"Изучение устного народного творчества в программах дополнительного образования детей"
методическая разработка (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение дополнительного образования детей – центр дополнительного образования детей «Развитие» ГБОУ СОШ с. Алексеевка
Методическая разработка
«Рождественские
Посиделки»
Автор:
Лопатина Галина Викторовна
ЦДОД «Развитие»
руководитель
Алексеевка, 2013 г.
Введение
Сегодня разрыв между традиционной этнической культурой, с одной стороны, и специальным образованием и массовой культурой, которая создается универсальными средствами массовой информации с другой, огромен и небезобиден. Человек в результате лишается культурной оседлости. На этом фоне для подрастающего поколения особенно важно знакомиться с высокими образцами народного словесного творчества, вошедшего в основание национальной культуры, языка и литературы.
Русское народное творчество представляет собой уникальное явление, имеющее свою историю, философию, психологию, свой неповторимый язык и стиль.
Знакомство народным творчеством создает необходимое в современной школе духовное поле, благоприятное для развития личности, является источником соприкосновения с историческими и культурными традициями народа.
Данная методическая разработка посвящена знакомству с календарной обрядовой поэзией зимнего цикла, способствует формированию творческих умений, связанных с интерпретацией народнопоэтических текстов.
Сценарий
Под музыку за занавесом звучат слова и колокольный звон.
К нам сюда собирайся народ,
Сегодня вас праздник рождественский ждёт,
Забавы, колядки, игры и шутки –
Скорей, ни одной не теряйте минутки!
Спешите, спешите, спешите!
Скорей всей семьёй подходите!
Бабушки и дедушки,
Мальчики и девочки,
Папы вместе с мамами,
Дяди вместе с дамами,
Вам на удивление,
Наше представление!
Дорогие зрители, дети и родители,
Всех без исключенья
Зовём мы на веселье!
Будем шуточки шутить,
Будем смехом смешить,
Будем пляски плясать,
Будем в игры играть!
( Входят коробейники.)
Коробейники (вместе): Слушайте, слушайте, слушайте нас!
1 коробейник: Вышел Рождественский Указ!
Параграф первый даёт вам право,
Пойти налево, пойти направо,
Пойти назад, пойти вперёд
И только права скучать не даёт!
2 коробейник: Параграф второй – входя, предъявлять свою улыбку в развёрнутом виде.
3 коробейник: параграф третий Указа хлопочет о том, что каждый хохочет, как хочет.
4 коробейник.: Параграф четвёртый ко всем обращается: Хранить тишину на балу запрещается!
5 коробейник.: Желаем, друзья, и в конце и в начале, чтоб вы ни минуты у нас не скучали.
( рассказ о истории праздника).
Ведущий 1
Со Христовым Рождеством,
Со великим праздником!
Свят – свят, свят – свят.
И ваших ребят,
Ваших нянюшек,
Ваших батюшек!
Свят – свят, свят – свят!
В вашем доме лад!
Ведущий 2
Ночь. Мороз. Сверкают звёзды.
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.
Тишина вокруг.
Поляна спит
В объятьях сна.
Из-за леса выплывает
На дозор луна.
Звёзды гаснут. С неба льются
Бледные лучи.
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.
Ведущий 1
Святая торжественная ночь тихо опустилась на землю, принеся с собой великую радость людям. И не только люди, но и деревья принимали участие в великом торжестве - поклонении Божественному младенцу. Именно Ангел украсил её яркими звёздами, сделав знамением весёлого рождества.
Ведущий 2
Широко раскинув ветви
В шубе снеговой,
Посреди поляны ёлка
Ввысь ушла стрелой.
На красавицу лесную
Лунный луч упал,
И огнями лёд кристаллов
В ветке заиграл.
Бриллиантовые нити
В хвое заплелись,
Изумруды и рубины
На снегу зажглись.
Ясной звёздочкой у ёлки
Светятся глаза…
Наступает день великий –
Праздник Рождества!
