Конспект мастер класса на тему: "Пасхальная сказка"
методическая разработка

Узоровская Вера Николаевна

Типы учебного занятия в творческом объединении.

Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования.

Основные этапы занятия.

Формы организации учебного процесса.

Разработка в группах проекта учебного занятия с общей темой «Посадил дед репку».

Презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей.

Методист МКОУ ДОД – ДДТ Узоровская В.Н.

Цель занятия: познакомить с особенностями и принципами организации учебного процесса в дополнительном образовании.

Известно, что любая деятельность протекает более успешно, если она имеет положительный мотив (побуждение к деятельности). Мотив нашей встречи - получить знания. А для чего это нужно? Для правильной организации своей деятельности.

Итак, начинаем.

При входе в зал Вы получили жетоны разного цвета, и я попросила Вас объединиться в группы по общему цветовому признаку. Группа с жетонами зеленого цвета это группа «Генераторы идей» (в дальнейшем Г.И), с желтого - Практики (в дальнейшем П.), розового- «Аналитики», (в дальнейшем А.)

В совместной работе мы будем генерировать идеи, говорить об их внедрении в практику и анализировать. А в конце нашей встречи вас будет ожидать сюрприз.

Что же такое образовательный процесс в дополнительном образовании, чем он отличается от образовательного процесса в общеобразовательной школе? Ваше мнение Г, П, А. (Ответы представителей от групп.)

Обобщая выдвинутые гипотезы, можно сказать:

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.

Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. ШАТАЛИНА “Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться”.

Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам.

Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:

иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;

быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;

основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого- педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся;

базироваться на развивающих методах обучения детей;

для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями;

использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;

основываться на социальном заказе общества;

отражать региональные особенности и традиции.

Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.

Слово рабочим группам.(ГИ П. А.) Ваше определение учебного занятия. Исходя из Ваших определений, резюмируем:

Учебное занятие - это промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом.

Учебное занятие это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований.

Для того, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

изучение нового материала;

применение знаний на практике, формирование практических умений;

контроль знаний.

В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.

Работа с группами какие же? Итог работы групп - определение типов занятий:

изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.);

закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.);

самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.).

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования. Работа в группах. Какие требования Вы считаете необходимо предъявлять к занятиям в дополнительном образовании?

Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования.

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

 - целесообразное расходование времени занятия;

 - применение разнообразных методов и средств обучения;

 - высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

 - практическая значимость полученных знаний и умений.

В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются

основные этапы современного занятия.

Работа с группами.  Какие этапы?

1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы.

3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.

Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

Для многих педагогов проблемным является определение цели занятия.

Работа с группами высказывания

Необходимо исходить из самого понятия Цель - это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены. Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса ЗУНов. Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их.

Вопрос к группам.

Какие задачи ставим мы при планировании занятия.

При планировании задач занятия.

Необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.

Коллеги, Вам розданы листы с определениями задач без заголовков, поработав, определите, какие из них обозначены на листах. Подпишите.

Планирование образовательно – воспитательно -развивающих задач занятия.

1. Образовательные задачи

(какие знания, умения и навыки возможно развивать на учебном материале занятия?):

проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих занятиях____________________________________________________;

обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы занятия_____________________________________;

сформировать, продолжить формирование, закрепить следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу_____;

2. Воспитательные задачи:

(к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия):

1 – содействовать в ходе занятия формированию следующих мировоззренческих понятий (причинно- следственных связей, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.)____________;

2 – в целях решения задач трудового обучения и воспитания__________;

3 – осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение вопросов: патриотизма, гуманизма, товарищества, этических норм поведения_____________________________________________________;

4 – для решения задач эстетического воспитания_____________________;

для решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, работоспособности, профилактики утомления;

5 - формировать правильное отношение к природе.

