Методическая разработка курса "Литературные встречи"
методическая разработка (10 класс) по теме
Программа курса, построенная на основе знакомства учащихся с произведениями искусства и личного общения с их авторами, расширяет культурное поле школьников, обогащает духовный опыт, ведет к изменению их самосознания.
Приобщение к произведениям литературы и искусства, сочетающееся с непосредственными, доверительными отношениями с их авторами – мощный стимул собственной активности учащихся, реализующих свой творческий потенциал в создании эссе, статей, интервью и пр. В этом видится актуальность и педагогическую эффективность рассматриваемого учебного курса.
Высокий эмоциональный настрой, духовная доминанта программы демонстрируют педагогическая значимость и привлекательность данного курса.
Занятия построены на основе применения элементов проектного обучения, организации самостоятельной работы учащихся. В ходе занятий используются такие формы, как экскурсии, диспуты, семинары, конференция, творческие встречи, мастер-классы, просмотр и анализ кинофильмов, спектаклей и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnye_vstrechi.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Литературные встречи»
(150 часов)
Пояснительная записка
Курс «Литературные встречи» относится к дисциплинам модуля «Экология и культура».
Программа учебного курса, построенная на основе знакомства учащихся с произведениями искусства и личного общения с их авторами, расширяет культурное поле школьников, обогащает духовный опыт, ведет к изменению их самосознания.
Обогащение личного опыта школьников происходит в ходе размышления о смысле художественного произведения, том, что живет за изображаемым событием, о вечных общечеловеческих ценностях. Пережитое произведение искусства может расширить взгляд на драматизм взаимодействия человека с миром, заставить смотреть на него новыми глазами, обобщать и объединять часто совершенно разрозненные факты. Таким образом, происходит соприкосновение труда писателя, художника и труда читателя, соприкосновение искусства и жизни.
Приобщение к произведениям литературы и искусства, сочетающееся с непосредственными, доверительными отношениями с их авторами – мощный стимул собственной активности учащихся, реализующих свой творческий потенциал в создании эссе, статей, интервью и пр. В этом видится актуальность и педагогическую эффективность рассматриваемого учебного курса.
Высокий эмоциональный настрой, духовная доминанта программы демонстрируют педагогическая значимость и привлекательность данного курса.
Занятия построены на основе применения элементов проектного обучения, организации самостоятельной работы учащихся. В ходе занятий используются такие формы, как экскурсии, диспуты, семинары, конференция, творческие встречи, мастер-классы, просмотр и анализ кинофильмов, спектаклей и др.
В реализации данной дополнительной образовательной программы рекомендуется привлекать старшеклассников (11 класс).
Цель курса:
Обеспечение образовательного процесса современной информацией о культуре человека и общества и ее взаимосвязи с окружающей средой, формирование эстетического вкуса и креативных способностей через приобщение учащихся к творчеству культурной элиты Санкт-Петербурга.
Задачи курса:
- создать условия для развития общей культуры учащихся на основе информации о культуре человека и общества, взаимосвязи культуры с окружающей средой;
- обеспечить условия для повышения уровня читательской культуры;
- способствовать формированию картины мира учащихся на основе экологической ориентации личности применительно к различным вопросам и проблемам культуры человека и общества;
- способствовать развитию проектировочной, и рефлексивной деятельности учащихся в процессе поиска, обработки и анализа информации для создания отзывов, эссе, статей, интервью и пр.;
- содействовать формированию коммуникативных компетенций при решении задач проектной деятельности, основанной на поиске и обработке информации о культурной жизни Санкт-Петербурга.
На изучение курса отведено 150 часов (сентябрь – май).
Из них занятий (семинары, индивидуальные и групповые консультации) – 30 ч.
Самостоятельная работа учащихся (работа с научной и художественной литературой, творческие контакты с деятелями литературы и искусства; выполнение индивидуальных проектов при педагогической поддержке) – 105 ч.
Текущий и итоговый контроль – 15 ч.
Ожидаемые результаты
Учащиеся, изучившие данный курс, должны обладать следующими компетентностями:
- нахождения, отбора, оценивания источников информации о поэтах, писателях, журналистах и т.д.;
- проектирования собственной деятельности по изучению курса; выбора способов самостоятельной деятельности для решения учебных и творческих задач;
- презентации результатов учебной и творческой деятельности;
- анализа результатов творческой деятельности;
- коммуникативных и партнерских отношений, организации самостоятельной и коллективной деятельности в ходе поиска, обработки и презентации информации культурной жизни Санкт-Петербурга.
