Методическая разработка тема: "Одаренные дети"
методическая разработка (5 класс) по теме

Филиппова Виктория Николаевна

Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.

Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.

Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.

Выявление   одаренных и талантливых детей

- анализ особых успехов и достижений ученика;
- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием анкетирования педагогами-психологами.

- преемственность между начальным образованием и дополнительным образованием посредством создания дополнительных занятий.
- системы структурных подразделений дополнительных занятий на базе
общеобразовательных учреждений, центров детского творчества и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotk1.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема:

«Одаренные дети»

педагог дополнительного образования

Филиппова В.Н.

Объединение « Домашний дизайн»

Художественно- эстетическое направление

Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.  Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.

Выделяют следующие виды одаренности:

- творческая одаренность,

- академическая одаренность,

- художественная одаренность,

- музыкальная одаренность,

- интеллектуальная одаренность,

- литературная одаренность,

- психомоторная одаренность,

- общая одаренность,

- интеллектуальная одаренность.

Определяя работу с одаренными детьми необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».

                  Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт:

 - природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т.е. повышенная чувствительность);

- интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;

- способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е. воля и энергия человека;

- способность создания новых образов, фантазия и воображение.

В работе с одаренными и талантливыми детьми можно выделить несколько этапов:

  • прежде всего, необходимо  отыскать одарённых детей.
  • талантливый человек талантлив во многом, поэтому ребенок должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно.
  • разработка личностно - ориентированного подхода к обучению одаренных детей: талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету.
  • на следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стеснятся показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера:

- проблемные,

- поисковые,

- эвристические,

- исследовательские,

- проектные — в сочетании с методами самостоятельной,

 индивидуальной и групповой работы.

Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

В системе дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству выделяю следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:

  • индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
  • работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает, как правило, педагог высшей категории);
  • каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
  • система творческих конкурсов, выставок, фестивалей.

  Педагог дополнительного образования должен знать об особенностях работы с одаренными и талантливыми детьми. Программы для одарённых детей отличаются  по содержанию,  по процессуальности,  по ожидаемому результату,  по среде обучения. Разработка  таких программ учитывает, что одарённые дети способны быстро схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов; имеют потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и разбираться в них глубже; проявляют способность подмечать глубинные детали, особенности и выдвигать объяснения подмеченному; часто тревожны, в связи со своей непохожестью на других детей.  Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми, в свою очередь, должны отвечать определённым  требованиям:

-  разработка  индивидуализированных программ;

-  создание  эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения;

-  стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей;

-  использование различных стратегий обучения и воспитания;

-  уважение личности и ценностей  воспитанника и  формирование его положительной самооценки;

-   поощрение творческих особенностей и  воображения воспитанников.

Выявление   одаренных и талантливых детей

- анализ особых успехов и достижений ученика;
- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием анкетирования педагогами-психологами.

- преемственность между начальным образованием и дополнительным образованием посредством создания дополнительных занятий.
- системы структурных подразделений дополнительных занятий на базе
общеобразовательных учреждений, центров детского творчества и др.

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

- создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение
и воспитание;
- включение в учебный план  по углубленному изучению  прикладного творчества,  художественно- эстетического воспитания.
- формирование и развитие сети дополнительного образования;
- организация поисково-исследовательской деятельности;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных 
олимпиадах, выставках, фестивалях.

Диагностика:

Независимо от того, каков источник одаренности, необходима ее диагностика. В связи с этим возрастает роль педагога.

Учащиеся диагностируются по следующим направлениям:

-         творческое мышление;

-         уровень самооценки;

-         толерантность;

-         предпочтительные виды деятельности;

-         доминирование правого или левого полушария;

-         сила интуиции;

-         Вы лидер?

-         Вы считаете себя  гением?

-         Что вам нравится (карта интересов)?

-         Диагностика задатков и склонностей личности;

-         Поведенческие характеристики одаренных детей;

    Проектирование и реализация  целевых программ по развитию талантливых и одарённых детей в условиях центра дополнительного детского воспитания и образования (как фактор системной поддержки данной категории воспитанников со стороны взрослых)  будет способствовать  не только росту их достижений, но и  оказывать влияние на  дальнейший жизненный путь.

