Программа "Журналистика в школе"
рабочая программа на тему
Разработана для работы школьного кружка "Юнкор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Журналистика в школе" | 41.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Журналистика в школе»
Актуальность программы связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков.
Программа ориентирована на учащихся 5-11 классов.
Цель программы - развитие личности, способной к творчеству и самоопределению.
В ходе достижения цели программы решаются следующие задачи:
- познакомить учащихся с совокупностью знаний о принципах журналисткой деятельности, об особенностях журналистской профессии;
- формирование навыков журналистского мастерства;
- формирования практического навыка сбора и обработки информации;
- выпуск школьной газеты «Простые истины» в печатном формате.
По форме организации образовательного процесса программа является модульной. Структурно она делится на целостные самостоятельные блоки:
- Журналистика как профессия.
- Введение в историю журналистики.
- Основы журналистики.
- Художественно-техническое оформление издания.
- Редакционно-издательская деятельность.
Результатом обучения по программе является создание школьного периодического издания (в печатном формате 4 страницы); освоение учащимися указанных в данной программе как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности. 2 года в программу включено обучение в компьютерной программе Skrabus.
В газете работает несколько постоянных рубрик «Знаменательные даты», «Поздравляем», «Посмеемся ?!», «Давайте познакомимся». Газета ежемесячно проводит обзоры мероприятий, проводимых в школе. Ребята очень активно делятся о своих впечатлениях от поездок и путешествий по разным городам и странам.
В объединении занимается от 12 до 15 человек, но авторами статей может стать любой ученик или учитель.
Формы занятий: лекции, семинары, практические работы.
Формы работы: групповые, индивидуальные.
Методы и приемы:
- словесные (лекции, семинары, беседы);
- наглядные;
- анализ, обобщение, систематизация материалов;
- практические (написание статей, создание газеты).
Организационно-методические особенности занятий: теория и практика идут параллельно, обучение газетному делу (выпуск номеров газеты) сочетается с изучением теории.
Программа составлена на 2года обучения из расчета 162 часа в год.
Учебно-тематический план
1 год обучения (162 ч) | |
Теоретический курс (122 ч) | Кол-во часов |
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 |
2. Журналистика как профессия | 10 |
3. История журналистики | 20 |
4. Основы журналистики | 70 |
5. Основы работы в печатных программах (параллельно с предыдущими разделами) | 20 |
Практические занятия | (40 ч) |
Планирование выпуска, сбор и обработка информации, создание и редактирование статей, выпуск газеты и т.д. |
2 год обучения (162 ч) | |
Теоретический курс (106 ч) | Кол-во часов |
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 |
2. Журналистика как профессия | 6 |
3. Основы журналистики (Культура речи) | 11 |
4. Художественно-техническое оформление издания | 46 |
5. Редакционная деятельность | 21 |
5.Основы работы в печатных программах (параллельно с предыдущими разделами) | 20 |
Практические занятия | (56 ч) |
Планирование выпуска, сбор и обработка информации, создание и редактирование статей, выпуск газеты и т.д. |
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Юнкор»
1год обучения
2012-2013 уч. год
1 полугодие
№№ | Дата | Ч | Содержание занятий |
1 | 2,5 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Постановка целей работы, распределение обязанностей. Обсуждение графика выпуска ежемесячной газеты. Определение основных рубрик. | |
2 | 2 | Отчет о выполнении летних заданий. Работа с фотографиями пришкольного лагеря. Оформление газеты. | |
3 | 2,5 | Планирование выпуска №2. Распределение заданий. | |
4 | 2 | Знакомство с программой Skrabus. | |
5 | 2,5 | Журналистика как профессия | |
6 | 2 | Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. | |
7 | 2,5 | Основы этики журналиста. | |
8 | 2 | Обработка материала, редактирование статей в номер. | |
9 | 2,5 | Оформление газеты. | |
10 | 2 | Требования к журналисту | |
11 | 2,5 | Контроль знаний по теме «Журналистика как профессия». Планирование выпуска №3 | |
12 | 2 | История журналистики. Этимология слов «газета» и «журнал». | |
13 | 2,5 | Как и почему возникла журналистика. | |
14 | 2 | История российской журналистики | |
15 | 2,5 | Формирование жанров журналистики. Работа с материалами. | |
16 | 2 | Формирование жанров журналистики. | |