Текущая аттестация качества усвоения знаний
- анкетирование;
- проверка промежуточных результатов работы (продуктов творческой деятельности: отзывов, эссе, статей, интервью и пр.);
Итоговая аттестация
- презентация выполненной работы;
- заполнение рефлексивных листов.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Заключительная конференция.
Учебно-тематический план
Месяц | Тема | Колич. часов | Способ организации учебной деятельности | Методы, формы работы | Контроль |
Сентябрь - октябрь | Организация работы курса. | 6 | Аудиторные, внеаудиторные занятия | Лекция – беседа | |
Ресурсы библиотеки истории и культуры П-га фил. № 2 ЦГДБ им. А.С. Пушкина. | 5 | Внеаудиторные занятия | Экскурсия по библиотеке. Выставка и обзор книг | ||
Аудиторные занятия | Анкетирование и анализ анкет | ||||
Французский праздник чтения. | 3 | Внеаудиторные занятия | Авторская программа «Песня иволги» (русская и французская лирика в исполнении Екатерины Комаровой (Катрин Лорио)) | ||
7 | Аудиторные занятия | Консультации по созданию продуктов творческой деятельности (отзывов, эссе, статей, интервью и пр.) | Обсуждение результатов творческой деятельности учащихся (отзывов, эссе, статей, интервью и пр.) | ||
5 | Внеаудиторные занятия, самостоятельная работа | Создание творческих продуктов | |||
Ноябрь | 2 | Внеаудиторные занятия | Творческая встреча с О.И. Молкиной, членом редколлегии журнала «История Петербурга», автором книги «Над нами Красный крест» | ||
2 | Аудиторные занятия | Обсуждение встречи | |||
День рождения журнала для старшеклассников МИГ – 17 | 5 | Внеаудиторная деятельность | Праздник в клубе «SHINE» | Обсуждение результатов творческой деятельности учащихся (отзывов, эссе, статей, интервью и пр.) | |
7 | Аудиторные занятия | Консультации по созданию продуктов творческой деятельности (отзывов, эссе, статей, интервью и пр.) | |||
5 | Самостоятельная работа | Создание творческих продуктов | |||
Декабрь | Проза Серебряного века | 4 |
| Спектакль театра «Квадратное колесо» «Сатирикон и сатириконцы» | |
2 | Аудиторные занятия | Семинар | |||
7 | Аудиторные занятия | Индивидуальные и групповые консультации | Обсуждение результатов творческой деятельности учащихся (отзывов, эссе, статей, интервью и пр.) | ||
5 | Самостоятельная работа | Создание творческих продуктов | |||
Январь | К 65-летию прорыва и снятия блокады Ленинграда «Память о прошлом» | 3 | Внеаудиторные занятия | Просмотр фильма «Сорок первый наш год призывной» о поэтах – участниках защиты Ленинграда. Творческая встреча с Н.Н. Сотниковым, одним из авторов фильма | Обсуждение результатов творческой деятельности учащихся (отзывов, эссе, статей, интервью и пр.) |
2 | Аудиторные занятия | Обсуждение творческой встречи | |||
8 | Аудиторные занятия | Индивидуальные и групповые консультации | |||
5 | Самостоятельная работа | Создание творческих продуктов | |||
Февраль | Сказочные миры Арины Даур | 3 | Внеаудиторные занятия | Встреча с художником. Мастер - класс | |
5 | Аудиторные занятия | Обсуждение результатов творческой деятельности учащихся (отзывов, эссе, статей, интервью и пр.) | |||
8 | Аудиторные занятия | Индивидуальные и групповые консультации | |||
5 | Самостоятельная работа | Создание творческих продуктов | |||
Март | Тема детей в современной отечественной литературе | 2 | Внеаудиторные занятия | Встреча с писателем Е. Мурашовой, автором книги «Класс конференции». Обсуждение книги | |
8 | Аудиторные занятия | Индивидуальные и групповые консультации | |||
5 | Самостоятельная работа | Создание творческих продуктов | Заполнение рефлексивных листов | ||
Апрель | «Вечные вопросы» на страницах книг и журналов | 3 | Внеаудиторные занятия | Встреча с писателями, журналистами | |
2 | Аудиторные занятия | Семинар | |||
8 | Аудиторные занятия | Индивидуальные и групповые консультации | Обсуждение результатов творческой деятельности учащихся (отзывов, эссе, статей, интервью и пр.) | ||
5 | Самостоятельная работа | Создание творческих продуктов | |||
Май | Подведение итогов работы по курсу | 3 | Внеаудиторные занятия | Подготовка отчетов | Анкетирование |
8 | Аудиторные занятия | Консультации | |||
2 | Аудиторные занятия | Заключительная конференция |
Основное содержание
Творческие встречи (с писателями, журналистами, художниками, музыкантами Санкт-Петербурга).
