Русский язык и дополнительное образование
статья по теме

Черняк Галина Михайловна

Особенности изучения русского языка в дополнительном образовании с использованием информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_i_dopolnitelnoe.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Из опыта работы

                                                                                               Черняк Г.М.

                                   Русский язык и дополнительное образование.

Образовательный процесс  по русскому языку в учреждениях дополнительного образования должен быть иным, чем в образовательной школе. Почему? Да потому, что  ученик «устал» от  заорганизованности, последовательности этапов урока, от монотонности изучения темы. На занятие в дополнительное образование он пришел уже обремененный определенным багажом знаний по изучаемой теме. В этом образовательном учреждении он хочет  получить  те знания, которых ему не хватило в школе. Тогда каким должен быть учебный процесс? Интересным!  Для каждого ученика интересным ! Но как это сделать?! Я делаю так.

 Считаю, что цифровые образовательные ресурсы помогают обеспечить интерес, расширить информационное поле изучаемой темы и существенно изменить роль преподавателя. Для меня важно, чтобы каждый ученик на занятии стал активным его участником и обучался в зоне своего развития. Объявляю тему урока. На лицах безразличие.

- Знаете все? Молчание, пожимают плечами…Держу паузу. Лица  «просыпаются».

- Давайте проконтролируем себя, даю вам тест. Выполняете его – изучаем то, что вам интересно.

 Выполняют  компьютерное тестирование обычно такое, в котором есть результат каждого задания , но нет  показа ошибок. Это, как правило,  побуждает к изучению теории вопроса. Компьютер выдает результат. Некоторые «застряли» на первых заданиях. В отведенное на тест время не уложились, результаты не радуют… Нужно изучать теорию. На этом этапе ученик становится активным участником проектирования своей индивидуальной траектории освоения учебного предмета и, как следствие, своего индивидуального образовательного маршрута. Именно ИКТ с заложенными в них дидактическими возможностями становятся эффективным средством для организации самостоятельной индивидуальной работы. Его применение на занятии оправдано для большой индивидуализации работы. Слушателю предоставляется возможность самостоятельной работы с теорией и практикой. Например, он получает на занятие программу своих действий с выделенными учебными целями, заданиями, запрограммированным контролем,  или разрабатывается отдельный модуль для каждой подгруппы. Одно из преимуществ такого занятия  состоит в том, что  каждый  сам определяет темп своей работы с программой. Здесь я использую несколько видов учебного материала в зависимости от степени изученности темы слушателем. На этом этапе занятия участники образовательного процесса  делятся на группы по конкретному уровню обученности по теме занятия. Следовательно, эти группы всегда разные, они подвижны, ученики не испытывают дискомфорта и ущербности, так как и самый слабый,  и самый сильный может сегодня быть вместе.

Учебные пособия у нас только в электронном виде.  Знаю, это тоже скучно для моих слушателей. Им нужно  еще и зрелище! «Зрелищем» могут  быть мультимедийные презентации. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание  обучающегося. Презентации разные для каждой группы.  Наличие на занятии индивидуального компьютера  позволяет  индивидуализировать работу со слушателем,  обеспечивает   определенный для него темп усвоения и коррекции знаний. У меня, как педагога, появляется время для индивидуальной работы с  успешными  слушателями, которым недостаточно времени  в общеобразовательном процессе. Для них материал подается в творческом виде,   они могут и выполнять функцию консультантов, где корректируют и углубляют знания темы.

В своей работе использую презентации коллег, которые щедро делятся  своим опытом  в Интернете. Но считаю  своим  долгом  создавать и свои, которые отвечают потребностям  и запросам конкретной группы обучающихся.  Не скрою, индивидуализация образовательного процесса приводит к значительному усложнению его организации. Ее реализация требует привлечения информационных технологий,  подготовка которых требует  значительного времени  для  информационного обеспечения. Но для меня важно  то, что в учреждении за мной закреплен   оборудованный компьютерный кабинет с 12-ю ученическими и одним учительским компьютерами, сканером, проектором, интерактивной доской. Это позволяет  применять информационные технологии на каждом занятии и варьировать их по ходу  углубления материала.  Много приходится  работать и  над собой, но для меня актуальны слова немецкого педагога Фридриха Адольфа Дистервега: “Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим образованием”.  Подготовка к занятию  - процесс творческий, а поэтому интересный, если мне интересно, то интересно и моим  слушателям.

