Внеклассное мероприятие "День Берендея"
материал на тему

Мурзакова Елена Петровна

При школе летом работает оздоровительный лагерь  с дневным прибыванием.15 июня традиционно проводится "День Берендея". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_berendeya.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

В гости к лесному царю Берендею

Ведущий: 15 июня – духов день, зелёные святки, поэтому сегодня нам с вами предстоит удивительное путешествие. Где-то здесь было приглашение от лесного царя Берендея. Давайте поищем!

Ведущий: Нашли? Что ж, приглашение лесного царя принимаем. Но чтобы попасть в Лесное Царство, нам надо добыть три ключа. А охраняют их верные слуги Берендея. И просто так не отдают. А только тем, кто ответит на все их вопросы. Кто это? Да, первой нас встречает старушка-лесовушка.

Лесовушка: Чего разгалделись – расшумелись? Забыли, как себя в лесу надо вести?

Ведущий: Да нет же, ребята всё помнят. Расскажите-ка старушке!

(ребята отвечают)

Ведущий: Вот видишь, бабушка, они хорошие. Отдай нам, пожалуйста ключик от Берендеева царства.

Лесовушка: Ишь, чего захотели. Ключик им подавай. Сперва загадки мои разгадайте.

Весной одевается, осенью раздевается

      (дерево).

Не заботясь о погоде,

 В сарафане белом ходит,

 А в один из тёплых дней

 Май серёжки дарит ей.

      (береза)

На цветке цветок – пьёт цветочный сок.

      (бабочка)

Сам мал, незаметно хожу,

 А ношу больше себя ношу.

      (муравей)

С моего цветка пчёлка собирает самый вкусный мёд.

 А меня все обижают, шкуру тонкую сдирают

      (липа)

Богатырь стоит богат,

 Угощает всех ребят.

 Ваню – земляникой, Толю костяникой,

 Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой.

      (лес)

Скачет зверушка,

 Не рот, а ловушка.

 Попадут в ловушку

 И комар, и мушка.

      (лягушка)

Ведущий: Ну всё, старушка – лесовушка, отгадали мы твои загадки, отдавай нам ключик.

Лесовушка: Загадки – это так, разминка. А теперь надо бы в баньке попариться.

Ведущий: Некогда нам в баню идти, нас берендей на поляне ждёт.

Лесовушка: Ну, ладно. Только ответьте мне, из каких растений делают банные веники?

Лесовушка: Что ж, надо бы вас всё-таки попарить березовым веником, чтобы от хворобы уберечь. (Парит). Ладно, заслужили ключ.

Ведущий: Что ж, продолжаем наше путешествие. Следующая тропинка приведёт нас к Цветику-Семицветику. Здравствуй, Цветик! Может быть, ты дашь нам ключик без всяких проволочек?

Цветик-Семицаетик: Ключик отдам, но только после загадок:

Лик пахучий, а хвост колючий

      (шиповник).

Мой брат зовёт всех на урок,

 А я в траве стою высокой.

 От ветра голову склоню,

 Но почему-то не звоню.

      (колокольчик)

Я расту в садах, лесах

 У болот и на прудах.

 Я цвету почти всё лето

 А зовусь я как конфета.

      (ирис)

Колосится в поле рожь,

 Там во ржи цветок найдёшь.

 Хоть не красный он, а синий,

 Всё ж на звёздочку похож.

      (василек)

Четыре ярко-красных

 Блестящих лепестка.

 И зёрнышки в коробке

 У этого цветка.

      (мак)

Есть один такой цветок

 Не вплетёшь его в венок.

 На него подуй слегка,

 Был цветок – и нет цветка.

      (одуванчик)

Называют «ноготки»

 Цвета жёлтого цветки.

 Как ещё нас называют?

 Для чего нас применяют?

      (календула)

Цветик-Семицаетик: Очень хорошо, что вы отгадали все мои загадки. Надеюсь, вы любите цветы, и будете относиться к ним бережно.

 Если я сорву цветок,

 Если ты сорвёшь цветок,

 Если все – и я, и ты

 Если мы сорвём цветы,

 Опустеют все поляны

 И не будет красоты. Вот вам следующий ключик.

Ведущий: Два ключа у нас уже есть, отправляемся за третим. А, вот там, под деревом сидит добрый доктор Айболит.

Айболит: Не удивляйтесь, что я устроил свою больницу прямо в лесу. Ведь здесь на каждой поляне целая аптека из лекарственных трав и цветов. Кто мне сможет назвать лекарственные растения?

(ответы ребят).

Ведущий: Уважаемый доктор Айболит, нам очень нужно попасть к царю Берендею.

Айболит: Просто так ключик не отдам. Сначала вопросы:

 Ты растение не тронь –

 Жжётся больно, как огонь

 Что это?

      (крапива)

Ведущий: В прежние времена из крапивы, как сейчас из льна, вырабатывали пряжу. Из её волокон плели прочную рыболовную сеть, верёвки, канаты, ткали материал для мешков. Служила крапива и хорошим материалом для изготовления бумаги.

Айболит: А какую пользу приносит крапива?

(Очищает и останавливает кровь, из крапивы варят первый весенний крапивный суп, её отваром моют голову).

 Тонкий стебель у дорожки,

 На конце его – серёжки.

 На земле лежат листки –

 Маленькие лопушки.

