.В начале учебного года на каждого воспитанника заводится индивидуальная папка, в которой в течение года отмечается вся проделанная им работа.
3.Наблюдение, опрос.
Оценочные формы детских работ: оценка педагога, оценка кружковцев, самооценка своей работы.
Стимулы: похвала, поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой, ценным призом.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Мастерок»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
-широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
-адекватное понимание причин успешности \ неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности \неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
-учитывать этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку педагога;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действие на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
-формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера.
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать;
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения, высказывать суждения, делать выводы;
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации;
- осознанно и произвольно строить сообщения;
- использованию методов и приемов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной теме учащиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли. Оценивать деятельность окружающих и свою;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
Resource id #5114
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
Ничков Н.В., Ничкова Т.А. Образовательная программа дополнительного образования "Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки"
Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Система дополнительного образования дает детям такую возможность. В программе представлены учебно-мето...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...