Продолжить совершенствование знаний моих слушателей помогает  моя  методическая страничка на сайте учреждения, где для слушателя дается  задание  на расширение знаний по теме, могут выкладываться алгоритмы применения  теории сложной темы, схемы или последовательность изучения  темы.  На следующем занятии обязательно разбираются  эти задания   со слушателями, что побуждает их работать дополнительно.  Слушателям, которые недостаточно усвоили тему,  предлагаю на носителя задания для  совершенствования знаний. Для использования в домашних условиях разрабатываю большое количество обучающих  заданий типа  "Домашний репетитор" по всем  темам программы.

Работать в современном образовательном учреждении дополнительного  образования  интересно, если ты человек неравнодушный, творческий. Мои слушатели успешны в обучении. Многие из них принимают участие в творческих конкурсах разных уровней, олимпиадах по русскому языку. Надо сказать, что это обычные   учащиеся, которые не привлекаются  в своих общеобразовательных учреждениях  к олимпиадному движению. Для  самовыражения этих  детей, для формирования социальной активной позиции их участие и достижения важны. Каждый ученик должен  чувствовать себя успешным в освоении предмета.

Вот некоторые творческие работы моих  воспитанников.

Радько Дарья ( 9 класс)

Ноябрьская северная природа.

                                                     …поэзия валяется в траве, под ногами, так                        

                                            что надо только нагнуться, чтобы ее

                             увидеть  и поднять с земли.                                                                                                                

                                                        Б. Пастернак

Осень… Удивительная пора, она и «унылая пора» и пора «очей очарованья».  

                                               Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

                                               И низкий серый свод небес, -   утверждает С.Аксаков.  Ему вторит Иван Бунин:              

       Не видно птиц. Покорно чахнет  

Лес, опустевший и больной.  

Как видим,  осень у каждого своя. Красота осени способна наполнить душу поэзией и легкой романтикой, невзирая на то, что красота ее «прощальная». Моя северная осень – это мгновенность и быстротечность ,  буйство красок везде: в городе, в лесу, на  речках и озерах… Приглашаю к знакомству с осенней северной  Ноябрьской природой.

      Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы, но на Севере они пролетят за две недели. И это зрелище фантастической красоты: перекликания всех цветов радуги, объеденных тяжелой синевой низкого всклоченного  неба. Серо-лиловые  облака теряют свою воздушность, они наливаются свинцом и как бы приглашают созерцать красоту засыпающей природы.

        Мой  Ноябрьск-подросток  утопает в осеннем буйстве цветов, напоенных прохладцей лета. Они стараются жить, они наслаждаются недолгой теплотой буйной осени.

      Словно о чем-то задумавшись, стоит грустный и молчаливый лес. Ему грустно от запаха ушедшего лета, многослойного, пряно-кисловатого. Деревья сбрасывают листву, обожженную, измотанную непостоянством погоды .  Кажется, что стволы их темнеют, они устали и хотят спать.  Вскоре деревья лишатся своего пышного убранства и откроют свои ветви холодным дождям и вьюгам. Они призывают насладиться красотой осеннего леса. У осени своя палитра красок, своя судьба, своя особенная атмосфера, понять которую способен не каждый.  И тут же вспоминаются слова Б.Пастернака « …поэзия валяется в траве, под ногами, так  что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть  и поднять с земли».                                                                                                                

         Медленно кружится в воздухе кленовый медно-золотистый листок, такой редкий для северного леса, поэтому и дорогой. Старая огненная осина печально поскрипывает на опушке, как будто задумалась перед продолжительным зимним сном. На Севере осенью деревья в лесу очень быстро надевают самые яркие, празднично-уходящие наряды. Ярко-жёлтый, красный, лимонный, вишнёвый, пёстрый, последний зеленый  - какие только цвета не радуют зоркий глаз. Кажется природа – это художник, в распоряжении которого остались краски только этих жизнеутверждающих цветов. Стоят деревья, освещенные оранжевым   солнцем. И вдруг понимаешь, что эта красота прощальная, взывающая запомнить ее, так как она уже не повторится: будет другая, но такой уже не увидишь. Умирает природа?!  Нет, нет! За-сы-па-ет..!!! В такую минуту к нам в душу заглядывает светлая печаль, и мы грустим и думаем о смысле жизни и своем предназначении на этой удивительной земле.

