использование методов активной коммуникации
методическая разработка на тему

Анохина Светлана Вячеславовна

Материал содержит информацю об использовании методов активной коммуникации в деятельности старшей вожатой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isp_metolov_aktivnoy_kommunikatsii.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метолов активной коммуникации (дискуссия, диспут) и других современных образовательных технологий

в практической деятельности старшей вожатой

Анохина Светлана Вячеславовна,

МОБУ «НОШ № 11», март 2015 год

Изменения, происходящие сегодня в школе, всё чаще подталкивают педагогов к поиску нового, к изменению сложившейся, наработанной системы. В таких условиях необходимо ориентироваться в широком спектре образовательных и воспитательных идей и направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных и воспитательных технологий.

Технология - это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.

При помощи педагогических технологий одни люди осуществляют преобразования в других людях: выращивают способности, формируют сознание, передают умения и навыки, ставят позицию, организуют пространство деятельности и обозначают жизненные ориентации, цели и устремления.

Каждая конкретная технология имеет собственное назначение, границы применения и возможности в инновационной подготовке.

В соответствии со своими функциями старшая вожатая осуществляет отбор форм работы с учащимися. Всё их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

* по видам деятельности (игровая, спортивно-оздоровительная, туристко-краеведческая,  социальное творчество, художественно-эстетическая, познавательная, гражданско-патриотическая, трудовая);

*по времени проведения (кратковременные, продолжительные, традиционные);

*по времени подготовки (заранее или спонтанно);

*по числу участников (индивидуальные, массовые, групповые).

Рассмотрим технологию проведения дискуссий.

Цель  - развивать  критическое мышление школьников, формировать их коммуникативную и дискуссионную культуру.

Этот приём помогает организовать работу по исследованию и анализу изучаемых вопросов.

Дискуссия - это возможность развивать умение слушать, говорить по очереди, воспитывать толерантность.

 Чтобы дискуссия была откровенной, важно сделать в группе детей атмосферу доверия и взаимного уважения. Как используется приём?

1) следует объяснить группе, что можно достичь общего понимания правил слушания и речи.

2) познакомить с принципами дискуссии:

* слушать того, кто говорит;

*говорить в одно время может только один человек;

* поднимать руку, если есть желание выступить;

*не прерывать того, кто говорит;

*при несогласии с кем-либо критиковать мнение, а не того, кто его высказывает;

* не смеяться, когда кто-либо говорит;

*поощрить всех,  принимать участие.

3) предложить соблюдать эти правила и строго им следовать.

В педагогическом опыте получили распространение приёмы организации обмена мнениями, которые представляют собой свёрнутые или развёрнутые формы дискуссии. К их числу относятся:                                                                                                    

1.«Круглый стол»- беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно 3-5 человек), во время которой происходит обмен мнениями,  как между ними, так и с аудиторией.

В ШДО республике «СМАК» в форме круглого стола было проведено мероприятия «Компьютер: друг или враг» с командами 4 классов (в рамках Месячника правовых знаний).

2. Заседание экспертной группы («панельная дискуссия») (обычно 4-6 человек с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции аудитории. Каждый участник выступает с небольшим сообщением.

3. Форум - обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с аудиторией.

Изучим набор форм работы старшей вожатой с активом:

1.«Философский стол». Быть философом - значит отдавать себе отчёт в собственной жизни, и с позиции такого понимания «философский стол» как форма групповой деятельности школьников - это коллективная интеллектуальная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явлений жизни.

Содержание «философского стола» самое разнообразное, потому что любой вопрос жизни может быть проанализирован с высоты общего взгляда на существующий мир. Назначение данного группового дела и заключается в развитии у школьников умений взглянуть на текущую действительность надситуативно, надконкретно, обнаруживая объективные закономерности в частном и случайном.

В МОБУ «НОШ № 11» на Заседании капитанов экипажей  2-4 классов иногда используется данная форма для обсуждения текущих вопросов, наиболее активными участниками являются капитаны 4 классов.

2. Метод «ПОПС - формула».  ПОПС-формулу полезно использовать при обсуждении сложных  дискуссионных проблем, при выполнении упражнений в которых нужно занять определённую позицию. Этот метод знакомит с простой формой работы, когда необходимо выработать аргументы или мнения. Он помогает им прояснить свои мысли, а также сформулировать и представить своё мнение в чёткой и сжатой форме. Он учит кратко излагать свою мысль и не откланяться от темы.