(Исполнение рождественской песни).
Ведущий 1
За неделю до рождества открывались двухнедельные новогодние празднества – Святки. Первая неделя святок называлась «святые», а вторая – «страшные» вечера. Народ занимался гаданием, колядованием, пением поблюдных песен, из дома в дом ходили ряженые.
Ведущий 2
Всё дальше уходят от нас традиции встречать праздники всей семьёй, в родном доме. Но если не пожалеть сил и времени, то мы узнаем самое удивительное счастье на земле, выраженное пословицей: « Вся душа вместе – так и душ на месте»
Ведущий 1
Ужину в Рождественский Сочельник, накануне Дня Рождества Христова, придавалось большое значение. Именно в этот вечер молодёжь ходила по деревне, пела колядки, поздравляла всех домочадцев с праздником, обсыпая зерном на долгий век, на счастье, на благополучие, на здоровье.
( Заходят дети и поют песню).
Коляда, коляда, отворяй-ка ворота.
Пришла коляда накануне Рождества,
С пышками, с лепёшками,
Со свиными ножками.
Коляда, коляда, подай пирога!
Подай, не ломай,
А по целому давай.
Кто даст пирога – тому скота, живота,
Кто не даст пирога – мы корову за рога.
Хозяйка
Не кличьте, расходитесь по домам, ничего вам не дам.
Колядующий 1
Родионов Эдик: У Федула жена
Очень жадная была.
У ней шуба не зашита,
И рубаха не помыта,
Да и муж не дюж –
Лентяй неуклюж.
Головушка – неудаха,
Деверек – картинка,
В голове – мякинка.
Ха –ха-ха! ( Собираются уходить.)
Хозяин
Что, вы, что, вы? Оставайтесь!
Чем вы хотите, угощайтесь!
Что придумала, жена?
Ишь, какая сатана!( возвращает колядников)
Колядующий 2
Скок на крылечко,
Бряк во колечко,
Дома ли хозяйка?
Хозяин
Просим в избу: красному гостю – красное место.
Колядующий 3
Ехал бы мимо, да завернул до дыма.
Хозяин
Нежданный гость – лучше жданных двух.
Колядующие вместе
Что есть на печи – всё на стол мечи.
Пироги, печенья – для вашего угощенья.
Внучка
Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок ёлок.
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу.
Позову – ка я ребят
К себе на посиделки.
Будут песни, будут пляски…
Сейчас избу приберу
И гостей позову.
Эй, подруженьки – подружки,
Веселушки – хохотушки!
Эй, ребята – молодцы,
Озорные удальцы!
Приходите поплясать –
Зимний вечер скоротать.
Сорока стрекочет –
Гостей пророчет.
( Раздаётся звон бубенцов, смех и пение.)
Бабушка
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Внучка
Веселья вам да радости!
Бабушка
Давно мы вас ждём – поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Внучка: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко.
Бабушка
Припасли мы для вас забаву – смех на всякий вкус, кому – сказку, кому песенку.
(Дети рассаживаются по лавкам. Звучит русская народная песня «Барыня»).
Колядующий 1
Счастья вам, хозяюшки!
Колядующий 2
Большого здоровья!
Колядующий 3
Хозяин весел и гости радостны.
Колядующий 4
Русский человек хлеб – соль водит.
Колядующий 5
За шутку не сердись, а в обиду не давайся!
Колядующий 6
У нашей хозяюшки всё в работе, и собаки посуду моют.
Бабушка: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Колядующий 1
Гостям –то, известное дело, места хватило, да не тесновато ли хозяевам?
Внучка
В тесноте – да не в обиде. Добрый Иван – и людям и нам, а худой Иван - ни людям ни нам.
Бабушка
Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки.
( звучит музыка, друг к другу два мальчика)
Колядующий 1
Федул, что губы надул?
Федул
Кафтан принёс починить.
Колядующий 2
А велика ли дыра?
Федул
Починить можно, да иглы нет.
