ТРУД – ТАЛАНТ – ТВОРЧЕСТВО.
статья по теме
Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» в душе ребёнка, школьника, начинающего мастера.
Л.Н.Толстой.
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
talant.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРУД – ТАЛАНТ – ТВОРЧЕСТВО.
Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» в душе ребёнка, школьника, начинающего мастера.
Л.Н.Толстой.
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
В нашей повседневности творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, составление и реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, так сказать, созидание разума. Элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в воспитании детей, в чтении книги (сопереживание героям, воображение – первая ступенька к творчеству), в выращивании растений и животных, в приготовлении блюд и сервировке стола, в пошиве одежды и так далее. Эти элементы творчества, в конечном счёте, сводятся к искусству, изобретению, науке.
Подлинное творчество – это продолжение многовекового развития человечества, его духовного богатства, его нравственности. Оно невозможно без длительного, упорного, нелёгкого труда, без глубоких познаний того, что создано мыслителями, учёными, изобретателями, строителями, воспитателями, художниками, музыкантами, писателями.
Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» в душе ребёнка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека.
В деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связано с понятиями «способности», «развитие», «личность», «одарённость». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одарённости, а именно:
- ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальность (нестандартные) решения задач;
- ранняя специализация интересов, интеллекта, эмоций: увлечение русским языком, литературой, музыкой и так далее;
- активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленной цели;
- хорошая память, развитые познавательные умения;
- готовность к труду, ибо подлинный творец – труженик .
Творчество доступно детям, более того: оно оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её. Если иметь в виду наш предмет – родной язык, то творчество детей возможно и при восприятии читаемых художественных произведений, при их выразительном чтении, пересказе, особенно – в драматизации, в различных видах сочинения, в языковых играх, в составлении словарей, в моделировании явлений языка и тому подобное. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Это всегда характеризуется высоким накалом положительных эмоций, подъёмом всех нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен.
Каковы же необходимы условия для творчества детей?
1.Свободная атмосфера в школе и классе: без менторства, без авторитарности; возможность выбора вида деятельности – для учеников.
2.Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя; постоянное предоставление ученикам самостоятельности и познавательной деятельности; помощь детям, по возможности – неявная, наводящая, а не подсказывающая.
3.Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор, решение субъективно-творческих задач при изучении разных тем и так далее.
4.Внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию (физическому, эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному), к его способностям.
5.Атмосфера общей культуры в школе, высокая нравственность учащихся, высокий уровень духовного развития и учителя, и учащихся. Учитель достигает желаемого результата лишь в том случае, если сам он как личность не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
Творчество следует развивать на различных занятиях: на уроках труда, музыки, математике, физической культуры, изобразительной деятельности, географии. Но родной язык всегда был и остаётся главным предметом в школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка.
Родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями, через язык он приобщается к величайшим сокровищам – русской литературе и литературам других народов. Чтение книг открывает ученику новый мир знаний. Язык вводит ребёнка в общественную жизнь, даёт ему возможность общаться как с близкими, так и дальними; весь поток познания идёт по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Каждый речемыслительный акт есть разрешение проблемной ситуации, то есть акт творческий. Речь – канал развития интеллекта. К высказыванию применимо понятие шкалы: творческий элемент в нём тем выше, чем оно богаче содержанием и средствами выражения.
Язык и речь выводят человека в разнообразные творческие области, являясь средством исследовательской деятельности, науки и конструирования, средством исполнительских искусств – вокального, театрального, киноискусства, декламации, ораторского искусства. Язык – средство литературного творчества: поэзии, прозы, журналистики. Причём речь имеет устную и письменную формы, первая предполагает импровизацию, вторая поддаётся редактированию, совершенствованию.
Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка, в его фразеологии – в семантизации слов, в исследовании их образования и этимологии, в анализе оттенков значений и особенностей употребления слов в тексте. Языковой анализ художественного текста – это всегда исследование, всегда творчество. Детей всегда увлекает изучение пословиц и поговорок, крылатых слов. Меткое, образное слово, крылатые слова – всё это материал детских исследований, так же как и географические названия своей местности (топонимика), имена и фамилии людей (ономастика), диалектные средства языка, историзмы и архаизмы, поэтический язык сказок…
Границы творчества трудно уловимы, ибо оно может проявиться и в малом: в особом, насыщенном чувством звучании голоса, в уместной шутке, в создании юмористической ситуации; в сопереживании литературному герою, в перевоплощении в него; в быстроте соображения при решении задачи; в наблюдательности – способности заменить то, чего не замечают другие, сделать неожиданный вывод, обобщение…
Самовыражению детей служат самые разнообразные виды сочинений: из личных жизненных наблюдений, по картинам, отзывы о книгах или фильмах, дневники наблюдений и особенно личные дневники, сказки, фантастика, пьесы и сценарии… В них выражается личность автора, хочет он того или нет. Это может быть тонкое эстетическое восприятие прекрасного вокруг нас, это может быть любовь к человеку или четвероногому другу, восхищение добрым поступком, неприятие зла и неправды. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а ещё чувство тайны, которую очень хочется разгадать (тайна возбуждает творчество, - как сказал А.Эйнштейн). Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, всё понимающего учителя. Командные методы в творчестве – не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.
Литература:
М.Р.Львов «Школа творческого мышления», Москва, «Астрель», 2004.
С.В.Евтушенко «педагогика творчества», Москва, 2006.
Ю.Г.Тамберг «Развитие творческого мышления ребёнка, Санкт-Петербург, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обществознания в 6 классе "Труд и творчество"
прзентация составлена к уроку обществознания в 6 классе по теме "Труд и творчество". По учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание"...
Урок обществознания в 6 классе по теме "Труд и творчество"
Разработка включает в себя конспект урока и презентацию. Метапредметными результатами урока являются умение извлекать необходимую информацию из источника, анализировать, делать выводы, структури...
Труд и творчество. Урок обществознания, 6 класс
Презентация к уроку "Труд и творчество", обществознание, 6 класс...
«Формирование положительного отношения к труду и творчеству у обучающихся в УДОД».
Организация процесса формирования положительного отношения к труду и творчеству у обучающихся в системе дополнительного образования детей. В статье представлены факторы, мотивы,формы занят...
Труд и творчество
Разработка урока по обществознанию для 6 класса...
Статья: Внеурочная деятельность по английскому языку как возможность раскрыть и поддержать таланты, творчество и инициативу
В 2015 году автор данной статьи, Васильева Анна Дмитриевна, стала лауреатом районного конкурса научно-методических статей "Учимся вместе: новый формат современной школы" в рамках Педогагических чтений...
Талант, творчество, успех
Внеурочная деятельность...