     Не надо печали.  Вот возле покрытого мхом трухлявого пенька выстроились в ряд стройные моховики – это удивительное желтое семейство. Они – цветы северного осеннего леса. Их видимо- невидимо. И все так и просятся в корзину. На  полянке  охристо-желтая трава, а вот седой северный мох. Пёстрые лесные травы в последнем буйстве цвета застыли в безмолвном ожидании первого снега. Сухие, рыжие, они отдали семена почве, а теперь грустно перешёптываются о былом. Но видны  и зелёные островки в красных бусинках.  Ох, как их много!  Это брусничник щедро делится своими плодами. Нагибайся, наслаждайся, собирай и запасайся! Ну, разве не чудо!

       Если на минуту остановиться, то можно услышать, что лес ещё наполняют тысячи звуков. Это прощальный концерт, состоящий из птичьих голосов, суетливого шуршания насекомых и прочих обитателей. Суетятся жители леса: одним пора улетать  в теплые края, другие утепляют норки, третьи запасают щедрые лесные дары на зиму, длинную, холодную, непредсказуемую.. Совсем скоро лес погрузится в первую зимнюю дремоту, его окутает белоснежная пелена  легкого, пушистого снега. 

      Возвращаясь с прогулки, возьмите с собой лесной сувенир - коричневую, блестящую кедровую шишку, резной, огненно - красный кленовый листок - гостя Севера. Пусть зимними вечерами эти символы напоминают вам о пестром осеннем лесе, о красоте и щедрости удивительной  осенней северной  Ноябрьской природы.

   

                                                          Гузелевич Анастасия ( 9 класс)

Золотой сентябрь.

    Прелесть увядающей осенней поры описывалась многими поэтами и прозаиками. Есть в этом времени года какая-то особенная, слегка грустная нотка, которая настраивает на размышление о жизни, о преходящем в ней.  Однако не стоит думать, что осень – это исключительно тоскливое  явление, которое сопровождают только непрерывные  серые дожди. Ведь кроме «мокрой и слякотной осени» существует и всеми любимая «золотая осень».      

         Чтобы насладиться прощальной порой и полюбоваться последними яркими красками в ожидании белой зимы, стоит отправиться в лес. Я приглашаю вас на прогулку.  Предлагаю идти неспешно и быть готовыми  удивляться.

Видишь, незаметно промелькнуло беззаботное знойное лето, и сентябрь стал полноправным хозяином природы. Каждый месяц осени имеет свой характер.  Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой  цвет. У сентября  – первая седина в уставшей зелени природы. Она яркая и разная : красная - у осинки, фиолетовая - у рябины, темно-зеленая- у ели, сосны и кедра. Березка особенная, она через листочек  бледно-желтая. Ее листочки трепещут под порывами   шаловливого ветерка. Он еще заигрывает с осенней листвой, примеряет свои силы. Но скоро, очень скоро он сделает свое злое дело – сорвет, бросит, погонит в « чужую» сторонку оторванный листок. Видишь, есть уже  кругом первые  танцующие  опавшие листья. Они желтые,  красные, бурые. Золотой сентябрь еще щадит их самолюбие, а октябрь мгновенно состарит их и превратит в коричневую подкормку матушки-земли. Ну, что ж,   прожили жизнь с пользой!

Лес щедр  в сентябре. Брусника укрывает ярким ковром  землю. Красота неописуемая. Будто художник пролил красную краску на темно-зеленый холст  земли. Страшно нарушить эту  нечеловеческую красу. Но рука тянется к ягодке. Ягодка одна, другая, третья… Кузовок наполняется быстро. Ягода восковая, блестящая. Бочок красный, бочок белесый. Ничего, красотка,  дома ты станешь вся темно-красной и сочной. Ты любишь удивлять людей своим  необычным превращением. Отрываю несколько веточек для младшего братика, пусть увидит эту красоту, пусть дома появится щедрый букетик осенних даров лета.

Запрокинула голову вверх. Кажется,  можно неба коснуться рукой. Сегодня оно свинцовое. А синеющие просветы  вплетаются в общую симфонию золотой осени.  Красиво… Необычно… Я очарована тобой, сентябрь.  Пора возвращаться. Знаю,  золотая осень длится недолго. На ум приходят стихи М.Исаковского:

И рощи запустелые  

          Мне глухо шепчут вслед,  

    Что скоро мухи белые  

     Закроют белый свет …

Но я знаю,  будет новая красавица-осень. Будет буйство красок. Жизнь продолжается!