17 | 1 1 0,5 | Знакомство с программой Skrabus. Развитие отечественной журналистики Обработка материала, редактирование статей в номер. | |
18 | 2 | Оформление газеты | |
19 | 2,5 | Развитие отечественной журналистики. Планирование выпуска № 4. | |
20 | 2 | Из истории детской прессы. | |
21 | 2,5 | Знакомство с законами о СМИ | |
22 | 2 | Контроль знаний по теме «Журналистика как профессия» | |
23 | 2,5 | Основы журналистики. Знакомство с деревом жанров. Публицистика. | |
24 | 2 | Классификация жанров. | |
25 | 2,5 | Информация (новость). Основные черты. Типы информации. | |
26 | 1 1 | Знакомство с программой Skrabus. Обработка материала, редактирование статей в номер. | |
27 | 2,5 | Информация (новость). Правила построения. Форма подачи новостей. | |
28 | 2 | Оформление газеты. | |
29 | 2,5 | Заметка, ее основные черты. Типы заметок: краткая и расширенная. Планирование выпуска № 5. | |
30 | 2 | Создание собственной аналитической заметки. (Контрольная работа) | |
31 | 1,5 1 | Анализ созданных заметок Работа в программе Skrabus. | |
32 | 2 | Отчет и его основные черты. | |
33 | 2,5 | Репортаж и его признаки. Предмет и основа репортажа. Тема и герой репортажа. Обработка материала, редактирование статей в номер. | |
34 | 2 | Виды и типы репортажа. Фоторепортаж. | |
35 | 2,5 | Интервью и его признаки. Типы и виды | |
2-е полугодие
№№ | Дата | Ч | Содержание занятий |
36 | 2 | Правила успешного интервью. Классификация вопросов. | |
37 | 2,5 | Опрос. Пресс-релиз. | |
38 | 2 | Обозрение, комментарий. | |
39 | 2,5 | Оформление газеты. | |
40 | 2 | Рецензия, корреспонденция. Основные требования к рецензии Планирование выпуска № 6. | |
41 | 2,5 | Статья и ее адресат. Основные типы статей информационного характера. | |
42 | 2 | Приемы написания статей. Описание как элемент любой статьи. | |
43 | 2,5 | Работа в программе Skrabus. Обработка материала, редактирование статей в номер. | |
44 | 2 | Оформление газеты. | |
2,5 | Очерк, его основные черты. Планирование выпуска №7. | ||
45 | 2 | Виды и типы очерковых публикаций. | |
46 | 2,5 | Зарисовка. Способы написания зарисовок. | |
47 | 2 | Фельетон и памфлет. | |
48 | 2,5 | Работа в программе Skrabus. Обработка материала, редактирование статей в номер. | |
49 | 2 | Эссе. Правила написания. | |
50 | 2,5 | Обзор. | |
51 | 2 | Оформление газеты. | |
52 | 2,5 | Отзыв как жанр публицистического стиля. Разновидности отзыва. Планирование выпуска №8. | |
53 | 2 | Зрительский отзыв (о кинофильме, спектакле, картине и т.д.). | |
54 | 2,5 | Самостоятельная работа «Отзыв о школьном мероприятии». Работа с материалами номера. | |
55 | 2 | Анализ и редактирование отзывов учащихся. Читательский отзыв. | |
56 | 2,5 | Читательский отзыв и литературная рецензия. Читательский отзыв и аннотация. | |
57 | 2 | Составление плана читательского отзыва. | |
58 | 2,5 | Работа в программе Skrabus. Работа с материалами номера. | |
59 | 2 | Оформление газеты | |
60 | 2,5 | Анализ стилистических особенностей читательского отзыва. Планирование выпуска № 9. | |
61 | 2 | Работа с материалами рубрики «Великая Отечественная война» | |
62 | 2,5 | Работа в программе Skrabus. Практическая работа с материалами номера. | |
63 | 2 | Зрительский отзыв (о кинофильме, спектакле, картине и т.д. | |
64 | 2,5 | Социология как составная часть журналистских знаний. Правила составления анкеты. Практическая работа: составление анкеты | |
65 | 2 | Социология как составная часть журналистских знаний. Методики опросов: мониторинг, документ. Правила проведения опросов. | |
66 | 2,5 | Оформление газеты. | |
67 | 2 | Практическая работа по теме: Методика составления анкеты и опроса | |
68 | 2,5 | Работа в программе Skrabus. | |
69 | 2 | Зачетное занятие. Создание макета газеты в программе Skrabus. | |
70 | 2,5 | Конкурс макетов. | |
71 | 2 | Итоговая контрольная работа «Словарь газетного дела». | |
72 | 2.5 | Подведение итогов года. Распределение заданий на лето. | |
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Юнкор»
2013-2014 уч. год
1 полугодие
№№ | Дата | Ч | Содержание занятий |
1 | 2,5 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Постановка целей работы, распределение обязанностей. Обсуждение графика выпуска ежемесячной газеты. Определение основных рубрик. | |
2 | 2 | Отчет о выполнении летних заданий. Работа с фотографиями пришкольного лагеря. Оформление газеты. | |
3 | 2,5 | Планирование выпуска №2. Распределение заданий. | |
4 | 2 | Работа в программе Skrabus. | |
5 | 2,5 | Журналистика как профессия. Профессиональная этика журналиста. | |