Колядующий 3
А ты пальцем придержи.
Колядующий 4
Остались ворот да рукава.
(Расходятся в разные стороны).
( Проводится игра «Горелки»).
Колядующий 1
Хватит девки горевать, не пора ли поплясать.
Колядующий 2
Отойдём да поглядим, каково – то мы сидим.
Колядующий 3
Нет посиделок без хороводов.
Колядующая девушка
Стой наш девичий хоровод. Стой не расходись! Я в этом хороводе ходила, гуляла.
( Образуется хороводная пляска).
(Затем девочки поют частушки).
Если не было воды,
Не было б и кружки,
Если не было б девчат,
Кто бы пел частушки?
Эх, топни нога, топни, правенькая,
Я плясать пойду, хоть и маленькая.
Пойду плясать по соломушке,
Раздайся, народ, по сторонушке!
Если не было погоды –
Не пошёл бы снова снег.
Если не было б миленка –
Не пошла бы сюда ввек.
С горы камушек свалился
В быстру реченьку попал.
Мой милёночек женился,
Не богаче меня взял.
Сшей-ка, батюшка сапожки –
Вдоль деревни мне ходить:
Накладу часты следочки-
Пускай миленький глядит.
На середину сцены выбегает мальчик и поёт:
На горе стоит телега,
Слёзы капают с дуги;
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
Музыка.
Иван
Расступись, народ честной, идёт медведюшка со мной. ( Медведь кланяется). Много знает он потех. Будут шутки, будет смех.
Медведюшка, ты петь умеешь?
( Медведь кивает головой, начинает беззвучно открывать рот.)
Иван
Больно тихо ты поёшь. А вам слышно? Попросите медведюшку, пусть громче поёт.
( Все просят, медведь начинает реветь на весь зал. Поводырь накрывает рот своей ладонью).
Иван
Ну, не скучай, Михайло Потапович, не пугай народ. Покажи-ка, нам, Мишенька, как красные девицы румянятся, в зеркало смотрятся, прихорашиваются?
(Медведь садится на пол, смотрит в зеркало, прихорашивается.)
Иван
А, как Мишенька, малые дети горох воруют?
(Медведь ползёт в сторону, плюхается)
Иван
А как бабы не спеша на работу бредут?
( Медведь еле передвигается)
Иван
А как после работы домой бегут?
( Медведь быстро бежит).
Иван
Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет.
( Медведь надевает косынку, берётся за её концы и пляшет).
Иван
Уж Мишутка утомился! И народу покланился(Медведь кланяется). Хозяин и хозяюшка, с праздником! Наделите, подарите медведюшку. С амбару решетом или с печи пирогом.
Колядующий 1
Дай Бог тому,
Кто в этом дому:
Вам и каша густа,
Вам и мёд на уста,
Вам и плюшки с творогом,
И детишек полон дом.
Колядующий 2
С Рождеством вас поздравляем,
Счастья, радости желаем!
Урожая воз большой!
Уродись у вас пшеница
И горох, и чечевица.
На столе – всегда пирог,
Лёгких вам всегда дорог.
Колядующий 3
Праздник зимы забавляется: шуметь, острить не запрещается. А загадки отгадывать вдвойне разрешается.
Колядующий 4
Я загадки загадаю, постарайтесь отгадать.
Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнёт перинки – над миром пушинки.(зима.)
И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт.(Иней)
Без ног, без рук а рисовать умеет.(мороз.)
Под гору коняшки, а в гору – деревяшки.( санки).
Колядующий 5
Коляда! Коляда! А бывает коляда?
Колядующий 6
Накануне Рождества!
Колядующий 1
Коляда пришла, Рождество принесла.
Колядующий 2
Коляда, Моляда, уродилась коляда!
Кто подаст пирога - тому двор живота,
Колядующий 3
Ещё мелкой скотинки, чтоб числа не знать!
А кто не даст ни копейки – завалили лозейки.