                                                                      Светлаков Иван ( 5 класс )

Размышление о чести  и совести.

Что такое честь и совесть? Давайте рассуждать  вместе. Где найти ответ?! Обращаюсь  к народной мудрости – поговоркам. «Береги платье снову, а честь смолоду!», « У него совесть в рукавичках ходит», «Чем труднее дело, тем выше честь», «Бесчестье хуже смерти», « Честь мундира священна для командира», « Гол, да не вор; беден, да честен», «  У него совесть - что розвальни: садись да катись». О, сколько хороших мыслей. Честь – это и поступок, это и данное слово, и образ мыслей, это , в  конце концов, вся жизнь человека по установленным  законам. Значит, честь это внутреннее нравственное достоинство человека.

Тогда чем отличается совесть от чести? Совесть, по словарю И.Даля, - это нравственное сознание. Непросто. Заглядываю дальше в словарь. Понятно, совесть это то, что  человек  принимает и воспринимает со знанием дела, в чем он убежден. Честь без совести не может существовать. Это большие родственники.

Часто от родных слышу  выражение: честь семьи. Размышляю, анализирую  мою  семью. Есть у нас принципы, которые преступить нельзя ни при каких обстоятельствах: нельзя неуважительно относиться ни словом, ни делом к старшему поколению, нужно  всегда подчиняться родителям, если и не согласен с решением (объясни и убеди в своей правоте). Наказывается неправда, ложь. Обманывать нельзя. Это унижает всех членов семьи. Учиться нужно настолько, насколько природа дала тебе возможности, плюс твои усилия. Ценен в моей семье поступок: если ты, сострадая другому, поступил даже во вред себе, значит, молодец. Родители считают, что, совершая какой-то проступок, нужно думать, как он отзовется на семье, ее имени, чести. Нас приучают отвечать не только за себя, но и за репутацию семьи. Папа говорит, что  понятие чести формируется с детства, а исполняется всю жизнь.

Мне скоро  двенадцать лет. Иду по коридору, вижу - обижают малышей  мои сверстники. Я так поступить не могу, честь не позволяет. Пройти и не сказать ничего, но тогда совесть замучит: не вмешался, не защитил. Но я один, а их двое. Силы неравны. Что, и у меня «совесть в рукавичках ходит»?! Вмешиваюсь. Собой доволен, гордыня разыгралась, а поступок-то рядовой! Потерял часы, это подарок дедушки, не знаю, где потерял. Спрашивают. Солгать,  значит унизить и себя, и родных. Правда сохранит и честь, и совесть. Мне поручили важное дело, но я его не выполнил в срок. Можно солгать, выкрутиться. И родители не узнают. Но совесть не позволит, если у тебя есть честь. Слушаю новости по телевизору. Воруют у армии деньги. Разве у этих людей есть понятие чести и совести? Воруют, ослабляя Россию! Такие деньги не пойдут на пользу. Забыли народную мудрость: « Гол, да не вор; беден, да честен», « Честь мундира священна для командира». А я думаю, как стыдно семье за такой поступок. Явное бесчестье всему роду! Вспоминаются строки В.С. Высоцкого из стихотворения "Я не люблю": "Досадно мне, что слово "честь" забыто и что в чести наветы на глаза". Согласен, бесчестно поступали не только те, кто воровал, но и те, которые знали и  молчали. Столько лет воровали, но только сегодня их схватили за руку. Нужно наказывать и всех молчащих о бесчестье казнокрадов!

Что-то  со всеми нами происходит, если такое может твориться. Нужно больше говорить о чести, совести и достоинстве человека. Нужно, чтобы  честь была «в чести» у россиян! Я надеюсь, что нравственные  законы войдут в нашу жизнь.

                                                                                                                           

(Работа получила Диплом победителя I степени на Всероссийском конкурсе сочинений "Размышление о чести и совести" Центра развития мышления и интеллекта г.Самара)

                                                                       Светлаков Иван (5 класс)

                                                   Язык – мой друг. 

В свои друзья я обязательно возьму мой родной русский язык. Моя речь – это показатель моего развития, моего характера,  моего ума и моей души. Вот почему  язык – мой друг.

Язык   требует от меня постоянного совершенствования в правильности написания. И я эти требования выполняю: учу орфограммы, делаю практические работы, контролирую свои знания. Чем больше работаю, тем больше влюбляюсь в русский язык!