Классическая и современная литература. Связь литературы с другими видами искусства. Основные требования к написанию публицистических статей, очерков. Развитие устной и письменной речи.
Искусство как вид знания. Проблема синтеза искусств. Слово и «музыка» в лирическом стихотворении. Ритм как категория живописного и поэтического произведения. Симметрия и искусство орнамента.
Понятия «чувство природы», «чувство родины» в русской культуре. Поэты блокадного Ленинграда.
Культурно – экологический потенциал народного слова. Единый принцип гармонии: природа, искусство. Свобода творчества, традиции и новаторство в искусстве.
Взаимосвязь науки и искусства в истории человечества.
Основные понятия
Поэзия серебряного века; документальное кино (о поэтах-блокадниках); орнамент; ритм; гармония; традиционное и новаторское искусство; лирическое стихотворное произведение; основы театрального искусства, его связь с отечественными культурно-историческими традициями; общечеловеческие ценности в литературных произведениях.
Организация самостоятельной работы
- работа с научной и художественной литературой, средствами изобразительного искусства и музыкальными произведениями как источниками информации;
- участие в творческих встречах с деятелями литературы и искусства;
- подготовка презентаций (в том числе с применением мультимедиа) по обучения курсу.
Рекомендуемая литература
Основная:
- Даур Арина
- Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М., 1997.
- Молкина О.И. Над нами Красный крест.
- Мурашева Е.В. Класс коррекции повесть [для сред. и ст. шк. возраста]/ Екатерина Мурашова. – Москва: Самокат, 2007. – 192 с. – (серия «Вечное движение»).
- Сборник стихов о Ленинграде. – Ленинград: Лениздат, 1967.
- Чехов А.П. Три сестры. Любое издание.
- http://slova.org.ru/ (поэты Серебряного века)
- http://www.deti.spb.ru/glory_days/27_jan/list_stihi (региональный сайт детских библиотек; стихи о блокаде)
Дополнительная:
- Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу: Пособие-тетрадь по литературному моделированию. – М., 1999.
- Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично». – СПб., 2000. с. 73 – 80.
- Романичева Е.С. Сочинение в нетрадиционном жанре / Богданова О.Ю. и др. Экзамен по литературе. – М., 1997.
- Черноземова Е.Н. Словесность: пособие по развитию навыков письменной речи. – М., 1998.
- Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX – XX вв. – М., 1998.
- http://www.pushkinlib.spb.ru/personspb.html (Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина; поэты Ленинграда)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне «А память, как колодец, глубока…»
Цели и задачи, решаемые в ходе реализации методической разработки сценария и проведении литературно-музыкальной композиции: - привитие учащимся любви к истории своей страны;- воспитание чув...
Методическая разработка сценария (литературно-музыкальная композиция) "Эти страшные годы войны" (1941-1945 гг.)
Методическая разработка сценария...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА музыкально-литературной композиции «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!»
Воспитание учащихся гражданами своей Родины - России, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края....
Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции "Дорогами войны".
Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции "Дорогами войны"....
Методическая разработка «Изучение литературных произведений детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) на занятиях в театральной студии»
Театрализованные приёмы работы с особыми детьми в дополнительном образовании....
Методическая разработка музыкально - литературной композиции "9 мая. День Славы! День памяти..."
Данная разработка рекомендуется для проведения внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Победы....
Методическая разработка краткого литературного курса в рамках дополнительного образования
Краткий литературный курс (пять занятий) для учащихся 5-9 классов с подробными конспектами уроков и примерами творческих заданий....