Организация работы проводится по результатам диагностики:

ФИО уч-ся

Направления

Результаты диагностики

Рожкова Дана 5 кл.

творческое мышление

-         уровень самооценки;

-         толерантность;

-         предпочтительные виды деятельности;

-         доминирование правого или левого полушария;

-         сила интуиции;

-         Вы лидер?

-         Вы считаете себя  гением?

-         Что вам нравится (карта интересов)?

-         Диагностика задатков и склонностей личности;

-         Поведенческие характеристики одаренных детей;

Чтение, рисование,  

компьютер

Моделирование

Спокойная, умеет слушать и слышать

Любит шить, моделировать, конструировать

Брусенцова Елизавета  6 кл.

творческое мышление

-         уровень самооценки;

-         толерантность;

-         предпочтительные виды деятельности;

-         доминирование правого или левого полушария;

-         сила интуиции;

-         Вы лидер?

-         Вы считаете себя  гением?

-         Что вам нравится (карта интересов)?

-         Диагностика задатков и склонностей личности;

-         Поведенческие характеристики одаренных детей;

Творческое мышление

Спорт, дизайнерские способности

 

Лидер класса

Учёба с компьютером

 целеустремлённая

спокойная

любит шить, вышивать, заниматься лепкой из пластики (изготавливать бижутерию и др.)

Логинова Юлия

6 кл.

Творческое мышление

Танцы, актерские данные,  лидер.

Дизайнерские способности, активная, требовательная, целеустремленная,

подвижная

Сыровацкая Ульяна

3 класс

Творческое мышление, аккуратная,

подвижная, легко все схватывает, выполняет все задачи, требует более сложной. Занимается шахматами, читает стихи, проявляет актерские данные, дизайнерские способности  любит рисовать

Бабанина Дарья 6 кл

Творческое мышление, аккуратная, исполнительная, требовательная, любит читать, рисовать, проявляет дизайнерские способности, моделирует, конструирует

Мотивация обучения и адаптации ребенка в группе.

Вопросы анкеты.

1. Тебе нравится в ценре детского творчества (группе) или не очень?

2. Когда заканчиваются уроки ты всегда с радостью идешь в центр творчества (группу) или тебе хочется остаться в школе (пойти домой)?

3. Если бы педагог в группе сказал, что завтра необязательно приходить всем обучающимся, ты бы пошел в центр творчества (группу) или остался бы в школе (дома)?

4. Тебе нравится, когда у вас в группе отменяются занятия?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий в группе?

6. Ты хотел бы , чтобы в группе были…

7. Ты часто рассказываешь о группе (центре детского творчества) родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий педагог в группе?

9. У тебя в группе много друзей?

10.Тебе нравятся твои одногруппники?

Список литературы:

Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- №4.- с.39-45

Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // “Завуч”.- 2000.- №1.- с.107-116

Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.

Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001.- № 24.- с. 37-39.

Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-с.576.

Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.- № 6.- с. 132-137.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении .Тема: "Дети и творчество"

Творчество – процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия – положительная и светлая. Она приносит нам состояние гармонии. Это самое состояние необходимо и р...

Программно – методическое обеспечение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья видам народных промыслов в рамках экспериментальной деятельности

         Результатом многолетней плодотворной работы  по   допрофессиональной  и профессиональной подготовке воспитанников  стало открыти...

Методический семинар "Одарённые дети и особенности работы с ними"

Методический семинар в форме исследования темы "Одарённые дети и особенности работы с ними" сопровождается презентацией....

Методический семинар "Одарённые дети и особенности работы с ними"

Методический семинар проведён в форме исследования темы, сопровождается презентацией....

Учебно - методическое пособие "Приобщение детей к музыкальному искусству"

Структура Учебно - методмческого пособия соответствует задаче последовательного музыкального развития детей....

Мультимедийное методическое пособие для детей 5-6 летнего возраста. «Музыкальные инструменты»

 ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава                                     ...