3. Задачи развития обучающихся

(какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов):

1 – для решения задач развития у детей умений выделять главное в изучаемом материале (обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия______________;

2- для решения задачи развития у детей самостоятельности мышления обеспечить в ходе занятия_____________________;

3 – обеспечивая развитие речи обучающихся________________________;

4 – формировать у учащихся умения преодолевать трудности в учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний__________________;

5 – для развития у детей познавательного интереса____________________;

6 – в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации___________________.

Педагог должен умело выбирать в зависимости от возраста, степени имеющихся знаний у детей, сложности учебного материала применять многообразный арсенал методов.

Работа в группах

Какие методы Вы знаете? Имеется многообразный арсенал методов мотивации и стимулирования познавательного интереса, методов обучения, контроля и коррекции.

(Демонстрация схемы методов по Бабанскому Ю.К.).

С точки зрения принципа саморазвития методы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на проблемно-поисковые, развивающие.

Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса.

Работа в группах.

Какие формы организации учебного процесса Вы знаете?

В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально.

Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе. Лекция        Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся

Семинар        Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

Дискуссия        Всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения

Конференция        Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности

Экскурсия        Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления

Экспедиция        Поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.

Туристический поход        Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.

Учебная игра        Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Нетрадиционные формы организации деятельности детей.Презентация предмета, явления, события, факта.        Описание , раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

Социодрама        Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

Защита проекта        Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем

Философский стол        Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.п.

Чаепитие        Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

“Крепкий орешек”        Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений

День добрых сюрпризов        Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость

Конверт вопросов        Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке

Выпускной ринг        Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми

В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:

каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.

Приводится пример

Структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой:

А теперь приступаем к практической части нашей работы:

Практической частью нашей работы будет разработка в группах проекта учебного занятия с общей темой «Посадил дед репку».

При этом предлагается использовать структуру Н.Е. Щурковой. При защите я предлагаю осуществлять взаимопроверку.

Подведение итога.

А теперь обещанный в начале занятия сюрприз. Аналитики по итогам работы присваивают звания:

самый коммуникабельный;

самый креативный;

самый инициативный

самый толерантный.

Рефлексия. Продолжите каждый слова, сказанные мною.

На нашем занятии я….(Что получили лично вы от нашего занятия?).

Огонь знаний горевшей свечи унесите с собой.

Спасибо за работу.



Подписи к слайдам:

Основной формой образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей является УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей.
Титульный лист
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей – Дом детского творчества г.Аркадака Саратовской области.Конспектоткрытого занятияна тему: « Развитие навыка изображения фигуры человека в процессе рисования «Весёлого гномика»Объединение «Школа дошкольника»Педагог дополнительного образованияГалкина Ирина Владимировнаг.Аркадак март 2013г.
Тип занятия
занятие изучения нового материалазанятие формирования умений и навыковзанятие закрепления и развития знаний, умений, навыковзанятие повторениезанятие применения знаний, умений, навыковкомбинированное занятиеконтрольное занятие
Целеполагание
Цели
Формирование основных навыков изображения фигуры человека в процессе рисования
Триединство целей и задач
ОбразовательныеРазвивающиеВоспитательные
Образовательные задачи
дать первоначальное представление о …….обеспечить усвоение…..продолжить формирование…..закрепить……обобщить…..расширить следующие специальные производственные представления…..углубить следующие общетрудовые знания….
Развивающие задачи
сформировать у обучающихся умение……развивать у обучающихся…овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями развивать двигательную сноровку, соразмерность движений….развивать у обучающихся профессиональные интересы по…подготовить обучающихся к сознательному выбору профессиисодействовать развитию у обучающихся необходимых личностных качеств…
Воспитательные задачи
совершенствовать (экономическое, экологическое, нравственное, технологическое восприятие окружающего мира и т.п.)Формировать у обучающихся нравственные личностные качества (товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность....Сформировать (продолжить формирование) взглядов, убеждений на жизненную позицию...Прививать (активную жизненную позицию, чувство ответственности, дисциплинированности)
Классификация дидактических средств
Печатные пособия.Демонстрационные пособия. (технологические карты, коллекции, слайды, диафильмы, видеофильмы и др.Опорные схемы.Карточки и перфокарты.Иллюстративный материал. (иллюстрации, репродукции картин, фотоработы и т.д.)Образцы декоративно-прикладного искусства, изготавливаемых изделий.Занимательный материал.Творческие задания.
Ход занятия:
Организационный блокОсновной блокИтоговый блок
Организационный блок
Этапы:Организационый этапЭтап всесторонней проверки домашнего заданияЭтап проверки ЗУН
Основной блок
Этапы:Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материалаЭтап усвоения новых знанийЭтап проверки усвоения новых знанийЭтап закрепления нового материала
Итоговый блок
Этапы:Информирование обучающихся о домашнем заданииПодведение итогов занятия
Открытое занятие -
одна из форм демонстрации профессионального педагогического мастерства и результативности деятельности педагога.
Типичные ошибки:
УРОК!Отсутствие специфики дополнительного образованияПерегруженность занятия (показать все лучшее сразу) Доминирование формы занятия над его содержаниемНе соблюдение времени проведения занятия
Рекомендации:
Старайтесь планировать занятие так, чтобы этапы не распадались, сохраняли целостность и внутреннее единство.
Продумайте деятельность обучающихся на разных этапах занятия.
Продумайте текст конспекта открытого занятия, проверьте названия, ключевые фразы, вопросы.
Определите необходимый дидактический, демонстрационный, раздаточный материалы и оборудование.
Проверьте демонстрационный материал на наличие ошибок!
Рассчитывайте только на свои силы.
Создавайте на занятии доброжелательную атмосферу, чаще улыбайтесь.
Обращайтесь к детям по именам.
АНЯ
МИША
СВЕТА
НАСТЯ
МАРК
Держите в «поле зрения» всех обучающихся.
Долой монолог, да здравствует диалог!
Следите за темпом и временем занятия.
Подготовьте резервный материал.
Продумайте итоговый этап занятия. Постарайтесь сделать его запоминающимся.
Методы организации занятия в объединении.
Методы практико-ориентированной деятельности.Словесные методы.Графические работы.Метод наблюдения.Исследовательские методы.Методы проблемного обучения.Методы программированного обучения.Проектные и проектно-конструкторские методы.Метод игры.Наглядный метод обучения.Использование средств искусства.Психологические и социологические методы и приемы
Традиционные формы занятия
ЛекцияСеминарДискуссияКонференцияЭкскурсияЭкспедиция Туристический походУчебная играУтренник, праздник и т.п.
Нетрадиционные формы занятия
Презентация предмета, явления, события, факта.СоциодрамаЗащита проектаЧаепитиеФилософский стол«Крепкий орешек»День добрых сюрпризовКонверт вопросовВыпускной рингПсихологическое занятиеИнтегрированные занятия
Желаем удачи!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мастер -класса по математике в 5 классе " Управление мыслительной деятельностью при решении математических заданий""

В любой области деятельности нужны инициативные люди, способные предлагать  нестандартные решения. Сейчас основная задача школы состои...

Мастер-класс "В гостях у сказки"

Конспект мастер -класса " В гостях у сказки" . Форма занятия - конкурсно-познавательное мероприятие....

мастер-класс рисунки иллюстраций к сказкам пушкина

Презентация , посвященнаяТворчеству А.С. Пушкина...

Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н

Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н...

Мастер-класс по теме: «Пасхальное яйцо, декорированное в технике квиллинг

Участники мастер-класса ознакомятся с технологией декорирования заготовки яйца элементами квиллинга. Я также расскажу, как можно выполнить сразу несколько заготовок яйца для декорирования их в любой т...

Мастер-класс для педагогов "Сочиняем сказки"

В презентации указаны основные "сказочные"признаки, этапы работы над сказкой, приемы развития фантазии. Также, здесь можно увидеть фотоколлажи и сказки участников мастер-класса....

Конференция. Мастер -класс Метод наглядного моделирования. (сказка)

скака. метод наглядноо моделироания. конференция...