ПОПС – формула:

П- позиция. В чём заключается твоя точка зрения (Я считаю, что…)

О- обоснование. Довод в поддержку твоей позиции (…потому, что…)

П- пример. Факты, иллюстрирующие твой довод (…например,..)

С- следствие. Вывод: что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции (…поэтому…)

Данная форма работы иногда используется на занятиях кружка «Юный журналист» (часто), который ведёт старшая вожатая, на Заседании капитанов экипажей. Активными участниками являются все присутствующие.

3. Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих ту или иную ситуацию.

В ШДО республика «СМАК»  проведена деловая игра «Славься ввек, Бородино!» (3-4 классы).

   4. Творческие задания в республике «СМАК» используются в большем количестве: задания  на импровизацию (Заседание капитанов, кружок «Юный журналист»,  эпизоды в конкурсных программах), конкурсы рисунков, поделок, конкурс инсценирования песен «Любимые детские песни».

   5. Тренинг проходит на Заседании капитанов экипажей, Кабинета министров, на кружке «Юный журналист». Активными участниками являются все. Тренинги проводят старшая вожатая, дети.

 Были проведены тренинги с командами 1-4 классов «Есть друзья», «О дружбе, доброте и отзывчивости» (в рамках нравственного и духовного воспитания).

6. Игровые технологии. Игра - это основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникшая по инициативе самого ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: его познавательные процессы, формируется воля, чувства, эмоции, интересы. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.

Учёные  разделяют игры по следующим группам:

  1. Игровая программа бывает различного типа:

*авторская;

*интеллектуальная;

*интерактивная;

*спортивная и т.д.

2. По формам:

* игра-аукцион,

*ток-шоу,

*КВН,

*конкурсная программа,

*посиделки,

*ярмарки,

*салоны,

*гостиные,

*концерт-игры,

*стартинейджер и т.д.

В ШДО республика «СМАК» проходит много игр, например: викторина «В мире сказок»,  конкурсные программы «Мисс Весна», «Пошёл служить боец», игры по ПДД,  ток-шоу «Новогодние приключения, или как сказочные герои встречают Старый Новый год» и другие.

Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами, является создание таких условий, в которых каждый учащийся может обрести своё духовное «я». Это сложный процесс, который требует высокого мастерства. Очень важно, чтобы педагог руководствовался в своей работе следующими положениями:

* организация деятельности коллектива, группы, основывается на доверии, взаимном уважении, доброжелательности;

*позиция педагога «рядом - и- вместе»;

*педагог выступает не только организатором процесса, но и носителем духовных ценностей;

* взаимодействие учащегося и педагога имеет характер диалога;

* содержание деятельности предполагает проблемность, что стимулирует интеллектуальную деятельность, способствует эмоциональной насыщенности.

Использованные источники:

  1. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/11/30/doklad-ispolzovanie-metodov-aktivnykh
  2. nsportal.rudetskiy…sovremennykh-obrazovatelnykh
  3. http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/01/29/tekhnologiya-i-metodika-provedeniya-igrovykh-programm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций ученика на основе использования методов активного обучения и воспитания

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ МОУ "СОШ № 13" Обучать - значит вдвойне учиться. Формирование ключевых компетенций ученика  Несколько полезных советов тем, кто готовится к НОУ  Участвовать - и...

Использование методов активного обучения в условиях коррекционной школы

Выступление на педагогическом совете и публикация статьи в заочной Международной конференции "НИТО-2012"...

Доклад «Использование методов активных коммуникаций (дискуссия, диспут) и других современных технологий в практической деятельности старших вожатых».

Изменения, происходящие сегодня в школе, всё чаще подталкивают педагогов к поиску нового, к изменению сложившейся, наработанной системы. В таких условиях необходимо ориентироваться в широком спектре о...

Сообщение «Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»

«Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»...

Использование методов альтернативной коммуникации на занятиях Социально- бытовой ориентировки.

Коммуникация - это не только слова, это целый арсенал дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей.Дополнительные знаки - жесты, символы, письменные слова облегчают ...

Использование методов альтернативной коммуникации в работе с молодыми инвалидами с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов не доступна? В данном  материале представлен опыт работы по поддержанию коммуникативных навыков у молодых инвали...

Выступление на семинаре по теме «Использование методов активного обучения для освоения основных элементов классического танца детьми младшего школьного возраста» Конспект открытого учебного занятия по хореографии по теме «Использование методов активного

Выступление на семинаре по теме «Использование методов активного обучения для освоения основных элементов классического танца детьми младшего школьного возраста»Конспект открытого учебного...