Колядующий 4
Кот не даст лепёшки – завалим окошки.
Кто не даст пирога – сведём корову за рога.
Колядующий 5
Кто не даст хлеба – уведём деда.
Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны!
Колядующий 6
А дай Бог тому, кто в этом дому! Рожь густа, рожь ужиниста!
Колядующий 1
Ему с колодец осьмина, из зерна ему коврига, из полузерна – пирог.
Колядующий 2
Наделил бы вас Господь… И житьём, и жильём, и богатством.
Колядующий 3
Лето для старания, а зима для – гуляния. Не жалей лаптей в хороводушке.
Ведущий 1
«Ищи добра на стороне, а дом люби по старине» - гласит русская народная пословица. Но мы замыкаемся в стенах собственного мира, отгораживаемся от близких. Лишаем своих детей лада, милостивого беспокойства и желания принести в каждый дом добро, радость. Лишаем их возможности видеть, как рождественские пожелания дарят особое, счастливое сияние людям, приносят надежду, веру в завтрашний день и старым и молодым.
Ведущий 2
Праздник великий настал уже снова;
Всюду веселье, пиры, торжество…
Вспомним, какое поведал нам слово
Тот, чьё справляем теперь Рождество:
«Каждый да будет милосердным
К слабым, сиротам, больным!
Доброе дело - великое счастье,
Это святое души торжество».
Иван
Где песня льётся, там мне живётся. Запевай песню звонкую, шуточную, прибауточную.
(Исполняют русскую песню).
Колядующий 1
Хорошо в гостях , а дома лучше.
Колядующий 2
На новое вам лето, на красное вам лето, куда конь хвостом, туда и жито кустом.
Колядующий 3
Куда коза рогом, там и сено стогом.
Колядующий 4
Жил-был кот Колоброз
Он развёл огород.
Уродился огурец,
Играм, песенкам конец.
(Все уходят из зала).
Ведущий 1
Ай, люли, ай люли, гости все домой ушли. Вышла Маша маленька да закрыла ставеньки.
(Закрывает занавеску).
Ведущий 2
Вот так и коротали долгие зимние вечера наши сверстники много лет назад.
Список литературы:
- Колпакова Н.П. Сокровище народа. М., 1964.
- Живая вода: Русское народное поэтическое творчество. М., 1974.
- Осетров В. Живая древняя Русь. М., 1964.
- Веселова Т.С. Художественно-творческая деятельность учащихся в процессе изучения сказки // Литература в школе, 1984 г. № 3.
- Вороник М.Т. Работа над пословицами и крылатыми словами. Русский язык в школе, 1966, №3.
- Елонский С.Ф. Литература и народное творчество: Пособие для учителей. М., 1956.
- Жемчужина н.И. Изучение русской народной песни как средство эстетического воспитания младших школьников// вопросы преподавания русского языка и литературы в школе. Л., 1968.
- Лапина К.Р., Асташов Н.А. использование малых жанров фольклора для формирования навыков чтения// Начальная школа, 1980. № 8.
- Львова М.Е. Игра-драматизация как средство обучения выразительности речи (На примере русских народных сказок)// Начальная школа, 1982. № 6.
10.Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников. Минск, 1968.
11. Гончарова А.В. Уроки о загадках// Литература в школе, 1984. №3.
12. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М., 1977.
13. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия/ Сост. А.В. Кулагин. М., 1996.
14. Некрасова М.А. Народное искусство, как часть культуры. М., 1984.
15. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия/ Сост. Э.в. Померанцева и С.И. минц. М., 1963.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.
Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «СОВРЕМЕННЫЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ»
Образовательная программа творческого объединения реализуется с 2003года, (программа рассчитана на 3 года обучения детей 7- 13 лет) ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" ( 1-4 класс)
Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
программа дополнительного образования детей и взрослых художественно-эстетической направленности "Народное творчество"
Данная программа разработана на основе Программы «Музыкальный фольклор» Куприяновой Л.Л. и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Фед...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...