      (подорожник)

Ведущий: Когда испанский король послал своих конкистадоров покорять Америку, он и не знал, что отправляет туда ещё одного завоевателя. Имя ему – подорожник. В сырую погоду его семена становятся липкими и как клей прилипают к сапогам. Где проходили испанские солдаты – там и вырастал подорожник. «Следом белого человека» называли его индейцы. Благодаря своей напористости и неприхотливости, подорожник отвоевал у местных растений значительные территории.

Айболит: В чём польза подорожника?

(Заживляет ранки, порезы, мозоли. Лечит гастриты и язвы желудка. Помогает при раке. Очищает кровь. Лечит кашель).

 Вот следующая загадка: Белые горошки на зелёной ножке.

      (ландыш)

Ведущий: По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила земного юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки морской царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и грусти.

Айболит: Капли ландыша как раз помогают от сердечных болей, используются, как успокоительное. Вот еще загадка:

 Стоят кругом сестрички:

 Жёлтые глазки, белые реснички.

      (ромашка)

Ведущий: Родина ромашки – Америка. Ещё в 40-х годах 19 века её, как редкость показывали в ботаническом саду. Как сорняк она попала вместе с зерном в трюмы пароходов, потом поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и семена ромашки рассеялись по железнодорожному полотну. Вскоре насыпи вдоль железных дорог покрылись мягкой и ароматной травой.

Айболит: Чем полезна ромашка?

(Антисептик, лечит желудок, горло, зубы, дёсны. Используется в косметологии. Волосы, помытые настоем ромашки, приобретают красивый золотистый оттенок).

 А вот это что?

 «Кошачья травка» -

 Больным поправка.

 Корешок в аптечку,

 Чтоб помочь сердечку.

      (валериана)

 Валериана успокаивает сердце, снимает спазмы желудка.

 Горел в траве росистой,

 Потом померк, потух

 И превратился в пух.

      (одуванчик)

 Листья одуванчика употребляют в пищу, как салат, возбуждающий аппетит, варят варенье из цветков.

 Отгадайте:

 Держатся на стеблях крепких

 Сто плодов шершавых, цепких

      (репейник)

 Используется в виде полезного продукта – репейного масла.

Ведущий: Ну что, заработали наши ребята на ключ?

Айболит: Заработали.

Ведущий: Наконец, все ключи собраны, можем отправляться прямо к Берендею.

Берендей: Ну, здравствуйте, гости дорогие. Собрали ли вы заветные ключи?

Ведущий: Собрали.

Берендей: А вот я сейчас проверю, сами ли вы на вопросы отвечали или купили ключики. Сам вас испытывать буду.

Ведущий: Что ж, испытывай!

Берендей: Попробуйте-ка угадать из каких произведений следующие отрывки:

 «Когда все розы были спрятаны, старушка повела девочку в свой цветник. У девочки разбежались глаза. Тут были цветы всех стран и всех времён года. Она играла среди цветов пока не село солнце. Потом её уложили в чудесную постель с красными шёлковыми перинками, набитыми голубыми фиалками».

      (Г.-Х. Андерсен. Снежная королева)

 «Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан, но лепестки цветка были плотно сжаты…»

      (Г.-Х. Андерсен. Дюймовочка)

 «Дни шли за днями. Порой ветер колыхал розовые кусты, распустившиеся возле дома, и спрашивал у роз: «Есть ли кто-нибудь красивее вас?» И розы, качая головками, отвечали: «Элиза красивее нас»

      (Г.-Х. Андерсен. Дикие лебеди)

 «Да ведь их видимо-невидимо. И на кочках, и под кочками, и на лужайке, и под деревьями. Никогда я столько подснежников не видела. Да какие все крупные, стебельки пушистые, словно бархатные, лепестки словно хрустальные…»

      (С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев)

Берендей: Молодцы, вижу, что сами ключики заработали. Ну что ж, Вы пришли ко мне в гости, и я приглашаю вас отведать ароматного лесного чая с вареньем!

Литература:

 Вакуленко, Ю. А. Веселая карусель для младших школьников. Частушки-хохотушки, узелок загадок. – Волгоград: Учитель, 2007. – (В школе и на досуге).

 Театрализованные праздники. Найди свою звезду: 9 класс. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – (Школьная фабрика звезд).

 Ушакова О. Д. Загадки, считалки, скороговорки: словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.

 Я познаю мир: Растения: детская энциклопедия. – М.: АСТ, 2002.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие " День Матери"

Внеклассное мероприятие разработано ко Дню матери с целью  помочь учащимся и их родителям найти путь к сердцу друг друга....

Внеклассное мероприятие "День Победы"

9 мая народы России, все люди Земли склоняют головы в память о павших и в благодарность участникам ВОВ, которые своей жизнью и тяжким ратным трудом обеспечили Великую Победу над немецко-фашистск...

Внеклассное мероприятие "День матери"

Мероприятие  приурочено ко дню матери....

Презентация к внеклассному мероприятию "День Святого Валентина"

Презентация, которую можно использовать к любому мероприятию данной темы, в котором отражается связь между Днем Св. Валентина у католиков и Днем семьи , любви и верности в России....

Сценарий внеклассного мероприятия «День воинской славы России — День народного единства».

Внеклассное мероприятие посвященное периоду Смутного времени и освобождению Москвы...