6 | 2 | Нормативно-правовая база журналистики. Закон РФ «О печати». | |
7 | 2,5 | Лицо газеты. Идейное содержание, миссия газеты. Работа с материалами номера. | |
8 | 2 | Основы журналистики (Культура речи). «Газетный язык», требования к языку СМИ. | |
9 | 2,5 | Выразительные средства газетного языка. Лексические и синтаксические особенности. | |
10 | 2 | Оформление газеты. | |
11 | 2,5 | Особенности публицистического стиля, высокий и низкий стили, арго и просторечие в журналистике. | |
12 | 2 | Газетные штампы. Ошибки в тексте: лексические, логические, синтаксические. | |
13 | 2,5 | Контрольная работа по теме «Основы журналистики (Культура речи)» | |
14 | 2 | Художественно-техническое оформление издания. Структура издания и дизайн (основные понятия). | |
15 | 2,5 | Формат издания. Виды формата и постоянные элементы издания. | |
16 | 2 | Колонтитул и его роль в издании. Работа в программе Skrabus. | |
17 | 2,5 | Композиция издания: вертикальная и горизонтальная. Дизайн как первооснова макета. | |
18 | 2 | Художественное оформление. Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифта. | |
19 | 2.5 | Оформление газеты | |
20 | 2 | Типология издания: периодичность, тираж, объем, формат, адресность. Понятие «выходные данные». Планирование выпуска № 4. | |
21 | 2,5 | Макет и верстка. Приемы макетирования. Основные правила верстки. | |
22 | 2 | Составление графического макета. | |
23 | 2,5 | Основные правила верстки | |
24 | 2 | Типы верстки. Работа с материалами номера. | |
25 | 1 1,5 | Работа в программе Skrabus. Композиция полосы. | |
26 | 2 | Композиция полосы: принцип зрительного предпочтения, равновесия. | |
27 | 2,5 | Первая страница, ее типы. | |
28 | 2 | Зачетное занятие «Разработка постраничного графического макета номера газеты». | |
29 | 2,5 | Оформление газеты | |
30 | 2 | Заголовки и иллюстрации. Фотоиллюстрации (роль и функции). | |
31 | 2,5 | Заголовок, его функции и виды. Планирование выпуска № 5. | |
32 | 2 | Варианты сложного оформления. Анализ заголовков СМИ. | |
33 | 2,5 | Типы и виды школьных газет. | |
34 | 2 | Типы и виды школьных газет. | |
35 | 2,5 | Работа в программе Skrabus. Обработка материала, редактирование статей в номер. | |
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Юнкор»
2011-2012 уч. год
2 полугодие
№№ | Дата | Ч | Содержание занятий |
36 | 2 | Школьная газета и веб-сайт. | |
37 | 2,5 | Работа с веб-сайтом школы. | |
38 | 2 | Способы объединения материалов в газете. | |
39 | 2,5 | Оформление газеты. | |
40 | 2 | Текущий номер. Спецвыпуск. Дайджест. Тематический, целевой материал. Планирование № 6. | |
41 | 2,5 | Особенности журналистского труда. Редакционный коллектив. Редакция. | |
42 | 2 | Особенности работы малой редакции. | |
43 | 2,5 | Школьная редакция, ее особенности. Работа с материалами номера. | |
44 | 2 | Творческая и техническая части редакции. | |
45 | 2,5 | Редактирование материалов. Общее понятие о редактировании. | |
46 | 2 | Работа в программе Skrabus. | |
47 | 2,5 | Оформление газеты. Планирование № 7. | |
48 | 2 | Редакторская правка и ее виды. | |
49 | 2,5 | Редактирование материалов разных форм и жанров. | |
50 | 2 | Зачетное занятие «Редактирование материалов разных форм и жанров». | |
51 | 2,5 | Оформление газеты | |
52 | 2 | Реклама. История рекламы. Планирование выпуска №8 | |
53 | 2,5 | Создание рекламного текста, его язык. | |
54 | 2 | Работа в программе Skrabus. Обработка материала, редактирование статей в номер. | |
55 | 2,5 | Яркие рекламные проекты в современных СМИ. | |
56 | 2 | Создание собственных рекламных проектов. | |
57 | 2,5 | Конкурс рекламных проектов. | |
58 | 2 | Работа в программе Skrabus. Работа с материалами номера | |
59 | 2,5 | Оформление газеты | |
60 | 2 | Планирование выпуска № 9. Журналистика в современном мире. Семинар. | |
61 | 2,5 | Журналистика в современном мире. Семинар. | |
62 | 2 | Работа с материалами рубрики «Великая Отечественная война» | |
63 | 2,5 | Работа в программе Skrabus. Практическая работа с материалами номера | |
64 | 2 | Работа в программе Skrabus. | |
65 | 2,5 | Работа в программе Skrabus. | |
66 | 2 | Оформление газеты | |
67 | 2,5 | Зачетное занятие. Создание макета газеты в программе Skrabus. | |
68 | 2 | Конкурс макетов | |
69 | 2,5 | Экскурсия в редакцию газеты. | |
70 | 2 | Итоговая контрольная работа «Редакционная деятельность». | |
71 | 2,5 | Анализ контрольной работы. | |
72 | 2 | Подведение итогов года. Распределение заданий на лето |
Содержание программы
1 год обучения
Теоретический курс
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.