        Как-то с моим другом Юрой мы шли по коридору школы и громко, чтобы все слышали, разговаривали на современном молодежном сленге. Старались мы друг перед другом – хотели удивить. И удивили, только не друг друга, а учителей. «Слышишь ,как разговаривают внуки   «заслуженных »,  - услышали мы за спиной (моя бабушка и дедушка Юры – Заслуженные учителя России). Оторопь взяла меня. Стыд  какой! За себя! За бабушку! А перед родителями как стыдно. «Простите нас, не будем больше так, » - только и вымолвили мы. Боялся разговора дома: знал – подвел семью. Молча выслушали меня. «Читай! Лучше сказать   о   том,  что  произошло с тобой, нельзя», - отрезала   бабушка, протянув мне   «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва. «Девятнадцатое письмо» было про меня. Мне казалось,   автор доверительно, с сочувствием говорил мне:                       «Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе… И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности...» Каждое слово  било мне  в сердце. Держи, Ваня,  язык за зубами! И думай! Думай, когда говоришь.    Теперь  я отказался от грубых слов, а значит, я уравновешен и спокоен в общении с окружающими. Язык контролирует мои мысли, а значит, я не комплексую по поводу правильности своей речи и поступков.

        При помощи языка  можно говорить с современниками и оставлять свои мысли в наследство, как это сделал  Д.С.Лихачёв, не зря его называют  «совестью нации». Своим детям обязательно сам прочту    его письма, чтобы знали цену слову и языку, чтобы не повторили мой печальный опыт.

        Мой красавец Ямал! Как я люблю твое небо, низкое, кучевое. Иной раз  кажется, что оно цепляется за  верхушку тоненькой  березки-подростка. Такого неба нет нигде!  Мой Ямал , ты все жалуешься : «Я мал, я мал!» Что ты! Ты  велик, мой Ямал! У тебя горячее сердце, согревающее мою великую страну газом! У тебя черная золотая кровь, приносящая    славу России,  дающая благосостояние  всем живущим. Ты велик,  Ямал,  как велика Россия!  Какое счастье,  что     русский язык так  красив и  мелодичен. При помощи слова я могу высказать свое душевное состояние, свое восхищение краем, в котором живу.  Любое чувство я  передам словом, поэтому с удовольствием говорю и пишу на русском языке, изучаю русское слово.

Летом, выезжая с Ямала, я замечаю, что  у ямальцев   другая речь. Почему? Этот вопрос мучает меня. Ответа глубокого и осознанного у меня еще нет. Но я его обязательно найду. Писатель Федор Александрович Абрамов считал, что   «с русского Севера вывозили гранит для строительства … и вывозили слово — слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен…». Значит, на моем  Ямале , действительно, люди говорят  по-другому. Думаю,  сказывается то, что здесь много  национальностей проживает, но здесь  живет и талантливый неповторимый народ, который любит и бережет свой язык, свою культуру. Я с большим удовольствием изучаю литературу ненцев, хантов. У них свое, особенное отношение к природе. И рассказывают они о ней по-другому. Кажется, что природа как люди, которые живут рядом. Она их оберегает, защищает и учит жизни, поэтому они сохранили  свою самобытность и свои нравственные законы.  Язык нужно беречь!

         Без языка нет народа. Об этом нужно говорить на каждом уроке с учащимися,  делать передачи. Говорить часто и громко. Может тогда услышат все, и изменится отношение к нашему русскому языку. А мне хочется сказать всем, кто меня может услышать,:  «Всегда охраняй и береги, мой друг, русский язык!»

                                                                                                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку для дополнительного образования Let\'s sing.

Программа предназначена детей 3-5 классов, изучающих английский язык. Используется в системе дополнительного образования....

Использование информационных технологий для повышения качества преподавания английского языка в дополнительном образовании детей

Материал анализирует один из самых сложных объектов для изучения и преподавания. Этим объектом является иностранный язык (английский). Поэтому педагог всегда старается применять все возможные новые ме...

Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов), специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования  для учащихся 5 – 7 классов)...

Русская словесность. Программа дополнительного образования. 10-11 класс

Русская словесность. Программа дополнительного образования. 10-11 класс...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Тест для самопроверки. Рабочая программа по русскому языку основного общего образования - методический инструмент учителя русского языка

Тест для самопроверки. Рабочая программа по русскому языку основного общего образования - методический инструмент учителя русского языка...

Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке

Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...