2. Журналистика как профессия
Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Основы этики журналиста. Требования к журналисту.
3. История журналистики.
Этимология слов «газета» и «журнал». История российской журналистики. Формирование жанров журналистики. Из истории детской прессы. Знакомство с законами о СМИ.
4. Основы журналистики.
Знакомство с деревом жанров. Публицистика. Классификация жанров. Информация (новость). Основные черты. Типы информации. Заметка, ее основные черты. Типы заметок: краткая и расширенная. Репортаж и его признаки. Интервью и его признаки. Опрос. Пресс-релиз. Обозрение, комментарий. Рецензия, корреспонденция. Статья и ее адресат. Очерк, его основные черты. Фельетон и памфлет. Эссе. Правила написания. Обзор. Отзыв как жанр публицистического стиля. Разновидности отзыва. Социология как составная часть журналистских знаний. Правила составления анкеты.
5. Основы работы в печатных программах (параллельно с предыдущими разделами)
Практические занятия
Планирование выпуска, сбор и обработка информации, создание и редактирование статей, выпуск газеты и т.д.
2 год обучения
Теоретический курс
1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.
2. Журналистика как профессия.
Нормативно-правовая база журналистики. Закон РФ «О печати». Лицо газеты. Идейное содержание, миссия газеты.
3. Основы журналистики (Культура речи)
«Газетный язык», требования к языку СМИ. Выразительные средства газетного языка. Лексические и синтаксические особенности. Особенности публицистического стиля, высокий и низкий стили, арго и просторечие в журналистике. Газетные штампы. Ошибки в тексте: лексические, логические, синтаксические.
4. Художественно-техническое оформление издания.
Структура издания и дизайн (основные понятия). Формат издания. Композиция издания: вертикальная и горизонтальная. Дизайн как первооснова макета. Художественное оформление. Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифта. Типология издания: периодичность, тираж, объем, формат, адресность. Понятие «выходные данные». Макет и верстка. Приемы макетирования. Основные правила верстки. Композиция полосы.
5. Редакционная деятельность.
Типы и виды школьных газет. Школьная газета и веб-сайт. Способы объединения материалов в газете. Текущий номер. Спецвыпуск. Дайджест. Тематический, целевой материал. Редакционный коллектив. Редакция. Особенности работы малой редакции. Школьная редакция, ее особенности. Творческая и техническая части редакции. Общее понятие о редактировании. Редакторская правка и ее виды. Реклама. История рекламы.
6. Основы работы в печатных программах (параллельно с предыдущими разделами)
Практические занятия
Планирование выпуска, сбор и обработка информации, создание и редактирование статей, выпуск газеты и т.д.
Методическое обеспечение программы
- дидактический и лекционный материал
Список использованной литературы
- Ворошилов В.В. История журналистики России: конспект лекций. – СПб., 2000.
- Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Кашлева Н.В. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Спирина Н.А. Журналистика в школе.- Волгоград: Учитель,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»
Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от здоровья ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...
сценарий Юбилея школы Сценарий юбилея школы "Наше продолжение" Автор сценария и ведущая - учитель музыки АОУ школы №9 г. Долгопрудный ТЕПЛЫХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
В концерте участвуют учителя, выпускники и учащиеся. Это совместное творчество....
Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»
Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...
Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»
В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...
Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.
Современная школа - современный учитель. Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....
ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ
Дистанционный курс по предмету "История музыки" разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...